РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИВОЛЬНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
238171, РФ, Калининградская область, Черняховский городской округ,
п. Привольное, ул. 1-я Школьная, 1, тел. (40141) 9-22-41, факс (40141)9-22-69
e-mail: [email protected]
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мы готовы к ГТО»
для 5-6-7-8 класса
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Казанцев А.Ю.
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивной направленности «Мы готовы к ГТО», составлена в соответствии с Базисным учебным планом МАОУ «Привольненская СОШ» на 2021 – 2025 учебный год, который является норматив-ным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятель-ности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания.
Срок реализации РПВД «Мы готовы к ГТО» - 5 лет, адресована программа для учащихся 5-8 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю продолжитель-ностью 40 минут, всего 35 часов в год и разработана в соответствии с требования-ми Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образова-тельного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 года № 1897), Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности, Рабочей программы по физической культуре для образовательных организаций. 5-8 классы (Автор В.И. Лях «Физическая культура») – М.: Просвещение, 2015, Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), Приказа Министерства спорта РФ № 575 от 08.07.2014 г. «Об утверждении государствен-ных требований к уровню физической подготовленности населения при выполне-нии нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и в соответствии с региональным базисным учебным пла-ном для образовательных организаций, и учебным планом МАОУ «Привольнен-ская СОШ», утвержденным 01.09.2021 г.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяет-ся как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели с учетом специфики предмета.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено , что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. 24 марта 2014 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Актуальность данной программы определяется необходимостью достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями современных нормативных документов, определяющих деятельность педагога в рамках предмета «Физическая культура». В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения целью физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является содействие всестороннему физическому развитию личности ребенка посредством обеспечения его необходимым уровнем общего физического образования и общей физической подготовленности. В основе физического воспитания школьников лежит формирование физической культуры личности, которая достигается сочетанием следующих форм обучения – урок физической культуры и внеурочные занятия для учащихся. Физическое воспитание направлено на формирование мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в овладении основными видами физкультурно-спортивной деятельности, в разносторонней физической подготовленности занимающихся.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам на основе программы «Внеурочная деятельность Подготовка к сдаче комплекса ГТО», авторы: В.С Кузнецов; Г.А Колодницкий и Положением «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Цель ВФСК «ГТО» заключается в использовании спорта и физкультуры для укрепления здоровья, воспитания гражданственности и патриотизма, гармоничного и всестороннего развития, улучшения качества жизни населения России. Таким образом, целью РПВД «Мы готовы к ГТО» является формирование разносторонней физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья через привлечение к выполнению норм ВФСК «ГТО».
Достижение цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
увеличение количества учащихся, регулярно занимающихся спортом;
увеличение уровня физической подготовленности учащихся;
формирование у учащихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека;
соблюдение рекомендаций к недельному двигательному режиму;
повышение информированности учащихся о способах, средствах, формах организации самостоятельных занятий;
развитие детского и детско-юношеского спорта в образовательной организации;
подготовка команд образовательной организации для выступления на Фестивалях ГТО различных уровней;
обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.
Актуальность.
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всегда называли и называют задачу воспитания здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, способного защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации. В последнее время этот вопрос всё чаще встает на повестке дня, особенно это касается молодого поколения.
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовностью людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен статьи основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи.
Практическая значимость.
Внедрение ВФСК «ГТО» в общеобразовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Данный комплекс предусматривает выполнение установленных нормативов, а также участие в физкультурно-спортивных мероприятиях. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня физического воспитания, формированию здорового образа жизни, готовности к труду и обороне у подрастающего поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы готовы к ГТО» призвана оказать помощь в подготовке учащихся к выполнению норм ВФСК «ГТО», положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через участие в предлагаемых внеурочных занятиях.
Подготовка и непосредственно выполнение тестов ГТО позволит более качественно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся, отслеживать динамику изменения здоровья (учитывать их спортивный прогресс или регресс), понимать его причины.
Регулярные занятия физическими упражнениями и вовлечение подростков в осознанное ведение здорового образа жизни будут фундаментом, для укрепления здоровья населения России.
Внеурочная деятельность, осуществляемая в рамках РПВД «Мы готовы к ГТО», организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по спортивно-оздровительному направлению развития личности.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся в начале учебного года организует стартовый контроль в виде выполнения всех контрольных испытаний, соответствующих возрастной ступени ВФСК «ГТО».
По окончанию первого полугодия проводится промежуточный контроль и, соответственно, после второго полугодия проводится – итоговый контроль. Оценивание результатов учащихся осуществляется в соответствии с государственными требованиями к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Так же данная система предусматривает непосредственное выполнение учащимися нормативов ГТО в муниципальном цент-ре тестирования ГТО для получения знаков отличия, результаты которых заносятся и отслеживаются в автоматизированной информационной системе (АИС) ГТО.
Социальным партнером, привлекаемым к реализации курса, является Региональный центр тестирования ГТО.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в готовности учащихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовки к выполнению нормативов ВФСК «ГТО». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностными результатами, формируемыми при реализации РПВД «Мы готовы к ГТО», являются:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности и подготовки к выполнению нормативов, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты.
В соответствии с ФГОС ООО метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия (УУД). Выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать новые задачи во внеурочной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора во внеурочной деятельности.
Познавательные УУД:
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения поставленных задач;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Основным инструментарием для оценивания результатов является Приказ Министерства спорта РФ № 575 от 08.07.2014 г. «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание РПВД «Мы готовы к ГТО» состоит из двух разделов: «Теория ВФСК «ГТО»» и «Физическое совершенствование».
Содержание программы. 5 класс
Теория ВФСК «ГТО».
История появления ВФСК «ГТО». Физическая подготовка. Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней гимнастики.
Физическое совершенствование.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: бег с ускорением от 30 до 40 м; техника высокого старта, стартового разгона, финиширования; бег на короткие дистанции (30 м, 60 м); эстафетный бег; челночный бег 3*10 м; прыжок в длину с места, прыжки через препятствия; техника метания малого мяча на дальность; метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м.
Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут, бег на длинные дистанции (1000 м, 1500 м), прыжки на скакалке до 3 минут.
Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, подтягивания на высокой перекладине (мальчики) и низкой перекладине (девочки), отжимания на брусьях, приседания, поднимание туловища в положении лёжа за 30 секунд и 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, броски набивных мячей 1-2 кг.
Упражнения для развития координационных способностей: метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, стрельба из пневматической винтовки.
Упражнения для развития гибкости: наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу, наклон вперёд в положении сидя, с помощью партнёра, выпады вперёд и в сторону, полушпагат.
Соревнования: выполнение контрольных нормативов, предусмотренных в 3 ступенях ВФСК «ГТО» – Осенний, Зимний, Весенний и Летний фестиваль ГТО, стартовый контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Содержание программы. 6 класс
Теория ВФСК «ГТО».
История появления ВФСК «ГТО». Физические качества. Здоровье и здоровый образ жизни. Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток и физкультпауз.
Физическое совершенствование.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей:
бег с ускорением от 30 до 40 м; техника высокого старта, стартового разгона, финиширования; бег на короткие дистанции (30 м, 60 м); эстафетный бег; челночный бег 3*10 м; прыжок в длину с места, прыжки через препятствия; техника метания малого мяча на дальность; метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м.
Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут, бег на длинные дистанции (1000 м, 1500 м), прыжки на скакалке до 3 минут.
Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, подтягивания на высокой перекладине (мальчики) и низкой перекладине (девочки), отжимания на брусьях, приседания, поднимание туловища в положении лёжа за 30 секунд и 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, броски набивных мячей 1-2 кг.
Упражнения для развития координационных способностей: метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, стрельба из пневматической винтовки.
Упражнения для развития гибкости: наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу, наклон вперёд в положении сидя, с помощью партнёра, выпады вперёд и в сторону, полушпагат.
Соревнования: выполнение контрольных нормативов, предусмотренных в 3 ступенях ВФСК «ГТО» – Осенний, Зимний, Весенний и Летний фестиваль ГТО, стартовый контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Содержание программы. 7 класс
Теория ВФСК «ГТО».
Цель возрождение ВФСК «ГТО». Физическая подготовка и её связь с развитием физических качеств. Здоровье и здоровый образ жизни. Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для коррекции осанки и телосложения.
Физическое совершенствование.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: бег с ускорением от 30 до 60 м; техника высокого старта, стартового разгона, финиширования; бег на короткие дистанции (30 м, 60 м); эстафетный бег; челночный бег 3*10 м; прыжок в длину с места, прыжки через препятствия; техника метания малого мяча на дальность; метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м.
Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут, бег на длинные дистанции (1000 м, 2000 м), прыжки на скакалке до 3 минут.
Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, подтягивания на высокой перекладине (мальчики) и низкой перекладине (девочки), отжимания на брусьях, приседания, поднимание туловища в положении лёжа за 30 секунд и 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, броски набивных мячей 2 кг.
Упражнения для развития координационных способностей: метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, стрельба из пневматической винтовки.
Упражнения для развития гибкости: наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу, наклон вперёд в положении сидя, с помощью партнёра, выпады вперёд и в сторону, полушпагат.
Соревнования: выполнение контрольных нормативов, предусмотренных в 3 ступенях ВФСК «ГТО» – Осенний, Зимний, Весенний и Летний фестиваль ГТО, стартовый контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Содержание программы. 8 класс
Теория ВФСК «ГТО».
Возрождение ВФСК «ГТО». Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз.
Физическое совершенствование.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: бег с ускорением от 30 до 60 м; техника высокого старта, стартового разгона, финиширования; бег на короткие дистанции (60 м); эстафетный бег; челночный бег 3*10 м; прыжок в длину с места, прыжки через препятствия; техника метания малого мяча на дальность; метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м.
Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут, бег на длинные дистанции (1000 м, 2000 м), прыжки на скакалке до 3 минут.
Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, подтягивания на высокой перекладине (юноши) и низкой перекладине (девушки), отжимания на брусьях, приседания, поднимание туловища в положении лёжа за 30 секунд и 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, броски набивных мячей 2 кг.
Упражнения для развития координационных способностей: метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, стрельба из пневматической винтовки.
Упражнения для развития гибкости: наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу, наклон вперёд в положении сидя, с помощью партнёра, выпады вперёд и в сторону, полушпагат.
Соревнования: выполнение контрольных нормативов, предусмотренных в 3 ступенях ВФСК «ГТО» – Осенний, Зимний, Весенний и Летний фестиваль ГТО, стартовый контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Дата проведения |
1. | Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Эстафетный бег. | 1 | лекция, занятие соревнования | 10.09 |
2. | Подготовка к занятиям физической культурой. Техника высокого старта, стартового разгона, финиширования. Бег с ускорением от 30 до 60 м. | 1 | лекция, занятие | 08.09 |
3. | Стартовый контроль. | 1 | соревнования | 15.09 |
4-5. | Бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут. Техника метания малого мяча на дальность. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | 2 | занятие | 22.09 29.09 |
6. | История появления ВФСК «ГТО». Челночный бег 3*10 м. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. | 1 | лекция, занятие | 06.10 |
7-8. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | 2 | занятие | 13.10 20.10 |
9. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | 1 | лекция, занятие | 02.11 |
10. | Бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | 1 | занятие | 23.11 |
11. | Бег в равномерном темпе 7 минут. Челночный бег 3*10 м. Эстафеты. | 1 | занятие соревнования | 30.11 |
12. | Физическая подготовка. Поднимание туловища в положении лёжа за 30 секунд, поднимание ног в висе на гимнастической стенке. Броски набивных мячей 1 кг. | 1 | лекция, занятие | 07.12 |
13. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | 1 | лекция, занятие | 14.12 |
14. | Бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | 1 | занятие | 21.12 |
15. | Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Эстафеты. | 1 | лекция, соревнования | 28.12 |
16. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | 1 | занятие | 18.01 |
17. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | 1 | занятие | 25.01 |
18. | Промежуточный контроль. | 1 | соревнования | 01.02 |
19. | Бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Эстафетный бег. | 1 | занятие | 08.01 |
20. | Бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Эстафетный бег. | 1 | соревнования | 15.02 |
21. | Бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Эстафетный бег. | 1 | занятие | 22.02 |
22. | Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней гимнастики. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. | 1 | лекция, занятие | 01.03 |
23. 24. | Бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | 2 | занятие | 15.03 22.03 |
25. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | 1 | лекция, занятие | 05.04 |
26. 27. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | 2 | занятие | 12.04 16.04 |
28. 29. 30. | Бег в равномерном темпе от 5 до 7 минут. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Эстафетный бег. | 3 | занятие | 19.04 26.05 07.05 |
31. 32. | Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Эстафетный бег. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | 1 | соревнования | 17.05 21.05 |
33. 34. 35. | Участие в Летнем фестивале ГТО. | 3 | соревнования | |
Итого | 35 | | |
6 класс
№ п/п | Тема | Форма проведения | Дата проведения |
1. | Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Эстафетный бег. | лекция, занятие соревнования | 07.09 |
2. | Подготовка к занятиям физической культурой. Техника высокого старта, стартового разгона, финиширования. Бег с ускорением от 30 до 60 м. | лекция, занятие | 14.09 |
3. | Стартовый контроль. | соревнования | 21.09 |
4-5. | Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут. Техника метания малого мяча на дальность. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 28.09 05.10 |
6. | История появления ВФСК «ГТО». Челночный бег 3*10 м. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. | лекция, занятие | 12.10 |
7-8 | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | занятие | 19.10 .10 |
9. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, занятие | 19.11 |
10. | Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 26.11 |
11. | Бег в равномерном темпе 8 минут. Челночный бег 3*10 м. Эстафеты. | занятие соревнования | 03.12 |
12. | Физические качества. Поднимание туловища в положении лёжа за 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке. Броски набивных мячей 2 кг. | лекция, занятие | 10.12 |
13. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, занятие | 17.12 |
14. | Здоровье и здоровый образ жизни. Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | лекция, занятие | 24.12 |
15. | Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Эстафеты. | лекция, соревнования | 14.12 |
16. | Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | лекция, занятие | 21.01 |
17-18. | Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 28.01 04.02 |
19. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | соревнования | 11.02 |
20 | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | соревнования | 18.02 |
21. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | соревнования | 25.02 |
22. 23. 24. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | занятие | 04.03 11.03 18.03 |
25. | Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток и физкультпауз. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. | Лекция, занятие | 01.04 |
26. | Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 08.04 |
27. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, занятие | 15.04 |
28. 29. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | занятие | 22.04 29.04 |
30. 31. 32. | Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Эстафетный бег. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 06.05 13.05 20.05 |
33. | Итоговый контроль. | | 27.05 |
34. 35. | Участие в Летнем фестивале ГТО. | 2 | соревнования |
Итого | 35 | |
7 класс
№ п/п | Тема | Форма проведения | Дата проведения |
1. | Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Эстафетный бег. | лекция, занятие соревнования | 02.09 |
2. | Подготовка к занятиям физической культурой. Техника высокого старта, стартового разгона, финиширования. Бег с ускорением от 30 до 60 м. | лекция, занятие | 09.09 |
3. | Стартовый контроль. | соревнования | 16.09 |
4-5. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Техника метания малого мяча на дальность. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 23.09 30.09 |
6. | Цель возрождение ВФСК «ГТО». Челночный бег 3*10 м. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. | лекция, занятие | 07.10 |
7-8. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | занятие тренировка | 14.10 21.10 |
9. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, занятие | .11 |
10. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 25.11 |
11. | Бег в равномерном темпе 9 минут. Челночный бег 3*10 м. Эстафеты. | занятие соревнования | 02.12 |
12. | Физическая подготовка и её связь с развитием физических качеств. Поднимание туловища в положении лёжа за 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке. Броски набивных мячей 2 кг. | лекция, занятие | 09.12 |
13. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, занятие | 16.12 |
14. | Здоровье и здоровый образ жизни. Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | лекция, занятие | 23.12 |
15. | Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Эстафеты. | лекция, соревнования | 13.01 |
16. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | лекция, занятие | 20.01 |
17-18. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 27.01 03.02 |
19-20 | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | соревнования | 10.02 17.02 |
21. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | соревнования | 24.03 |
22. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Эстафетный бег. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | соревнования | 03.03 |
23. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Эстафетный бег. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 10.03 |
24. | Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для коррекции осанки и телосложения. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. | лекция, занятие | 17.03 |
25. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 31.03 |
26. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, занятие | 07.04 |
27. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | занятие | 14.04 |
28. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Эстафетный бег. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 21.04 |
29. | Бег в равномерном темпе от 6 до 9 минут. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Эстафетный бег. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | соревнования | 28.04 |
30. 31. | Метание малого мяча на дальность. Прыжок в высоту с разбега. Челночный бег 3х10 м. | занятие | 05.05 12.05 |
32. | Прыжок в высоту с разбега. Упражнения на гибкость. | занятие | 19.05 |
33. | Итоговый контроль. | 1 | 22.05 |
34. 35. | Участие в Летнем фестивале ГТО. | 2 | Соревнования |
| Итого: | 35 ч. | |
8 класс
№ п/п | Тема | Форма проведения | Дата проведения |
1. | Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Эстафетный бег. | лекция, занятие соревнования | 01.09 |
2. | Подготовка к занятиям физической культурой. Техника высокого старта, стартового разгона, финиширования. Бег с ускорением от 30 до 60 м. | лекция, занятие | 08.09 |
3. | Стартовый контроль. | соревнования | 15.09 |
4.-5. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Техника метания малого мяча на дальность. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 22.09 29.09 |
6. | Возрождение ВФСК «ГТО». Челночный бег 3*10 м. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. | лекция, занятие | 06.10 |
7.-8. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | занятие | 13.10 20.10 |
9. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, занятие | .11 |
10. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 22.11 |
11. | Бег в равномерном темпе 10 минут. Челночный бег 3*10 м. Эстафеты. | занятие соревнования | 29.11 |
12. | Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Поднимание туловища в положении лёжа за 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке. Броски набивных мячей 2 кг. | лекция, занятие | 06.12 |
13. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, | 13.12 |
14. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 20.12 |
15. | Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Эстафеты. | занятие | 27.12 |
16. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Техника метания малого мяча на дальность. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 17.01 |
17.-18. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Техника метания малого мяча на дальность. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 24.01 31.01 |
19. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Техника метания малого мяча на дальность. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | соревнования | 07.02 |
20. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Техника метания малого мяча на дальность. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | соревнования | 14.02 |
21. | Участие в Зимнем фестивале ГТО. | соревнования | 21.02 |
22. 23. 24. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие занятие | 28.02 05.03 14.03 |
25. | Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. | лекция, занятие | 21.03 |
26. 27. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. | занятие | 04.04 11.04 |
28. | Требования техники безопасности на занятиях по стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | лекция, занятие | 18.04 |
29. 30. | Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м. Прыжки на скакалке до 3 минут. | занятие | 25.04 30.04 |
31. 32. 33. | Бег в равномерном темпе от 7 до 10 минут. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Эстафетный бег. Метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м. | занятие | 14.05 16.05 23.05 |
34. | Итоговый контроль. | занятие | 30.05 |
35. | Участие в Летнем фестивале ГТО. | соревнования | |
Итого | 35 ч. | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
№ п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Имеется в наличии | Необходимо приобрести |
Список литературы для педагога: |
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). | 1 | - |
2. | Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: уч. пос. для общеобразоват. Организаций/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2015. | 1 | - |
3. | Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 5-9 класс. | 1 | - |
4. | Требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО). | 1 | - |
Список литературы для учащихся: |
1. | Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура. 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2013, 2014. «Рекомендовано МО РФ» | | - |
2. | Лях В.И. Физическая культура. 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2014. «Рекомендовано МО РФ» | | - |
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога: |
1. | Персональный компьютер с предустановленным программным обеспечением (Операционная система Windows, MSOffice для создания, обработки и редактирования электронных таблиц, текстов и презентаций) | 1 | - |
2. | Копировально-множительная техника (многофункциональное устройство для сканирования и печати) | 1 | - |
Измерительные приборы: |
| Компрессор для накачивания мячей | 1 | - |
| Секундомер | 1 | - |
| Вертикальная шкала для измерения глубины наклона | 1 | - |
| Весы медицинские с ростомером | 1 | - |
| Аптечка медицинская | 1 | - |
Спортивное оборудование: |
| Брусья гимнастические | 4 | - |
| Перекладина гимнастическая | 10 | - |
| Скамейка гимнастическая | 3 | - |
| Стенка гимнастическая | 6 | - |
| Маты гимнастические | 8 | - |
| Маты поролоновые | 4 | - |
| Скамейка атлетическая наклонная | 2 | - |
| Гантели наборные | 0 | 10 |
| Мяч набивной 1 кг | 4 | - |
| Мяч набивной 3 кг | 6 | - |
| Мяч малый 150 г | 10 | - |
| Мяч теннисный | 10 | - |
| Скакалка гимнастическая | 20 | - |
| Палка гимнастическая | 0 | 10 |
| Планка для прыжков в высоту | 1 | - |
| Стойка для прыжков в высоту | 2 | - |
| Рулетка измерительная 10 м | 2 | - |
| Номера нагрудные | 10 | - |
| Табло перекидное | - | 1 |
| Эстафетные палочки | 6 | - |
| Флажки стартовые | 2 | - |
| Винтовка пневматическая | 2 | - |
| Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок | 1 | - |
Цифровые ресурсы: |
| http://www.gto.ru – Автоматизированная информационная система (АИС) ГТО. | | |
| http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование» | | |
Приложение № 1
Государственные требования к уровню
физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
III СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 5-6 классов, 11- 12 лет)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Мальчики | Девочки |
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак |
Обязательные испытания (тесты) |
1. | Бег на 60 м (сек.) | 11,0 | 10,8 | 9,9 | 11,4 | 11,2 | 10,3 |
2. | Бег на 1,5 км (мин., сек.) | 8.35 | 7.55 | 7.10 | 8.55 | 8.35 | 8.00 |
или на 2 км (мин., сек.) | 10.25 | 10.00 | 9.30 | 12.30 | 12.00 | 11.30 |
3. | Прыжок в длину с разбега (см) | 280 | 290 | 330 | 240 | 260 | 300 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 150 | 160 | 175 | 140 | 145 | 165 |
4. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | 3 | 4 | 7 | - | - | - |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | - | - | - | 9 | 11 | 17 |
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | 12 | 14 | 20 | 7 | 8 | 14 |
Испытания (тесты) по выбору: |
5. | Метание мяча весом 150 г (м) | 25 | 28 | 34 | 14 | 18 | 22 |
6. | Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.) | 14.10 | 13.50 | 13.00 | 14.50 | 14.30 | 13.50 |
или на 3 км | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
7. | Плавание 50 м (мин., сек.) | Без учета времени | Без учета времени | 0.50 | Без учета времени | Без учета времени | 1.05 |
8. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Достать пол пальцами | Достать пол пальцами | Достать пол ладонями | Достать пол пальцами | Достать пол пальцами | Достать пол ладонями |
9. | Стрельба из пневм. винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 5 м (очки) | 10 | 15 | 20 | 10 | 15 | 20 |
10. | Туристский поход с проверкой туристских навыков | В соответствии с возрастными требованиями |
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса* | 5 | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 |
* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
2. Знания и умения - в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
3. Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 13 часов)
№ п/п | Виды двигательной активности | Временной объем в неделю, мин. |
1. | Утренняя гимнастика | не менее 105 |
2. | Обязательные учебные занятия в образовательных организациях | 135 |
3. | Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.) | 150 |
4. | Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, гимнастике, подвижным и спортивным играм, фитнесу, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях | не менее 240 |
5. | Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной активности | не менее 160 |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов |
IV СТУПЕНЬ
(юноши и девушки 7 - 8 классов, 13 - 15 лет)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Мальчики | Девочки |
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак |
Обязательные испытания (тесты) |
1 | Бег на 60 м (сек.) | 10,0 | 9,7 | 8,7 | 10,9 | 10,6 | 9,6 |
2 | Бег на 2 км (мин., сек.) | 9.55 | 9.30 | 9.00 | 12.10 | 11.40 | 11.00 |
или на 3 км | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | - | - | - |
3 | Прыжок в длину с разбега (см) | 330 | 350 | 390 | 280 | 290 | 330 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 175 | 185 | 200 | 150 | 155 | 175 |
4 | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | 4 | 6 | 10 | - | - | - |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | - | - | - | 9 | 11 | 18 |
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | - | - | - | 7 | 9 | 15 |
5 | Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.) | 30 | 36 | 47 | 25 | 30 | 40 |
6 | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Достать пол пальцами | Достать пол пальцами | Достать пол ладонями | Достать пол пальцами | Достать пол пальцами | Достать пол ладонями |
Испытания (тесты) по выбору: |
7 | Метание мяча весом 150 г (м) | 30 | 35 | 40 | 18 | 21 | 26 |
8 | Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) | 18.45 | 17.45 | 16.30 | 22.30 | 21.30 | 19.30 |
или на 5 км (мин., сек.) | 28.00 | 27.15 | 26.00 | - | - | - |
9 | Плавание 50 м (мин., сек.) | Без учета времени | Без учета времени | 0.43 | Без учета времени | Без учета времени | 1.05 |
10 | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) | 15 | 20 | 25 | 15 | 20 | 25 |
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) | 18 | 25 | 30 | 18 | 25 | 30 |
11 | Туристский поход с проверкой туристских навыков | В соответствии с возрастными требованиями |
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
Кол-во видов испытаний (тестов),которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса* | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 |
* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
2. Знания и умения - в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
3. Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 14 часов)
№ п/п | Виды двигательной активности | Временной объем в неделю, мин. |
1. | Утренняя гимнастика | Не менее 140 |
2. | Обязательные учебные занятия в образовательных организациях | 135 |
3. | Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.) | 120 |
4. | Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, гимнастике, спортивным играм, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях | Не менее 270 |
5. | Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной активности | Не менее 180 |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов |
28