МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
МКУ "Управление образования администрации МО "Карсунский район" Ульяновской области
МКОУ Вальдиватская СШ им. Г.А. Жукова
РАССМОТРЕНО Председатель ШМО учителей-предметников: ________________________ Коблова И.Г. Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ________________________ Шигаев Ф.А. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Вальдиватской СШ им. Г.А. Жукова: ________________________ Кулагина Е.Е. Приказ № 220 от «29» августа 2024 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
(Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
предметной области «Русский язык»
для 5-9 классов)
с. Вальдиватское 2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 5-9 классов составлена с опорой на:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
-
умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
-
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
-
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
-
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
-
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
-
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
-
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
-
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
-
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
-
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
-
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
-
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
-
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
-
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
-
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
-
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
-
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
-
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
-
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
-
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
-
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
-
выделять главную и избыточную информацию;
-
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
-
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
-
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
-
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
-
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
-
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
-
критически относиться к рекламной информации;
-
находить способы проверки противоречивой информации;
-
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5-9 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ | Тема урока | Дата |
1 | Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | | |
2 | Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок | | |
3 | Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») | | |
4 | Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | | |
5 | С чего начинается текст? (роль заглавия) | | |
6 | Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | | |
7 | Внимание к слову | | |
8 | Тематический конкурс чтецов | | |
9 | Наши друзья и помощники (Словари и справочники) | | |
10 | Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | | |
11 | Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | | |
12 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | | |
13 | Как читать несплошной текст? | | |
14 | Шифровка и дешифровка текста | | |
15 | Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | | |
16 | Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов» | | |
17 | Погружение в текст | | |
18 | Погружение в текст | | |
19 | Диалог с текстом | | |
20 | Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) | | |
21 | Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | | |
22 | Составление плана текста | | |
23 | Формирование списка книг для чтения | | |
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: отзывы о прочитанном | | |
25 | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | | |
26 | Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | | |
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | | |
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном | | |
29 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация | | |
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» | | |
31 | Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | | |
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | | |
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. | | |
34 | Итоговое занятие. Анализ текста | | |
6 класс
№ | Тема урока | Дата |
по плану | фактически |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений | | |
2 | Типология текстов. Речевая ситуация | | |
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль) | | |
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста | | |
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства | | |
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации | | |
7 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция | | |
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | | |
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста | | |
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде | | |
11 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака | | |
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации | | |
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) | | |
14 | Вопросы по содержанию текста | | |
15 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста | | |
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить» | | |
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | | |
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | | |
19 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос | | |
20 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу | | |
21 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | | |
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст | | |
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников | | |
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | | |
25 | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию | | |
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) | | |
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | | |
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном | | |
29 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация | | |
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» | | |
31 | Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | | |
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | | |
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы» | | |
34 | Итоговое занятие. Анализ текста | | |
7 класс
№ | Тема урока | Дата |
по плану | фактически |
1 | Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности | | |
2 | Поиск информации и понимание текста | | |
3 | Определение главной темы и общей цели или назначения текста | | |
4 | Различение темы и подтемы специального текста | | |
5 | Выделение главной и второстепенной информации текста | | |
6 | Поиск информации, явно заданной в тексте | | |
7 | Выстраивание последовательности описываемых событий | | |
8 | Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов | | |
9 | Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию | | |
10 | Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | | |
11 | Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов | | |
12 | Преобразование и интерпретация информации | | |
13 | Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов | | |
14 | Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно | | |
15 | Установление связей, не высказанных в тексте напрямую | | |
16 | Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции | | |
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | | |
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | | |
19 | Критический анализ и оценка информации | | |
20 | Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире | | |
21 | Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения | | |
22 | Обнаружение недостоверности получаемой информации | | |
23 | Нахождение путей восполнения пробелов в информации | | |
24 | Решение на основе текста учебно-практических задач | | |
25 | Диагностика читательской грамотности | | |
26 | Анализ ошибок, допущенных в работе | | |
27 | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного | | |
28 | Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов | | |
29 | Поэтический текст как источник информации | | |
30 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) | | |
31 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты | | |
32 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | | |
33 | Проверочная работа по формированию читательской грамотности | | |
34 | Итоговое занятие | | |
8 класс
№ | Тема урока | Дата |
по плану | фактически |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. | | |
2 | Типология текстов. Речевая ситуация. | | |
3 | Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). | | |
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. | | |
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. | | |
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. | | |
7 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. | | |
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | | |
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | | |
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. | | |
11 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. | | |
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. | | |
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). | | |
14 | Вопросы по содержанию текста. | | |
15 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. | | |
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. | | |
17 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. | | |
18 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. | | |
19 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. | | |
20 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | | |
21 | Составление схем с опорой на прочитанный текст. | | |
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст. | | |
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. | | |
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. | | |
25 | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. | | |
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). | | |
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | | |
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. | | |
29 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. | | |
30 | Недостающая или избыточная информация. | | |
31 | Пути восполнения недостающей информации. | | |
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | | |
33 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. | | |
34 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. | | |
| | | |
9 класс
№ | Тема урока | Дата |
по плану | фактически |
1 | Вводное занятие | | |
2 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | | |
3 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | | |
4 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | | |
5 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | | |
6 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | | |
7 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | | |
8 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | | |
9 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | | |
10 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | | |
11 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | | |
12 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | | |
13 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | | |
14 | Типы текстов: текст-аргументация | | |
15 | Типы текстов: текст-аргументация | | |
16 | Типы текстов: текст-аргументация | | |
17 | Типы текстов: текст-аргументация | | |
18 | Составление плана на основе исходного текста | | |
19 | Составление плана на основе исходного текста | | |
20 | Составление плана на основе исходного текста | | |
21 | Составление плана на основе исходного текста | | |
22 | Составление плана на основе исходного текста | | |
23 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | | |
24 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | | |
25 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | | |
26 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | | |
27 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | | |
28 | Работа со смешанным текстом | | |
29 | Работа со смешанным текстом | | |
30 | Составные тексты | | |
31 | Составные тексты | | |
32 | Составные и смешанные тексты | | |
33 | Итоговый контроль | | |
34 | Заключительное занятие | | |