Краснодарский край, Каневской район, хутор Труд
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 9
имени Героя Советского Союза Ивана Александровича Шарова
муниципального образования Каневской район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08. 2022 года протокол № 1
Председатель _______ А.В. Щербак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
на 2022-2023 учебный год
«Читательская грамотность»
«6-9 класс»
Уровень образования: базовый
Количество часов: 170
Возрастная категория: 11-15 лет
Учитель: Дударь Александра Евгеньевна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и рассчитана для учащихся 6-9 классов в количестве часов - 170 (1 час в неделю).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Данная программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети смогут получить возможность расширить свое представление о писателях, понятии и передачи разных способов художественного образа, а педагог - глубже изучить литературные интересы каждого учащегося, понять его наклонности, увлечения, характер, которые влияют на формирование мировоззрения.
Цель программы:
приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта; расширение читательского пространства и развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка; воспитание художественного и эстетического вкуса.
Задачи:
развивать эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей;
формировать коммуникативную и общекультурную компетенции;
воспитывать умение эмоционально сопереживать;
обучать выразительному чтению;
расширять знания учащихся о жизни и творчестве русских и зарубежных писателей и поэтов.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание программы создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик–читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа направлена на развитие у учащихся творческих способностей, раскрытие их природных талантов, повышение общекультурного уровня, а также на развитие коммуникативных качеств и организацию досуга детей.
Для учащихся курса «Читательская грамотность» - это возможность проявить себя как личность, утвердиться в коллективе сверстников, развивать свои творческие способности.
В программе данного курса внеурочной деятельности поднята важнейшая проблема духовно–нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы, – всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Формы проведения занятий:
Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Методы и приёмы:
активные: работа с книгой, с интернет - ресурсами, научной литературой, компьютером;
пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
эвристический.
Рабочая по внеурочной деятельности
«Читательская грамотность» для учащихся 6-9 х классов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Читательская грамотность» в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности являются:
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России, Кубани и традиций его исполнения, уважение символов республик Российской Федерации и других стран мира; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России. Формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации. Формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); активное участие в мероприятиях пропагандирующих финансовую грамотность среди населения, онлайн уроках, конкурсах, олимпиадах. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и основные нормы, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; придерживаться социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; осознание ценности духовно- нравственной культуры, чувства толерантности и ценностного отношения к финансам, как составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры; пропагандировать и поощрять этические нормы в жизни и таких общечеловеческих моральных ценностей, как честность, справедливость, благородство. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
4. Эстетическое воспитание:
формирование эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и культуры тела; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни; осознание важности финансовой грамотности как инструмента достижение жизненных целей. Овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами: общение, культура, творчество, книга, автор, содержание, художественный текст и др.
5.Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности в использование доступного объёма специальной терминологии.
6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7.Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
8.Экологическое воспитание:
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения, повышения уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством участия в экологических проектах сферы финансовой грамотности..
Содержание курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность» 170 часа
6 класс
Тема: Дом, в котором живут книги (2 часа).
Основные понятия и термины в библиотечном деле (библиотека, книга, фонды и др.). Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки (абонемент, читальный зал) книжный фонд, каталоги и картотеки.
Формы работы: познавательная беседа.
Раздел 1: История возникновения письменности (4 часа).
Тема: Древние способы передачи информации. Древние книги.
Древние способы передачи информации (сказители, сигналы, узелковое письмо и др.). Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса, книга-кодекс из пергамента. Основные понятия: кипу, вампумы, пиктография, папирус, пергамент, манускрипт и др. Творческий процесс создания «наскальных» рисунков.
Формы работы: познавательная беседа, видео просмотр, практикум.
Тема: Русская рукописная книга.
Основные понятия: буквица, вязь, заставка. Творческий процесс создания рукописной книги.
Формы работы: беседа - практикум, групповая работа, проект, выставка работ.
Раздел 2: История появления библиотек (10 часов).
Тема: Библиотеки Древнего мира.
Библиотеки древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашшурбанипала. Александрийская библиотека. Монастырские, частные и публичные библиотеки.
Формы работы: тематическая беседа, виртуальная экскурсия.
Тема: Книжные собрания Древней Руси.
Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях.
Формы работы: тематическая беседа, виртуальная экскурсия.
Тема: Современные библиотеки. Библиотеки нашего города.
Многообразие современных библиотек (школьные, публичные, электронные и др.).
Формы работы: Экскурсия в ЦДБ.
Тема: Эрудит-шоу.
Закрепление пройденных тем в игровой форме.
Формы работы: интеллектуальная игра.
Раздел 3: Изобретение книгопечатания (3 часа).
Тема: Книга и ее создатели. Книгопечатание на Руси.
Деревянная печатная форма. Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом. Первопечатник Иван Федоров. Первый печатный детский иллюстрированный цветной «Букварь» Кариона Истомина.
Формы работы: познавательная беседа, просмотр отрывка фильма «Друкарь Иван Москвитин».
Раздел 4: Бережное отношение к книге (8 часов).
Тема: Правила обращения с книгами.
Ознакомление с правилами пользования книгой. Чего боится книга. Понятия: твердый и мягкий переплет, обложка, суперобложка, ляссе. Изготовление закладок. Суперобложка своими руками.
Формы работы: беседа, практикум, выставка работ.
Тема: Ремонт книги.
Обучение простейшему ремонту книг: обертывания книги, подклеивание разорванных страниц, склеивание книжного блока.
Формы работы: трудовой практикум, выставка работ.
Раздел 5: Путешествие по книжному морю (6часов).
Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.
Книги – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!
Детские писатели и поэты – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Путешествие в Читайград.
Виртуальное путешествие по «литературным станциям».
Формы работы: литературная игра.
Раздел 6: Итоговое занятие (1 час).
Тема: Юный эрудит.
Повторение и закрепление тем, пройденных на занятиях.
Формы работы: интеллектуальная игра.
8 класс
Раздел 1: Все о книге
Тема: Как устроена книга. Структура книги. Справочный аппарат книги.
Элементы книги:переплёт, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, контртитул, шмуцтитул, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление (содержание), колонцифра, примечания, комментарии, указатели, иллюстрации.
Чтение титульного листа. Алгоритм выбора книги при её беглом просмотре.
Формы работы: познавательная беседа, деловая игра.
Тема: Искусство художественного оформления книги. Художники-иллюстраторы.
Основные элементы оформления книги. Виды иллюстраций. Художники-иллюстраторы книг.
Формы работы: тематический час, видеообзор.
Тема: Писатели и художники в одном лице.
Знакомство с художниками-иллюстраторами: Е.Чарушин, В.Сутеев, Э.Сетон-Томпсон и др.
Формы работы: тематический час, просмотр мультипликационных фильмов.
Тема: Я – художник-иллюстратор.
Творческий процесс иллюстрирования произведения.
Формы работы: проект, групповая творческая работа, выставка работ.
Тема: Экслибрис – книжный знак. Экслибрисы великих людей
История появления экслибриса. Его назначение. Экслибрисы А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, В.Брюсова и др.
Формы работы: познавательная беседа, видео просмотр.
Тема: Экслибрис для библиотеки.
Творческий процесс создания экслибриса для школьной библиотеки, для личной библиотеки.
Формы работы: проект, групповая и индивидуальная творческая работа, выставка работ.
Раздел 2: Поиск информации в библиотеке (8 часов).
Тема: Библиотека – информационный центр.
Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Поиск литературы в фонде.
Основные понятия: читатель, читательский формуляр, абонемент, читальный зал, открытый доступ.
Формы работы: тематическая беседа, поисковая работа.
Тема: Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Виды каталогов: алфавитный, систематический, электронный. Систематизация книг по отраслям знания. Полочные разделители. Электронные носители. Поисковые системы. Поиск необходимой информации.
Формы работы: тематическая беседа, библиографическая игра.
Тема: Справочный фонд библиотеки.
Энциклопедии, словари, справочники. Структура справочных изданий. Поиск информации в справочных изданиях.
Формы работы: беседа-консультация, видеообзор, групповая проблемная работа.
Тема: Следствие ведут знатоки
Поиск литературы в фонде
Формы работы: библиоквест.
Раздел 3: Периодические издания (6 часов).
Тема: Новости со всей планеты . Детские периодические издания.
Газеты и журналы как печатные издания. Основные понятия: периодика, статья, заметка, журналист, редакция. Популярные детские и юношеские газеты и журналы. Электронные варианты детских журналов.
Формы работы: познавательная беседа, презентация детских периодических изданий.
Тема: Что принес нам почтальон.
Периодические издания школьной библиотеки. Поиск информации в школьной периодике. Презентация любимого журнала.
Формы работы: выставка-обзор, поисковая работа, индивидуальная творческая работа.
Раздел 4: Путешествие по книжному морю (6 часов).
Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.
Книги – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!
Детские писатели и поэты – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Книжный город.
Игровая программа по книгам писателей - юбиляров.
Формы работы: литературный аукцион.
Раздел 5: Итоговое занятие (2 часа).
Тема: Юный эрудит.
Повторение и закрепление тем, пройденных на занятиях.
Формы работы: интеллектуальная игра.
9 класс
Раздел 1: Работаем с книгой (6 часов).
Тема: Читаем книгу.
Понятие о целях и способах чтения: досуговое и деловое чтение, выборочное и сплошное чтение.
Формы работы: тематическая беседа.
Тема: Анализируем книгу.
Анализ и оценка полученной информации. Записи о прочитанном. Основные понятия: выписка, цитата, план, тезис, конспект, отзыв на книгу.
Формы работы: беседа-практикум, групповая работа.
Тема: Оформляем книгу.
Библиографическая запись. Оформление цитат и списка литературы.
Формы работы: беседа-практикум, групповая проблемная работа, индивидуальная работа.
Раздел 2: Книжный ориентир (9 часов).
Тема: Книжная выставка.
Книжные выставки: виды и формы организации. Цель организации книжной выставки. Этапы разработки и оформления книжной выставки. Творческий процесс оформления книжной выставки.
Формы работы: тематическая беседа, групповая творческая работа, организация выставки.
Тема: Книжный буклет. Книжный дайджест
Основные понятия: «книжный буклет», «книжный дайджест». Этапы создания. Творческий процесс создания книжного буклета, книжного дайджеста.
Формы работы: тематическая беседа, групповая творческая работа, выставка работ.
Тема: Буктрейлер.
Понятие «Буктрейлер», этапы создания. Просмотр буктрейлеров. Творческий процесс создания собственного буктрейлера.
Формы работы: тематическая беседа-консультация, видео просмотр, индивидуальная творческая работа, презентация работ.
Раздел 3: Путешествие по книжному морю (9 часов).
Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.
Книги – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!
Детские писатели и поэты – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: По страницам прочитанных книг.
Увлекательная литературная игра.
Формы работы: литературный марафон.
Раздел 4: Реклама книги (9 часов).
Тема: Проект «Моя любимая книга»
Выбор формы представления (рекламы) книги. Творческий процесс создания проекта. Защита проекта.
Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проект
Итоговое занятие 1 час..
Литература
Абрамов, Ю.А., Демин, В.Н. Сто великих книг. – М.: Вече, 2019– 480с. – (100 великих).
Астафьева, Н.В. Звездный час: игра// Библиотека школы. – 2018. - №7. – С.35-37.
Бединская, Е.А. История возникновения информационных ресурсов общества / Е.А.Бединская // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
Брейн-ринг. Путешествие по энциклопедиям. 7 класс. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru
Встречи в школьной библиотеке: тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества/ авт.-сост. Н.Г. Растегаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158с.
Выбор книг в библиотеке : [5-6 классы] Библиотечные уроки в школе Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
Герасина, О.Е. Сначала Аз да Буки, а потом науки// Досуг в школе. – 2018. - №2. – С.7-9.
Гуллер, Юрий. Я дружу с книгой// Детская энциклопедия. – 2099. - №3. – С.1-67.
Дьяченко, Н.П. Рождение книги. – М.: Просвещение, 1990. – 111с.
Записи о прочитанном. План чтения. Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
История средних веков: школьная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2018. – 831с.
Карпова, Д.С. Предметно-тематическая картотека : [как ориентироваться в библиотеке, урок для 5-6 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2018. – № 2. – С. 100-102
Каталог, каталожная карточка. Урок с презентацией. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru
Конкурс на лучший экслибрис для школьной библиотеки// Школьная библиотека. – 2014. - №2. – С.38-39.
Крюкова, Н.С. История развития детской периодической печати в России// Досуг в школе. – 2008. - №2. - С.9-11.
Крюкова, Н.С. Как появилось письмо// Досуг в школе. – 2008. - №2. – С.5-7.
Кузякина, Н.Е. Любите книгу и цените библиотеку: методическое пособие для школьных библиотекарей// Библиотека в школе. – 2004. - №13. – С.4-64.
Куликова, Н.П.: «Что такое книга, для чего она…»: [устный журнал, посвящённый Дню книгопечатания для 5-6 кл.] / Н.П.Куликова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 4. – С. 83-84
Магистры информационного поиска : [библиотечный урок, 7 класс] // Читаем, учимся, играем.- 1998.- № 4. - С. 31-34.
Нурлыгаянова, С. Г. Структура книги: [библиотечный урок в 5, 7 кл.] / С.Г.Нурлыгаянова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 4. – С. 20-21.
О библиотеке. О книге. Элементы книги. - Режим доступа: ПроШколу.ру: Бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
Пальчиевская, Е.Н. Книжная выставка и её назначение: библиотечный урок// Библиотека школы. – 2015. - №5. – С.29-31.
Пантюхова, Т. В. Юный издатель: [библиотечный урок] / Т, В. Пантюхова// Читаем, учимся, играем. – 2018.– №10. – С. 73-75.
Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников : урок для 5-8 классов. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
Подкопай, Е.А., Щербак, С.И. Литература по естественным наукам: совместный урок для 5-х классов// Библиотека школы. – 2015. - №5. – С.32-334.
Пучкова, И. М. Периодические издания – одно из главных средств массовый информации школьников Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
Рыжов, В.А. По станицам любимых книг: викторина// Последний звонок. – 2008. - №5. – С.8-9.
Самостоятельная работа с книгой : [второй вариант] Библиотечные уроки в школе. Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
Словарь юного книголюба/ сост. И.Я. Линкова. – М.: Книга, 1987. – 303с.
Старинная изба-читальня : урок-путешествие. // ПроШколу.ру. Бесплатный школьный портал. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru/
Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия/ сост. Т.Р. Цымбалюк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135с.
Терехова, Н.Л. Книжная палата// Досуг в школе. – 2008. - №2. – С.17-21.
Фроликова, Т. У. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке. / Т.У. Фроликова // Школьная библиотека. – 2012. – № 1. – С. 28.
Энциклопедия для детей. Т.5. История России: ч.1: От древних славян до конца XVII в./ гл. ред. М. Аксёнова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2009. – 512 с.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство: ч.1/ гл. ред. М. Аксёнова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2010. – 592 с.
Тематическое планирование 6 класс
№ | Наименование раздела (темы) программы (с указанием общ. кол-ва часов) | Кол-во часов | Тема урока | Виды внеурочной деятельности | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | Основные направления воспитательной деятельности |
1-2 | Введение (2 ч) | 2 | Дом, в котором живут книги | Познавательная | Личностные: ● понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к Родине, матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; ● развитие мотивации к обучению; Предметные; Познавательные УУД: ● отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ●пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; ● ориентироваться в мире книг и организовывать книжное пространство. Коммуникативные УУД: ● участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; ● формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях (оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию); ● высказывать своё мнение об оформлении книг, их структуре; ● соблюдать правила поведения в школе, библиотеке и т. д.; ● участвовать в конкурсах чтецов, рассказчиков. выполнять поисковую работу по проекту; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; находить по каталогу нужную книгу; заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; писать отзыв о книге или героях книги; | 1.Патриотическое воспитание 2.Гражданское воспитание 3. Духовно-нравственное воспитание 4. Эстетическое воспитание 5.Ценности научного познания 6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия 7.Трудовое воспитание 8.Экологическое воспитание |
3-4 | История возникновения письменности (4 ч) | 2 | Древние способы передачи информации. Древние книги | Познавательная, художественное творчество |
5-6 | 2 | Русская рукописная книга | Познавательная, трудовая, художественное творчество |
7-8-9 | История появления библиотек (10ч) | 3 | Библиотеки Древнего мира | Познавательная |
11-12-13 | 3 | Книжные собрания Древней Руси | Познавательная |
11-12 | 2 | Современные библиотеки. | Познавательная |
13-14-15 | | 2 | Эрудит-шоу | Игровая, досугово - развлекательная |
1.Патриотическое воспитание 2.Гражданское воспитание 3. Духовно-нравственное воспитание 4. Эстетическое воспитание 5.Ценности научного познания 6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия 7.Трудовое воспитание 8.Экологическое воспитание |
16-17-18 | Изобретение книгопечатания (3ч) | 3 | Книга и ее создатели. Книгопечатание на Руси. | Познавательная |
19-20 | Бережное отношение к книге (8ч) | 2 | Правила обращения с книгами. | Познавательная, трудовая, художественное творчество |
21-27 | 6 | Ремонт книг. Книга своими руками | Трудовая |
28-29 | Путешествие по книжному морю (6ч) | 2 | Литературный календарь. Книги-юбиляры | Познавательная |
30-31 | 2 | Литературный календарь. У наших авторов – юбилей! | Познавательная |
32-33 | 2 | Путешествие в Читайград | Игровая, досугово - развлекательная |
34 | Итоговое занятие (1ч) | 1 | Юный эрудит | Игровая |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Наименование раздела (темы) программы (с указанием общ. кол-ва часов) | Кол-во часов | Тема урока | Виды внеурочной деятельности | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | Основные направления воспитательной деятельности |
1-2 | Все о книге(12ч) | 2 | Как устроена книга. Структура книги. Справочный аппарат книги | Познавательная | Личностные: ● понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к Родине, матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; ● развитие мотивации к обучению; Предметные; Познавательные УУД: ● отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ●пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; ● ориентироваться в мире книг и организовывать книжное пространство. Коммуникативные УУД: ● участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; ● формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях (оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию); ● высказывать своё мнение об оформлении книг, их структуре; ● соблюдать правила поведения в школе, библиотеке и т. д.; ● участвовать в конкурсах чтецов, рассказчиков. выполнять поисковую работу по проекту; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; находить по каталогу нужную книгу; заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; писать отзыв о книге или героях книги; | 1.Патриотическое воспитание 2.Гражданское воспитание 3. Духовно-нравственное воспитание 4. Эстетическое воспитание 5.Ценности научного познания 6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия 7.Трудовое воспитание 8.Экологическое воспитание |
3-4 | 2 | Искусство художественного оформления книги. Художники - иллюстраторы | Познавательная |
5-6 | 2 | Писатели и художники в одном лице | Познавательная |
7-8 | 2 | Я – художник - иллюстратор | Художественное творчество, проблемно-ценностное общение |
9-10 | 2 | Экслибрис – книжный знак. Экслибрисы великих людей | Познавательная |
11-12 | 2 | Экслибрис для библиотеки | Художественное творчество, трудовая, проблемно-ценностное общение |
13-14 | Поиск информации в библиотеке (8ч) | 2 | Библиотека - информационный центр | Познавательная, проблемно- ценностное общение |
15-16 | 2 | Справочно-библиографический аппарат библиотеки | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение |
17-18 | 2 | Справочный фонд библиотеки | Познавательная, проблемно- ценностное общение |
19-20 | 2 | Следствие ведут знатоки | Проблемно- ценностное общение, игровая |
21-22-23 | Периодические издания (6ч) | 3 | Новости со всей планеты. Детские периодические издания | Познавательная |
24-25-26 | 3 | Что принес нам почтальон | Познавательная, проблемно-ценностное общение |
27-28 | Путешествие по книжному морю (6ч) | 2 | Литературный календарь. Книги-юбиляры | Познавательная |
29-30 | 2 | Литературный календарь. У наших авторов-юбилей! | Познавательная |
31-32 | 2 | Книжный город | Игровая, досугово - развлекательная |
33-34 | Итоговое занятие (2ч) | 2 | Юный эрудит | Игровая |
Тематическое планирование 9 класс
№ | Наименование раздела (темы) программы (с указанием общ. кол-ва часов) | Кол-во часов | Тема урока | Виды внеурочной деятельности | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | Основные направления воспитательной деятельности |
1-2 | Работаем с книгой (6ч) | 2 | Читаем книгу | Познавательная | Личностные: ● понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к Родине, матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; ● развитие мотивации к обучению; Предметные; Познавательные УУД: ● отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ●пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; ● ориентироваться в мире книг и организовывать книжное пространство. Коммуникативные УУД: ● участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; ● формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях (оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию); ● высказывать своё мнение об оформлении книг, их структуре; ● соблюдать правила поведения в школе, библиотеке и т. д.; ● участвовать в конкурсах чтецов, рассказчиков. выполнять поисковую работу по проекту; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; находить по каталогу нужную книгу; заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; писать отзыв о книге или героях книги; | 1.Патриотическое воспитание 2.Гражданское воспитание 3. Духовно-нравственное воспитание 4. Эстетическое воспитание 5.Ценности научного познания 6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия 7.Трудовое воспитание 8.Экологическое воспитание |
3-4 | 2 | Анализируем книгу | Познавательная, проблемно- ценностное общение |
5-6 | 2 | Оформляем книгу | Познавательная, проблемно- ценностное общение |
7-10 | Книжный ориентир (9ч) | 3 | Книжная выставка | Познавательная, проблемно- ценностное общение, художественное творчество, трудовая |
11-13 | 3 | Книжный буклет. Книжный дайджест | Познавательная, проблемно- ценностное общение, художественное творчество, трудовая |
14-16 | 3 | Буктрейлер | Познавательная, проблемно- ценностное общение, художественное творчество, трудовая |
17-18-19 | Путешествие по книжному морю (9ч) | 3 | Литературный календарь. Книги-юбиляры | Познавательная |
20-23 | 3 | Литературный календарь. У наших авторов-юбилей! | Познавательная, игровая, досугово - развлекательная |
23-26 | 3 | По страницам прочитанных книг | Игровая, досугово - развлекательная |
26-33 | Реклама книги (9ч) | 9 | Проект Моя любимая книга» | Художественное творчество, трудовая |
34 | | 1 | Итоговое занятие | Презентация работ, |