Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП являетсяразвитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с их психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
5.овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
7.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
9.развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- фиксирует взгляд на экране монитора.
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
- пластилина.
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины).
Раскатывание теста (глины) скалкой.
Отрывание кусочка материала от целого куска.
Откручивание кусочка материала от целого куска.
Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой.
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик.
Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок.
Проделывание отверстия в детали.
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски).
Защипывание краев детали.
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.).
Нанесение декоративного материала на изделие.
Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка.
Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, трафарет, дырокол и др.
Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа.
Освоение приемов рисования карандашом.
Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы.
Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек.
Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий.
Соединение точек.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению).
Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
Рисование предмета (объекта) с натуры.
Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами.
Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.
Рисование с использованием нетрадиционных техник.
1)традиционные занятие, практикум.
Слушание объяснений учителя.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Наблюдение.
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Рисование по шаблону осеннего листа (клен) и раскрашивание. | | | Обвести по шаблону лист, выбрать цвет и раскрасить его акварельными красками, соблюдая контур рисунка. Осваивание приема касания, держать кисть вертикально, осторожно дотрагиваться до листа. Дима С, Вероника работают самостоятельно, Настя, Леша с помощью педагога, Закир – «рука в руке» |
2 | Переплетение: плетение из2-х (3-х) колбасок «Батон» | | | Лепка методами: раскатывание между пальцами, сплющивание, колбаска. Дима, Вероника- работают самостоятельно, Настя, Леша с помощью педагога, Закир – «рука в руке» |
3 | Скручивание листа бумаги. Объемная аппликация «Листочек». | | | Узнавание разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Сборка изображения объекта дом из нескольких деталей имеющих геометрические формы. Правила пользования клеем. Метод скручивания салфетки. Дима, Вероника- работают самостоятельно, Настя, Леша с помощью педагога, Закир – «рука в руке» |
4 | Рисование осеннего дерева используя элементы аппликации. | | | Нарисовать и раскрасить осеннее дерево цветными карандашами, листья на дереве наклеить из цветной бумаги. Дима, Вероника- работают самостоятельно, Настя, Леша с помощью педагога, Закир – «рука в руке» |
5 | Рисование красками по мокрому листу «Осенние краски» | | | Различение материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, кисти, емкость для воды. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования красками по мокрому листу. Раскрашивание контура кроны дерева зеленым цветом, рисование пятнами (желтыми, красными) по мокрому листу –листья. Дима, Вероника- работают самостоятельно, Настя, Леша с помощью педагога, Закир – «рука в руке» |
6 | Аппликация на полоске «Грядка с морковью» | | | Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, салфетка, картон. Рассматривание изображения объекта (грядка). Обсуждение деталей аппликации на грядке (морковка). Вырезание заготовок. Правила работы с ножницами. Правила пользования клеем. Намазывание деталей клеем. Приклеивание бумажных заготовок на полоску – грядку на листе. Дорисовывание зелени к морковкам карандашами. Дима, Вероника- работают самостоятельно, Настя - готовые заготовки моркови, Леша –меньшее количество моркови, Закир – «рука в руке». |
7 | Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги «Ежик» | | | Просмотр мультфильма. Безопасная работа с ножницами, правила выполнения надреза на картоне. Дима, Вероника- работают самостоятельно, Настя - готовые надрезы выполнять вместе с педагогом, Леша –меньшее количество надрезов, Закир наклеивает ежика, рисует ему глазик. |
8 | Изготовление из соленого теста «Помидор». | | | Различение пластичного материала и его свойства – соленое тесто. Отрывание кусочка материала от целого куска. Скатывание шарика между ладонями. Лепка помидора из двух цветов соленого теста: красный и зеленый, формировать умение дополнять предмет мелкими деталями (хвостик у помидора) Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша с помощью педагога, Закир – «рука в руке» |
9 | Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. | | | Смешивание основных цветов красок для получения другого цвета. Раскрашивание предметов красками полученными при смешивании красок. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша с помощью педагога, Закир – «рука в руке» |
10-11 | Пластилинография «Фрукты в вазе» | 2 | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша- меньшее количество фруктов, Настя-с помощью педагога, Закир- «рука в руке» |
12-13 | Работа с природным материалом и пластилином «Рыбы плавали в аквариуме» | 2 | | Различение разных видов бумаги: цветная бумага, салфетка, картон. Рассматривание изображения объекта (аквариум). Обсуждение деталей аппликации в аквариуме (рыбки). Правила пользования клеем. Намазывание деталей клеем. Вырезание деталей. Приклеивание бумажных заготовок на аквариум – картинку. Раскрашивание водички в аквариуме (фона) красками. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша- меньшее количество деталей, Настя-с помощью педагога, Закир- «рука в руке» |
14 | Аппликация «Грибы» | | | Узнавание и различение разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Вырезание деталей. Сборка изображения объекта (грибы) из нескольких деталей (ножка, шляпка).Работа ножницами. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Дима, Вероника - работают самостоятельно. Леша, Настя- приклеивание бумажных заготовок на готовый контур грибов на картинке. Закир- «рука в руке» |
15 | Изготовление из пластилина «Жук». | | | Различение пластичного материала - пластилин. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластилином: стек, подложка. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Лепка из пластилина жука. Изготовление ножек паука из проволоки. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир- «рука в руке» |
16 | Аппликация «Лодочка» | | | Узнавание и различение разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Работа с ножницами. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя -аппликация из заготовок цветного картона, Закир- «рука в руке» |
17 | Работа с трафаретом «Транспорт». Раскрашивание. | | | Называть или показывать виды транспорта. При рисовании по трафарету необходимо удерживать плотно прижатый к листу бумаги трафарет, прижимать к нему карандаш, проводя непрерывную линию. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир- «рука в руке» |
18 | Работа из соленого теста «Кошка». | | | При лепке предметов состоящих из нескольких частей ребенку даются два образца. Один образец ребенок самостоятельно разбирает на составные части, а затем ориентируясь на другой образец собирает его до первоначального вида. При разборе образца внимание ребенка обращать на форму, размер, цвет им местоположение и количество составных частей. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает шарики. |
19 | Аппликация из бумаги «Кошка». | | | Отрывание маленьких кусочков от большого листа бумаги и сминание бумаги в комочек. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей (бумажных шариков), намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону (контуру) рисунка. Выкладывание котёнка из смятой в шарики бумаги. Аппликация из мятой бумаги. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- выкладывают по контуру рисунка, Закир отрывает небольшие кусочки бумаги от целого листа. |
20 | Работа с трафаретом «Домашние животные». Нетрадиционное раскрашивание. | | | При рисовании по трафарету необходимо удерживать плотно прижатый к листу бумаги трафарет, прижимать к нему карандаш, проводя непрерывную линию. Для раскрашивания использовать нетрадиционный способ: сухая кисть, печать поролоном. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир- «рука в руке» |
21 | Лепка «Собачка». | | | При лепке предметов состоящих из нескольких частей ребенку даются два образца. Один образец ребенок самостоятельно разбирает на составные части, а затем ориентируясь на другой образец собирает его до первоначального вида. При разборе образца внимание ребенка обращать на форму, размер, цвет им местоположение и количество составных частей. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает шарики. |
22 | Работа с бумагой складывание фигурки собачки из геометрических фигур. | | | Узнавание и различение разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации. Дима, Вероника - работают самостоятельно, вырезают детали, Леша, Настя выполняют аппликацию из заготовок цветного картона, Закир отрывает небольшие кусочки бумаги от целого листа |
23 | Работа по точкам «Посуда». Штриховка. | | | Повторение приемов раскрашивания. Раскладывание карандашей в определенном порядке. Дима, Вероника, Настя, Леша - работают самостоятельно, раскрашивание чашки по образцу, Закир «рука в руке» |
24 | Пластилинография «Чайная чашка». | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина. |
25 | Аппликация: «Чайная чашка». | | | Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации. Дима, Вероника - работают самостоятельно по образцу, Настя, Леша выполняют аппликацию из заготовок, украшают чашку самостоятельно. Закир – рвет бумагу на небольшие кусочки. |
26 | Рисование по опорным и раскрашивание рисунка «Медведь». | | | При рисовании медведя по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Для раскрашивания использовать нетрадиционный способ: сухая кисть, печать поролоном. Дима, Вероника, Настя, Леша - работают самостоятельно, раскрашивание медведя по образцу, Закир «рука в руке». |
27 | Аппликация из готовых заготовок «Мишка идет гулять» | | | Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, салфетка, картон. Рассматривание изображения объекта (мишка). Обсуждение деталей аппликации на мишке (кофта, штаны, шапка). Правила пользования клеем. Намазывание деталей клеем. Приклеивание бумажных заготовок на готовый рисунок мишки на картинке. Раскрашивание лапок медвежонка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир – сминает кусочки бумаги в комочек. |
28 | Пластилинография «Медведь». | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Пушистость элементов картин достигается путем трения или продавливания пластилина через металлическое ситечко. Соблюдать контур рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина. |
29 | Рисование по точкам и раскрашивание рисунка «Заяц». | | | При рисовании зайца по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Раскрашивание гуашевыми красками, соблюдать последовательность при работе с красками. Использовать прием касания и примакивания кистью. Соблюдение контура рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир – «рука в руке» касание кончиком кисточки. |
30 | Лепка из соленого теста «Зайчонок». | | | При лепке предметов состоящих из нескольких частей ребенку даются два образца. Один образец ребенок самостоятельно разбирает на составные части, а затем ориентируясь на другой образец собирает его до первоначального вида. При разборе образца внимание ребенка обращать на форму, размер, цвет им местоположение и количество составных частей. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает шарики. |
31 | Аппликация из ваты «Зайчонок». | | | Учащийся выполняет плоскостную аппликацию с использование ваты по образцу. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- приклеивают детали по намеченному контуру. |
32 | Рисование по точкам и не традиционное раскрашивание рисунка «Лисы». | | | При рисовании лисы по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Для раскрашивания использовать нетрадиционный способ: сухая кисть, печать поролоном. Соблюдение контура рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир – «рука в руке» касание кончиком кисточки. |
33 | Лепка из соленого теста «Лиса» | | | При лепке предметов состоящих из нескольких частей ребенку даются два образца. Один образец ребенок самостоятельно разбирает на составные части, а затем ориентируясь на другой образец собирает его до первоначального вида. При разборе образца внимание ребенка обращать на форму, размер, цвет им местоположение и количество составных частей. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает шарики. |
34 | Аппликация из рванных кусочков бумаги «Лиса». | | | Узнавание и различение разных видов бумаги: цветная бумага, салфетка, картон. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: обсуждение сюжета, заготовка деталей (мелкие кусочки бумаги, произвольно отрезанные от листа бумаги), намазывание деталей клеем, наклеивание отрезанных кусочков бумаги в определённом порядке. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- приклеивают кусочки бумаги по намеченному контуру. Закир рвет бумагу на кусочки и скатывает их в комочки. |
35 | Рисование по точкам и раскрашивание рисунка «Белка» | | | При рисовании белки по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Раскрашивание гуашевыми красками, соблюдать последовательность при работе с красками. Использовать прием касания и примакивания кистью. Соблюдение контура рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир – «рука в руке» касание кончиком кисточки. |
36 | Лепка из соленого теста « Белка». | | | При лепке предметов состоящих из нескольких частей ребенку даются два образца. Один образец ребенок самостоятельно разбирает на составные части, а затем ориентируясь на другой образец собирает его до первоначального вида. При разборе образца внимание ребенка обращать на форму, размер, цвет им местоположение и количество составных частей. . Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает столбики. |
37 | Аппликация «Белка» | | | Узнавание и различение разных видов бумаги: цветная бумага, салфетка, картон. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: обсуждение сюжета, заготовка деталей ,намазывание деталей клеем, наклеивание деталей в определённом порядке. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- приклеивают кусочки бумаги по намеченному контуру. Закир рвет бумагу на кусочки и скатывает их в комочки. |
38 | Рисование по пунктиру и раскрашивание «Елка». | | | При рисовании елки по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Раскрашивание гуашевыми красками, соблюдать последовательность при работе с красками. Использовать прием касания и примакивания кистью. Соблюдение контура рисунка. Дима , Вероника елочку рисуют самостоятельно, Настя, Леша- по пунктирным линиям, раскрашивают елку по образцу. Закир – «рука в руке» касание кончиком кисточки. |
39 | Пластилинография «Елочка» | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина и размазывает их по листу.. |
40 | Аппликация из бумаги «Елочка из треугольников» | | | Рассматривание изображения объекта елочки. Обсуждение деталей аппликации: елочки разной величины и разное количество треугольников. Правила пользования клеем и ножницами. Намазывание деталей клеем. Дима, Вероника - работают самостоятельно, вырезают детали, Леша, Настя выполняют аппликацию из заготовок цветного картона, Закир отрывает небольшие кусочки бумаги от целого листа |
41 | Рисование по пунктиру «Снеговик». | | | Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, кисти, емкость для воды. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Рисование и раскрашивание по контуру снеговика. Украшение снеговика аппликацией из бумаги (шапка, глаза, нос, метелка) Дима , Вероника рисуют и украшают снеговика самостоятельно, Настя, Леша- по пунктирным линиям, раскрашивают снеговика по образцу. Закир – «рука в руке» касание кончиком кисточки |
42 | Лепка по показу «Снеговик». | | | При лепке предметов состоящих из нескольких частей ребенку даются два образца. Один образец ребенок самостоятельно разбирает на составные части, а затем ориентируясь на другой образец собирает его до первоначального вида. При разборе образца внимание ребенка обращать на форму, размер, цвет им местоположение и количество составных частей. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает столбики. |
43 | Аппликация из ваты «Снеговик». | | | Учащийся выполняет плоскостную аппликацию с использование ваты по образцу. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- приклеивают детали по намеченному контуру. |
44 | Рисование по опорным точкам и раскрашивание « Дед Мороз». | | | При рисовании Деда Мороза по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Раскрашивание гуашевыми красками, соблюдать последовательность при работе с красками. Использовать прием касания и примакивания кистью. Соблюдение контура рисунка. Дима С. И Вероника Б. Деда Мороза рисуют самостоятельно |
45 | Работа с пластилином «Ветка ели с игрушками». | | | Выполнение работы из пластилина (ветка –колбаски, игрушки-круги). Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает столбики. |
46 | Аппликация из цветной бумаги и ваты «Дед Мороз». | | | Выполнение работы методом обрывной аппликации и с применением ваты. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир разрывает вату и приклеивает ее на бумагу (идет снег) |
47 | Рисование и раскрашивание елочной игрушки. | | | Различение материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, кисти, емкость для воды. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Рисование по контуру елочки. Украшение елочки аппликацией из бумаги (разноцветные шарики) ) Дима , Вероника рисуют и украшают елочную игрушку самостоятельно, Настя, Леша- по пунктирным линиям, раскрашивают игрушку по образцу. Закир – «рука в руке» касание кончиком кисточки |
48 | Аппликация елочной игрушки. | | | Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир скатывает шарики из кусочков бумаги. |
49 | Аппликация из ваты «Зимний лес» | | | Учащийся выполняет плоскостную аппликацию с использование ваты по образцу. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- приклеивают детали по намеченному контуру. Закир разрывает вату и приклеивает ее на бумагу (идет снег) |
50 | Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Узоры из геометрических фигур «Варежка». | | | Повторение приемов раскрашивания. Раскладывание карандашей в определенном порядке, по заданию. Раскрашивание заготовки варежки цветными карандашами «Рисуем варежку». по образцу. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир- «рука в руке» штрихи карандашами. |
51 | Пластилинография «Варежка». | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина и размазывает их по листу. |
52 | Аппликация из цветной бумаги и меха «Варежка». | | | Выполнение работы методом обрывной аппликации и применение меха. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- приклеивают детали по намеченному контуру. Закир разрывает вату и приклеивает ее на бумагу. |
53 | Рисование по пунктирным линиям и раскрашивание рисунка «Неваляшка». | | | Различение материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, кисти, емкость для воды. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Раскрашивание неваляшки точками. Ставить точки на небольшом расстоянии друг от друга, используя ватные палочки. Цвет красок выбрать самостоятельно. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» штрихи карандашами. |
54 | Лепка «Неваляшка». | | | При лепке предметов состоящих из нескольких частей ребенку даются два образца. Один образец ребенок самостоятельно разбирает на составные части, а затем ориентируясь на другой образец собирает его до первоначального вида. При разборе образца внимание ребенка обращать на форму, размер, цвет им местоположение и количество составных частей. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает столбики. |
55 | Аппликация из бумаги «Неваляшка». | | | Узнавание и различение разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- приклеивают детали по намеченному контуру. |
56 | Рисование по опорным точкам и раскрашивание рисунка «Пирамидка». | | | При рисовании пирамидки по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Раскрашивание гуашевыми красками, соблюдать последовательность при работе с красками. Использовать прием касания и примакивания кистью. Соблюдение контура рисунка. Цвет красок выбрать самостоятельно. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» штрихи карандашами. |
57 | Лепка из соленого теста. «Пирамидка». | | | При небольшой помощи учителя ребенок делит тесто на нужное количество деталей, скатывает из них шарики разной величины, расплющивает их и собирает пирамидку. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает столбики. |
58 | Аппликация из бумаги «Пирамидка». | | | Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя- приклеивают детали по намеченному контуру. |
59 | Рисование по пунктирным линиям и раскрашивание гуашью: «Вертолет». | | | При рисовании вертолета по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Раскрашивание гуашевыми красками, соблюдать последовательность при работе с красками. Использовать прием касания и примакивания кистью. Соблюдение контура рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» штрихи карандашами. |
60 | Пластилинография «Вертолет» | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Настя, Леша - меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина и размазывает их по листу. |
61 | Аппликация: «Вертолет». | | | Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя - приклеивают детали по намеченному контуру. Закир «рука в руке» работа с клеем. |
62 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Самолет». | | | При рисовании самолета по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Раскрашивание гуашевыми красками, соблюдать последовательность при работе с красками. Использовать прием раскрашивания кистью. Соблюдение контура рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» наклонные штрихи карандашами. |
63 | Лепка из пластилина по показу «Самолет». | | | Самостоятельно разделяют кусок пластилина на необходимое количество деталей. Каждую деталь лепит отдельно, соответствующим образом видоизменяя форму, опираясь на образец, затем собирает предмет опираясь на образец. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Леша, Настя-с помощью учителя, Закир отщипывает и раскатывает столбики. |
64 | Оригами «Самолет». | | | Изготовление Самолета в техники оригами. |
65 | Рисование «23 февраля». | | | Учить учащихся дополнять сюжетный рисунок отдельными предметами, связанными по смыслу: звезда, а вокруг нее веточки. |
66-67 | Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества». | 2 | | Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества». Использование для изготовления открытки разных материалов. |
68 | Рисование по пунктирным линиям и раскрашивание рисунка «Танк». | | | При рисовании самолета по опорным точкам ребенок сам учится выбирать подходящее расположение листа бумаги, но рисунок должен находиться в центре листа. Раскрашивание гуашевыми красками, соблюдать последовательность при работе с красками. Соблюдение контура рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» наклонные штрихи карандашами |
69 | «Танк» из спичечных коробков. | | | Изготовление поделки «танк» с применением бросового материала |
70 | Раскрашивание рисунка с «8 марта!». | | | Учить учащихся дополнять сюжетный рисунок отдельными предметами, связанными по смыслу. |
71 72 | Изготовление поздравительной открытки с «8 марта!». | 2 | | Изготовление поздравительной открытки с «8 марта!». Использование для изготовления открытки разных материалов. |
73 | Рисование по пунктирным линиям и раскрашивание рисунка красками «Цветы». | | | . Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д Использовать прием касания, примакивания и наращивания массы кистью. Соблюдение контура рисунка, цвет красок выбирают самостоятельно. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» наклонные штрихи длинные и короткие карандашами. |
74 75 76 | Изготовление цветов из различных материалов | 3 | | Различение разных видов бумаги: цветная бумага, салфетка, картон. Рассматривание изображения объекта. Обсуждение деталей аппликации (лепестки, стебель, листочки). Правила пользования клеем. Намазывание части деталей (лепестки) клеем. Приклеивание бумажных заготовок одной частью, на лист. Вырезывание полосок из бумаги, приклеивание (стебель, листья) |
77 | Нетрадиционное раскрашивание рисунка «Капель». | | | Для раскрашивания использовать нетрадиционный способ: сухая кисть, печать поролоном, смятой бумагой. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» наклонные штрихи длинные и короткие карандашами. |
78 | Пластилинография « Дождик кап, кап, кап…..» | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина и размазывает их по листу. |
79 | Рисование и раскрашивание рисунка «Весна идет…». | | | Формировать умение располагать объекты на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Учитель дает дает ребенку лист бумаги с проведенной линией (граница между небом и землей). По верх линии ребенок рисует небо, внизу – объекты находящиеся на земле. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» наклонные штрихи длинные и короткие карандашами. |
80 | Пластилинография «Весеннее дерево». | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина и размазывает их по листу. |
81 | Аппликация из цветной бумаги и поролона «Березки». | | | Узнавание и различение разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- меньший объем работы, Закир- «рука в руке» наклеивание деталей на лист бумаги. |
82 | Рисование и раскрашивание гуашевыми красками «Весеннее солнышко». | | | Формировать умение располагать объекты на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Учитель дает дает ребенку лист бумаги с проведенной линией (граница между небом и землей). По верх линии ребенок рисует небо, внизу – объекты находящиеся на земле. |
83 | Пластилинография «Цветочная полянка» | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя и меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина и размазывает их по листу. |
84 85 | Рисование по пунктирным линиям и раскрашивание гуашью рисунка «День Космонавтики». | 2 | | Учить учащихся дополнять сюжетный рисунок отдельными предметами, связанными по смыслу. |
86 | Пластилинография «Звездное небо» | | | Узнавание пластичного материала - пластилин. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Нанесение, размазывание пластилина на контурный рисунок, не выходя за его границы. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя и меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина и размазывает их по листу. |
87 | Раскрашивание рисунка «День Победы». | | | Учить учащихся дополнять сюжетный рисунок отдельными предметами, связанными по смыслу. |
88 | Рисование бабочки нетрадиционным способом | | | Для изображения бабочки использовать нетрадиционный метод: кляксография. Самостоятельно выбирают цвет красок. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя, Закир- «рука в руке» наклонные штрихи длинные и короткие карандашами. |
89 | Аппликация «Бабочка» | | | Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Правила пользования ножницами и клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации. |
90 | Рисование нетрадиционным способом «Божьи коровки». | | | Для изображения божьей коровки использовать нетрадиционный метод: оттиск поролонам. Самостоятельно выбирают цвет красок Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя. |
91 92 | Объемная аппликация «Божья коровка» | 2 | | Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей (мятые кусочки салфетки), намазывание контура клеем, наклеивание на готовый клеевой контур мятых кусочков салфетки. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя, Закир «рука в руке» работа с клеем. |
93 | Лепка из соленого теста «Божья коровка» | | | Узнавание и различение пластичного материала – соленое тесто. Отрывание кусочка материала от целого куска. Лепка из соленого теста божья коровка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя и меньший объем работы, Закир –отщипывает кусочки пластилина и размазывает их по листу. |
94 | Аппликация из скатанных шариков «Гусеница» | | | Отрывание маленьких кусочков от большого листа бумаги и сминание бумаги в комочек. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей (бумажных шариков), намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону (контуру) рисунка. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя, приклеивают бумажные шарики по контуру, Закир «рука в руке» работа с клеем. |
95 | Аппликация из кусочков окрашенной ваты «Ковёр из одуванчиков» | | | Узнавание материала – вата. Рассматривание изображения объекта (одуванчик). Обсуждение деталей аппликации (цветок, стебель, листочки). Правила пользования ножницами и клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей (кусочки ваты), намазывание контура клеем, наклеивание на готовый клеевой контур кусочков ваты. Вырезывание полосок из бумаги, приклеивание (стебель, листья). Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя, выполняют меньший объем работы, Закир «рука в руке» работа с клеем. |
96 | Раскрашивание красками «Летняя одежда». | | | . Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Раскрашивание заготовки одежды красками по заданию. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя. Закир- «рука в руке» наклонные штрихи длинные и короткие карандашами. |
97 | Рисование фломастерами «Первоцветы» | | | Раскладывание фломастеров по цвету в определенном порядке, по заданию. Рисование карандашом травки. Рисование фломастером цветов – первоцветов по контуру. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя. Закир- «рука в руке» наклонные штрихи длинные и короткие карандашами. |
98 | Аппликация из мятой бумаги «Цыплята» | | | Различение разных видов бумаги: цветная бумага, салфетка, картон. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей (мятые кусочки салфетки), намазывание контура клеем, наклеивание на готовый клеевой контур мятых кусочков салфетки. Дима, Вероника - работают самостоятельно, Настя, Леша- с помощью учителя, выполняют меньший объем работы, Закир «рука в руке» работа с клеем. |
99 | Итоговый урок | | | |
| | | | |
Итого: 99 часов |