Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 90 от 30 августа 2019 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 9 класса
Составитель
Назарова Е.В.,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345, приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Росской Федерации от 28.12.2018 №345».
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года № 105;
Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.
А также на основе авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой «Биология 5-9 классы. Программа» -М.: Вентана-Граф, 2014 г. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.:
Учебник И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой, Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций, М.: Вентана-Граф, 2016.
Методические пособия:
И.Н. Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко Биология: 9 кл.: методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» данная рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса на базовом уровне рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
В связи с этим в программу внесены следующие изменения: в теме 5 объединены «Многообразие биогеоценозов» и экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» в один час, (по программе 2 часа), а также «Основные законы устойчивости живой природы» и «Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы» в 1 час, (по программе – 2 часа). Таким образом, на тему 5 вместо 15 часов выделяется 13.
Количество обобщений за год – 5
Количество лабораторных работ– 6
Количество экскурсий – 1
Резерв – 3 часа.
Виды и формы контроля.
В ходе реализации рабочей программы используется индивидуальный, группвой, фронтальный, комбинированный, самоконтроль.
Предварительный – уровень знаний школьников, общая эрудиция (тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение)
Текущий – освоение учебного материала по теме (устные опросы, биологические диктанты, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы, викторины, тестирование)
Итоговый- контроль выполнения поставленных задач ( тестовые задания, устный зачет).
Формы организации учебного процесса.
-Классно-урочная система;
-Основная форма организации учебного процесса – урок;
-В планировании учебного материала ,а также в зависимости от цели урока используются формы: уроки-лекции, уроки-исследование, практикум, групповая форма работы, закрепление (обобщение), зачет, лабораторная работа, экскурсия.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
собственное целостное мировоззрение;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
Обучающийся получит возможность для формирования:
способности оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
умения оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Обучающийся получит возможность научиться:
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Предметные:
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток, тканей, органов, систем органов, организмов);
соблюдать меры профилактики заболеваний;
объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
различать на таблицах части и органоиды клетки, органов человека;
сравнивать биологические объекты, уметь делать выводы на основе сравнения;
выявлять приспособления организма человека к среде обитания;
владеть методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
приобрести опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека;
экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки и своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
объяснять роль биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
владеть методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
использовать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
использованию приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета «Биология»
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )
Биология — наука о живом мире. Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды. Многообразие форм жизни. Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни».
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Многообразие клеток. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки. Лабораторная работа № 1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».
Химические вещества в клетке. Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки. Строение клетки.
Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями. Органоиды клетки и их функции. Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции. Обмен веществ — основа существования клетки.
Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования. Биосинтез белка в живой клетке. Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков. Биосинтез углеводов — фотосинтез.
Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы. Обеспечение клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в клеточном дыхании. Размножение клетки и её жизненный цикл. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне».
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
Организм — открытая живая система (биосистема). Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме. Бактерии и вирусы. Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе. Растительный организм и его особенности. Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Многообразие растений и значение в природе. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой. Организмы царства грибов и лишайников. Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение. Животный организм и его особенности. Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. Многообразие животных. Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые. Сравнение свойств организма человека и животных. Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека. Размножение живых организмов. Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений. Индивидуальное развитие организмов. Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения. Образование половых клеток. Мейоз. Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе. Изучение механизма наследственности. Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в. Основные закономерности наследственности организмов. Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме. Закономерности изменчивости. Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная.
Лабораторная работа № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».
Ненаследственная изменчивость. Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных.
Лабораторная работа № 4«Изучение изменчивости у организмов». Основы селекции организмов. Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне».
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Особенности первичных организмов. Появление автотрофов —цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни. Идеи развития органического мира в биологии. Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции органического мира. Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции. Вид, его критерии и структура. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида. Процессы образования видов. Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы). Основные направления эволюции.
Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований. Основные закономерности эволюции. Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.
Лабораторная работа № 5«Приспособленность организмов к среде обитания».
Человек — представитель животного мира. Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны. Эволюционное происхождение человека. Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека. Ранние этапы эволюции человека. Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек. Поздние этапы эволюции человека. Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (14 ч)
Условия жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Общие законы действия факторов среды на организмы. Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов. Биотические связи в природе. Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей. Взаимосвязи организмов в популяции. Популяция как особая над организменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность. Функционирование популяций в природе. Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции. Природное сообщество — биогеоценоз. Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере. Развитие и смена природных сообществ. Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы. Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.
Лабораторная работа № 6«Оценка качества окружающей среды».
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды». Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса.
Резерв – 2 часа
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Биология»
на 2019-2020 уч. год
9 класс
68 часов (по 2 часа в неделю)
№пп | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч ) |
1 | 1 | Биология — наука о живом мире. | 02.09-06.09 | |
2 | 2 | Методы биологических исследований. | 02.09-06.09 | |
3 | 3 | Общие свойства живых организмов. | 09.09-13.09 | |
4 | 4 | Многообразие форм жизни. | 09.09-13.09 | |
5 | 5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни». | 16.09-20.09 | |
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) |
6 | 1 | Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». | 16.09-20.09 | |
7 | 2 | Химические вещества в клетке. | 23.09-27.09 | |
8 | 3 | Строение клетки. | 23.09-27.09 | |
9 | 4 | Органоиды клетки и их функции. | 30.09- 04.10 | |
10 | 5 | Обмен веществ — основа существования клетки. | 30.09- 04.10 | |
11 | 6 | Биосинтез белка в живой клетке. | 14.10-18.10 | |
12 | 7 | Биосинтез углеводов — фотосинтез. | 14.10-18.10 | |
13 | 8 | Обеспечение клеток энергией. | 21.10-25.10 | |
14 | 9 | Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками». | 21.10-25.10 | |
15 | 10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне». | 28.10-01.11 | |
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч) |
16 | 1 | Организм — открытая живая система (биосистема). | 28.10-01.11 | |
17 | 2 | Бактерии и вирусы. | 04.11-08.11 | |
18 | 3 | Растительный организм и его особенности. | 04.11-08.11 | |
19 | 4 | Многообразие растений и значение в природе. | 11.11-15.11 | |
20 | 5 | Организмы царства грибов и лишайников. | 11.11-15.11 | |
21 | 6 | Животный организм и его особенности. | 25.11-29.11 | |
22 | 7 | Многообразие животных. | 25.11-29.11 | |
23 | 8 | Сравнение свойств организма человека и животных. | 02.12-06.12 | |
24 | 9 | Размножение живых организмов. | 02.12-06.12 | |
25 | 10 | Индивидуальное развитие организмов. | 09.12-13.12 | |
26 | 11 | Образование половых клеток. Мейоз. | 09.12-13.12 | |
27 | 12 | Изучение механизма наследственности. | 16.12-20.12 | |
28 | 13 | Основные закономерности наследственности организмов. | 16.12-20.12 | |
29 | 14 | Закономерности изменчивости. Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов». | 23.12-27.12 | |
30 | 15 | Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов». | 23.12-27.12 | |
31 | 16 | Основы селекции организмов. | 30.12-10.01 | |
32 | 17 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне». | 30.12-10.01 | |
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) |
33 | 1 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | 13.01-17.01 | |
34 | 2 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 13.01-17.01 | |
35 | 3 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 20.01-24.01 | |
36 | 4 | Этапы развития жизни на Земле. | 20.01-24.01 | |
37 | 5 | Идеи развития органического мира в биологии. | 27.01-31.01 | |
38 | 6 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. | 27.01-31.01 | |
39 | 7 | Современные представления об эволюции органического мира. | 03.02-07.02 | |
40 | 8 | Вид, его критерии и структура. | 03.02-07.02 | |
41 | 9 | Процессы образования видов. | 10.02-17.02 | |
42 | 10 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. | 10.02.-17.02 | |
43 | 11 | Основные направления эволюции. | 24.02-28.02 | |
44 | 12 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов. | 24.02-28.02 | |
45 | 13 | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания». | 02.03-06.03 | |
46 | 14 | Человек — представитель животного мира. | 02.03-06.03 | |
47 | 15 | Эволюционное происхождение человека. | 09.03-13.03 | |
48 | 16 | Ранние этапы эволюции человека. | 09.03-13.03 | |
49 | 17 | Поздние этапы эволюции человека. | 16.03-20.03 | |
50 | 18 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 16.03-20.03 | |
51 | 19 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 23.03.-27.03 | |
52 | 20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле». | 23.03-27.03 | |
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (14 ч) |
53 | 1 | Условия жизни на Земле. | 30.03-03.04 | |
54 | 2 | Общие законы действия факторов среды на организмы. | 30.03-03.04 | |
55 | 3 | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 13.04-17.04 | |
56 | 4 | Биотические связи в природе. | 13.04-17.04 | |
57 | 5 | Взаимосвязи организмов в популяции. | 20.04-24.04 | |
58 | 6 | Функционирование популяций в природе. | 20.04-24.04 | |
59 | 7 | Природное сообщество — биогеоценоз. | 27.04-01.05 | |
60 | 8 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 27.04-01.05 | |
61 | 9 | Развитие и смена природных сообществ. | 04.05-08.05 | |
62 | 10 | Многообразие биогеоценозов (экосистем). Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» | 04.05-08.05 | |
63 | 11 | Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. | 11.05.-15.05 | |
64 | 12 | Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды». | 11.05-15.05 | |
65 | 13 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды». | 18.05-22.05 | |
66 | 14 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 9 класса. | 18.05-22.05 | |
67 | 1 | Резерв. | 25.05-29.05 | |
68 | 1 | Резерв. | 25.05-29.05 | |
Итого | Часов | | | |
Экскурсий | лабораторных работ | уроков обобщения |
по программе | 68 | 1 | 6 | 5 |
выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Кочергина И.Н./
«______» ______________ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО, рекомендуется к утверждению
от ___августа 2019г.
руководитель РМО______________Киселева Л.Э.
10