СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Геометрия"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Геометрия"»

Программа по геометрии для 8 класса

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Программа по геометрии для 8 класса составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы Бурмистрова Т.А.

Цели:

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

  • научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

  • продолжать работать над понятиями: теорема, доказательство, признак, свойство;

  • изучить все о четырехугольниках (элементы, признаки равенства);

  • изучить признаки подобия треугольников и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

  • научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

  • подготовить к дальнейшему изучению геометрии на ступени основного общего и среднего полного образования.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».


Геометрия— один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 8 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно – исторической среды обучения.

Организация образовательного процесса

Формы обучения:

  • фронтальная

  • групповая (в том числе и работа в парах)

  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: деловые игры, работа в парах и в группах, метод проектов, презентации.

Средства обучения: для учащихся:

  • учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения для использования на уроках ИКТ,

  • мультимедийные дидактические средства;

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

контрольные работы, самостоятельные работы, математические диктанты, тесты,

проверочные работы, устные зачеты.

Формы контроля:

Самопроверка, взаимопроверка, фронтальная проверка, индивидуальная проверка.

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков. Учебное время может быть увеличено до 3 уроков в неделю за счёт ва­риативной части Базисного плана.

Планируемые результаты.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные

  1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. Сформированность коммуникативной компетентности в общении со всеми участниками образовательного процесса, в образовательной, учебно – исследовательской и других видах деятельности;

  4. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  6. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

  8. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  9. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  10. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  11. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. Умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  4. Осознанное владение логическими действиям и определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления связей;

  5. Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  8. Сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ-компетентности);

  9. Первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  10. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  11. Умение находить в различных источниках информацию. Необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  12. Умение понимать и использовать математические средства наглядности ( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  13. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  14. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  15. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  16. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  17. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные

  1. Умение работать с геометрическим текстом ( структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики ( словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

  2. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; иметь представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  3. Овладение навыками устных, письменных инструментальных вычислений;

  4. Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  5. Усвоение системы знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  6. вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  7. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

  1. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  2. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

  3. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.



Календарно-тематическое планирование.

параграфа

Содержание материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Глава V. Четырёхугольники


14

Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смеж­ные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырехугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановка


1


2


3

Многоугольники


Параллелограмм и трапеция


Прямоугольник, ромб, квадрат



Решение задач




Контрольная работа №1


2


6



4



1



1

Глава VI.Площадь

14


1



2




3

Площадь многоугольника


Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции


Теорема Пифагора


Решение задач


Контрольная работа

№ 2


2



6




3


2


1

Объяснять, как производится измерение площадей мно­гоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; вводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора


ГлаваVII. Подобные треугольники

19

Объяснять понятие пропорциональности отрезков; фор­мулировать определения подобных треугольников и ко­эффициента подобия; формулировать и доказывать тео­ремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о про­порциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, объяснять, что такое метод подобия в задачах на постро­ение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойство подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать

понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямо­угольного треугольника; выводить основное тригономе­трическое тождество и значения синуса, косинуса и тан­генса для углов 30°, 45°,60° ; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютер­ные программы


1




2





3



4

Определение подобных треуголь

ников


Признаки подобия треугольников


Контрольная работа

№ 3


Применение подобия к доказа­тельству теорем и решению задач


Соотношения между сторонами и углами прямоугольного тре­угольника


Контрольная работа

№ 4


2




5


1



7



3




1

Глава VIII. Окружность

17

Исследовать взаимное расположение прямой и окруж­ности; формулировать определение касательной к окруж­ности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках каса­тельных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окруж­ности; формулировать и доказывать теоремы: о вписан­ном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис тре­угольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треуголь­ника; формулировать определения окружностей, вписан­ной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной око­ло треугольника; о свойстве сторон описанного четы­рёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёх­угольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окруж­ностью, с помощью компьютерных программ



1




2



3




4

Касательная к окружности


Центральные и вписанные углы


Четыре замечательные точки тре­угольника


Вписанная и описанная окруж­ности


Решение задач


Контрольная работа № 5


3



4




3



4




2



1

Повторение. Решение задач.

4





№ п\п


Тема урока

Дата


план

факт

Четырехугольники-14 ч.

Многоугольники.



Многоугольники . Решение задач.



Параллелограмм



Признаки параллелограмма.



Решение задач то теме «Параллелограмм».



Трапеция.



Теорема Фалеса.



Задачи на построение



Прямоугольник.



Ромб. Квадрат



Решение задач



Осевая и центральная симметрии



Решение задач. Подготовка к контрольной работе.



Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники»



Площадь -14 ч

Работа над ошибками. Площадь многоугольника.



Площадь многоугольника.



Площадь параллелограмма



Площадь треугольника



Площадь треугольника..



Площадь трапеции



Решение задач на вычисление площадей фигур



Решение задач на вычисление площадей фигур..



Теорема Пифагора



Теорема, обратная теореме Пифагора.



Решение задач по теме «Теорема Пифагора».



Решение задач



Решение задач. Подготовка к контрольной работе



Контрольная работа №2 по теме: «Площади»



Подобные треугольники -19 ч.

Работа над ошибками. Определение подобных треугольников.



Отношение площадей подобных треугольников.



Первый признак подобия треугольников.



Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.



Второй и третий признаки подобия треугольников.



Решение задач на применение признаков подобия треугольников.



Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Подготовка к контрольной работе.



Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»



Работа над ошибками. Средняя линия треугольника



Свойство медиан треугольника



Пропорциональные отрезки



Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике



Измерительные работы на местности.



Задачи на построение методом подобия.



Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника



Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600



Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.



Решение задач. Подготовка к контрольной работе.



Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»



Окружность -17 ч.

Работа над ошибками.

Взаимное расположение прямой и окружности.



Касательная к окружности.



Касательная к окружности. Решение задач.



Градусная мера дуги окружности



Теорема о вписанном угле



Теорема об отрезках пересекающихся хорд



Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» Свойство биссектрисы угла



Серединный перпендикуляр



Теорема о точке пересечения высот треугольника



. Свойство биссектрисы угла



Вписанная окружность



Свойство описанного четырехугольника



Описанная окружность.



Свойство вписанного четырёхугольника.



. Решение задач по теме «Окружность».



Решение задач по теме «Окружность».



Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»



Повторение-4ч.

Работа над ошибками контрольной работы.



Повторение по теме «Четырёхугольники», «Площадь». Решение задач.



Повторение по теме «Четырёхугольники», «Площадь». Решение задач.



Подобные треугольники. Окружность. Решение задач.







Информационно-образовательный ресурс.

- ФГОС ООО;

-Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014.



Учебно-методический комплекс.

  1. Геометрия,7-9 кл. Учебник.для общеобразоват. учреждений [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010

  2. Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2009г

  3. Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 8 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007

  4. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007

















Лист внесения изменений

№Урока

Название темы

Причина

Дата проведения

План/Факт































































































14