СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наглядная геометрия".  3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". 3 класс.»



















Рабочая программа



кружка «Наглядная геометрия»



3 класс

























Пояснительная записка

Программа кружка «Наглядная геометрия» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г, примерной программы основного общего образования по математике ( М: Просвещение. – 2013. с.102-135), программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1-4 кл. Белошистой А.В.


Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой -готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.

Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.

Задачи курса:

  • формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

  • развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

  • учить изображать простые геометрические формы;

  • развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;

  • воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

  • развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения. К шести годам понятия о фигурах у детей носят образный, вещественный характер, т.е. каждое понятие ассоциируется с каким-либо привычным для ребенка образом предмета (нитка, мяч, коробка и т.д.). Такой образ является заместителем понятия. Суждения остаются невысказанными, подразумевающимися. Например, ребенок имеет ясные представления о квадрате, умеет его даже начертить, но он не в состоянии назвать

его отличительные свойства.

В школьном курсе математики пространственные представления (т.е. геометрические понятия) формируются на основе привычных геометрических образов. Учащиеся наблюдают одни и те же формы, их всевозможное расположение, соотношение их частей и на основании этого выделяют общие геометрические признаки (форма, размер и т.д.), объединяют схожие

объекты в группы, высказывают суждения об объектах одной группы, отождествляют их с каким-либо понятием.

Далее главная роль в формировании геометрических понятий переходит от геометрического образа к определению самого понятия. Происходит отвлечение от конкретных образов, вещественных представлений, а геометрические формы становятся идеальными. Если до обучения геометрии ребенок искал для каждого геометрического понятия опору в наглядном

представлении, то в процессе обучения, говоря о каком-либо понятии, ребенок мысленно представляет некую фигуру, обладающую определенными свойствами. Геометрический образ

постепенно перестает быть тождественным понятию. Так, говоря об окружности, дети ясно понимают, что речь идет о плоской фигуре, представляющей собой линию, все точки которой равноудалены от одной точки.

Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д.

Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно

новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер. Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать

заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.

Приведем основные принципы структурирования материала:

1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник

и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.

2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.

3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного

представления к отвлеченным понятиям.

Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.


Рабочая программа кружка «Наглядная геометрия» рассчитана на 35 учебных недель,

35 часов в год, 1 час в неделю.


Тематический план.


п/п

Тема

Кол-во часов

1

Узлы и зацепления.

1

2

Окружность

4

3

Прямые

3

4

Построение геометрических фигур на нелинованной бумаге.

5

5

Топологические задачи

2

6

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

3

7

Площадь

5

8

Угол. Угловой радиус.

4

9

Объёмные тела.

8


Итого

35




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3класс

Узлы и зацепления.

Топологические свойства поверхностей. Отличие объёмных тел от плоских фигур.


Окружность.

Построение окружности по заданным радиусу или диаметру. Умение ориентироваться в пространстве. Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. Сегмент. Деление окружности на равные части, узоры из окружностей.


Прямые.

Параллельные прямые. Свойства прямоугольника и ромба.

Понятие перпендикуляр. Виды четырёхугольников. Моделирование фигур из бумаги. Практические навыки построения геометрических фигур.


Построения геометрических фигур на нелинованной бумаге.

Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. Построение прямоугольника и квадрата. Диагонали геометрических фигур и их свойства. Работа с чертёжными инструментами.


Топологические задачи.

Топологический план местности. Отличие плана от рисунка. Моделирование из бумаги.

Ориентирование на местности.


Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

Виды многоугольников. Построение замкнутых ломаных, выпуклых и невыпуклых многоугольников. Периметр геометрических фигур. Моделирование из бумаги. Построение равнобедренного и равностороннего треугольника.


Площадь.

Площадь фигуры. Способы сравнения площадей. Квадратный сантиметр, квадратный дециметр- единицы измерения площади. Нахождение площади фигуры по палетке.

Нахождение площади равностороннего треугольника. Плоскость.


Угол. Угловой радиус.

Введение понятия угловой радиус. Знакомство с транспортиром. Построение углов по градусной мере. Сетки.


Объёмные тела.

Куб. Каркасная модель куба. Развёртки куба. Конструирование объёмных тел из пластилина, проволоки, бумаги. Знакомство с прямоугольным параллелепипедом, его развёрткой. Свойства игрального кубика.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание причин успеха в учебной деятельности;

умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

представление об основных моральных нормах.


Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

различать способы и результат действия;

адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.


Обучающийся получит возможность научиться:

прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

формулировать проблему;

строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.


Обучающийся получит возможность научиться:

строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

различать обоснованные и необоснованные суждения;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать участие в совместной работе коллектива;

вести диалог, работая в парах, группах;

допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

координировать свои действия с действиями партнеров;

корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль совместных действий;

совершенствовать математическую речь;

высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.


Обучающийся получит возможность научиться:

критически относиться к своему и чужому мнению;

уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

принимать самостоятельно решения;

содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.





















Календарно-тематическое планирование

п/п


Название темы

Дата

план

Дата

факт

1

Решение задач. Узлы и зацепления.

1 неделя


2

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

2 неделя


3

Радиус и диаметр окружности.

3 неделя


4

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.

4 неделя


5

Сектор. Сегмент.

5 неделя


6

Параллельные прямые.

6 неделя


7

Виды четырёхугольников.

7 неделя


8

Обобщение изученного.

8 неделя


9

Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.

9 неделя


10

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

10 неделя


11

Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей многоугольника.

11 неделя


12

Диагонали квадрата.

12 неделя


13

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток»

13 неделя


14

Решение топологических задач.

14 неделя


15

Обобщение изученного материала.

15 неделя


16

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

16 неделя


17

Периметр многоугольника.

17 неделя


18

Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

18 неделя


19

Площадь.

19 неделя


20

Площадь. Единицы площади.

20 неделя


21

Площадь. Единицы площади.

21 неделя


22

Нахождение площади равностороннего треугольника.

22 неделя


23

Плоскость.

23 неделя


24

Угол. Угловой радиус.

24 неделя


25

Сетки.

25 неделя


26

Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объёмных тел. Пентамино.

26 неделя


27

Обобщение изученного.

27 неделя


28

Куб.

28 неделя


29

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда.

29 неделя


30

Каркасная модель куба. Развёртка куба.

30 неделя


31

Куб. Площадь полной поверхности куба.

31 неделя


32

Знакомство со свойствами игрального кубика.

32 неделя


33

Обобщение изученного материала по теме

« Геометрические тела»

33 неделя


34

Подготовка проекта « Геометрические тела»

34 неделя


35

Защита проектов.

35 неделя





Проверка результатов проходит в форме:


  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • викторин, олимпиад,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимаются во внимание способности каждого ученика в отдельности Обучающиеся включаются, по мере возможности, в групповую работу, чтобы моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни. Их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Итоговый контроль осуществляется в формах: тестирование, практические работы, творческие работы учащихся, контрольные задания, соревнования, классные и школьные олимпиады. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.




ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА:

  1. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

  2. Линейка, циркуль, транспортир.

  3. Наборы плоских геометрических фигур, набор геометрических тел.

  4. Компьютер, проектор.














Учебно- методическое обеспечение.

1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994

2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2009


3. Электронное пособие Еремеева В.В. «Путешествие по стране Геометрия», 2011 г.

4. Сказки-презентации «Геометрия в сказках».

5. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2012. - 64 с.


6. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство: тетрадь по геометрии/Под. ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2012.- 32 с.


7. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Мир линий: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2012. - 64 с.


8. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом

«Федоров», 2011. - 80 с.


9. Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 96 с.



Сайт «Солнечный» http://nachalkanosova.ucoz.ru/index/geometrija_vokrug_nas/0-46































Лист коррекции



№ № объедин.

уроков

Дата по плану

Дата по факту

Темы

Причина коррекции


























































































































12