-
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
-
Описание места курса «Функциональная грамотность» в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
-
Содержание курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30,34 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
-
Планируемые результаты освоения курса.
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
5.Оценка достижения планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
-
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
-
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
-
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
-
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
6.Тематическое планирование
2 класс
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Контрольные работы | Практические работы | Виды деятельности | Виды, форма контроля | Электронные ( цифровые) образовательные ресурсы |
1 | « Основы читательской грамотности» Михаил Пришвин. Беличья память | 1 | 0 | 1 | Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования. | Беседа, практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
2 | «Основы математической грамотности». Про беличьи запасы | 1 | 0 | 1 | Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным. | Викторина практическая работа | (http://skiv.instrao.ru/); |
3 | «Основы финансовой грамотности». Беличьи деньги | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Дискуссия | http://skiv.instrao.ru |
4 | «Основы естественнонаучной грамотности». Про белочку и погоду | 1 | 0 | 1 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
5 | « Основы читательской грамотности» И. Соколов-Микитов. В берлоге | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самостоят. работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
6 | «Основы математической грамотности». Медвежье потомство | 1 | | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа с обсуждением практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
7 | «Основы финансовой грамотности». Повреждённые и фальшивые деньги | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Мозговой штурм практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
8 | «Основы естественнонаучной грамотности». Лесные сладкоежки | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Квиз практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
9 | « Основы читательской грамотности» Лев Толстой. Зайцы | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
10 | «Основы математической грамотности». Про зайчат и зайчиху | 1 | 0 | 1 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
11 | «Основы финансовой грамотности». Банковская карта | 1 | 0 | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
12 | «Основы естественнонаучной грамотности». Про Зайчишку и овощи | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самост.работа | http://skiv.instrao.ru |
13 | « Основы читательской грамотности» Николай Сладков. Весёлая игра | 1 | 0 | 1 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
14 | «Основы математической грамотности». Лисьи забавы | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
15 | «Основы финансовой грамотности». Безопасность денег на банковской карте | 1 | 0 | 1 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. | Парная работа практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
16 | «Основы естественнонаучной грамотности». Лисьи норы | 1 | 0 | 1 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
17 | « Основы читательской грамотности» Обыкновенные кроты | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
18 | «Основы математической грамотности». Про крота | 1 | 0 | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
19 | «Основы финансовой грамотности». Про кредиты | 1 | 0 | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
20 | «Основы естественнонаучной грамотности». Корень – часть растения | 1 | 0 | 1 | Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: | Самост. работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
21 | « Основы читательской грамотности» Эдуард Шим. Тяжкий труд | 1 | 0 | 1 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
22 | «Основы математической грамотности». Про ежа | 1 | 0 | 1 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Беседа практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
23 | «Основы финансовой грамотности». Про вклады | 1 | 0 | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра практическая работа | http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
24 | «Основы естественнонаучной грамотности». Занимательные особенности яблока | 1 | 0 | 1 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
25 | « Основы читательской грамотности» Полевой хомяк | 1 | 0 | 1 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа, игра | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
26 | «Основы математической грамотности». Про полевого хомяка | 1 | 0 | 1 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Викторина практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
27 | «Основы финансовой грамотности». Ловушки для денег | 1 | 0 | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию .Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
28 | «Основы естественнонаучной грамотности». Про хомяка и его запасы | 1 | 0 | 1 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Самост. работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
29 | « Основы читательской грамотности» Про бобров | 1 | 0 | 1 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Беседа практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
30 | «Основы математической грамотности». Бобры-строители | 1 | 0 | 1 | Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. | Работа в группе практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
31 | «Основы финансовой грамотности». Такие разные деньги | 1 | 0 | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Игра практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
32 | «Основы естественнонаучной грамотности». Материал для плотин | 1 | 0 | 1 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре практическая работа | http://skiv.instrao.ru |
33, 34 | « Основы читательской грамотности» «Основы естественнонаучной грамотности». Позвоночные животные | 1 | 0 | 1 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа практическая работа | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
7.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата |
1. | Михаил Пришвин. Беличья память (Читательская грамотность) | Определение жанра, темы, героев произведения; объяснение значения выражений, встретившихся в тексте; озаглавливание прочитанного текста; составление характеристики героя произведения; сравнение научно-познавательного текста и художественного текста ; сходство и различия. | 1 | 6.09.2023 |
2. | Про беличьи запасы (Математическая грамотность) | Работа с таблицами Выполнение сложения и сравнения чисел в пределах 100; объяснение графических моделей при решении задач; анализ представленных данных, построение ломаной линии. | 1 | 13.09 |
3. | Беличьи деньги (Финансовая грамотность) | Объяснение значения понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; понимание, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; нахождение у монеты аверс и реверс; выполнение логических операции: анализ, синтез и сравнение; подготовка небольшого сообщения на заданную тему. | 1 | 20.09 |
4 | Про белочку и погоду (Естественно-научная грамотность) | Объяснение, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность», «оттепель», «наст»; работа с таблицами наблюдений за погодой; высказывание предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; работа в парах. | 1 | 27.09 |
5. | И. Соколов-Микитов. В берлоге (Читательская грамотность) | Определение жанра, темы, героев произведения; объяснение значения выражений, встретившихся в тексте; обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию текста цитатами из него; составление вопросов по содержанию текста для готовых ответов; определение отрывка, к которому подобрана иллюстрация; разгадывание ребусов; определение логических связей. | 1 | 4.10 |
6 | Медвежье потомство (Математическая грамотность) | Анализ данных столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; дополнение недостающих на диаграмме данных; обучающиеся отвечают на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; анализ данных таблицы, устанавливают их истинность и ложность; выполнение вычислений на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; решение логических задач на практическое деление; нахождение периметра треугольника; построение связного речевого устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей. | 1 | 11.10 |
7 | Повреждённые и фальшивые деньги (Финансовая грамотность) | Объяснение на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги; знание правила использования поврежденных денег; нахождение и показ средства защиты на российских банкнотах; нахождение необходимой информации в тексте; ответы на вопросы на основе полученной информации. | 1 | 18.10 |
8 | Лесные сладкоежки (Естественно-научная грамотность) | Проведение несложных опытов с мёдом; определение последовательности действий при проведении опытов; выводы по результатам опытов; различение свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; анализ данных таблицы; составление логических рассуждений и оформление их в устной и письменной речи; выводы о лечебных свойствах мёда. | 1 | 25.10 |
9 | Лев Толстой. Зайцы (Читательская грамотность) | Заполнение кластера на основе полученных сведений из текста; определение лексического значения слова; нахождение необходимой информации в тексте; определение объекта на рисунке с помощью подсказки; определение последовательности действий, описанных в рассказе; различие художественный и научно-познавательный текст; сравнение авторского текста и текста из энциклопедии, общие сведения; определение по высказываниям информации, полученной из текста; построение связного речевого устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей. | 1 | 8.11 |
10 | Про зайчат и зайчиху (Математическая грамотность) | Определение количества часов в сутках; нахождение необходимой информации в тексте и выполнение математических вычислений; подбор из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, решение логической задачи по данному условию; составлениеэлементарнойдиаграммы. | 1 | 15.11 |
11 | Банковская карта (Финансовая грамотность) | Характеристика наличных денег; рассказ о дебетовой банковской карте; объяснение, что обозначают надписи на карте, как производить покупку в магазине, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; рассказ о кредитной банковской карте. | 1 | 22.11 |
12 | Про Зайчишку и овощи (Естественно-научная грамотность) | Определение по рисункам названия растений и нахождение среди них овощей; выделение среди овощей корнеплодов; проведение опыта по проращиванию моркови; определение цвета сока овощей опытным путём; сравнение свойства сырой и варёной моркови. | 1 | 28.11 |
13 | Николай Сладков. Весёлая игра (Читательская грамотность) | Определение типа и темы текста, название его персонажей; понимание, что такое «цитата», использование цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста; объяснение лексического значения слов и выражений; установление истинности и ложности утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат; составление на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотное оформление их на письме. | 1 | 6.12 |
14 | Лисьи забавы (Математическая грамотность) | Определение даты по календарю; нахождение необходимой информации в тексте и выполнение математических вычислений; запись краткой записи и решение задач; решение логических задач с помощью таблицы; анализ данных, представленных в столбчатой диаграмме, дополнение недостающих в диаграмме данных; составление вопросов, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; чтение простейших чертежей, выполнение построения на чертеже в соответствии с данными задачи. | 1 | 13.12 |
15 | Безопасность денег на банковской карте (Финансовая грамотность) | Представление об элементах, расположенных налицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение; нахождение необходимой информации в тексте задания; формулировка правила безопасности при использовании банковских карт. | 1 | 20.12 |
16 | Лисьи норы (Естественно-научная грамотность) | Представление об устройстве лисьих нор; проведение простейших опытов по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; объяснение, от чего зависит плодородие почвы. | 1 | 27.12 |
17 | Обыкновенные Кроты (Читательская грамотность) | Определение типа текста; составление описания крота на основе прочитанного текста; разгадывание ребусов и соотнесение слова-ассоциации; соединение линиями части предложений и определение их последовательность в тексте; объяснение значения слова; составление вопросов по предложенным предложениям; нахождение синонимов к предложенному слову; написание сочинения-рассуждения по заданной теме; определение названия раздела, в котором может быть размещён текст. | 1 | 10.01 |
18 | Про крота (Математическая грамотность) | Решение задачи логического характера; решение задачи с использованием данных таблицы; решение задачи на основе данных диаграммы; решение примеров на основе предложенной цепочки примеров; определение цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. | 1 | 17.01 |
19 | Про кредиты (Финансовая грамотность) | Объяснение, что такое «кредит»; определение видов кредитов, их отличие, определение суммы переплаты по кредиту; определение, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; определение, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты. | 1 | 24.01 |
20 | Корень – часть растения (Естественно-научная грамотность) | Определение частей цветочных растений; объяснение, для чего растению корень; доказывание, что рост растения начинается с корня; называние видов корневых систем; называние видоизменённых корней. | 1 | 31.01 |
21 | Эдуард Шим. Тяжкий труд (Читательская грамотность) | Определение книги, в которой можно прочитать предложенный художественный текст; определение лексического значения слова; нахождение необходимой информации в тексте; нахождение в тексте предложения по заданному вопросу; разгадывание ребусов и соотнесение полученных ответов со словами; определение главной мысли текста; определение, чему учит текст; построение связного речевого устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей. | 1 | 7.02 |
22 | Про ежа (Математическая грамотность) | Нахождение значение выражений, соотнесение полученных результатов с буквами и чтение названия насекомого; определение времени с помощью скорости и расстояния; определение данных столбчатой диаграммы, нахождение части от числа и запись результатов в таблице, результаты таблицы переносят в круговую диаграмму; ответы на вопросы на основе полученных данных; определение последовательности маршрута на основе схемы; записывание слова с помощью кода; называние месяцев, сравнение количества месяцев. | 1 | 14.02 |
23 | Про вклады (Финансовая грамотность) | Определение вклада; виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; объяснение, что такое банковский процент по вкладам; как считают банковский процент по вкладам; объяснение тому, почему банки выплачивают проценты. | 1 | 21.02 |
24 | Занимательные особенности яблока (Естественно-научная грамотность) | Объяснение, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; объяснение, почему яблоко плавает, почему яблоко отталкивается от магнита, почему неспелое яблоко кислое; нахождение на срезе яблока рисунка звезды. | 1 | 28.02 |
25 | Полевой хомяк (Читательская грамотность) | Определение вида текста; составление описания хомяка на основе прочитанного текста; дополнение описания хомяка на основе рисунка; сравнение, составление вопросов по данным предложениям; ответы на вопросы на основе полученных сведений; разгадывание ребусов и объяснение значения слова; определение сведения, которые удивили; составление плана при подготовке к сообщению. | 1 | 6.03 |
26 | Про полевого Хомяка (Математическая грамотность) | Нахождение значения выражений, соотнесение полученных результатов с буквами и чтение названия животного; построение столбчатой диаграммы на основе имеющихся данных; ответы на вопросы на основе имеющихся данных; нахождение пути хомяка на основе заданного условия, доказывая, что путь выбран правильно; запись именованных чисел в порядке возрастания; построение четырёхугольников по заданному условию. | 1 | 13.03 |
27 | Ловушки для денег (Финансовая грамотность) | Определение доходов, расходов и прибыли; отличие желаемых покупок от необходимых; рассуждение, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; объяснение, что такое дефицит и профицит; рассуждение, как не тратить напрасно деньги. | 1 | 20.03 |
28 | Про хомяка и его запасы (Естественно-научная грамотность) | Название растений, плоды которых составляют основу питания хомяка; объяснение и доказательство, как влажность и воздух влияют на прорастание семян, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах, как влияет наличие света на прорастание семян, как влияет температура на прорастание семян, как влияет глубина посева на прорастание семян; определение правильной последовательности прорастания семян гороха. | 1 | 3.04 |
29 | Про бобров (Читательская грамотность) | Определение типа текста, его темы; нахождение выделенного в тексте словосочетания и объяснение его лексического значения; нахождение среди предложенных вариантов вопросов, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте; вопросы по содержанию текста; сравнение текстов; определение сведений, которые удивили; составление речевого высказывания в письменной форме. | 1 | 10.04 |
30 | Бобры-строители (Математическая грамотность) | Представление о диаметре окружности; анализ данных таблицы, установление закономерностей её заполнения; нахождение приблизительного значения диаметра окружности, зная длину окружности; замена умножения сложением одинаковых слагаемых; выбор нужных для проведения измерений инструментов; работа с чертежом; решение логических задач. | 1 | 17.04 |
31 | Такие разные деньги (Финансовая грамотность) | Представление о валюте как национальной денежной единице; Нахождение необходимой информации в тексте и на иллюстрациях к заданиям; установление принадлежности денежной единицы стране; представление о банковской операции «обмен валюты». | 1 | 24.04 |
32 | Материал для плотин (Естественно-научная грамотность) | Представление о составе древесины проведение простейших опытов по изучению свойств древесины разных пород деревьев; выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимание и объяснение, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев. | 1 | 8.05 |
33 | Позвоночные животные (Читательская грамотность) | Название группы позвоночных животных; признаки пяти групп позвоночных животных; определение названия животного по описанию; выбор признаков земноводного животного; выбор утверждения, которое описывает признаки животного; выбор вопросов, на которые нельзя найти ответы в тексте; составление описания внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; рассуждение об открытии, сделанном на занятии. | 1 | 15.05 |
34 | Встреча друзей (Математическая грамотность) | Нахождение необходимой информации в тексте задания: что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; анализ и дополнение недостающих в таблице данных; выполнение письменного и устного сложения чисел в пределах 1000. | 1 | 22.05 |
| Всего: 34 ч | | 34 | |
8.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
2.Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
3.Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
4.Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 96 с. – (Учение с увлечением).
5.Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 112 с. – (Учение с увлечением)
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса учебное оборудование
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран
32