СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (для 5-9 классов)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (для 5-9 классов)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области

МКУ "Управление образования администрации МО "Карсунский район" Ульяновской области

МКОУ Вальдиватская СШ им. Г.А. Жукова





РАССМОТРЕНО

Председатель ШМО учителей-предметников:

________________________

Коблова И.Г.

Протокол № 1 от «28» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

________________________

Шигаев Ф.А.

Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ Вальдиватской СШ им. Г.А. Жукова:

________________________

Кулагина Е.Е.

Приказ № 220 от «29» августа 2024 г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»

(Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

предметной области «Русский язык»

для 5-9 классов)











​с. Вальдиватское 2024 год‌​




Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 5-9 классов составлена с опорой на:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

Цель программы:

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).



Планируемые результаты



Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • выделять главную и избыточную информацию;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5-9 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Общая характеристика курса

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Формы контроля



Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.




Календарно-тематическое планирование

5 класс

Тема урока

Дата

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)



2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок



3

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)



4

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)



5

С чего начинается текст? (роль заглавия)



6

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)



7

Внимание к слову



8

Тематический конкурс чтецов



9

Наши друзья и помощники (Словари и справочники)



10

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)



11

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)



12

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)



13

Как читать несплошной текст?



14

Шифровка и дешифровка текста



15

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)



16

Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»



17

Погружение в текст



18

Погружение в текст



19

Диалог с текстом



20

Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)



21

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)



22

Составление плана текста



23

Формирование списка книг для чтения



24

Создание собственных письменных материалов на ос­нове прочитанных текстов: отзывы о прочитанном



25

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)



26

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)



27

Оценка содержания, языковых особенностей и струк­туры текста



28

Выражение собственного мнения о прочи­танном



29

Выражение собственного мнения о прочи­танном и его аргументация



30

Достоверность и недостовер­ность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»



31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»



32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста



33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.



34

Итоговое занятие. Анализ текста







6 класс

Тема урока

Дата

по плану

фактически

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений



2

Типология текстов. Речевая ситуация



3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль)



4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста



5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства



6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации



7

Текст, тема текста, ос­новная мысль, идея. Авторская позиция



8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте



9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста



10

Простой, сложный, те­зисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде



11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака



12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации



13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)



14

Вопросы по содержанию текста



15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста



16

Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить»



17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме



18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач



19

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос



20

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу



21

Преобразование та­блицы в связный текст, информации, по­лученной из схемы, в текстовую задачу



22

Составление схем с опорой на прочитанный текст



23

Формирование списка ис­пользуемой литературы и других информационных источ­ников



24

Создание собственных письменных материалов на ос­нове прочитанных текстов: выписки из прочитанных тек­стов с учётом цели их дальнейшего использования, не­большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном



25

Создание небольших пись­менных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, со­ставление инструкции к выполненному дей­ствию



26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)



27

Оценка содержания, языковых особенностей и струк­туры текста



28

Выражение собственного мнения о прочи­танном



29

Выражение собственного мнения о прочи­танном и его аргументация



30

Достоверность и недостовер­ность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»



31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»



32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста



33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

«Дятловы горы»



34

Итоговое занятие. Анализ текста










7 класс

Тема урока

Дата

по плану

фактически

1

Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности



2

Поиск информации и понимание текста



3

Определение главной темы и общей цели или назначения текста



4

Различение темы и подтемы специального текста



5

Выделение главной и второстепенной информации текста



6

Поиск информации, явно заданной в тексте



7

Выстраивание последовательности описываемых событий



8

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов



9

Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию



10

Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте



11

Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов



12

Преобразование и интерпретация информации



13

Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов



14

Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно



15

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую



16

Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции



17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме



18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач



19

Критический анализ и оценка информации



20

Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире



21

Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения



22

Обнаружение недостоверности получаемой информации



23

Нахождение путей восполнения пробелов в информации



24

Решение на основе текста учебно-практических задач



25

Диагностика читательской грамотности



26

Анализ ошибок, допущенных в работе



27

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного



28

Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов



29

Поэтический текст как источник информации



30

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,

толкование, определение)



31

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты



32

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.



33

Проверочная работа по формированию читательской грамотности



34

Итоговое занятие






8 класс

Тема урока

Дата

по плану

фактически

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.



2

Типология текстов. Речевая ситуация.



3

Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).



4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.



5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства.



6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.



7

Текст, тема текста, ос­новная мысль, идея. Авторская позиция.



8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.



9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.



10

Простой, сложный, те­зисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.



11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.



12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.



13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).



14

Вопросы по содержанию текста.



15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.



16

Аргументы, подтверждающие вывод.



17

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.



18

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.



19

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.



20

Преобразование та­блицы в связный текст, информации, по­лученной из схемы, в текстовую задачу



21

Составление схем с опорой на прочитанный текст.



22

Составление схем с опорой на прочитанный текст.



23

Формирование списка ис­пользуемой литературы и других информационных источ­ников.



24

Создание собственных письменных материалов на ос­нове прочитанных текстов: выписки из прочитанных тек­стов с учётом цели их дальнейшего использования, не­большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.



25

Создание небольших

пись­менных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, со­ставление инструкции к выполненному дей­ствию.



26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).



27

Оценка содержания, языковых особенностей и струк­туры текста.



28

Выражение собственного мнения о прочи­танном и его аргументация.



29

Достоверность и недостовер­ность информации в тексте.



30

Недостающая или избыточная информация.



31

Пути восполнения недостающей инфор­мации.



32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста.



33

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.



34

Сопоставление различных точек зрения на информацию.














9 класс

Тема урока

Дата

по плану

фактически

1

Вводное занятие



2

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания



3

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания



4

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания



5

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания



6

Сопоставление содержания текстов научного стиля



7

Сопоставление содержания текстов научного стиля



8

Сопоставление содержания текстов научного стиля



9

Сопоставление содержания текстов научного стиля



10

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации



11

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации



12

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации



13

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации



14

Типы текстов: текст-аргументация



15

Типы текстов: текст-аргументация



16

Типы текстов: текст-аргументация



17

Типы текстов: текст-аргументация



18

Составление плана на основе исходного текста



19

Составление плана на основе исходного текста



20

Составление плана на основе исходного текста



21

Составление плана на основе исходного текста



22

Составление плана на основе исходного текста



23

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи



24

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи



25

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи



26

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи



27

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи



28

Работа со смешанным текстом



29

Работа со смешанным текстом



30

Составные тексты



31

Составные тексты



32

Составные и смешанные тексты



33

Итоговый контроль



34

Заключительное занятие









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!