СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков по изобразительному искусству. При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям и мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

"Пролетарская специальная школа-интернат»




СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей

трудового обучения

Протокол №____ от __________

________________М.Г. Синченко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ А.Н. Поляничко


«____»____________ 2021 год

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол №____ от __________

_______________ Е.В. Грачева


«____»____________ 2021 год






Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»


5 класс






Составитель: учитель С.В. Подорога

Срок реализации: 2021- 2022 учебный год.



Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник №1-2) под редакцией В.В.Воронковой, (Издательство «ВЛАДОС», 2011г.)и требований к уровню подготовки обучающихся 5 класса с учетом регионального компонента и особенностей школы.

Программа определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков по изобразительному искусству. При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям и мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.

Данная программа составлена основе требований следующих нормативных документов:

  • Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);

  • Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

  • Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2016 №429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Постановления Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 21.12.2017 №7 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;

  • Годового календарного учебного графика работы ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.

Пояснительная записка


Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное искусство» в5классе, 2часа в неделю, и того 63 часа в год.

Цель: развитие у учащихся, воспитанников эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

  • ознакомление учащихся, воспитанников с лучшими произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

  • расширять словарный запас учащихся, воспитанников за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

  • совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся, воспитанников путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развивать у учащихся, воспитанников аналитико – синтетической деятельности сравнения, обобщения;

  • улучшать зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе;

  • воспитывать у учащихся, воспитанников эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально – эстетическое отношение к ним.


Общая характеристика предмета

Изобразительное искусство как предметучебной дисциплины имеет важное коррекционное - развивающее значение. Уроки изобразительного искусствапри правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуютформированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этомудолжен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познаниямира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимсяявлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного, культурно-ориентированного подходов в обучении и

воспитании детей с ОВЗ. Он направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных

возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющихприменять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных. Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательностиусложнения учебных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлятьконтроль и самоконтроль.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, являетсяодним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающийделение на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Минимальный уровень:

-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

-пользование материалами для рисования;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию;

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя;

- рациональная организация своей изобразительной деятельности;

-планирование работы;

-осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

-рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;

-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

-применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентировка в пространстве листа;

-размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

-знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Содержание учебного предмета

Программой предусматриваются следующие виды работы:

-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);

-рисование по памяти, представлению и воображению;

-рисование на свободную и заданную тему;

- декоративное рисование;

-лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению;

-лепка на тему;

-лепка декоративной композиции;

-выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению;

-выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

-проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Рисование с натуры.

Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Рисование на темы.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного. Выбирать в прочитанном наиболее существенное то, что можно показать в рисунке, работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Формы организации учебных занятий:

-фронтальная,

-групповая,

-самоконтроль,

-взаимоконтроль.

Основные виды учебной деятельности:

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

-Просмотр учебных фильмов.

-Анализ графиков, таблиц, схем.

-Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация материала.


Тематический план

№ п/п

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

I

Рисование с натуры


12 часов

1


Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину состав­ных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача врисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов: при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии.


2


Передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.


II

Декоративное рисование


8 часов

1


Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии.


2


Совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров.


3


Нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).


III

Рисование на темы


21 часа

1


Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше).


2


Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного.


3


Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке


4


Работать акварельными и гуашевыми красками.


IV

Беседы об изобразительном искусстве


9 часов

1


Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведении изобразительного искусства.


2


Формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета.


3


Обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.


4


Воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно- прикладного искусства.


V

Лепка


5 часов



Приемы лепки:

-отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

-размазывание по картону;

-скатывание, раскатывание, сплющивание;

-примазывание частей при составлении целого объемного изображения.



VI

Аппликация


6 часов



Приемы выполнения аппликации из бумаги:

- приемы работы ножницами;

-раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

-приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы работы с «подвижной аппликацией»дляразвития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

-составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.


VII

Региональный

компонент


2 часа



- продолжать знакомить учащихся с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Расширять кругозор учащихся и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна Донского края, родного села;

-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;

-формирования устойчивого интереса к искусству Донского края, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


Итого:63 часа


Календарно-тематический план.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся.

Минимальный и достаточный уровень.

1 четверть-16 часов

1

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».

1

06.09

Рисование элементов росписи. Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».

Знать названия народных промыслов.

2

Аппликация из

обрывков цветной

бумаги «Дети

собирают грибы в

лесу».



07.09

Составлять целое изображение способом

обрывной аппликации. Закреплять умение выполнять аппликацию способом обрывания. Развивать технические навыки и приемы обрывной аппликации. Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Уметь различать грибы, разные цвету и форме.

Достаточный. Беседуют на тему «Лето. Осень»; рассматривают картину в учебнике;

отвечают на вопросы учителя; сравнивают рисунки (деревья летом и осенью); выполняют

аппликацию из отрывков цветной бумаги самостоятельно.

Минимальный. Принимают участие в беседе; сравнивают рисунки, показывают осенние деревья и летние; выполняют аппликацию одного осеннего дерева из отрывков цветной бумаги самостоятельно (ствол дерева рисуют, используют готовые заготовки)



3

Декоративное рисование узора в полосе из растений.

1

13.09

Тренировка учащихся в проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий в делении полосы на равные части.

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов. Закрепление умения соблюдать ритмичность элементов узора. Работа по образцу. Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции.

Достаточный. Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора. Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора. Последовательность и правила выполнения узора.

Минимальный. Работают по трафарету, повторяют за педагогом виды узора, элементы используемые для составления узора.

4

Рисование узора в полосе из растительных элементов.

1

14.09

Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов. Работа по замыслу. Чередование элементов. Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции.

Достаточный. Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

Минимальный. Работают по трафарету, повторяют за педагогом виды узора, элементы используемые для составления узора.

5

Рисование геометрического орнамента в круге.

1

20.09

Рисование геометрического орнамента в круге. Работа по образцу. Построение осевых линий. Расположение геометрического орнамента в круге.

Достаточный. Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

Минимальный. Работают по трафарету, повторяют за педагогом виды узора, элементы используемые для составления узора.

6

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

1

21.09

Рисование с натуры простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

Приёмы передачи объёма предмета. Использование оттенков.Светотень. Уточнение понятий «плоский»и «объёмный». Обучение правилам передачи

перспективного сокращения круга.

Достаточный. Знать что такое пейзаж, портрет, натюрморт.

Умение передавать в рисунке перспективное сокращение круга.

Минимальный. Различают понятие

понятий «плоский»и «объёмный».

Рисуют по намеченным точкам предметов «керамический стакан» и «яблоко»

7

Рисование.«Осенние листья»

раскрашивание

осенних листьев

акварелью по мокрой

бумаге.


1

27.09

Формировать умения рисования акварельными

красками «по-сырому». Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в осеннее время года, внимательно слушать рассказ учителя. Изображать веточку с листьями, учитывая особенности их формы. Изображать живописными средствами осеннее состояние природы. Овладевать живописными навыками работы в технике акварели. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю. Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с оригиналом (образцом). Знать и называть основные и составные цвета.

Достаточный. Выполняют рисунок по показу учителя; раскрашивают, применяют приемы и способы передачи графических образов в рисунке.

Минимальный. Обводят по шаблону, раскрашивают самостоятельно, с помощью

учителя или по показу учителя.



8

Аппликация

«Листья березы на

солнышке и в тени».


1

28.09

Умение передавать форму, строение и

пропорции дерева посредством аппликации

Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом

Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу.

Принимать участие в работе, обращаться за

помощью, принимать помощь.

Достаточный. Работа в технике аппликации над образом дерева. Раскрашивание белых полосок бумаги цветными карандашами. Составление целого изображения дерева способом рисования ствола и веток дерева, вырезания листьев и выполнение аппликации.

Минимальный. Работа в технике аппликации над образом дерева.

Дерево нарисовано педагогом.



9

Рисование симметричного узора по образцу.

1

04.10

Рисование симметричного узора по образцу. Принцип построения симметричного узора. Осевые и вспомогательные линии.

Достаточный. Знать и называть виды узора, элементы используемые для составления узора.

Уметь использовать линию симметрии и вспомогательные линии.Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

Минимальный. Рисуют по намеченным точкам изображения симметричного узора. Раскрашивают самостоятельно.

10

Беседа:«Картина

«Пейзаж».


1

05.10

Дать понятие картина «Пейзаж». Учить рассматривать пейзажи на репродукциях известных художников. Знать определение слова «пейзаж», понимать смысл определения. Рассматривать картины, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.) Различать разные средства художественной выразительности в творчестве художников пейзажистов. Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения цели — красивого изображения природы. Знать имена знаменитых художников пейзажистов. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.


Достаточный. Рассматривают репродукции картин в учебнике, отвечают на вопросы учителя, учатся определять разные состояния в природе, игра -«словесный пейзаж сегодняшнего дня».

Минимальный. Рассматривают репродукции

картин в учебнике, отвечают на вопросы учителя, учатся определять разные состояния в природе, рассказывают по плану с помощью учителя, что видят на репродукции.


11

Учимся рисовать

картину-пейзаж.


1

11.10

Научить изображать предметы на листе

бумаги, расположенные близко, далеко.

Изображать деревья, глядя на предложенный учителем образец. Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя. Использовать выразительные средства живописи для создания рисунка деревьев близко и на расстоянии. Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Усвоить понятия: контур, линия горизонта, передний план, дальний план. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю


Достаточный. Находят из предложенных репродукций пейзаж, участвуют в беседе,

рассматривают задания в учебнике; выполняют тренировочные упражнения,

изображая разные предметы с помощью уменьшения размера.

Минимальный. Находят из предложенных репродукций пейзаж, участвуют в беседе,

рассматривают задания в учебнике; выполняют тренировочные упражнения,

изображая разные предметы с помощью уменьшения размера, используя шаблоны.



12

Рисование на тему:

«Осенний пейзаж».


1

12.10

Продолжать учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи, применять цвета для передачи графических образов в рисовании. Рассматривать картины художниковпейзажистов, рассказывать о способах построения рисунка, настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом. Усвоить понятия «далеко», «близко». Учиться строить рисунок с учетом планов (дальний, передний). Познакомиться с понятием «перспектива», усвоить. Выделять этапы работы повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивать навыки работы карандашом и акварелью. Оценивать свою деятельность.

Достаточный. Находят из предложенных репродукции с изображением осенних пейзажей, участвуют в беседе, из предложенных заготовок на доске

составляют картину «Пейзаж», применяя основные правила его изображения, Рисуют

«Осенний пейзаж» самостоятельно, опираясь на образец в учебнике.

Минимальный. Находят из предложенных репродукций осенний пейзаж, участвуют в

беседе, рассматривают образец рисунка в учебнике; с помощью учителя используя шаблоны рисуют пейзаж.


13

Пятиконечная звезда в круге (декоративное рисование).

1

18.10

Пятиконечная звезда в круге (декоративное рисование). Круг, диаметр, деление диаметра на 3 части. Декоративная работа красками.

Достаточный. Беседа. Уметь последовательно выполнять рисунок, используя схему построения звезды. Раскрашивание с соблюдением контура рисунка.

Минимальный. Отвечать на вопросы педагога. Работа по трафарету, самостоятельное раскрашивание не выходя за контур изображения.

14

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (глиняная крынка).

(ж Простые уроки рисования №1 2016)

1

19.10

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы. Применение осевых линий. Приёмы работы красками. Тень, блик.


Достаточный. Беседа. Знать пространственные признаки и пространственные отношения предметов. Уметь последовательно, придерживаясь операционной карты выполнять рисунок. Передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, используя различные тона красок. Минимальный. Отвечать на вопросы педагога. Работа по трафарету, самостоятельное раскрашивание не выходя за контур изображения.


15-16

Беседа на тему:

«Народное декоративно-прикладное искусство».

(ж Простые уроки рисования №3 2017)

2

25.10

26.10

Беседа на тему:

«Народное декоративно-прикладное искусство» Рисование элементов росписи: хохлома, дымковская игрушка. Просмотр видеороликов.

Достаточный. Беседа. Уметь рассказывать об одном из видов прикладного искусства. Уметь делать наброски элементов росписи. Минимальный. Отвечать на вопросы педагога. Работа по трафарету, самостоятельное раскрашивание не выходя за контур изображения.

2 четверть-16 часов

17

«Дорожные знаки», рисование с натуры.

1

08.11

«Дорожные знаки», рисование с натуры («Крутой спуск», «Место стоянки автомобиля»). Закрепление навыка правильного расположения двух предметов на листе бумаги. Виды и назначение дорожных знаков.

Построение предметов квадратной и треугольной формы.

Достаточный. Беседа. Уметь располагать два предмета на листе бумаги. Знать для чего нужны дорожные знаки, назвать несколько и сказать, что они обозначают. Минимальный. Отвечать на вопросы педагога. Работа по намеченным точкам изображенного предмета, самостоятельное раскрашивание не выходя за контур изображения.

18

Учимся рисовать

картину-натюрморт.




1

09.11

Просмотр видеоролика. Познакомить с понятием натюрморт. Способствовать формированию уменияосваивать практические приемы изображения. Познакомить с жанром натюрморта. Рассматривать живописно-декоративные натюрморты известных художников. Рассказывать о своих впечатлениях. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к плодам земли в своих произведениях и какие приемы они используют. Участвовать в обсуждении особенностей творческой манеры художников, средств художественной выразительности, придающих натюрмортам декоративный характер. Анализировать цвет как основное выразительное средство живописи, его возможности, роль линии. Выполнять рисунок композиции декоративного натюрморта в карандаше и в цвете. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к натуре. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Формировать положительное отношение к школе.

Достаточный. Слушание стихотворения о натюрморте, перечисление, что нарисовал

художник. Беседа по вопросам учителя, рассматривание репродукций картин в

учебнике. Знакомство с правилами

изображения натюрморта (показ образца учителем на доске). Дети повторяют за учителем в альбоме.

Минимальный. Слушание стихотворения о натюрморте, запоминание нескольких слов

предметов из стихотворения. Беседа по вопросам учителя, рассматривание репродукций картин в учебнике. Знакомство с правилами изображения натюрморта (показ образца учителем на доске). Составляют в альбоме натюрморт из приготовленных учителем заготовок.


19

Рисование на тему:

«Чайная пара».


1

15.11

Рисовать с натуры, передавать все признаки и

свойства изображаемого объекта.


Достаточный. Рассматривают различные чайные сервизы; рассматривают в учебнике

образец сервиза; самостоятельно выполняют рисунок по плану в учебнике.

Минимальный. Рассматривают различные чайные сервизы; рассматривают в учебнике

образец сервиза; с помощью трафаретов изображают силуэты чайника, кружки, блюдца.


20

Рисование на тему:

«Ваза с цветами»


1

16.11

Построение композиции в прямоугольнике с учётом центральной симметрии

действия в соответствие с поставленной задачей. Просмотр видеоролика.


Достаточный. Рассматривают различные рисунки ваз с цветами; с помощью трафаретов изображают вазу; самостоятельно дорисовывают цветы.

Коллективно вспоминают правила

раскрашивания рисунка гуашью.

Минимальный. Рассматривают различные рисунки ваз с цветами; с помощью трафаретов изображают вазу и цветы; самостоятельно раскрашивают.


21

Рисование с натуры предметов конической формы.

1

22.11

Рисование с натуры симметричный предмет конической формы «Пирамидка». Средняя осевая линия, вспомогательные линии. Анализ формы и состава предмета. Блики.

Достаточный. Знать составные части пирамидки. Уметь изображать предмет конической формы применяя осевую и другие вспомогательные линии. уметь располагать предмет на листе.

Минимальный. Работают по трафарету.


22

Беседа

«Как художники

создают

портреты».


1

23.11

Познакомить с историей жанра и разновидностями

портрета. Познакомиться с жанром портрета. Знать имена знаменитых художников. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Узнавать знаменитых людей на портретах. Сравнивать особенности изображения портретов у разных художников. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров портрета. Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют разные художники и скульпторы для создания образа известного человека, о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят создаваемый образ

Достаточный. Дискуссия по вопросу: что значит красивый человек. Рассказ учителя об истории жанра портрета, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассказ с показом

учителя изображения головы (лица) человека. Дети выполняют по образцу в альбоме.

Минимальный. Дискуссия по вопросу: что значит красивый человек (даны слова-опоры, выбирает нужное). Рассказ учителя об истории жанра портрета, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассказ с показом учителя изображения головы (лица) человека. Дети выполняют по намеченным точкам в альбоме.



23

Лепка: барельеф на

картоне: «Голова

человека»


1

29.11

Умение отражать форму и части головы человека, черты лица. Учиться внимательно рассматривать картины художников. Знать, как называются части лица человека. Наблюдать процесс рисования человека. Понимать, что такое портрет. Изображать графическими средствами портрет человека, чтобы было похоже. Изображать части лица, сравнивая работу с оригиналом. Овладевать навыками работы с образцом. Сравнивать свою работу с работами одноклассников


Достаточный. Словарная работа:скульптор, барельеф, красота человека, черты лица.

Рассматривание образцов разных барельефов. Анализ плана выполнения барельефа по учебнику. Самостоятельное выполнение работы.

Минимальный. Словарная работа- скульптор, барельеф, красота человека, черты лица. Рассматривание образцов разных барельефов. Анализ плана выполнения барельефа по учебнику. Выполнение работы с частичной помощью учителя по готовому рисунку головы человека.

24

Рисование головы

человека: «Мой

портрет»


1

30.11

Познакомить с жанром-портрет. Учить

рассматривать картины художников. Уметь

отражать в изображении форму и части головы

человека, черты лица Понимать что такое автопортрет. Изображать живописными средствами автопортрет. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю. Передавать в изображении характер и настроение. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике рисования. Работать графическими материалами с помощью линий разной толщины. Выполнять творческое задание согласно условиям. Анализировать последовательность выполнения рисунка. Создавать композицию рисунка. Подбирать необходимые цвета для выполнения работы. Сравнивать свою работу с работами одноклассников


Достаточный. Знакомство с жанром -портрет, автопортрета, именами известных

художников; сравнение изображений портретов и автопортретов разных художников. Рассматривание и называние частей лица, изображение их, сравнение с оригиналом (смотрят в зеркало). Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка. Самостоятельная проверка работы по алгоритму изображения автопортрета.

Минимальный. Знакомство с жанром портрета, автопортрета, именами известных художников. Рассматривание и называние

частей лица, изображение их, сравнение с оригиналом (смотрят в зеркало). Передают в

изображении характер и настроение.

Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка под руководством учителя.


25

Аппликация с

дорисовыванием на

тему: «Игрушки»


1

06.12

Дорисовывание глаз, носа и др. элементов

Выполняется фломастером.) Составление целого изображения из частей с соблюдение

центральной симметрии, умение передавать форму, строение и пропорции ваппликации.


Достаточный. Рассматривают игрушки или образцы работ; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, вырезают, наклеивают, дорисовывают элементы самостоятельно.

Минимальный. Аппликация более простых контуров игрушек. Рассматривают игрушки или образцы работ, отвечают на вопросы учителя, наклеивают, дорисовывают элементы с учителем.


26

Аппликация «Лес зимой»

1

07.12

Тематическое аппликация «Лес зимой». Беседа о зимнем лесе. Описание зимнего леса. Композиция аппликации (передний план, задний план). Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции.

Достаточный. Уметь передавать в аппликации зимнего леса соотношение величин предметов с учётом их положения в пространстве.

Минимальный. Выполняют работу под контролем педагога.

27

Тематическое рисование «Лес зимой»

1

13.12

Тематическое рисование «Лес зимой». Беседа о зимнем лесе. Описание зимнего леса. Композиция рисунка (передний план, задний план). Расположение элементов; цвет, форма, размеры, пропорции, приёмы работы красками.

Достаточный. Уметь передавать в рисунке зимнего леса соотношение величин предметов с учётом их положения в пространстве. Минимальный. Выполняют работу под контролем педагога.

28

Декоративное рисование: новогодний пригласительный билет.

1

14.12

Декоративное рисование: новогодний пригласительный билет.

Назначение и декоративное оформление изделия.

Достаточный. Знать название основных праздников, на которых дарят открытки и пригласительные билеты. Уметь обновлять интенсивность цвета путём прибавления воды в краску. Минимальный. Дорисовывают и раскрашивают нарисованный педагогом пригласительный билет.

29

Рисование новогодней карнавальной полумаски.

1

20.12

Рисование новогодней карнавальной полумаски. История появления карнавальной маски. Назначение и декоративное оформление изделия.

Достаточный. Употреблять в речи слова обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов. Уметь придумывать узор для украшения маски. Минимальный. остаточный. Употреблять в речи слова обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов.

30

Тематическое рисование "Морозные узоры"

(ж. Простые уроки рисования № 12 2016,№1 2017)

1

21.12

Последовательность выполнения рисунка карандашом, а затем красками.


Достаточный. Беседа. Знать основные цвета и оттенки цветового спектра, теплые и холодные цвета. Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора. Минимальный. Ответы на вопросы педагога. Раскрашивание рисунка по проставленным педагогом точкам.


31

Рисование на тему:

«Новогодняя ёлка.

Снегурочка. Дед

Мороз у ёлки».


1

27.12

Учить построению сюжетной композиции.

Дать представление о планах в пространстве:

переднем, заднем, среднем.

Понимать и уметь объяснять роль художника в создании поздравительной открытки. Создавать открытку к определенному событию. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики. Создавать средствами живописи эмоционально выразительный образ Новогоднего праздника. Передавать с помощью рисунка и цвета характер персонажей — Деда Мороза и Снегурочки. Выполнять эскизы поздравительной открытки на заданную тему. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности

Достаточный. Рассматривание разных

открыток, определение события

изображенного на них (или тематики).

Групповое составление лаконичного

изображения новогодней тематики из готовых элементов на доске (или в парах). Работа с учебником. Самостоятельная работа всоздании Новогодней открытки (разныеуровни сложности). Выбор и написаниепоздравления. Выставка открыток.

Минимальный. Рассматривание разных

открыток, определение события

изображенного на них (или тематики).

Раскрашивание готового шаблона Новогодней открытки. Выбор и написание поздравления.



32

Тематическое рисование «Зимние развлечения».

1

28.12

Просмотр видеороликов.

Тематическое рисование «Зимние развлечения».

Композиция и последовательность выполнения рисунка. Учить приемам передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи.

Достаточный. Уметь передавать в рисунке зимнего развлечения соотношение величин предметов с учётом их положения в пространстве.

Минимальный. Ответы на вопросы педагога. Прорисовывание и раскрашивание рисунка по проставленным педагогом точкам.

3 четверть-16 часов

33

Тематическое рисование «Зимние развлечения».

1

17.01

Просмотр видеороликов.

Тематическое рисование «Зимние развлечения».

Композиция и последовательность выполнения рисунка. Учить приемам передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи.

Достаточный. Уметь передавать в рисунке зимнего развлечения соотношение величин предметов с учётом их положения в пространстве.

Минимальный. Ответы на вопросы педагога. Прорисовывание и раскрашивание рисунка по проставленным педагогом точкам.

34-35

Жилище , утварь Донских казаков.

2

18.01

24.01


Рисование жилища и утвари казаков. Просмотр фильма.Композиция и последовательность выполнения рисунка. Размещение предметов на листе бумаги с учётом их положения в пространстве (ближе, дальше).Знать название посуды, мебели, приспособлений для земледелия.

Достаточный. Знать основные цвета и оттенки цветового спектра. Передавать в рисунке движение.Пропорции, размещение предметов на листе, составление композиции. Знать название посуды, мебели, приспособлений для земледелия.

Минимальный. Ответы на вопросы педагога. Прорисовывание и раскрашивание рисунка по проставленным педагогом точкам.

36

Беседа:

«Художники – о тех,

кто защищает

Родину».


1

25.01

Дать понятие: герой- защитник. Познакомить с репродукциями художников, изображающих защитников, богатырей, героев. Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о

своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассказывающих о любви к Родине. Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, патриотическое, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усвоить понятие «герой-защитник». Знать имена знаменитых художников, изображающих героев, богатырей, защитников. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.


Достаточный. Беседа о Родине, о тех, кто ее

защищает с сопровождением презентации

(картины, фото, скульптуры). Рассматривание богатырей в учебнике. Определение настроения защитника, которое художник передает цветом, позой, выражением лица. Сравнение по вопросам учителя былинных и современных защитников Родины.

Минимальный. Просмотр презентации

«Защитники Родины». Рассматривание

богатырей в учебнике. Определение

настроения защитника, которое художник

передает цветом, позой, выражением лица.

Сравнение по вопросам учителя былинных и современных защитников Родины.


37

Рисование на тему:

«Доспехи богатыря».


1

31.01

Продолжать знакомить с понятием «форма».

Отрабатывать умение выполнять работу поэтапно. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Учиться мастерству рисования, глядя на картины известных художников. Продолжать знакомиться с понятием «форма». Анализировать форму предмета. Развивать наблюдательность при восприятии сложной формы. Выполнять работу поэтапно. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Выполнять творческое задание согласно условиям. Подбирать необходимые цвета для выполнения работы. Анализировать последовательность пропорции. Создавать композицию рисунка самостоятельно, если трудно, обратиться к учителю.

Достаточный. Словарная работа с понятием

богатырь, доспехи. Рассматривание

Иллюстрации, анализ формы доспехов.

Выполнение работы поэтапно, опираясь на

образец учителя. Самостоятельный подбор

цвета. Выставка рисунков.

Минимальный. Словарная работа с понятием богатырь, доспехи. Рассматривание иллюстрации, анализ формы доспехов. Выполнение работы. Самостоятельный подбор цвета

38

Цветочный горшок с растением, рисование с натуры.

1

01.02

Цветочный горшок с растением, рисование с натуры. Последовательность выполнения рисунка карандашом, передача объёма –светотенью.


Достаточный. Знать пространственные признаки и пространственные отношения предметов. Уметь последовательно, придерживаясь операционной карты выполнять изображение рисунка. Передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, используя различные тона красок. Минимальный. Ответы на вопросы педагога. Прорисовывание и раскрашивание рисунка

39

Растительный узор в квадрате (декоративное рисование).

1

07.02

Растительный узор в квадрате (декоративное рисование). Построение узора в квадрате по осевым линиям.

Достаточный.Знать и называть виды узора, расположение его частей. Рисуя одинаковые части узора необходимо следить за точностью их размеров. Уметь использовать знания на предыдущих уроках для составления узора.

Последовательность и правила выполнения узора. Приёмы работы красками.

Минимальный. Ответы на вопросы педагога. Использовать простой узор в квадрате.

40

Беседа об искусстве на тему: «Армия Российская в произведениях художников».

1

08.02

Беседа об искусстве на тему: «Армия Российская в произведениях художников»

Целенаправленное восприятие картин по содержанию и форме. Основная мысль художника как она выражена.

Уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения (картины).

41

Изготовление открытки

«С днем Российской Армии».

1

14.02

Изготовление открытки с использованием различных материалов.

Достаточный. Рассматривание разных

открыток, определение события

изображенного на них (или тематики).

Групповое составление лаконичного

изображения военной тематики из готовых элементов на доске (или в парах). Самостоятельная работа всоздании открытки (разныеуровни сложности). Выбор и написаниепоздравления. Выставка открыток.

Минимальный. Рассматривание разных

открыток, определение события

изображенного на них (или тематики).

Раскрашивание готового шаблона открытки. Выбор и написание поздравления.

42

Рисование с натуры объёмного предмета, имеющего форму бруска.

1

15.02

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (спичечный коробок). Планирование последовательности выполнения работы. Верхняя и боковая грань, пропорции передней стенки предмета.

Достаточный. Уметь передавать объём светотенью, планировать последовательность выполнения работы. Знать основные цвета и оттенки цветового спектра. Минимальный. Раскрашивание готового шаблона спичечного коробка.

43

Разные породы собак. Лепка «Собака»



1

21.02

Учить работать по образцу, формирование навыков работы с пластилином. Учить применять разные способы приемов лепки. Соблюдение гигиенических требований при работе с пластилином.

Достаточный. Разминать пластилин, вытягивать один конец столбиков. Работать по карте. Поэтапно выполнять работу, следуя словесной инструкции. Минимальный. Лепка упрощенного варианта фигурки собаки.

44

Разные породы собак. Рисунок «Собака»


1

22.02

Учить передавать движение собаки в рисунке. Учить передавать основные смысловые связи в несложном рисунке.

Достаточный. Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений. Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, устанавливать сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. Минимальный. Рисование по точкам упрощенного варианта фигурки собаки.

45

Разные породы собак. Лепка «Кошка»



1

28.02

Учить работать по образцу, формирование навыков работы с пластилином. Учить применять разные способы приемов лепки. Соблюдение гигиенических требований при работе с пластилином.

Достаточный. Разминать пластилин, вытягивать один конец столбиков. Работать по карте. Поэтапно выполнять работу, следуя словесной инструкции. Минимальный. Лепка упрощенного варианта фигурки кошки.

46

Разные породы собак. Рисунок «Кошка»


1

01.03

Учить передавать движение кошки в рисунке. Учить передавать основные смысловые связи в несложном рисунке.

Достаточный. Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений. Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, устанавливать сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. Минимальный. Рисование по точкам упрощенного варианта фигурки кошки.

47

Декоративное рисование: открытки

«8 Марта».

1

14.03

Декоративное рисование: открытка

«8 Марта». узоры из растительных элементов. Соблюдение симметрии. Развитие композиционных навыков. Приёмы работы красками.

Достаточный. Уметь пользоваться элементарными приёмами работы с красками, не выходить за контур рисунка. Знать название первых весенних цветов. Минимальный.Рассматривание разных

открыток, определение события

изображенного на них (или тематики).

Раскрашивание готового шаблона открытки. Выбор и написание поздравления.


48

Дымковская игрушка. Лепка «Барыня»


1

15.03

Просмотр видеоролика. Знакомство с творчеством дымковских мастеров. Владение некоторыми приемами лепки раскатывание, сплющивание, отщипывание.

Достаточный. Развивать чувство прекрасного. Сравнивать образец с натуральным объектом. Закреплять приемы работы с пластилином. Минимальный. Лепка упрощенного варианта фигурки барыни.

4 четверть-15 часов

49

Дымковская игрушка. Рисунок «Барыня»


1

04.04

Развитие умения передавать основную форму фигурок человечков и располагать их на листе бумаги. Прорисовывать части узоров для украшения игрушки. Использовать краски акварель, гуашь.

Достаточный. Развивать чувство прекрасного. Сравнивать образец с натуральным объектом. Закреплять приемы работы с красками. Минимальный. Раскрашивание упрощенного варианта фигурки барыни.

50

Аппликация «Украшение узором силуэта чайника, чашки, тарелки

1

05.04

Обучение умению передавать в аппликации, расположение элементов, их цвет.


Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

51

Знакомство с

картинами И. Билибина

«Доброе и злое в

сказке».


1

11.04

Обсуждать репродукции с картин художников. Уяснить понятия «злой», «добрый». Создавать графическими средствами эмоционально-выразительный образ сказочного героя (доброго, злого). Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние героя сказки и окружающую его действительность. Выполнять рисунок на заданную тему. Понимать условность и субъективность художественного образа. Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою



Достаточный. Просматривают презентацию;

работают по рисункам и заданиям учебника

с.58-63 под руководством учителя.

Практическая работа по дорисовыванию или раскрашиванию цветка, дерева, бабочки. Выставка и анализ работ по определенным критериям.

Минимальный. Просматривают презентацию; работают по рисункам и заданиям учебника

с.58-63 под руководством учителя.

Практическая работа по дорисовыванию или раскрашиванию цветка, дерева, бабочки по показу учителя. Участие в выставке работ.

52

Рисование

сказочных персонажей


1

12.04

Передавать характер персонажа с помощью

красок, подбор цветовых сочетаний при

использовании ярких и тусклых цветов.

Уяснить понятия «злой», «добрый». Создавать графическими средствами эмоционально-выразительный образ сказочного героя (доброго, злого). Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние героя сказки и окружающую его действительность. Выполнять рисунок на заданную тему. Понимать условность и субъективность художественного образа. Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою


Достаточный. Беседа о добрых и злых

сказочных героях с сопровождением

иллюстраций. Анализ изображения разных

героев по вопросам учителя

(настроение, характер или выражение лица

цвет красок). Рассматривание поэтапного

выполнения изображения Василисы Самостоятельное выполнение рисунка на заданную тему, выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою.

Минимальный. Беседа о добрых и злых

сказочных героях с сопровождением

иллюстраций. Анализ изображения разных

героев по вопросам учителя

(настроение, характер или выражение лица

цвет красок). Рассматривание поэтапного

выполнения изображения Василисы по

учебнику под руководством учителя.

Раскрашивание готового шаблона.

53

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: аквариум, повёрнутый углом к учащимся.

1

18.04

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: аквариум, повёрнутый углом к учащимся. Передача объёма светотенью. Планирование последовательности выполнения работы.

Достаточный. Знать основные цвета и оттенки цветового спектра.Уметь рисовать прямоугольный предмет повернутый углом пользуясь линейкой. Минимальный. Раскрашивание упрощенного варианта аквариума.

54

Рисование с натуры: Скворечник.

1

19.04

Рисование: «Скворечник»

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета: скворечник.

Передача объёма светотенью. Планирование последовательности выполнения работы.

Знать основные цвета и оттенки цветового спектра. Уметь рисовать прямоугольный предмет пользуясь линейкой, передавать в рисунке форму предмета, их строение и пропорции. Минимальный. Раскрашивание упрощенного варианта скворечника.

55

Рисунок с

элементами

аппликации

«Сказочная птица».


1

25.04

Познакомить с понятием «фантазия»,

средствами сказочного изображения.

Уметь изображать различных сказочных

птиц.


Достаточный. По рассматривают

фотографии разных птиц; словарная работа:

знакомятся с понятиями «фантазия» и

«реальность»; выполняют в парах упражнение «Составь сказочную птицу» - используя части тела разных птиц, составляют сказочную на доске из предложенных заготовок; рисуют

свою птицу; раскрашивают, организуют

выставку.

Минимальный. По презентации

рассматривают фотографии разных птиц;

словарная работа: знакомятся с понятиями

«фантазия» и «реальность»; выполняют в

парах упражнение «Составь сказочную птицу» - используя части тела разных птиц,

составляют сказочную; рисуют с учителем

(используют трафареты частей тела птицы)

свою птицу; раскрашивают, организуют

выставку.

56

Рисуем фигуру

человека в движении.



1

26.04

Уметь передавать форму, строение и пропорции

фигуры человека в движении. Объяснять, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Знать, как называются разные части тела человека. Закреплять навыки работы от общего к частному. Выполнять работу последовательно. Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка. Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Оценивать критически свою работу, сравнивая с работами одноклассников

Достаточный. Рассматривание иллюстраций

человека в движении и статической позе с. 64-65. Объяснение понятий: человек бежит, стоит.

Анализ формы частей, соблюдение пропорции по вопросам учителя. Выполняют работу последовательно, опираясь на объяснение и образец учителя. Оценивают свою работу, сравнивая ее с другими.

Минимальный. Рассматривание иллюстраций человека в движении и статической позе с. 64-65. Объяснение понятий: человек бежит, стоит.

Выполняют работу последовательно, опираясь на образец и помощь учителя.

57

Беседа об искусстве.

Великая Отечественная война в произведениях художников.

1

10.05

Диалог. Тема: «Великая Отечественная война в произведениях художников».

Беседа об искусстве. Уметь рассказывать о содержании картины, определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц, событий.

58

Декоративное рисование: открытка «С днём Победы».

1

16.05

Рисование открытки «С днём Победы» Композиционные навыки. Узоры из растительных элементов. Соблюдение симметрии. Приёмы работы красками.


Достаточный. Уметь пользоваться элементарными приёмами работы с красками, раскрашивание не выходящие за контур рисунка. Знать название первых весенних цветов. Минимальный. Уметь раскрашивать готовый рисунок, использовать гуашь.

59

Лепка: «Фигура

человека в статической позе или в движении».


1

17.05

Уметь передавать форму, строение и пропорции

фигуры человека в лепке. Объяснять, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Знать, как называются разные части тела человека. Закреплять навыки работы от общего к частному. Выполнять работу последовательно. Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка. Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Оценивать критически свою работу, сравнивая с работами одноклассников

Достаточный. Вспоминают изображение

человека в движении и статической позе с. 64-65 (рассматривают свои работы). Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец в учебнике с.65. Выставка работ.

Минимальный. Вспоминают изображение

человека в движении и статической позе с. 64-65 (рассматривают свои работы). Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец в учебнике с.65. Выставка работ.



60

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море

Барельеф на картоне: «Море».


1

23.05

Учить изображать объемные предметы по

памяти, правильно передавать в изображении

их форму, конструкцию и пропорции с помощью

пластилина. Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины разных художников-маринистов, рассказывать о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники. Усвоить понятия «морской пейзаж», «волна», «буря». Знать имена знаменитых художниковмаринистов. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

Достаточный. Рассматривание и сравнение

картин художников-маринистов. Рассказ

учителя о настроении и разных состояниях

морского пейзажа. Объяснение понятий:

морской пейзаж, волна, буря. Анализ образца барельефа «Море». Повторение основных видов работы с пластилином (намазывание разной толщины, рисование волн стекой). Самостоятельное его выполнение по плану.

Минимальный. Рассматривание картин

художников-маринистов. Анализ образца

барельефа «Море». Повторение основных видов работы с пластилином (намазывание

разной толщины, рисование волн стекой).

Выполнение по плану под контролем учителя.





61

Рисование с натуры: детская игрушка.

(ж простые уроки рисования №5 2018)

1

24.05

Рисование с натуры детской игрушки.

Графический образ, пропорции, осевые линии. Последовательность и приёмы работы. Сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение.

Достаточный. Знать составные части игрушки. Уметь пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий, выделять основные части,

характерные особенности формы и взаимное расположение частей. Минимальный. Уметь раскрашивать готовый рисунок, использовать гуашь.

62-63

Рисование с натуры: бабочка, стрекоза, жук.

2

30.05

31.05

Рисование с натуры: бабочка, стрекоза, жук.

Графический образ, стилизация, пропорции, симметрия. Размеры и пропорции частей тела насекомых.

Знать и называть строение бабочки, стрекозы, жука. Знать о "Красной книге". Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы.

Минимальный. Уметь раскрашивать готовый рисунок, использовать гуашь.

Итого: 63 часа


К концу 5 класса учащиеся должны уметь и знать:

Уметь:

-передавать в рисунках форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине, и частей к целому);

-определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

-составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;

-передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учётом их положения в пространстве;

-обновлять интенсивность цвета путём прибавления воды в краску;

-пользоваться элементарными приёмами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

-самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунок товарища; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины: знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства и фамилии авторов; определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц.

Знать:
-виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему, лепка, аппликация);
-отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
-особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, пластилин, соленое тесто, цветная бумага и картон);
-основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)



1.Грошенков И.А. «Уроки рисования 1-6 классах вспомогательной школы» «Просвещение» 1975год

2.Литература: М.А. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство 4 класс»

(2-е издание Москва «Просвещение» 2018)