РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Читательская грамотность»
для обучающихся 5 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 класса общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим умениям и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения всем предметам образовательной программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
ЗАДАЧИ
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе:
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
учащиеся научатся
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
учащиеся овладеют
элементарными навыками работы с книгой;
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся получат возможность
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного
курса в 5 классе
Уровни | ПОР | Типовые задачи | Инструменты и средства |
5 класс Уровень узнавания и понимания Учим воспринимать и объяснять информацию | Находит и извлекает информацию из различных текстов | Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение. Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею. Предложить или объяснить заголовок, название текста. Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Продолжить предложение словами из текста. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста. | Тексты (учебный, художественный, научно-популярный, публицистический; повествовательный, описательный, объяснительный; медийный). По содержанию тексты должны быть математические, естественнонаучные, финансовые. Объём: не более одной страницы. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы».
В традиционном обучении знания осваиваются обучающимися и живут в их «головах» как бы «послойно», новое поверх старого. Как правило, пересекаемые в таком обучении новые сведения (знания) не пересекают, не преодолевают, не вступают в противоречие или хотя бы во взаимодействие с уже имеющимися представлениями. Для современного образования (ФГОС ООО) учебные курсы должны быть выстроены так, чтобы каждая следующая тема показывала подросткам «границы» применимости предыдущих знаний, «заставляла» обучающихся искать новые ходы, способы для движения в предметном материале. Каждое новое занятие должно вооружать подростка новым способом действия, которое является ощутимым для него приращением мышления и понимания, чувственным и субъективным преодолением (изменением границ и допущений) прежнего, сложившегося ранее способа действий.
Таким образом, существенной особенностью учения подростка должна быть развѐрнутая работа по поиску разных возможных отношений, а следовательно, и решений. Это возможно только как моделирование, опробование разных моделей. Подростковая школа по замыслу авторов новых стандартов есть «мастерская» по изготовлению моделей. Именно моделирование должно стать основным действием в обучении подростка. Модель становится предметом и «несущей конструкцией» обучения. Сначала построение модели позволяет отразить «то, что я уже знаю и чего не знаю», а потому становится источником поиска и порождения новых знаний, основой для преобразования и создания новой модели. Этот процесс носит цикличный характер. Если в младшем школьном возрасте модели выполняют отражающую функцию, то в подростковом возрасте каждая новая модель носит отражающий и управляющий характер.
Очень важно, что именно соотнесение управляющих и отражающих моделей позволяет придать обучение проектную форму. Обучающиеся могут оказаться во-влечёнными в решение реальных сложных задач социума, своей школы, города, производства и быть готовыми к решению этих проблем, что чрезвычайно важно для подростка.
Особая роль в подростковой школе должна отводиться работе с текстом. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (графическое, символическое, образное) и это может стать одним из типичных способов работы на занятиях по программе курса «Развитие функциональной грамотности». Будучи интерпретированы в соответствии с выбранным способом, тексты проявляют свои различия как инструктивные, описательные и объяснительные. Очень полезны тексты-задачи, которые содержат «недосказанности» в отношении применения компонентов освоения способов, которые при решении задачи подросток должен достроить сам и тем самым показать уровень сформированности осваиваемого способа знакового моделирования и сопутствующих процедур. Полезно предлагать тексты-задачи, которые содержат «избыточную» информацию, тогда подростку необходимо будет выделить и мобилизовать для решения задачи только ту информацию, которая вступает в определённые отношения с предстоящим действием.
Итак, средством опробования новых возможностей для действия в подростковой школе должна стать учебная модель. Действие моделирования в этом случае становится центром всей учебной работы. По сравнению с начальной школой моделирование дифференцируется, возникает индивидуальное моделирующее действие, в модели не только фиксируется общий способ действий, но и представляются результаты подобных действий отдельных детей (где и как я буду это применять). То есть знание переносится из учебной ситуации в широкий социокультурный контекст.
Таким образом, принципиальное значение для построения содержания курса «Развитие функциональной грамотности» должно осуществляться в рамках развития мышления и сознания подростков. Подобное построение требует, чтобы каждый акт обучения (учения) выступал как обнаружение и преодоления сложившегося способа действия. Такое строение образования по новым стандартам уже на этапе завершения начальной школы приводит к становлению способности ребёнка к рефлексии, анализу и планированию собственных действий, что ярко проявляется в умении определять известное от неизвестного, сформулировать точный запрос о необходимости нового знания, удерживать логику движения в понятии и предугадывать следующие шаги.
В подростковой школе общий способ действия должен выступать как инструмент опробования новых возможностей действия. Если это произойдёт, то новообразованием подросткового возраста станет позиционное мышление и действие, проявляющееся в способности выбора и следования той понятийной логике, которая предпочтительна в данной ситуации, с видением всех её возможных ограничений. Это и становится базовой основой проявления функциональной грамотности подростка.
Работа с моделью требует организации осмысленных переходов между разными модельными уровнями реальности. Подросток должен учиться думать, рассуждать и принимать решения с разных позиций, в разных контекстах: личном и общественном; образовательном и профессиональном; местном, национальном и глобальном.
Разные способы видения вещей должны не просто сменять друг друга. Глядя
на вещи определённым образом, человек должен одновременно предполагать существование другого взгляда, другого угла зрения, другой «развивающей способности». Такое видение вещей учёные называют «позицией». Необходимо уточнить, что позиция – это не просто точка зрения. Позиционное видение исторического события предполагает одновременное видение его как, например, события для потомков и не-события для современников (Крещение Руси князем Владимиром).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Умеем ли мы читать? | 8 | 2 | 0 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Итого по разделу | 8 | |
2 | Наши друзья и помощники | 4 | 0 | 0 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Итого по разделу | 4 | |
3 | Виды текстов | 10 | 1 | 0 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Итого по разделу | 10 | |
4 | Диалог с текстом | 4 | 1 | 0 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Итого по разделу | 4 | |
5 | Учимся читать между строк | 4 | 0 | 0 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Итого по разделу | 4 | |
6 | Подведение итогов | 4 | 1 | 0 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Итого: в том числе КР: | 34 5 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Стартовый контроль. Умеем ли мы читать? | 1 | 1 | 0 |
2. | Анализ стартовой работы | 1 | 0 | 0 |
3. | Учимся ставить цель чтения | 1 | 0 | 0 |
4. | Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) | 1 | 0 | 0 |
5. | С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 1 | 0 | 0 |
6. | Зачем нужен эпиграф? (Роль эпиграфа) | 1 | 0 | 0 |
7. | Ключевые слова текста | 1 | 0 | 0 |
8. | Контрольная работа №2 | 1 | 1 | 0 |
9. | Наши друзья и помощники (Словари и справочники) | 1 | 0 | 0 |
10. | Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | 1 | 0 | 0 |
11. | Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | 1 | 0 | 0 |
12. | Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) | 1 | 0 | 0 |
13. | Сплошные и несплошные тексты | 1 | 0 | 0 |
14. | Как читать несплошной текст? | 1 | 0 | 0 |
15. | Контрольная работа №3 | 1 | 1 | 0 |
16. | Анализ контрольной работы | 1 | 0 | 0 |
17. | Что такое подтекст? | 1 | 0 | 0 |
18. | Как построен текст: описание | 1 | 0 | 0 |
19. | Как построен текст: повествование | 1 | 0 | 0 |
20. | Как построен текст: рассуждение | 1 | 0 | 0 |
21. | «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) | 1 | 0 | 0 |
22. | Воображение и прогнозирование. | 1 | 0 | 0 |
23. | Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) | 1 | 0 | 0 |
24. | Контрольная работа №4 | 1 | 1 | 0 |
25. | Анализ контрольной работы | 1 | 0 | 0 |
26. | Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | 1 | 0 | 0 |
27. | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 | 0 | 0 |
28. | План текста | 1 | 0 | 0 |
29. | Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты | 1 | 0 | 0 |
30. | Шифровка и дешифровка текста. | 1 | 0 | 0 |
31. | Когда текст прочитан (Оценка информации) | 1 | 0 | 0 |
32. | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 |
33. | Анализ контрольной работы | 1 | 0 | 0 |
34. | Подведение итогов курса | 1 | 0 | 0 |
| Итого: | 34 | 5 | 0 |
Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).
УРОВНИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
5 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить последо-вательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основ-ного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдопо-добной и/ или достаточно объёмной информацией. | Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей. | Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов. |
4 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и приме-нения категорий в незна-комом контексте; истолко-вывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожи-даниям и сформулированы в негативном контексте. | Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
3 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией. | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях. |
2 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. | Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. |
1 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. | Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. | Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе Москва, 2021
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
Библиотека http://lib.ru
Википедия https://ru.wikipedia.org
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru