ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с Государственным Федеральным стандартом основного общего образования по литературе ,
на основе «Программы основной школы по русской литературе для V-IX классов
общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт-Петербург.
Программа реализована в учебнике-хрестоматии: Литература 8 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком
обучения: В 2 ч./Авт.-сост.: С.К.Бирюкова, К.В.Мальцева, М.М.Бакеева, К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Н.С.Русина,
А.М Мансурова, Л.В.Тодоров, Р.З.Хайруллин.-13-е изд.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного
стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года,
Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования
России №1312 от 9 марта 2004 года, и учебному плану школы.
В программе реализован принцип этнокультуроведческого подхода к изучению произведений
русской, зарубежной литературы и литературы народов России.
Количество часов по программе – 105, но количество часов по учебному плану школы- 102ч.
(на 3ч. меньше ввиду того, что согласно годовому учебному графику количество учебных недель в нашей школе - 34). Количество часов в неделю на уроки русской литературы составляет 3 ч.
Специфика русской литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия
в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям
нации и человечества.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с определёнными стандартом целями изучения литературы.
Цели изучения литературы в 8 классе:
Воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения;
Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно- эстетической системы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также к выдающимся произведениям литературы народов России;
формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;
развитие и совершенствование, закрепление навыков русской устной и письменной речи в условиях двуязычия и многоязычия.
Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.
Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.
В Рабочей программе учтены различные формы урока:
уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
уроки повторения и закрепления изученного;
комбинированные уроки;
уроки- игры;
Виды контроля:
- промежуточный:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
выразительное чтение,
развёрнутый ответ на вопрос,
анализ эпизода,
составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного,
составление сравнительной характеристики по заданным критериям,
викторины,
игры,
конкурсы,
сочинение синквейнов;
- итоговый (за полугодие):
сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,
тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося,
теоретико-литературные знания.
Методы обучения, предусмотренные программой:
наглядный,
словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
видеометод.
В 8 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений путём использования на уроках определённых методов и приёмов. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются также такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание простых видов творческих работ (отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, составление плана собственного устного и письменного высказывания), меньшее количество проблемных вопросов включается в содержание урока. Начинается использование проектных технологий, но применяются ещё и игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей
Основные виды устных и письменных работ по литературе в VII классе
авильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных, текстов, в том числе и выученных наизусть.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений.
Устный и письменный пересказ (изложение) — подробный, выборочный, сжатый — эпического произведения или отрывка из эпического произведения
Устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению (развернутый ответ на вопрос и характеристика литературных героев).
Рассказ о писателе на основании статьи учебника-хрестоматии и устного рассказа учителя.
Устное словесное рисование. Инсценирование художественных произведений.
Составление плана собственного устного и письменного высказывания.
Составление простого и сложного планов эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению на темы, связанные с общественно полезным трудом учащихся. Сочинения на основе личных впечатлений (о походе, экскурсии, работе на пришкольном участке и др.).
Устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, о произведении изобразительного искусства, о просмотренном кинофильме или телепередаче (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения).
Используемые технологии обучения:
компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
проблемное обучение.
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник:
Литература: 8класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2ч./Авт.-сост.: С.К.Бирюкова, К.В.Мальцева, М.М.Бакеева, К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Н.С.Русина, А.М Мансурова, Л.В.Тодоров, Р.З.Хайруллин.-13-е изд.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
2) Дополнительные пособия:
Русский фольклор: Словарь –справочник/ Сост. Т.В.Зуева.- М.: Просвещение , 1999.
Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др.- М.: Просвещение, 2010.
Все произведения школьной программы в кратком изложении. Отечественные и зарубежные/ О.И.Чапова, Н.А.Артемьева, Л.В.Подшивалова.- М.: ЛАДА РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2008
Данный УМК соответствует современному уровню литературной науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по литературе.
Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год. В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка навыков чтения
Проверка навыков чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) в V—IX классах проводится на основе повседневных наблюдений за чтением учащихся и навыками работы с текстом.
Понимание содержания прочитанного определяется умением ученика ответить на вопросы или пересказать содержание текста.
Навыки чтения оцениваются следующим образом:
Оценка «5» ставится за правильное и выразительное чтение вслух, показывающее полное понимание читаемого (сознательное чтение), отвечающее основным нормам русского литературного произношения.
Оценка «4» ставится за сознательное и выразительное чтение вслух, но при этом допускаются одна -две ошибки в произношении слов и интонировании предложения.
Оценка «3» ставится за сознательное чтение при наличии трех—пяти ошибок в произношении слов и в интонировании предложений, при этом допускается запинка, исправляемая при перечитывании.
Оценка «2» ставится за чтение, не отвечающее основным требованиям (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения).
Оценка «1» ставится за чтение, обнаруживающее полную беспомощность и не отвечающее ни одному из предъявляемых к нему требований.
При оценке домашнего чтения требования более повышенные, чем при чтении текста без предварительной подготовки. При этом оценка снижается примерно на один балл
Оценивание тестов:
Из 20 вопросов
17-20 правильных ответов - 5
12-17 правильных ответов - 4
9-12 правильных ответов - 3
менее 9 правильных ответов – 2
Оценка грамматических знаний, умений и навыков
В V—IX классах оцениваются знания по грамматике, понимание сути грамматического явления, умение формулировать правило и применять его в практике речи. При этом берется во внимание полнота и правильность ответа, его речевое оформление.
Оценка «5» ставится за ответ, обнаруживающий умение ученика обстоятельно и правильно объяснить то или иное грамматическое явление (сформулировать грамматическое определение или правило), привести нужный пример, сделать самостоятельно грамматический разбор.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но
имеет одну -две неточности по содержанию или языку изложения, которые ученик исправляет самостоятельно или при незначительной помощи учителя.
Оценка «3» ставится за ответ, обнаруживающий неполное освещение вопроса и неумение привести нужные примеры, сделать полный грамматический разбор, содержащий как недочеты в передаче фактического материала, так и речевые ошибки.
Оценка «2» ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части требуемого грамматического материала или неумение изложить его даже при помощи наводящих вопросов.
Оценка «1» ставится за ответ, обнаруживающий полное незнание или непонимание материала, изучаемого в классе.
Оценка письменной речи учащихся
Ответы на вопросы.
Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в IV—X классах. Этот вид работы в IV—V классах используется при проверке знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложения. В VI—X массах, помимо этого, ответы на вопросы выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопросов, самостоятельно мыслить.
Вопросы для письменного ответа можно давать по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картин, а. также основные орфограммы и пунктограммы (два-три случая), изученные ранее.
Оценка изложений и сочинений Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или отдельный рассказ— в том и другом случае повествовательного характера (с V класса с некоторыми элементами описания, а в VII! и IX классах — и с элементами диалога). Тексты для изложений должны отвечать требованиям идейно-политического воспитания и содержанию учебной программы данного класса.
С помощью изложений проверяют умения раскрыть содержание темы, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические задания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.
Текст должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.
Примерный объем текстов для изложения;
в V классе —90—120 слов, в VI классе—120—170 слов, в VII классе —170— 220, в VIII—!Х классах — 220-320 слов.
При оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить тексты на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка.
Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. Две оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.
Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким: для V класса —0.5—1 страница, для VI—VII — 1—2, для VIII — IX —2—3 страниц.
Учителю предоставляется право повышать оценку по русскому языку при увеличении объема сочинения на одну -две страницы. Превышение объема сочинения для выставления
оценки «5» не принимается во внимание.
За самостоятельное и оригинальное сочинение с высоким уровнем речевого
оформления учитель может повысить оценку на один балл.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (102 ч.) – 3 ч. в нед.
№ п/п | Содержание уроков | Методы и формы | Дата проведения |
1 | Введение (1 ч.) Художественная литература как искусство слова | Лекция – беседа с опорой на знания, приобретённые в 5-7 классах | |
2 | Древнерусская литература «Поучение Владимира Мономаха» | Комментированное чтение | |
3 | «Поучение Владимира Мономаха» | Комментированное чтение | |
4 | Русская литература 18 века Д.И.Фонвизин – Известный драматург, сатирик эпохи классицизма в русской литературе | | |
5 | Комедия «Недоросль» | Лекция-беседа, комментированное чтение. | |
6 | Комедия «Недоросль» | Лекция-беседа, комментированное чтение. | |
7 | А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | Лекция-беседа, комментированное чтение. | |
8 | А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | Комментированное чтение | |
9 | Русская литература 19 века (обзор) | | |
10 | А.С.Пушкин Лирика А.С.Пушкина «Анчар», «19 октября», «Подражание Корану». | Выразительное чтение, беседа | |
11 | Лирика А.С.Пушкина. «Во глубине сибирских руд», , «Осень» | Выразительное чтение, беседа, чтение наизусть | |
12 | «На холмах Грузии лежит ночная мгла» «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» | Выразительное чтение, беседа, чтение наизусть | |
13 | «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жизненная правда и художественный вымысел. | Лекция-беседа, комментированное чтение. | |
14 | «Капитанская дочка» (глава 2) | Лекция-беседа, комментированное чтение. | |
15 | «Капитанская дочка» (глава 3) | Комментированное чтение | |
16 | «Капитанская дочка» (глава 4) | Комментированное чтение | |
17 | «Капитанская дочка» (гл. 7) | Лекция-беседа, комментированное чтение. | |
18 | «Капитанская дочка» (гл. 8-9) | Лекция-беседа, комментированное чтение. | |
19 | «Капитанская дочка» (гл. 11) «Мятежная слобода». Пугачев и его взгляды на жизнь. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву. | Выразительное чтение, беседа | |
20 | (1) РР: сочинение «Портрет Пугачёва». | | |
21 | Жизненная правда и художественный вымысел в произведении. | | |
22 | Внеклассное чтение А.С.Пушкин «Повести Белкина» И.И.Тургенев «Записки о Пушкине». | Проблемная беседа | |
23 | М.Ю.Лермонтов. Лирика М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт». | Рассказ учащихся, чтение поэмы | |
24 | «Утро на Кавказе», «Черкешенка», «Баллада». | Рассказ учащихся, чтение поэмы | |
25 | «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина» | Рассказ учащихся, чтение поэмы | |
26 | «Мцыри». Чтение и анализ. Главы 1-15 | Рассказ учащихся, чтение поэмы | |
27 | «Мцыри», главы 16-26 | Выразительное чтение | |
28 | «Мцыри», главы 16-26 | Выразительное чтение | |
29 | Заключительный урок. Идейное содержание поэмы. «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова | Чтение отрывков поэмы наизусть | |
30 | (2) РР: изложение «Бой с барсом» или сочинение «Чем близок и дорог мне образ Мцыри». | | |
31 | (2) Внеклассное чтение М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Кинжал», «Боярин Орша». | Урок-конференция | |
32 | Н.В.Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека». | Лекция-беседа, комментированное чтение | |
33 | «Шинель». Тема «маленького человека». | Лекция-беседа, комментированное чтение | |
34 | «Шинель». Тема «маленького человека». | Лекция-беседа, комментированное чтение | |
35 | Комедия «Ревизор» - выдающееся творение Гоголя | Комментированное чтение | |
36 | Комедия «Ревизор» - выдающееся творение Гоголя | Комментированное чтение | |
37 | Комедия «Ревизор» - выдающееся творение Гоголя | Комментированное чтение | |
38 | Комедия «Ревизор» - выдающееся творение Гоголя | Комментированное чтение | |
39 | Хлестаков и хлестаковщина В.Г.Белинский о комедии | | |
40 | (3) РР: сочинение по комедии | | |
41 | Основные роды художественной литературы. Драматические произведения. Комедия. | | |
42 | (3) Внеклассное чтение Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», «Портрет». | Урок-конференция | |
43 | И.С.Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы…», «Роза». | | |
44 | Стихотворения в прозе как литературный жанр. «Два богача». | Беседа, выразительное чтение | |
45 | Повесть «Ася» | Диалог, разв. ответа на вопросы, составление плана | |
46 | (4) Внеклассное чтение И.С.Тургенев «Живые мощи» | | |
47 | Н.А.Некрасов «Железная дорога». «Песня Еремушке» | Вступительная беседа, выразительное чтение, составление плана, чтение наизусть | |
48 | «Размышления у парадного подъезда» | Выразительное чтение | |
49 | «Тройка». Эпиграф. | | |
50 | А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у березы….», «Как много, боже мой, за то б я отдал ей…» | Комментированное чтение | |
51 | Н.С.Лесков Особенности стиля Лескова – ориентация на сказ, на устную форму народной речи | Комментированное чтение | |
52 | Русский национальный характер и его изображение в «Левше». | | |
53 | Н.С.Лесков. «На краю света». | Комментированное чтение | |
54 | Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окруж. об-ва. | Лекция-беседа, комментированное чтение | |
55 | Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Мысль автора о моральной ответств. | Лекция-беседа, комментированное чтение | |
56 | (4) РР: подготовка к изложению с элементами сочинения по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». | | |
57 | (5) Внеклассное чтение Л.Н.Толстой «Люцерн». | | |
58 | А.П.Чехов «Смерть чиновника». Говорящие фамилии в рассказе | Выразительное чтение, развитие навыков мотивированных ответов на вопросы | |
59 | (6) Внеклассное чтение А.П.Чехов «Тоска». | | |
60 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА И.А.Бунин «Как дымкой даль полей…», «Густой зеленый ельник у дороги», «Вечер», | | |
61 | «Слово», «И цветы, и шмели…» | | |
62 | Рассказ «Ворон» | | |
63 | М.Горький Легенда о Данко | Лекция-беседа, комментированное чтение | |
64 | «Мои университеты» | Лекция-беседа, комментированное чтение | |
65 | «Мои университеты» | Лекция-беседа, комментированное чтение | |
66 | А.Грин «Алые паруса» | | |
67 | А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…», «О весна без конца и без краю…», «Россия» | | |
68 | Трёхсложные размеры стиха. | | |
69 | В.В.Маяковский «Прозаседавшиеся». Патетика и сатира в произведениях поэта. Обличение бюрократизма как выражение патриотических чувств поэта. | Чтение наизусть | |
70 | (7) Внеклассное чтение: «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие, доброта как естественная норма жизни человека. | | |
71 | С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», « Каждый труд благослови, удача…». | Чтение наизусть | |
72 | «Отговорила роща золотая…». Образы русской природы в стихах. | | |
73 | А.А.Ахматова «Родная земля». «Из четверостиший». | | |
74 | М.И.Цветаева. Из цикла «Стихи о Москве». | | |
75 | М.М. Зощенко «Баня», «Любовь». | | |
76 | М.М. Зощенко «Кочерга» | | |
77 | Н.А.Заболоцкий «Ещё заря не встала над селом». | | |
78 | К.Паустовский «Зарубка на сердце». Моральный дом детей перед родителями. Непоправимая вина Насти перед матерью | | |
79 | К.Паустовский «Зарубка на сердце». Моральный дом детей перед родителями. Непоправимая вина Насти перед матерью | | |
80 | А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?») | Выразительное чтение, чтение наизусть | |
81 | А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?») | Выразительное чтение, | |
82 | А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?») | Выразительное чтение, | |
83 | «Я убит подо Ржевом» | | |
84 | (6) РР: сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» или сочинение по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя». | | |
85 | В.Шукшин «Обида». | | |
86 | В.Шукшин «Срезал». | | |
87 | (9) Внеклассное чтение В.Распутин «Уроки французского» | | |
88 | Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном» Боль писателя за судьбу крестьянской России | | |
89 | Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном» Боль писателя за судьбу крестьянской России | | |
90 | Е.А.Евтушенко «Платок». Воспевание дружественных чувств в отношениях между народами | | |
91 | Литература народов России «Олонхо» - древнейший героический эпос якутов. «Джангар» - народная эпическая поэма калмыцкого народа | | |
92 | Мустай Карим – башкирский прозаик, лирик, драматург. «Подует ветер – и все больше листьев…», «В дороге – ноги, В песне – думы…», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду…» | | |
93 | Мусса Джалиль «Красная ромашка», «Пташка» | | |
94 | Зарубежная литература Античная лирика Алкей – греческий поэт, аристократ с острова Лесбос, защитник интересов родовой знати. «Буря», «Новый вал», «Весна» | | |
95 | Солон –афинский поэт, законодатель в Афинах. «Благозаконие», «Седмицы человеческой жизни» | | |
96 | В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты | | |
97 | В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты | | |
98 | Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | | |
99 | Генрих Гейне. «Раз в лесу при лунном свете…», «Да, ты несчастна…», «Полно, сердце…» | | |
100 | О.Генги. «Вождь краснокожих». | | |
101 | Повторение | Ответы на вопросы, беседа | |
102 | Заключительный урок | | |
12