Утверждаю
директор МОКУ «Китаевская СОШ»
_______________ Газаева Л.О.
Приказ № от
Принято
на заседании педагогического совета
Протокол № от
Согласовано
на методическом совете школы
Протокол № от
Руководитель МС______________ Трубинова Е.Л.
Рассмотрено
на МО учителей естественно-математического цикла
Протокол № от
Руководитель МО ________________ Гуторова Л.И.
МОКУ «Китаевская средняя
общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности
Мастерская «Умелые руки»
1 класс
Год разработки: 2017
Срок реализации программы: 2017-18 уч.г.
Программу составила Чаплыгина О.Л.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детcтва и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста. А детское творчество невозможно без развития трудолюбия.
Кружок-мастерская «Умелые руки» предоставляет условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития трудолюбия детей.
Занятия в мастерской «Умелые руки» развивают творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Данная программа направлена на выявление и развитие творческого потенциала ребенка, на развитие усидчивости, внимания, терпения, аккуратности.
Новизна программы состоит в том, что в образовательном процессе в органическом единстве учащимся преподают элементы технологической и проектной культуры как важные составляющие культуры современного человека. Во время занятий обучающиеся получают знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им самим осуществлять трудовую деятельность.
Цель:
развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». Поэтому в задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении предмета, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
В процессе реализации программы предусматриваются следующие виды деятельности:
- игровая,
- познавательная,
-практическая.
Данная программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общественно-полезная деятельность».
Программа адресована обучающимся первого класса и рассчитана на 66 часов.
Периодичность занятий - 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов |
Вводное занятие | 1 |
Работа с бумагой и картоном | 14 |
Работа с пластилином | 10 |
Работа с бросовым материалом | 14 |
Работа с природным материалом | 17 |
Художественное творчество | 10 |
Итого | 66 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Перечень разделов и тем | Дата проведения |
ориентировочно | фактически |
1 | Вводное занятие(1ч) | | |
| Работа с бумагой и картоном(14ч) | | |
2-3 | Художественное моделирование из бумаги | | |
| |
4-5 | Аппликация из геометрических фигур | | |
| |
6-7 | Объёмная аппликация | | |
| |
8-9 | Поздравительная открытка | | |
| |
10-11 | Карнавальная маска | | |
| |
12-13 | Оригами | | |
| |
14-15 | Оригами. Коллективная работа по созданию панно | | |
| |
| Работа с пластилином(10ч) | | |
16 | Свойства глины и пластилина | | |
17-18 | Лепка овощей и фруктов по образцу | | |
| |
19-20 | Пластилиновый барельеф | | |
| |
21-22 | Лепка животных | | |
| |
23-24 | Объёмная композиция по мотивам сказки | | |
| |
25 | Лепка по мотивам народной игрушки | | |
| Работа с бросовым материалом(14ч) | | |
26-27 | Конструирование дома для сказочных героев | | |
| |
28-29 | Конструирование игрушек | | |
| |
30-31 | Конструирование декоративных композиций | | |
| |
32-33 | Вазы из бросового материала | | |
| |
34-35 | Аппликация из лоскутков ткани | | |
| |
36-37 | Композиция из кусочков кожи | | |
| |
38-39 | Мягкая игрушка | | |
| |
| Работа с природным материалом(17ч) | | |
40-41 | Флористика | | |
| |
42-43 | Изготовление композиции из засушенных листьев | | |
| |
44-45 | Изготовление фигур из шишек | | |
| |
46-47 | Панно из ракушек | | |
| |
48-49 | Объёмные фигурки из ракушек | | |
| |
50-51 | Игрушки из яичной скорлупы | | |
| |
52 | Свойства солёного теста | | |
53-54 | Тестопластика. Панно. | | |
| |
55-56 | Тестопластика. Работа по собственному замыслу | | |
| |
| Художественное творчество(10ч) | | |
57-58 | Использование цветных карандашей, акварели, гуаши. | | |
| |
59-60 | Рисование с элементами аппликации | | |
| |
61-62 | Кляксография | | |
| |
63 | Узор с помощью штампов | | |
64-65 | Граттаж | | |
| |
66 | Организация выставки | | |
Содержание программы мастерской «Умелые руки»
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
Ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдения порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Тема 2. Работа с бумагой, картоном (14 ч.)
Художественное моделирование из бумаги. Изготовление закладки по образцу. Изготовление аппликации по образцу. Изготовление поздравительных открыток по образцу, карнавальных масок. Техника «оригами»
Тема 3. Работа с пластилином (10 ч.)
Рассказ о свойствах глины и пластилина. Лепка овощей и фруктов по образцу. Изготовление аппликации «Ваза с цветами». Лепка по замыслу детей. Лепка животных, создание композиции из объёмных фигур.
Тема 4. Работа с бросовым материалом (14 ч.)
Конструирование дома для сказочных героев. Конструирование игрушек.
Изготовление ваз, панно из остатков кожи, ткани.
Тема 5. Работа с природным материалом (17ч.)
Изготовление композиций из засушенных листьев «Золотая осень», «Букет для мамы». Изготовление фигур из шишек «Сказочные герои», «Игрушка». Изготовление игрушек и плоских картин из ракушек, яичной скорлупы. Работа с солёным тестом.
Тема 6. Художественное творчество (10 ч.)
Знакомство со свойствами цветных карандашей, акварели, гуаши. Раскрашивание картинок различными техниками. Рисование с элементами аппликации. Выставка работ.
Ожидаемые результаты
В результате прохождения образовательной программы предполагается достичь следующих результатов:
обучающиеся научатся:
изготавливать изделия из бросового материала;
лепить из пластилина;
участвовать в выставках готовых изделий;
взаимодействовать со сверстниками;
работать в группе;
обучающиеся получат возможность научиться:
понимать суть и порядок выполнения практической работы;
устанавливать связь между отдельными операциями при изготовлении изделия;
самостоятельно выполнять изученные виды изделий;
формировать способность фантазировать;
выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения по выполнению той или иной работы.
Условия реализации программы
- Организационное обеспечение: инструктаж по технике безопасности
- Материально-техническое обеспечение: ножницы, иглы, клей, различные измерительные инструменты, цветная бумага, картон, ткань, нитки, пластилин, природные материалы, гуашь, акварель, бросовый материал.
- Внешнее обеспечение: выставка работ обучающихся, изготовление поделок-сувениров для ветеранов, гостей и т.д.
-Дидактическое, методическое обеспечение:
Андронова J1.A. Лоскутная мозаика. - М.: «Школа-Пресс», 1993 г. - 48 с.
Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986 г. - 207 с.
Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984 г.
Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1987 г. - 128 с.
Красота своими руками. Авт. - сост. О.И. Клионская, ми.: ООО «Полифакт-Альфа», 1993 г. - 80 с.
Молодобровова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие для руководителей кружков. - М.: Просвещение, 1993 г. - 176 с.
Тарасенко С.Ф. Забавные поделки. Книга для учащихся 4-8 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1992 г. - 95 с.
Уроки бабушки Куми./Сост. Рудакова И./ - М.: Уфлеку, 1992 г.
Цирулик Н.А., Преснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса - Самара: Изд. «Учебная литература», 2006 г.
10.Ю.Шевчук Я.Г. Умелая иголочка. Альбом с игровыми заданиями. - Киев: «Вэсолка», 1989 г.