Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей Протокол № 4 30 мая 2020 г. | «Согласовано» Зам директора по УВР Данилова Т.В.__________ 1 июня 2020 г. | «Утверждена» приказ директора школы от «____» _________ 2020 г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
1 класс
Составитель: учитель начальных классов |
высшей квалификационной категории |
Котелкина Елена Владимировна |
г. Югорск,2020 г.
Содержание программы: | стр. |
Аннотация | 3 |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 7 |
3. | Тематическое планирование | 9 |
Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 6», Положения МБОУ «СОШ № 6» о рабочих программах, авторской программы «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой.
Литературное чтение является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.
Основная цель учебного предмета литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности.
Задачи учебного предмета «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных). Читательское пространство в программе обеспечивается тремя пластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю (68 часов в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях.
В курсе литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:
понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
понимание и постановка учебной задачи;
составление плана и последовательности действий;
самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование познавательной учебной задачи;
выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
понимание и формирование учебной задачи;
выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах;
презентации творческих работ и проектов;
подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:
слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:
овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.
В результате первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение» ученик научится:
различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;
владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;
воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;
ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации;
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое
Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме
Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением.
Круг чтения
Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные.
Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог.
Творческая деятельность учащихся
Чтение по ролям и инсценирование
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Пересказ от лица одного из героев произведения.
Рассуждение о героях изученного произведения.
Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.
Чтение: работа с информацией
Представление об информации и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование.
№п/п | Название раздела (темы) | Количество часов |
1. | Послебукварный период. | 38 |
| Литературное чтение | |
2. | Читаем сказки, загадки, скороговорки | 5 |
3. | Учимся уму - разуму | 12 |
4. | Читаем о родной природе. | 5 |
5. | О наших друзьях – животных. | 8 |
| | Итого: 68 часов |
Название раздела (темы) | Характеристика деятельности учащихся |
Виды речевой и читательской деятельности | Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка). Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя. Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения. Высказывать своё суждение о героях и их поступках. «Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою. Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности. Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках. Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений. Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описания героев, предметов или явлений |
Круг чтения | Сравнивать произведения разных жанров. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений |
Чтение: работа с информацией | Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге. Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы (суждение, аргументация, вывод) |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 1 класс (68 часов).
№ п/п | Тема урока | Дата |
1. | Алфавит. С.Я. Маршак. "Ты эти буквы заучи...". В. Голявкин«Спрятался» | |
2. | Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Пушок» | |
3 | В. Сутеев «Три котенка», А. Шибаев «Беспокойные соседки» | |
4 | Е. Пермяк «Про нос и язык», Г. Остер «Меня нет дома» | |
5 | Развитие восприятия художественного произведения. Е.Трутнева «Когда это бывает» | |
6 | А. Шибаев «На зарядку – становись!», А. Шибаев «Познакомились» | |
7 | Развитие восприятия художественного произведения. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |
8 | Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора», А. Шибаев «Всегда вместе» | |
9 | Г. Цыферов «Маленький тигр», С. Чёрный«Кто?» | |
10 | Г. Остер «Середина сосиски», Я. Аким «Жадина». | |
11 | Развитие восприятия художественного произведения. К.Чуковский «Муха-Цокотуха» | |
12 | Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой», Украинская народная сказка «Рукавичка» . | |
13 | Г. Остер «Спускаться легче», В. Сутеев«Под грибом». | |
14 | «А.Шибаев «Что за шутки?», Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета». | |
15 | Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Ёлка». | |
16 | Б. Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Большая новость» | |
17 | Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился». | |
18 | Е. Чарушин «Яшка», А. Кушнер «Что я узнал!» | |
19 | Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Палочка-выручалочка». | |
20 | Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата». | |
21. | М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква». | |
22. | Н.Носов «Ступеньки» | |
23. | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Пермяк «Пичугин мост» | |
24. | О. Дриз «Горячий привет», Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок) . | |
25. | Е. Чарушин «Зайчата», Н. Сладков «Сорока и заяц», Н. Сладков «Лиса и заяц». | |
26. | Н. Носов «Затейники». | |
27. | Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». | |
28. | Развитие восприятия художественного произведения. Н. Саконская «Мы с мамой». | |
29. | Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек». | |
30. | А. Толстой «Ёж» (отрывок), В. Лунин «Волк ужасно разъярён…», Г. Цыферов «Зелёный заяц». | |
31. | Развитие восприятия художественного произведения. В.Чаплина «Мушка» | |
32. | В. Драгунский «Он живой и светится». | |
33. | Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь». | |
34. | Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин «Весёлые рассказы». | |
35. | Г. Сапгир «Лошарик». | |
36. | В. Берестов «Картинки в лужах». | |
37.вн | Прощание с Букварём. | |
38. | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Чик-чик ножницами». | |
39. | Читаем сказки, загадки, скороговорки Литературные (авторские) сказки. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (отрывок), Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». | |
40. | В. Сутеев «Кораблик», Скороговорка, В.В. Бианки «Лис и Мышонок». Проверь себя. | |
41. | Учимся уму - разуму К.Д. Ушинский «Играющие собаки». Дополнительное чтение: Л.Н. Толстой «Косточка». | |
42. | Развитие восприятия художественного произведения. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | |
43. | Произведения о детях. В.А. Осеева«Кто наказал его?» Пословица. И. Северянин «Её питомцы». Дополнительное чтение: Е. Пермяк «Торопливый ножик» | |
44. | В. Осеева «Потерянный день». Пословицы. В. Осеева «Три товарища». Дополнительное чтение: В. Осеева «Печенье». | |
45. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». | |
46. | А. Барто «Я – лишний», Пословица. Я. Аким «Мама». Дополнительное чтение: Э. Успенский «Всё в порядке». Проверь себя. | |
47. | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Терёшечка». | |
48. | Читаем о родной природе Произведения о родной природе (рассказы, стихотворения). Л.Н. Толстой «Солнце и ветер», В.В. Бианки «Синичкин календарь», Э. Мошковская «Лед тронулся». Дополнительное чтение: С.Маршак «Апрель». | |
49. | Произведения о родной природе. И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка «Березонька». Дополнительное чтение: М. Пришвин «Лесная капель». | |
50. | О наших друзьях – животных. Стихотворения о животных. И. Mазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка», Загадка. | |
51. | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | |
52. | Произведения о животных. С.В. Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. Скороговорка. Дополнительное чтение: Е.И. Чарушин «Томкины сны» | |
53. | Произведения о животных. М.М. Пришвин «Ежик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик». Дополнительное чтение: М. Пришвин «Норка и Жулька». | |
54. | Русская народная песня «Котик», Загадка, Э. Шим «Глухарь» Дополнительное чтение: Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья». Проверь себя | |
55. | Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Мать» | |
56. | Учимся уму - разуму М. Пляцковский «Добрая лошадь», В. Осеева «Кто хозяин?» Дополнительное чтение: В. Осеева «На катке», В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». | |
57. | Е. Пермяк «Самое страшное», Пословица. И. Бутман «Клоун». Дополнительное чтение: С. Востоков «Кто кого». | |
58. | Комплексная работа. | |
59. | Развитие восприятия художественного произведения. А. Барто «Весенняя гроза» | |
60. | Рассказы о детях. В. Берестов «Серёжа и гвозди». Дополнительное чтение: Е.А. Пермяк «Бумажный змей». Проверь себя | |
61. | Читаем сказки, пословицы, считалки. Литературные (авторские) сказки для детей. М. Пляцковский «Урок дружбы», А. Усачёв «Грамотная мышка». Пословица. Дополнительное чтение: В.Орлов «Как малышу нашли маму». | |
62. вн | М. Яснов «В лесной библиотеке», В. Сутеев «Цыпленок и Утенок». Дополнительное чтение: С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить», Д. Биссет «Дракон Комодо». | |
63. | Творческая работа. Сказка о животных. Проверь себя. | |
64. | О наших друзьях - животных Рассказы о животных. А. Барто «Жук», Н.Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы. Дополнительное чтение: В. Орлов «Большие уши». | |
65. | Рассказы о животных. Е.И. Чарушин «Томка и корова». Загадка. В. Берестов «Выводок». Проверь себя | |
66. | Читаем о Родине и родной природе. И. Соколов-Микитов «Радуга», Е. Трутнева «Эхо». Загадки. Дополнительное чтение: И. Шевчук «Ленивое эхо». | |
67. | Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов «Май», Пословица. Загадка. А. Плещеев «Травка зеленеет». Дополнительное чтение: Я. Тайц «По ягоды», «Всё здесь». | |
68. | М. Есеновский «Моя небольшая родина», Р. Валеева «Здравствуй, лето!», Ю. Коринец «Волшебное письмо». Дополнительное чтение: В. Лунин «Я увидела чудо», К.И. Чуковский «Радость». Проверь себя. | |