муниципальное общеобразовательное учреждение Спас-Ильдинская основная общеобразовательная школа
___________Юдина Е.В.
Учителя изобразительного искусства I кв. кат. Семеновой Л.В.
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы по изобразительному искусству 2005 года с учётом авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс.» М.: Просвещение. 2010 года, закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями
Курс рассчитан на 18 часов ( из 34 часа, отведённых на учебный предмет «Искусство», 1 час в неделю).
. Занятия по курсу «Синтез искусств» предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение следующих практических работ учащимися: разработка художественно-декоративных эскизов к театральному спектаклю, создание сценического образа в форме игровых этюдов актеров, демонстрация художественных фотографий учащихся и создание фотоколлажа, работа со слайдами, репортажная видеосъемка в школьных условиях, использование компьютерных возможностей в обработке графических рисунков, монтаж материала для анимационного фильма. Изучение данного курса в 9 классе направлено на достижение следующих стратегических целей:
Приоритетными направлениями в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в 1-7 классах и «Синтез искусств» в 8-9 классах является его практическое освоение, где на первый план выходит творческая деятельность учащихся, которая в новом стандарте становится более разнообразной и вариативной. Непосредственное участие школьников в разнообразной художественно – творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, формирует её идеалы, вкусы, потребности, развивает творческие способности учащихся, их индивидуальность и дарования. Современная школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в информационном пространстве и пользоваться новыми техническими средствами на художественном уровне после окончания школы (фотоаппаратом, видеокамерой, компьютером).
1. Иллюстрированные книги, журналы
2.Записи из интернета видеофрагментов фильмов, спектаклей, эстрадных шоу, видеоклипов, DVD диски
3. Слайды с фотографиями театральных макетов, эскизов, костюмов, масок
№ | Тема | Элементы содержания ГОС | Задания | Материалы | Зрительный ряд |
1 | Синтетические искусства, их роль и место | Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя в различных видах искусства. | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента | | Иллюстрированные книги и журналы; фрагменты эстрадных шоу; интерьеры различных зданий; видеофрагменты фильмов |
2 | Театр и экран - две грани изобразительной образности | Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия картины и сцены. Совместные действия сценариста, режиссёра, художника, актёров в создании художественного образа спектакля. | 1. Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов. Определение жанровых условностей в спектакле и фильме. 2. Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым иным сценографическим элементом | Вещи и материалы по теме этюда | Записи из интернета спектаклей МХАТ «Синяя птица» Авт. М. Метерлинк - К. Станиславский, театр «Лицедей» Фрагменты фильмов Г. Козинцева, А Тарковского, Н.Михалкова |
3 | Сценография или театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества | Сценография. Художники театра: В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст | 1. Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления 2. Начало работы над макетом спектакля | Бумага белая, чёрная, картон, клей, нож - резак | Слайды,фотографии театральных макетов и эскизов |
4 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска | | Эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски ( по выбору) | Цветная бумага, картон, ножницы, клей | Слайды, фотографии театральных костюмов, масок |
5 | Театр кукол | | Создание эскиза кукольного персонажа | Цветная бумага, ножницы, клей и картон | |
6 | Художники театра и фотохудожни ки | Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ | Образ и сравнительный анализ фотографий и экранных произведений | Компьютер | Фотографии А. Родченко, фрагменты из фильмов У.Диснея, Д. Вертова |
7 | Этапы развития фотографии. Технология и специфика фотоизображения | Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии, выразительные средства (композиция, план, свет, ракурс, ритм).Создание художественного образа в фотоискусстве. | Освоение элементарных азов съёмочного процесса | Фотоаппарат | Фотоаппарат. Фотографии, полученные при помощи этого фотоаппарата |
8 | «Мой фотоальбом». События в кадре. | | Репортажная съёмка в школьных условиях | Фотоаппарат | Фотографии Гаранина, Лебедева, Тарасевича, Кинера |
9 | Специфика киноизображения: сценарий, покадровая съёмка, режиссура | Специфика киноизображения: кадр, монтаж. Синтетическая природа экранных искусств. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме ( ритм, свет, цвет, музыка, звук). | Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа, составление «рассказа в картинках» | Компьютер | Покадровые записи У. Диснея к его мультфильмам |
10 | История развития кино. Киножанры. Документальный фильм. | | Проведение круглого стола по проблемам истории кино и духовного состояния современного киноискусства, жанрового многообразия и актуальности документального кино | Компьютер | Отрывки из киноленты эпохи «Великого Немого», документ. ленты А. Сакурова и видеозаписи спорт. репортажей |
11 | Игровой (художественный фильм) | Коллективный процесс творчества в кино ( сценарист, режиссёр, оператор, художник, актёр) | «Открытая трибуна» по проблемам режиссуры и актёрского мастерства в современных отечественных и зарубежных игровых фильмах, в том числе телесериалах | Компьютер | Фрагменты фильмов Ч.Чаплина, С.Эзенштейна, А.Довженко, А.Тарковского. Отрывки из современных телесериалов |
12 | Компьютер на службе художника | | Знакомство с киновозможностями компьютера | Компьютер | Заставки телепередач и клипы, выполненные с помощью компьютерной графики |
13-14 | Анимационный (мультипликацион- ный) фильм | | Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию | Компьютер | Фрагм. мультпликац. фильмов У. Диснея, Ю. Норштейна, В.Котёночкина |
15 | Съёмка, кадр, монтаж, озвучивание фильма | Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Телевизионное изображение, его особенности и возможности | Коллективное изучение производственной цепочки выпуска видеофильма | Компьютер | Фрагм. фильмов С. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», С.П. Урусевского « Летят журавли»А.Тарковского |
16 | Связь искусства с жизнью каждого человека | | Подготовка учащимися устных и письменных рефератов | Компьютер | Иллюстрированные книги и журналы; фотографии;видеокли пы; сценогр. спектаклей, интерьеры различных зданий; видеофрагменты фильмов |
17 | Каждый- народ Земли художник | Художник – творец – гражданин – выразитель ценностей эпохи | Практические и теоретические проекты на тему урока | Материалы и приспособления, необходимые ученику для выполнения индивидуальной практической работы | Иллюстрированные книги и журналы; фотографии;видеокли пы; сценогр. спектаклей, интерьеры различных зданий; видеофрагменты фильмов |
18 | Синтетические искусства. Их виды и язык. (обобщающая тема) | Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. | Практические и теоретические проекты на тему урока | Материалы и приспособления, необходимые ученику для выполнения индивидуальной практической работы | Иллюстрированные книги и журналы; фотографии;видеокли пы; сценогр. спектаклей, интерьеры различных зданий; видеофрагменты фильмов |
Иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;
Знать принципы построения изображения в пространственно- временном развитии4 научиться построению видеоряда – раскадровки, усвоить принципы киномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино – и видеоэтюдах; изучить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;
Уметь анализировать фотопроизведения; исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике