Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов _________ Кавылина Н.В. Протокол №1 от _________2018 г | Согласовано и.о. заместителя директора по УВР ___________ Баканова Т.Л. _____________2018г | Утверждаю Директор школы __________ Буянова Г.В. Приказ №______ _________ от____________ 2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Окружающий мир»
Образовательная область: обществознание и естествознание.
Ступень обучения: начальная школа, 3 класс.
Срок реализации: 20182019 учебный год.
Составитель программы: Кавылина Надежда Васильевна, учитель.
с. Новообинцево
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
3.Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48
4. Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
5.Авторской программы, А. А. Плешакова «Окружающий мир». 2019г. М.: «Просвещение».
6.Образовательной программе начального общего образования МБОУ «Новообинцевская СОШ»
7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/19 учебный год.
8. Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2018/2019 учебный год
9.Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ»
10.Положения о системах оценивания и нормах оценок по предметам МБОУ «Новообинцевская СОШ»
УМК «Школа России» выбран на основе авторской программы и наличия учебной литературы в школьной библиотеке
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета состоят в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика организации учебного процесса:
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Приёмы и методы преподавания:
словесные
наглядные
практические
репродуктивные
проблемно-поисковые
индуктивные
дедуктивные
Виды деятельности учащихся:
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа: 68 часов.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: нет.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание тем учебного курса
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Как устроен мир | 6 |
2. | Эта удивительная природа | 18 |
3. | Мы и наше здоровье | 10 |
4. | Наша безопасность | 7 |
5. | Чему учит экономика | 12 |
6. | Путешествие по городам и странам | 15 |
| Итого | 68 |
Тематическое планирование
№ п.п | Раздел. Тема | Кол. часов | Планируемые сроки (нед.) | Фактическая дата |
| Как устроен мир | 6 | | |
1 | Беседа по ТБ. Природа | 1 | 1 | |
2 | Человек | 1 | 1 | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | 2 | |
4 | Общество | 1 | 2 | |
5 | Что такое экология | 1 | 3 | |
6 | Природа в опасности! | 1 | 3 | |
| Эта удивительная природа | 18 | | |
7 | Тела, вещества, частицы | 1 | 4 | |
8 | Разнообразие веществ | 1 | 4 | |
9 | Воздух и его охрана | 1 | 5 | |
10 | Вода | 1 | 5 | |
11 | Превращение и круговорот воды | 1 | 6 | |
12 | Берегите воду! | 1 | 6 | |
13 | Как разрушаются камни | 1 | 7 | |
14 | Что такое почва | 1 | 7 | |
15 | Разнообразие растений | 1 | 8 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | 8 | |
17 | Размножение и развитие растений | 1 | 9 | |
18 | Охрана растений | 1 | 9 | |
19 | Разнообразие животных | 1 | 10 | |
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | 10 | |
21 | Размножение и развитие животных | 1 | 11 | |
22 | Охрана животных | 1 | 11 | |
23 | В царстве грибов | 1 | 12 | |
24 | Великий круговорот жизни | 1 | 12 | |
| Мы и наше здоровье | 10 | | |
25 | Организм человека | 1 | 13 | |
26 | Органы чувств | 1 | 13 | |
27 | Надёжная защита организма | 1 | 14 | |
28 | Опора тела и движение | 1 | 14 | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | 15 | |
30 | Дыхание и кровообращение | 1 | 15 | |
31 | Умей предупреждать болезни | 1 | 16 | |
32 | Здоровый образ жизни | 1 | 16 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 17 | |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | 17 | |
| Наша безопасность | 7 | | |
35 | Огонь, вода и газ | 1 | 18 | |
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | 18 | |
37 | Дорожные знаки | 1 | 19 | |
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | 19 | |
39 | Опасные места | 1 | 20 | |
40 | Природа и наша безопасность | 1 | 20 | |
41 | Экологическая безопасность | 1 | 21 | |
| Чему учит экономика | 12 | | |
42 | Для чего нужна экономика | 1 | 21 | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | 22 | |
44 | Полезные ископаемые | 1 | 22 | |
45 | Растениеводство | 1 | 23 | |
46 | Животноводство | 1 | 23 | |
47 | Какая бывает промышленность | 1 | 24 | |
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | 24 | |
49 | Что такое деньги | 1 | 25 | |
50 | Государственный бюджет | 1 | 25 | |
51 | Семейный бюджет | 1 | 26 | |
52 | Экономика и экология | 1 | 26 | |
53 | Экономика и экология | 1 | 27 | |
| Путешествие по городам и странам | 15 | | |
54 | Золотое кольцо России | 1 | 27 | |
55 | Золотое кольцо России | 1 | 28 | |
56 | Золотое кольцо России | 1 | 28 | |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | 29 | |
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | 29 | |
59 | На севере Европы | 1 | 30 | |
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | 30 | |
61 | В центре Европы | 1 | 31 | |
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | 31 | |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 | 32 | |
64 | На юге Европы | 1 | 32 | |
65 | По знаменитым местам мира | 1 | 33 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 33 | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | 34 | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | 34 | |
| ИТОГО | 68 | | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМММЫ
п/п | Дата | Характер изменения | Причина корректировки | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись учителя, внесшего изменение | Подпись администратора |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Обеспечение материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Цифровое оборудование
Ноутбук, экран, медиа проектор, сканер, копир, принтер.
Наглядно-дидактические пособия
«Животные России», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Москва – столица России», «Государственные символы России», «Народа России и ближнего зарубежья», «Семья».
Литература
Анащенкова С.В., Бантова М.А., Г.В. Бельтюкова и др. Примерные рабочие программы «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2019.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение,2011
Плешаков А.А. Окружающий мир: Методические рекомендации: 3 класс. – М.: Просвещение, 2019.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
Тихомирова Е.М. Окружающий мир. КИМ.3 класс. – М.: Экзамен, 2014