Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета по ОБЖ для 8-9 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №4 им. Т.Г.Шевченко»
| Утверждаю: Директор О.М.Негрова приказ № 01-02- от ____________20_____г. |
Рабочая программа учебного предмета
по ОБЖ
для 8-9 класса
на 2021-2022 учебный год
(ФГОС)
| Разработчик программы: Столыпина Ольга Альбертовна, учитель ОБЖ, высшей квалификационной категории |
Рассмотрена на методическом объединении протокол № ______от __________20___г. | Согласована заместителем директора по УВР | Принята на педагогическом совете Протокол №______________ от ___________ 20 года |
Пояснительная записка
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 8 по 9 класс из расчета 1 час в неделю для каждой параллели (всего 68 часов), из инвариативной части (Федеральный компонент).
Приказ Министерства образования и науки Астраханской области от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Данная рабочая программа скорректирована с учетом модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Используется материал учебников предметной линии под редакцией Н.Ф.Виноградовой 7-9 классы ФГОС.
Таким образом, рабочая программа рассчитана на 68 часов, на пять лет обучения (по 1 ч. в неделю), из них 68 ч. за два года обучения (в 8-9 классах по 1 ч. в неделю).
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования с учетом требований ФГОС.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др.
Общая характеристика курса.
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Тематическое планирование по ОБЖ за курс 8, 9 класса
Раздел учебного курса (глава), кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | | УУД | Формы контроля |
8 класс (34-35 часов) |
Раздел I Основы безопасности личности, общества и государства (34-35 часов) |
Тема 1. Введение. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе ( 10 ч.) | Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение. Лес – это серьезно. О грибах съедобных и несъедобных. Неожиданные встречи в лесу. Стартовый мониторинг. Если гроза застала вас в лесу. Водоем зимой и летом. Если возникли неожиданные ситуации. Правила катания на лодке. Как помочь тонущему человеку. Как спастись, если провалился под лед? Правила зимней рыбалки. | Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к походу на природу. Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случившиеся с человеком в природных условиях. | | Различать виды активного отдыха в природных условиях и возможные опасные ситуации, возникающие в природных условиях. Анализировать рекомендации по обеспечению личной безопасности на природе. Характеризовать правила подготовки и обеспечения безопасности в походах. | Индивидуальный опрос |
Тема 2 Современный транспорт и безопасность ( 11 ч.) | Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Нарушение правил дорожного движения – главная причина ДТП. Опасные игры на дорогах. Как вести себя в дорожно-транспортном происшествии. Медицинская страничка. Опасные ситуации в метро. Авиакатастрофы. Правила провоза жидкостей. Железнодорожные катастрофы. Зацепинг – опасная игра. Административный промежуточный мониторинг. | Характеризуют общие правила безопасности во время транспортных катастроф. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов. | | Описывать факторы, влияющие на безопасность человека в дальних и ближних походах. Анализировать общие правила безопасного поведения в природных условиях. Описывать особенности подготовки к конкретному выходу на природу (пеший, лыжный, водный походы). | Индивидуальный опрос |
Тема 3. Безопасный туризм ( 14 ч.) | Обеспечение безопасности в туристских походах. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Список группового снаряжения походной туристской группы. Правила безопасности в туристском походе. Составление графика движения. Преодоление естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Правила переправы через замерзшие реки и водоемы. Административный итоговый мониторинг. Если турист отстал от группы… Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Узлы в туристском походе. Практическая работа: «Виды узлов». Инструктаж по технике безопасности на каникулах. | Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. Характеризуют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования. | | Распознавать опасные ситуации в природных условиях. Отрабатывать навыки подготовки к выходу на природу. Тренировать навыки ориентирования на местности. Осваивать правила безопасности при автономном существовании в природной среде. | Решение ситуационных задач |
25
9 класс (34-35 часов) |
Раздел I Основы здорового образа жизни (7 часов) |
Тема 1. Введение. Когда человек сам себе враг ( 7 ч.) | Введение. Курение убивает. О физическом состоянии подростков-курильщиков. Алкоголь разрушает личность. Вводный мониторинг. О воздействии алкоголя на организм человека. Праздник без застолья. Скажем наркотикам «Нет!» Токсикомания – страшная зависимость. | Определяют основные особенности воздействия вредных веществ на организм человека. Характеризуют основные способы выхода из сложившихся ситуаций. Вырабатывают навыки работы с информационным материалом. Высказывают свои предположения о воздействии наркотических веществ на все системы органов человека. | | Анализировать рекомендации по обеспечению безопасного поведения. Характеризовать причины неправильного поведения подростковый период. | Индивидуальный опрос |
Раздел 2 Чрезвычайные ситуации и их классификация (28 часов) |
Тема 2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера ( 17 ч.) | Чрезвычайные ситуации и их классификация. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели, оползни и обвалы. Снежные лавины. Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные пожары. Правила безопасного разведения костров. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Виды техногенных катастроф в зависимости от объекта аварии. Безопасное поведение в техногенных чрезвычайных ситуациях. Безопасное поведение при радиационной аварии. | Характеризуют общие правила безопасности в чрезвычайных ситуациях. Развивают умения классифицировать чрезвычайные ситуации по причинам возникновения, характеру воздействия на деятельность человека и окружающую среду и мощности воздействия на окружающую природу. Характеризуют основные особенности подготовки в условиях чрезвычайной ситуации. Объясняют особенности подготовки к предполагаемым катастрофам бедствиям. | | Описывать факторы, влияющие на безопасность человека в чрезвычайных ситуациях. Анализировать общие правила безопасного поведения в местах с предполагаемыми стихийными бедствиями. | Индивидуальный опрос |
Тема 3. Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации. ( 11 ч.) | Экстремизм и терроризм. Терроризм. Беслан не забыт. Как снизить угрозу теракта. Угроза взрыва в местах массового скопления людей. Если вас взяли в заложники или похитили. Как себя вести во время спецоперации по освобождению заложников. Взрывы в жилых домах – теракты. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Законодательство России о противодействии терроризму. Национальная безопасность России. Инструктаж по технике безопасности на каникулах. | Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на мировой терроризм. Различают факторы, которые способствуют распространению экстремизма и терроризма в мире. Характеризуют порядок обеспечения личной безопасности, если вас взяли в заложники. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при террористическом акте. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся в чрезвычайной ситуации. Анализируют Законодательство России о противодействии терроризму. | | Распознавать опасные ситуации в жизни. Отрабатывать навыки подготовки выхода из опасных ситуаций террористического характера. Тренировать навыки бдительности и внимательности к посторонним людям и незнакомым предметам. Осваивать правила безопасности при автономном существовании. | Решение ситуационных задач |
27