СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родной язык" (1-4)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по учебному предмету «Родной язык» 1-4 класс (ФГОС НОО) департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», 2017 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной язык" (1-4)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №15»





Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (ФГОС)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Родной язык» (1-4 классы)























г.Старый Оскол

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по учебному предмету «Родной язык» 1-4 класс (ФГОС НОО) департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», 2017 г.

В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:


  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

В рабочую программу изменения не внесены.

Предмет «Родной язык (русский)» относится к предметной области «Филология». На изучение родного языка в начальной школе выделяется 68 ч, из них в 1 классе 17 ч (0,5 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 17 часов (0,5часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


Планируемые результаты изучения

учебного предмета «Родной язык»


Предметные результаты

Языковая компетенция

Учащиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к родному языку, стремление к грамотному использованию, родной язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Учащиеся получат возможность научиться реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

Слушание (аудирование) и говорение

Учащиеся научатся определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников).

Учащиеся получат возможность научиться решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций.

Чтение и письмо

Учащиеся научатся читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного. Составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко). Списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).

У выпускников освоивших основную образовательную программу начального общего образования и программу учебного курса «Родной язык», будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Содержание курса


1 класс

Звуки: Звуки речи. Слово звучащее и написанное. Гласные звуки. Особенности гласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).

Слова: Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….»; Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо – громко.

Речь, текст, предложение: Язык как средство общения. Для чего нужна речь; Устная и письменная речь. Говорим и пишем; Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения; Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова; Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. Устная речь: Рассказ о месте, в котором живёшь.


  1. класс

Звуки: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.

Слово: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.

Предложения, текст, речь: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.



  1. класс

Звуки: Повторяем фонетику. Фонетический разбор слова. Правила обозначения гласных после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и состав слова.

Слова: Повторяем состав слова. Части речи. Имя существительное. Правописание имён существительных. Имя прилагательное. Правописание имён прилагательных. Местоимение.

Предложения, текст, речь: Заголовок и начало текста. Пишем изложение. Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения.


  1. класс

Звуки: Фонетика и словообразование. Лексическое значение слова.

Слова: Морфологический разбор имени существительного. Признаки имени прилагательного. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении. Наречие.

Речь, текст, предложение: Типы текста. Изложение. Изложение с элементами сочинения. Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.


1 класс (17 часов)


раздела

Название раздела программы

Количество часов

1.

Обучение грамоте. Звуки

5

2.

Развитие речи. Слова

5

3.

Обучение грамматике. Речь, текст, предложение

7


Итого

17

2 класс (17 часов)


раздела

Название раздела программы

Количество часов


1.

Обучение грамоте. Звуки.

5

2.

Слова.

7

3.

Речь, текст, предложение.

5


Итого

17

3 класс (17 часов)


раздела

Название раздела программы

Количество часов


1.

Звуки.

6

2.

Слова.

7

3.

Речь, текст, предложение.

4


Итого

17



4 класс (17 часов)

раздела

Название раздела программы

Количество часов


1.

Звуки.

4

2.

Слова.

6

3.

Речь, текст, предложение.

7


Итого

17



Формы организации учебного процесса: индивидуальные; индивидуально-групповые; фронтальные; работа в парах; работа в группах.

На основании Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15» периодичность осуществления текущего контроля определяется учителем в соответствии с учебной программой предмета.

Распределение часов по темам определено учебным планом МБОУ «ООШ №15».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


1 класс (17 часов)


Наименование раздела программы, тема

Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)

Часы

учебного времени

Звуки (5 ч)

1.

Звуки речи.Слово звучащее и написанное.

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи.Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.Оценивать результаты выполненного задания.Различать гласные и согласные звуки по их признакам.Соотносить количество букв и звуков в слове.Объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

1

2.

Гласные звуки. Особенности гласных звуков.

1

3.

Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков.

1

4.

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

1

5.

Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).

1

Слова (5 ч)

6.

  1. Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. «Если слово непонятно….».

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.Различать предмет и слово, называющее предмет.Классифицировать и объединять слова по значению, в тематические группы.Приобретать опыт в различении слов-названий предметов.

Использовать в речи «вежливые слова».Работать со словарями.Переносить слова по слогам.

1

7.

  1. Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Волшебное слово.

1

8.

  1. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова».

1

9.

  1. Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик.

1

10.

Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо – громко.

1

Речь, текст, предложение (7 ч)

11.

Язык как средство общения. Для чего нужна речь.

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты.Различать текст и предложение.Подбирать заголовок к тексту.Отличать предложения от групп слов. Составлять небольшие тексты.Использовать в речи «вежливые слова».



1

12.

Устная и письменная речь. Говорим и пишем.


1

13.

Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

1

14.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините».


1

15.

Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова.


1

16.

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро.


1

17.

Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь.

1



2 класс(17 часов)


Наименование раздела программы, тема

Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)

Часы

учебного времени

Звуки (5 ч)

1.

Звуки речи и буквы.

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи.Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.Оценивать результаты выполненного задания.Различать гласные и согласные звуки по их признакам.Соотносить количество букв и звуков в слове.Объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.


1

2.

Обозначение звуков речи на письме.


1

3.

Ударные и безударные гласные звуки в слове.


1

4.

Согласные звуки.


1

5.

Звонкие согласные звуки на конце слова.

1

Слова (7 ч)

6.

Слово.

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Классифицировать и объединять слова по значению, в тематические группы. Приобретать опыт в нахождении однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

Работать со словарями.

Оценивать результаты.

1

7.

Слова, называющие предметы.

1

8.

Слова, называющие признаки действия.

1

9.

Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания.

1

10.

Неизменяемые слова.


1

11.

Однокоренные слова.



12.

Слово и его значение.


Речь, текст, предложение

(5 ч)

13.

Различение предложений по цели высказывания и интонации.


Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении предложений по цели высказывания и интонации.


Оценивать результаты. Различать текст и предложение.

Определять тему, главную мысль, назначение Составлять план текста.

Отличать типы текстов.


1

14.

Что такое текст. Тема текста.


1

15.

Деление текста на части. Части текста и план.


1

16.

Типы текстов: описание и повествование.


1

17.

Типы текстов: научный и художественный.

1




3 класс (17 часов)

п/п

Наименование раздела и тем




Характеристика основной

деятельности учащихся


Часы

учебного времени

Звуки (6 ч)

1.

Повторяем фонетику.

Работать с памяткой «Как сделать фонетический разбор слов». Про­водить фонетический разбор определённого слова.

Находить и от­мечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфо­графической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.


1

2.

Фонетический разбор слова.

1

3.

Правила обозначения гласных после шипящих.


1

4.

Правописание безударных гласных в корне слова.


1

5.

Правило написания непроизносимых согласных в корне слова

1

6.

Повторяем фонетику и состав слова.

1

Слова (7 ч)

7.

Повторяем состав слова.


Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса.

Объяснять зна­чение приставок и суффиксов в слове.

Выделять в словах приставки и суффиксы.

Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.


1

8.

Части речи.

1

9.

Имя существительное.






1

10.

Правописание имён существительных.


1

11.


Имя прилагательное.


1

12.

Правописание имён прилагательных.


1

13.

Местоимение

1

Речь, текст, предложение (4 ч)

14


Заголовок и начало текста.


Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту с элементами сочинения.

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по са­мостоятельно составленному плану.


1

15

Пишем изложение.


1

16

Пишем письма.

1

17

Пишем изложение с элементами сочинения.

1




4 класс (17 часов)

Наименование раздела программы, тема

Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)

Часы учеб ного времени

1.

Звуки (4 ч.)

1.1

Фонетика и словообразование

Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу. Анализировать значения приведённых слов, опираясь на приём развёрнутого толкования. Высказывать предположение о различиях слов по значению.

1

1.2

Фонетика и словообразование

1

1.3

Лексическое значение слова

1

1.4

Лексическое значение слова

1

2.

Слова (6 ч.)

2.1

Морфологический разбор имени существительного.

Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи. Различать постоянные и непостоянные признаки данной части речи. Систематизировать знания по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологический разбор слова, анализировать правильность его проведения. Обобщать и систематизировать знания о правописании изучаемых частей речи.

1

2.2

Признаки имени прилагательного.

1

2.3

Глагол как часть речи.

1

2.4

Правописание глаголов.

1

2.5

Глагол в предложении.

1

2.6

Наречие.

1

3.

Речь, текст, предложение (7ч.)

3.1

Типы текста.

Анализировать текст. Выявлять смысловые и структурные особенности текста. Наблюдать за языковыми приёмами построения текста, обобщать результаты наблюдений. Обобщать и систематизировать знание алгоритма написания изложения. Находить, анализировать, исправлять ошибки, допущенные в изложении. Сравнивать слова, словосочетания и предложения. Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания между частями сложного предложения.

1

3.2

Изложение.

1

3.3

Изложение с элементами сочинения.

1

3.4

Слово. Словосочетание. Предложение.

1

3.5

Связь слов в словосочетании.

1

3.6

Сложное предложение.

1

3.7

Знаки препинания в сложном предложении

1