СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир»»


Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края


Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей

начальных классов

_________ Кавылина Н.В.

Протокол №1

от _________2018 г

Согласовано

и.о. заместителя директора по УВР

___________ Баканова Т.Л.


_____________2018г

Утверждаю

Директор школы

__________ Буянова Г.В.


Приказ №______

_________

от____________ 2018г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Окружающий мир»



Образовательная область: обществознание и естествознание.

Ступень обучения: начальная школа, 3 класс.

Срок реализации: 20182019 учебный год.

Составитель программы: Кавылина Надежда Васильевна, учитель.





















с. Новообинцево


2018г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

3.Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48

4. Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

5.Авторской программы, А. А. Плешакова «Окружающий мир». 2019г. М.: «Просвещение».

6.Образовательной программе начального общего образования МБОУ «Новообинцевская СОШ»

7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/19 учебный год.

8. Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2018/2019 учебный год

9.Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ»

10.Положения о системах оценивания и нормах оценок по предметам МБОУ «Новообинцевская СОШ»

УМК «Школа России» выбран на основе авторской программы и наличия учебной литературы в школьной библиотеке


Цель: формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.


Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета состоят в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.


Общая характеристика организации учебного процесса:

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.


Приёмы и методы преподавания:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

  • репродуктивные

  • проблемно-поисковые

  • индуктивные

  • дедуктивные

Виды деятельности учащихся:

  • беседы

  • групповая работа

  • творческие задания

  • самостоятельная работа

  • ролевая игра

  • КВН

  • работа в парах

  • эксперимент

  • дидактический материал

  • фронтальный опрос

  • совместная деятельность по достижению цели урока

  • практическая деятельность

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа: 68 часов.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: нет.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:

-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:

-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:

-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:

-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.




Содержание тем учебного курса


Раздел

Кол-во часов

1.

Как устроен мир

6

2.

Эта удивительная природа

18

3.

Мы и наше здоровье

10

4.

Наша безопасность

7

5.

Чему учит экономика

12

6.

Путешествие по городам и странам

15


Итого

68




Тематическое планирование


п.п

Раздел. Тема

Кол.

часов

Планируемые сроки (нед.)

Фактическая дата


Как устроен мир

6



1

Беседа по ТБ. Природа

1

1


2

Человек

1

1


3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

2


4

Общество

1

2


5

Что такое экология

1

3


6

Природа в опасности!

1

3



Эта удивительная природа

18



7

Тела, вещества, частицы

1

4


8

Разнообразие веществ

1

4


9

Воздух и его охрана

1

5


10

Вода

1

5


11

Превращение и круговорот воды

1

6


12

Берегите воду!

1

6


13

Как разрушаются камни

1

7


14

Что такое почва

1

7


15

Разнообразие растений

1

8


16

Солнце, растения и мы с вами

1

8


17

Размножение и развитие растений

1

9


18

Охрана растений

1

9


19

Разнообразие животных

1

10


20

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

10


21

Размножение и развитие животных

1

11


22

Охрана животных

1

11


23

В царстве грибов

1

12


24

Великий круговорот жизни

1

12



Мы и наше здоровье

10



25

Организм человека

1

13


26

Органы чувств

1

13


27

Надёжная защита организма

1

14


28

Опора тела и движение

1

14


29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1

15


30

Дыхание и кровообращение

1

15


31

Умей предупреждать болезни

1

16


32

Здоровый образ жизни

1

16


33

Проверим себя и оценим свои достижения

1

17


34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

17



Наша безопасность

7



35

Огонь, вода и газ

1

18


36

Чтобы путь был счастливым

1

18


37

Дорожные знаки

1

19


38

Проект «Кто нас защищает»

1

19


39

Опасные места

1

20


40

Природа и наша безопасность

1

20


41

Экологическая безопасность

1

21



Чему учит экономика

12



42

Для чего нужна экономика

1

21


43

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

22


44

Полезные ископаемые

1

22


45

Растениеводство

1

23


46

Животноводство

1

23


47

Какая бывает промышленность

1

24


48

Проект «Экономика родного края»

1

24


49

Что такое деньги

1

25


50

Государственный бюджет

1

25


51

Семейный бюджет

1

26


52

Экономика и экология

1

26


53

Экономика и экология

1

27



Путешествие по городам и странам

15



54

Золотое кольцо России

1

27


55

Золотое кольцо России

1

28


56

Золотое кольцо России

1

28


57

Проект «Музей путешествий»

1

29


58

Наши ближайшие соседи

1

29


59

На севере Европы

1

30


60

Что такое Бенилюкс

1

30


61

В центре Европы

1

31


62

По Франции и Великобритании (Франция)

1

31


63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1

32


64

На юге Европы

1

32


65

По знаменитым местам мира

1

33


66

Проверим себя и оценим свои достижения

1

33


67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1

34


68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1

34



ИТОГО

68





ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМММЫ

п/п


Дата


Характер изменения

Причина корректировки

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись учителя, внесшего изменение


Подпись администратора













































Обеспечение материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

Цифровое оборудование

Ноутбук, экран, медиа проектор, сканер, копир, принтер.

Наглядно-дидактические пособия

«Животные России», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Москва – столица России», «Государственные символы России», «Народа России и ближнего зарубежья», «Семья».

Литература

Анащенкова С.В., Бантова М.А., Г.В. Бельтюкова и др. Примерные рабочие программы «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2019.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение,2011

Плешаков А.А. Окружающий мир: Методические рекомендации: 3 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010

Тихомирова Е.М. Окружающий мир. КИМ.3 класс. – М.: Экзамен, 2014