СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Шахматы"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Соленоозерная школа имени Степана Куца»

Джанкойского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № 3

от 21 августа 2020 г.

Руководитель МО

__________ С.Н.Кемалова




СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

__________А.А. Боева

«__»_________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

«Соленоозерная школа

им.С.Куца»

_________ Э.И.Городничая

Приказ № 110

от 31 августа 2020 г.







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Шахматы»

Класс 1

Количество часов в неделю 0,5

Срок реализации программы 2020 – 2021 учебный год








Учитель начальных классов

Ибрайимова

Айше

Алиевна

Категория первая

Стаж работы 15,5 лет










с.Соленое Озеро,

2020 г.

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Программа подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год.

  • Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «Соленоозерная школа». Приказ №130 от 31.08.15 г.

  • Учебного плана МОУ "Соленоозерная школа им. С. Куца" на 2020-2021 учебный год (приказ №88 от 20.08.2020 г.)

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ

учебных предметов, элективных курсов, факультативных занятий, курсов внеурочной

деятельности МОУ «Соленоозерная школа» (приказ № 212 от 03.09.2018г.).





































Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Требования к результатам освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

В результате освоения программы обучающиеся овладеют следующим универсальными действиями:

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;

  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • уметь проводить элементарные комбинации;

  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

  • определять последовательность событий;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

за 1-й год обучения

- знание шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат;

- знание названий шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- знание правил хода и взятия каждой фигурой;

- различение диагонали, вертикали, горизонтали;

- сравнение между собой предметов, явлений;

- обобщение, умение формулировать несложные выводы;

- умение определять последовательность событий;

- умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на доступные первокласснику правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания; уметь работать по предложенному учителем плану, учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат.















Содержание курса внеурочной деятельности


Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

 

          Шахматная доска - поле шахматных сражений – 2 часа

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").

         Относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания:

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

 

        Шахматные фигуры – 12 часов

«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

         ПЕШКИ

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

 Дидактические игры и задания:

 «В бой идут одни только пешки».

 «Игра на уничтожение».

        ЛАДЬЯ

Ход, взятие.

Дидактические игры и задания:

Одна против пешек. Лабиринт. 

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».          

       СЛОН

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита".

         ФЕРЗЬ 

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие.

Ферзь против ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".          

        КОНЬ

Ход, взятие, сила.                                            

Игра конем на усеченной доске.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".

         КОРОЛЬ

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Дидактические игры и задания:

 "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

Шах. Мат – конец игры. Шахматная партия – 3 часа

        Шах.

Что такое шах. Понятие о шахе.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические игры и задания:

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

        Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля:

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".

Решение шахматных задач и упражнений.

        Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

      

Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.


Тематическое планирование.


Тема

Количество

часов

1

          Шахматная доска - поле шахматных сражений

2


Знакомство с шахматной доской. Шахматные фигуры. Относительная ценность фигур.



Начальное положение фигур.


2

Шахматные фигуры

12


Ходы и взятие фигур. Пешка.



Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.



Ладья в игре.



Знакомство с шахматной фигурой. Слон.



Слон в игре.



Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.



Ферзь в игре.



Знакомство с шахматной фигурой. Конь.



Конь в игре.



Знакомство с пешкой. Пешка в игре.



Знакомство с шахматной фигурой. Король.



Король против других фигур.


3

Шах. Мат-конец игры. Шахматная партия.

3


Цель шахматной партии. Шах.



Цель шахматной партии. Мат.



Шахматная партия.



Итого:

17