Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родной язык» (1-4 классы)
г.Старый Оскол
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по учебному предмету «Родной язык» 1-4 класс (ФГОС НОО) департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», 2017 г.
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
В рабочую программу изменения не внесены.
Предмет «Родной язык (русский)» относится к предметной области «Филология». На изучение родного языка в начальной школе выделяется 68 ч, из них в 1 классе 17 ч (0,5 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 17 часов (0,5часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты изучения
учебного предмета «Родной язык»
Предметные результаты
Языковая компетенция
Учащиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к родному языку, стремление к грамотному использованию, родной язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Учащиеся получат возможность научиться реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Слушание (аудирование) и говорение
Учащиеся научатся определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников).
Учащиеся получат возможность научиться решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций.
Чтение и письмо
Учащиеся научатся читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного. Составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко). Списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).
У выпускников освоивших основную образовательную программу начального общего образования и программу учебного курса «Родной язык», будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Содержание курса
1 класс
Звуки: Звуки речи. Слово звучащее и написанное. Гласные звуки. Особенности гласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Слова: Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….»; Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо – громко.
Речь, текст, предложение: Язык как средство общения. Для чего нужна речь; Устная и письменная речь. Говорим и пишем; Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения; Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова; Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. Устная речь: Рассказ о месте, в котором живёшь.
класс
Звуки: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.
Слово: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.
Предложения, текст, речь: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.
класс
Звуки: Повторяем фонетику. Фонетический разбор слова. Правила обозначения гласных после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и состав слова.
Слова: Повторяем состав слова. Части речи. Имя существительное. Правописание имён существительных. Имя прилагательное. Правописание имён прилагательных. Местоимение.
Предложения, текст, речь: Заголовок и начало текста. Пишем изложение. Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения.
класс
Звуки: Фонетика и словообразование. Лексическое значение слова.
Слова: Морфологический разбор имени существительного. Признаки имени прилагательного. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении. Наречие.
Речь, текст, предложение: Типы текста. Изложение. Изложение с элементами сочинения. Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
1 класс (17 часов)
№ раздела | Название раздела программы | Количество часов |
1. | Обучение грамоте. Звуки | 5 |
2. | Развитие речи. Слова | 5 |
3. | Обучение грамматике. Речь, текст, предложение | 7 |
| Итого | 17 |
2 класс (17 часов)
№ раздела | Название раздела программы | Количество часов |
1. | Обучение грамоте. Звуки. | 5 |
2. | Слова. | 7 |
3. | Речь, текст, предложение. | 5 |
| Итого | 17 |
3 класс (17 часов)
№ раздела | Название раздела программы | Количество часов |
1. | Звуки. | 6 |
2. | Слова. | 7 |
3. | Речь, текст, предложение. | 4 |
| Итого | 17 |
4 класс (17 часов)
№ раздела | Название раздела программы | Количество часов |
1. | Звуки. | 4 |
2. | Слова. | 6 |
3. | Речь, текст, предложение. | 7 |
| Итого | 17 |
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; индивидуально-групповые; фронтальные; работа в парах; работа в группах.
На основании Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15» периодичность осуществления текущего контроля определяется учителем в соответствии с учебной программой предмета.
Распределение часов по темам определено учебным планом МБОУ «ООШ №15».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 класс (17 часов)
№ | Наименование раздела программы, тема | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени |
Звуки (5 ч) |
1. | Звуки речи.Слово звучащее и написанное. | Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи.Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.Оценивать результаты выполненного задания.Различать гласные и согласные звуки по их признакам.Соотносить количество букв и звуков в слове.Объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове. | 1 |
2. | Гласные звуки. Особенности гласных звуков. | 1 |
3. | Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. | 1 |
4. | Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 1 |
5. | Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь). | 1 |
Слова (5 ч) |
6. | Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. «Если слово непонятно….». | Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.Различать предмет и слово, называющее предмет.Классифицировать и объединять слова по значению, в тематические группы.Приобретать опыт в различении слов-названий предметов. Использовать в речи «вежливые слова».Работать со словарями.Переносить слова по слогам. | 1 |
7. | Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Волшебное слово. | 1 |
8. | Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова». | 1 |
9. | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик. | 1 |
10. | Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо – громко. | 1 |
Речь, текст, предложение (7 ч) |
11. | Язык как средство общения. Для чего нужна речь. | Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты.Различать текст и предложение.Подбирать заголовок к тексту.Отличать предложения от групп слов. Составлять небольшие тексты.Использовать в речи «вежливые слова». | 1 |
12. | Устная и письменная речь. Говорим и пишем. | 1 |
13. | Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | 1 |
14. | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините». | 1 |
15. | Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова. | 1 |
16. | Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. | 1 |
17. | Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. | 1 |
2 класс(17 часов)
№ | Наименование раздела программы, тема | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени |
Звуки (5 ч) |
1. | Звуки речи и буквы. | Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи.Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.Оценивать результаты выполненного задания.Различать гласные и согласные звуки по их признакам.Соотносить количество букв и звуков в слове.Объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове. | 1 |
2. | Обозначение звуков речи на письме. | 1 |
3. | Ударные и безударные гласные звуки в слове. | 1 |
4. | Согласные звуки. | 1 |
5. | Звонкие согласные звуки на конце слова. | 1 |
Слова (7 ч) |
6. | Слово. | Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Классифицировать и объединять слова по значению, в тематические группы. Приобретать опыт в нахождении однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова Работать со словарями. Оценивать результаты. | 1 |
7. | Слова, называющие предметы. | 1 |
8. | Слова, называющие признаки действия. | 1 |
9. | Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. | 1 |
10. | Неизменяемые слова. | 1 |
11. | Однокоренные слова. | |
12. | Слово и его значение. | |
Речь, текст, предложение (5 ч) |
13. | Различение предложений по цели высказывания и интонации. | Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении предложений по цели высказывания и интонации. Оценивать результаты. Различать текст и предложение. Определять тему, главную мысль, назначение Составлять план текста. Отличать типы текстов. | 1 |
14. | Что такое текст. Тема текста. | 1 |
15. | Деление текста на части. Части текста и план. | 1 |
16. | Типы текстов: описание и повествование. | 1 |
17. | Типы текстов: научный и художественный. | 1 |
3 класс (17 часов)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика основной деятельности учащихся | Часы учебного времени |
Звуки (6 ч) |
1. | Повторяем фонетику. | Работать с памяткой «Как сделать фонетический разбор слов». Проводить фонетический разбор определённого слова. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | 1 |
2. | Фонетический разбор слова. | 1 |
3. | Правила обозначения гласных после шипящих. | 1 |
4. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 |
5. | Правило написания непроизносимых согласных в корне слова | 1 |
6. | Повторяем фонетику и состав слова. | 1 |
Слова (7 ч) |
7. | Повторяем состав слова. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. | 1 |
8. | Части речи. | 1 |
9. | Имя существительное. | 1 |
10. | Правописание имён существительных. | 1 |
11. | Имя прилагательное. | 1 |
12. | Правописание имён прилагательных. | 1 |
13. | Местоимение | 1 |
Речь, текст, предложение (4 ч) |
14 | Заголовок и начало текста. | Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту с элементами сочинения. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. | 1 |
15 | Пишем изложение. | 1 |
16 | Пишем письма. | 1 |
17 | Пишем изложение с элементами сочинения. | 1 |
4 класс (17 часов)
№ | Наименование раздела программы, тема | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учеб ного времени |
1. | Звуки (4 ч.) |
1.1 | Фонетика и словообразование | Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу. Анализировать значения приведённых слов, опираясь на приём развёрнутого толкования. Высказывать предположение о различиях слов по значению. | 1 |
1.2 | Фонетика и словообразование | 1 |
1.3 | Лексическое значение слова | 1 |
1.4 | Лексическое значение слова | 1 |
2. | Слова (6 ч.) |
2.1 | Морфологический разбор имени существительного. | Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи. Различать постоянные и непостоянные признаки данной части речи. Систематизировать знания по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологический разбор слова, анализировать правильность его проведения. Обобщать и систематизировать знания о правописании изучаемых частей речи. | 1 |
2.2 | Признаки имени прилагательного. | 1 |
2.3 | Глагол как часть речи. | 1 |
2.4 | Правописание глаголов. | 1 |
2.5 | Глагол в предложении. | 1 |
2.6 | Наречие. | 1 |
3. | Речь, текст, предложение (7ч.) |
3.1 | Типы текста. | Анализировать текст. Выявлять смысловые и структурные особенности текста. Наблюдать за языковыми приёмами построения текста, обобщать результаты наблюдений. Обобщать и систематизировать знание алгоритма написания изложения. Находить, анализировать, исправлять ошибки, допущенные в изложении. Сравнивать слова, словосочетания и предложения. Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания между частями сложного предложения. | 1 |
3.2 | Изложение. | 1 |
3.3 | Изложение с элементами сочинения. | 1 |
3.4 | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 |
3.5 | Связь слов в словосочетании. | 1 |
3.6 | Сложное предложение. | 1 |
3.7 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 |