Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тарумовская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов ________________________ [Ибрагимова П.К. Протокол № 1 от «26» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ Мещерякова Л.И. Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Гайтемирова М.Н. Приказ № от «30» августа 2024 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Читаем ,считаем, наблюдаем»
2024 – 2025 г.
4 «Е» класс
Подготовила: Магомедова Пари Алхасовна
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Великий математик» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учетом авторской программы по математике: Обучение математике в начальных классах: методическое пособие для учителя к учебникам С. И. Волкова, М. И. Моро, С. В. Степанова. – 13-е изд. – М: Просвещение, 2021. – 128с.:ил. – (Школа России)
Учебный курс внеурочной деятельности направлен на достижение следующих целей и задач:
- привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- раскрытие любознательности, способности к самообразованию;
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать, делать несложные выводы;
- развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся.
Учебный курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» изучается в 4 классе. Общее число учебных часов за год обучения составляет 34 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование литературы, которая включает в себя:
Математика. 4 класс: Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч .1 /М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова – 13-е изд. – М: Просвещение, 2021. – 128с.:ил. – (Школа России)
Математика. 4 класс: Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч .2 /М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова – 13-е изд. – М: Просвещение, 2021. – 128с.:ил. – (Школа России)
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
4 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Числа. Арифметические действия. Величины:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач:
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика:
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности и ЭОР/ЦОР
4 класс
№п/п | Название раздела | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 12 | https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ |
2 | Мир занимательных задач | 14 | https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ |
3 | Геометрическая мозаика | 8 | https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ |
Итого: | 34 часа | |
Календарно-тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности
№ п/п | Занятие в теме | Тема занятия | Форма проведения занятий | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины. (12ч) |
1 | 1 | Путешествие в мир чисел. | Игра – путешествие | | |
2 | 2 | Знакомство с диаграммами. | Практическое занятие | | |
3 | 3 | Решение задач с диаграммами | Практическое занятие | | |
4 | 4 | Игры с числами. | Математическая игра | | |
5 | 5 | Числовые головоломки | Практическое занятие | | |
6 | 6 | Мир занимательных задач. | Исследовательс кая деятельность | | |
7 | 7 | Задачи на движения | Практическое занятие | | |
8 | 8 | Волшебные переливания. | Практическое занятие | | |
9 | 9 | От секунды до столетия. | Практическое занятие | | |
10 | 10 | Кто что увидит? | Практическое занятие | | |
11 | 11 | Проектная деятельность. «Газета эрудитов». | Проектная деятельность | | |
12 | 12 | Интеллектуальная разминка. | Игра – соревнование | | |
Раздел 2. Мир занимательных задач. (14ч) |
13 | 1 | Спичечный конструктор | Практическое занятие | | |
14 | 2 | Решение логических задач. | Практическое занятие | | |
15 | 3 | В царстве смекалки. Арифметические игры, фокусы, головоломки. | Практическое занятие | | |
16 | 4 | Магические квадраты. | Практическое занятие | | |
17 | 5 | Математические игры. | Математические игры | | |
18 | 6 | Решение магических квадратов. | Практическое занятие | | |
19 | 7 | Числовые головоломки. | Проектная деятельность | | |
20 | 8 | В царстве смекалки. | Игра – соревнование | | |
21 | 9 | Математические игры в баскетбол, турнир по шашкам. | Математические игры | | |
22 | 10 | Конкурс смекалки. | Игра – соревнование | | |
23 | 11 | Старинные задачи. | Исследовательс кая деятельность | | |
24 | 12 | Энциклопедия математических развлечений. | Игра – соревнование | | |
25 | 13 | Римские цифры | Практическое занятие | | |
26 | 14 | Геометрия вокруг нас. Прямоугольный параллелепипед. | Практическое занятие | | |
Раздел 3. Геометрическая мозаика. (8ч) |
27 | 1 | Математика и конструирование. | Практическое занятие | | |
28 | 2 | Геометрия вокруг нас. Куб. | Практическое занятие | | |
29 | 3 | Математика и конструирование. | Практическое занятие | | |
30 | 4 | Промежуточная аттестация. Зачет. (45 минут) | Зачет | | |
31 | 5 | Мир занимательных задач | Исследовательс кая деятельность | | |
32 | 6 | Геометрический калейдоскоп | Практическое занятие | | |
33 | 7 | Математика и конструирование. | Практическое занятие | | |
34 | 8 | Математический КВН | КВН | | |