СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике “Занимательная математика" 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике “Занимательная математика" 4 класс»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тарумовская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов

________________________

[Ибрагимова П.К.

Протокол № 1 от «26» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________________

Мещерякова Л.И.

Протокол № 1 от «28» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Гайтемирова М.Н.

Приказ № от «30» августа 2024 г.







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Читаем ,считаем, наблюдаем»

2024 – 2025 г.


4 «Е» класс









Подготовила: Магомедова Пари Алхасовна



2024 г.








Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Великий математик» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учетом авторской программы по математике: Обучение математике в начальных классах: методическое пособие для учителя к учебникам С. И. Волкова, М. И. Моро, С. В. Степанова. – 13-е изд. – М: Просвещение, 2021. – 128с.:ил. – (Школа России)

Учебный курс внеурочной деятельности направлен на достижение следующих целей и задач:

- привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- раскрытие любознательности, способности к самообразованию;

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать, делать несложные выводы;

- развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся.

Учебный курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» изучается в 4 классе. Общее число учебных часов за год обучения составляет 34 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование литературы, которая включает в себя:

  1. Математика. 4 класс: Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч .1 /М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова – 13-е изд. – М: Просвещение, 2021. – 128с.:ил. – (Школа России)

  2. Математика. 4 класс: Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч .2 /М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова – 13-е изд. – М: Просвещение, 2021. – 128с.:ил. – (Школа России)

  3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  4. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

  5. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.


Содержание учебного курса внеурочной деятельности


4 класс

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:


Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

Числа. Арифметические действия. Величины:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • воспроизводить способ решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.



Тематическое планирование с указанием количества академических часов,

отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности и ЭОР/ЦОР


4 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Числа. Арифметические действия. Величины

12

https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/

2

Мир занимательных задач

14

https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/

3

Геометрическая мозаика

8

https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/

Итого:

34 часа




































Календарно-тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности

п/п

Занятие в теме

Тема занятия

Форма проведения занятий

Дата

План

Факт

Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины. (12ч)

1

1

Путешествие в мир чисел.

Игра – путешествие



2

2

Знакомство с диаграммами.

Практическое занятие



3

3

Решение задач с диаграммами

Практическое занятие



4

4

Игры с числами.

Математическая игра



5

5

Числовые головоломки

Практическое занятие



6

6

Мир занимательных задач.

Исследовательс

кая деятельность



7

7

Задачи на движения

Практическое занятие



8

8

Волшебные переливания.

Практическое занятие



9

9

От секунды до столетия.

Практическое занятие



10

10

Кто что увидит?

Практическое занятие



11

11

Проектная деятельность. «Газета эрудитов».

Проектная деятельность



12

12

Интеллектуальная разминка.

Игра – соревнование



Раздел 2. Мир занимательных задач. (14ч)

13

1

Спичечный конструктор

Практическое занятие



14

2

Решение логических задач.

Практическое занятие



15

3

В царстве смекалки. Арифметические игры, фокусы, головоломки.

Практическое занятие



16

4

Магические квадраты.

Практическое занятие



17

5

Математические игры.

Математические игры



18

6

Решение магических квадратов.

Практическое занятие



19

7

Числовые головоломки.

Проектная деятельность



20

8

В царстве смекалки.

Игра – соревнование



21

9

Математические игры в баскетбол, турнир по шашкам.

Математические игры



22

10

Конкурс смекалки.

Игра – соревнование



23

11

Старинные задачи.

Исследовательс

кая деятельность



24

12

Энциклопедия математических развлечений.

Игра – соревнование



25

13

Римские цифры

Практическое занятие



26

14

Геометрия вокруг нас. Прямоугольный параллелепипед.

Практическое занятие



Раздел 3. Геометрическая мозаика. (8ч)

27

1

Математика и конструирование.

Практическое занятие



28

2

Геометрия вокруг нас. Куб.

Практическое занятие



29

3

Математика и конструирование.

Практическое занятие



30

4

Промежуточная аттестация. Зачет. (45 минут)

Зачет



31

5

Мир занимательных задач

Исследовательс

кая деятельность



32

6

Геометрический калейдоскоп

Практическое занятие



33

7

Математика и конструирование.

Практическое занятие



34

8

Математический КВН

КВН