МБОУ Михайловская ОШ Демидовского района Смоленской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умелые руки»
2 класс
Учитель: Родионова Наталья Петровна
первая квалификационная категория
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии
-с нормативно-правовой базой:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
-«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / В.А.
Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под редакцией В.А. Горского М.: Просвещение, 2010
-Программа««Декоративно-прикладное искусство» автор Кожина О.А
-основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Михайловская ОШ».
Количество учебных часов - в год 34 ч, в неделю -1 час.
Главная цель внеурочной деятельности «Умелые ручки (декоративно-прикладное искусство)» во 2 классе - формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.
Задачи:
развивать природные задатки и способности детей;
развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
научить приемам исполнительского мастерства;
стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
развивать стремление к творческой самореализации;
расширять общий и художественный кругозор.
«Умелые ручки (декоративно – прикладное искусство)» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.
Оценка достижения планируемых результатов
Оценивать деятельность учащихся необходимо с учётом личностного индивидуального роста каждого ученик
Ценностные ориентиры содержания. Оценивается реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение. Копирование – метод освоения навыков и приёмов, но не творческая деятельность в полном смысле. Положительно оценивается стремление к коллективным видам творчества. В коллективной работе творчество каждого ученика не оценивается, а оценивается готовый продукт в целом.
Программа основана на следующих принципах:
коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки;
гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение);
принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут;
принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру);
принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации;
принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
работа с книгой (чтение литературы, для получение нужной информации на определённую тему).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Вводное занятие (2ч)
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Практическая работа: сбор природных материалов.
Формы организации занятий: экскурсия, путешествие в «прошлое».
Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, работа с природным материалом (сортировка, просушка), выполнение аппликаций.
2.Работа с бумагой (6ч)
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции, цветов, игрушек, панно.
Формы организации занятий: конкурс, фестиваль, мастерская, занятие творчества.
Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3.Работа с различными тканями (6ч)
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек.
Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
Формы организации занятий: мастерская, проект, исследование.
Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, выполнение творческих работ, проектная деятельность, работа на швейной машинке
4.Работа с природными материалами (6ч)
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: создание букета из сухих цветов, тематических композиций, работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. д.).
Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.
Практическая работа: обработка бересты, изготовления панно по замыслу детей и педагога, изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек, оформление книжек-малышек, оформление стенда «Знаете ли вы?»
Формы организации занятий: мастерская, выставка, «путешествие в прошлое».
Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, выполнение творческих работиз природного материала.
5.Кожная пластика (6ч)
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов.
Формы организации занятий: исследование, мастерская, выставка.
Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций, выполнение творческих работиз кожи, исследовательская деятельность.
6. Морские пришельцы (работа с ракушками) (6ч)
Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.
Практическая работа: сортировка и систематизация работ из ракушек, оформление работ из ракушек, оформление рамок для поделок.
Формы организации занятий: мастерская, праздник, викторина.
Виды деятельности: беседа, просмотр презентаций и кинофильмов, выполнение творческих работиз ракушек.
7.Отчётная выставка работ школьников (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставкиработ школьников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Количество часов | Тема занятия |
| 2 | Вводное занятие |
1 | 1 | Практическая работа. Ознакомление с предметами старинного творчества. |
2 | 1 | Экскурсия в лесопарк. Сбор природных материалов Техника безопасности при работе с природным материалом |
| 6 | Работа с бумагой |
3 | 1 | Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. |
4 | 1 | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Самолетики. |
5 | 1 | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Кораблики. |
6 | 1 | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Модели цветов |
7 | 1 | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Модели игрушек |
8 | 1 | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Панно. |
| 6 | Работа с различными тканями |
9 | 1 | Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек |
10 | 1 | Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Порядок проектирования мягкой игрушки. Котик. |
11 | 1 | Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Котик. |
12 | 1 | Технология кройки различных деталей мягкой игрушки. |
13 | 1 | Изготовление мягкой игрушки «Котик» |
14 | 1 | Изготовление мягких игрушек по различным выкройкам. |
| 6 | Работа с природными материалами |
15 | 1 | Сбор природного материала для работы над аппликациями. Техника безопасности при работе с природным материалом |
16 | 1 | Панно из природного материала. |
17 | 1 | Букет из сухих цветов. |
18 | 1 | Работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек |
19 | 1 | Береста. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. |
20 | 1 | Обработка бересты, изготовления панно по замыслу детей. |
| 6 | Кожная пластика |
21 | 1 | Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Техника безопасности при работе с кожей. |
22 | 1 | Подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы. |
23 | 1 | Оформление тематического панно. |
24 | 1 | Оформление броши. |
25 | 1 | Оформление сувенира |
26 | 1 | Оформление ремешка для часов, пояска |
| 6 | Морские пришельцы (работа с ракушками) |
27 | 1 | Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками |
28 | 1 | Использование ракушек для создания композиций |
29 | 1 | Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. |
30 | 1 | Композиция из ракушек и других материалов. |
31 | 1 | Панно из ракушек |
32 | 1 | Оформление рамок для поделок. |
| 2 | Отчётная выставка работ школьников |
33 | 1 | Подготовка итоговой выставки работ школьников |
34 | 1 | Итоговая выставка |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих творческих возможностей;
проявление познавательных мотивов;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Метапредметные:
проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
соблюдение правил поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
соблюдение правил игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
Предметные:
К концу обучения, учащиеся научатся
анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
соблюдать правила игры и дисциплину;
правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
подводить самостоятельный итог занятия;
выполнять простейшие работы из бумаги, ткани, ракушек, природного материала, кожи.
К концу обучения, учащиеся получат возможность:
применять полученный опыт работы в своей деятельности
импровизировать;
самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
А.С. Хворостов Декоративно-прикладное искусство в школе М., Просвещение, 1981.
Н.Голубев Аппликация из природного материала 2002.
Д.Чистти Оригинальные поделки из бумаги. М., Мир книги, 2009.
Бумажная филигрань. М., Мир книги 2010.
А.Зайцева Поделки с тиснением по бумаге. М., Эксмо, 2009.
Уроки ремесла. АСТ Астрель, 2001.
Модульное оригами. М., Мир книги, 2010.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Различные виды ткани, бумаги, природного материала.
Инструменты для выполнения поделок и материалы.