МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГПОУ «КИТ»
Н.В. Бережная Н.В. Усова
« » 2018 г. «____» _________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.10. ХИМИЯ
по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудованию (по отраслям)
2018
Рабочая программа составлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07. 2018 г. №679.
Рабочая программа учебной дисциплины «ОДБ.10. Химия» разработана в соответствии с требованиями Химия: 10-11 кл.: базовый уровень: Примерная программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций. / сост. Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. - 23 с.
Организация – разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский индустриальный техникум»
Разработчик: Ларионова Надежда Константиновна преподаватель высшей квалификационной категории цикловой комиссии естественно – научных дисциплин
Рецензенты:
1. Кулага Татьяна Федоровна, председатель цикловой комиссии естественно – научных дисциплин ГПОУ «Комсомольский индустриальный техникум», специалист высшей квалификационной категории цикловой комиссии естественно – научных дисциплин.
2. Полинкина Л.Н., преподаватель химии ГПОУ « Донецкий колледж пищевых технологий и торговли», специалист высшей квалификационной категории.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией естественно – научных дисциплин
протокол № 1 от « 30 » 08 2018г.
Председатель ЦК Кулага Т.Ф.
Рабочая программа пере утверждена на 20 / 20 учебный год
Протокол № заседания ЦК от « » 20 г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение , стр. )
Председатель ЦК
СОДЕРЖАНИЕ
| |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
| |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8 | |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины 21
| |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 23
| |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.11. ХИМИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «ОДБ.10. Химия» разработана в соответствии с требованиями Примерной программы среднего общего образования для общеобразовательных организаций по химии для обучающихся 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего общего образования от 30.07.2018г. № 679, Методическими рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году от 27.08.2018г.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Учебная дисциплина «ОДБ.10.Химия» изучает современные представления о строении атома и строении вещества, основы органической химии.
Курс призван сформировать у обучающихся способности понимать ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества, основные теории химии, вещества и материалы, широко используемые в практике.
Цель курса – освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с источниками информации. Отдельные вопросы курса предложены обучающимся для самостоятельного изучения.
На освоение программы учебной дисциплины «ОДБ.10. Химия» отводится всего (максимальная нагрузка) 99 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 66 часов; самостоятельная работа обучающегося – 33 часов.
Оценивание учебных достижений, обучающихся по химии, осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей и предусматривает дифференцированный подход к его организации.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «ОДБ.10. Химия» входит в общеобразовательный естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Данная рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи дисциплины: привить познавательный интерес к новому, для обучающихся, предмету через систему разнообразных по форме занятий изучения нового материала, лабораторные работы; создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей; обеспечить усвоение обучающимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
Вариативная часть не предусмотрена.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки, обучающегося 99 часа
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 33 часов;
самостоятельной работы 66 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | - |
Практические работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | 33 |
Подготовка презентаций | 2 |
Составление кроссвордов | 1 |
Составление схем | 2 |
Составление конспекта | 6 |
Решение задач | 6 |
Проработка текста учебника | 8 |
Выполнение тестов | 1 |
Характеристика понятий | 3 |
Составление уравнений реакций | 2 |
Подготовка сообщений | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.11 ХИМИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
1.Предмет органической химии. Становление органической химии как науки. Причины многообразия органических соединений. 2.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Явление изомерии. Строение атома углерода. Понятие о возбужденном состоянии атома. |
Самостоятельная работа обучающихся -Выполнение презентаций по заданию преподавателя. -Охарактеризовать научное и практическое значение теории А.М. Бутлерова | | |
Тема 2. УГЛЕВОДОРОДЫ | Содержание учебного материала 1.Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гибридизации атома углерода. зр3-гибридизация. Гомологический ряд алканов. Изомерия алканов. Принципы номенклатуры ИЮПАК для алканов. Физические свойства алканов. Химические свойства алканов: реакции радикального замещения, изомеризации, полного и неполного (окисление бутана до уксусной кислоты) окисления. Методы получения: реакция Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот. Применение алканов и их производных (хлоралканы, фторалканы). 2.Алкены. Строение молекулы этилена. зр2-гибридизация. Гомологический ряд алкенов. Изомерия алкенов: структурная и геометрическая (цис - транс-). Принципы номенклатуры ИЮПАК для алкенов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов. Реакции присоединения - гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация. Правило Марковникова. Реакции окисления - неполное (на примере реакции Вагнера) и полное окисление. Методы получения: дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегалогенирование моногалогенпроизводных алканов спиртовым раствором щелочи - правило Зайцева. Применение алкенов. Понятие о полимерах. Полиэтилен, полипропилен, полистирол. 3.Алкадиены. Строение молекулы бутадиена-1,3. Система сопряжения связей. Получение алкадиенов на примере бутадиена-1,3: дегидрирование алканов, метод Лебедева. Физические свойства. Химические свойства: 1,2- и 1,4-присоединение галогенов и галогеноводородов при различных температурах. Каучуки. Алкины. Строение молекулы ацетилена. sр-гибридизация. Гомологический ряд алкинов. Принципы номенклатуры ИЮПАК для алкинов. Физические свойства алкинов. Химические свойства алкинов. Реакции присоединения - гидрирование, галогенирование, гидратация, гидрогалогенирование. Реакции окисления - неполное (на примере реакции с горячим нейтральным раствором перманганата калия) и полное окисление. Методы получения: пиролиз метана, реакция карбида кальция с водой, реакция дигалогенроизводных алканов со спиртовым раствором щелочи. Применение алкинов. 4.Арены. Строение молекулы бензола. Принципы номенклатуры ИЮПАК для гомологов бензола. Физические свойства бензола и его гомологов. Химические свойства бензола и его гомологов: реакции замещения - галогенирование, нитрование. Реакции присоединения: гидрирование и хлорирование бензола при УФ - облучении. Окисление толуола перманганатом калия в кислой среде. Методы получения бензола: тримеризация ацетилена, дегидрирование гексана и циклогексана. Применение аренов. Природные источники углеводородов. Состав каменного угля, нефти, природного газа. Переработка нефти. Крекинг нефтепродуктов 5.Практическая работа 1. Расчетные задачи: Вывод формулы углеводорода по массовым долям углерода и водорода, входящим в его состав. Самостоятельная работа обучающихся. - Выполнение кроссвордов по заданию преподавателя. - Составление конспекта ответа, характеризующего метан и этилен, этен и этин. | 21/11 | 1.2 |
Тема 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ | Содержание учебного материала | 19/5 | 1,2 |
1.Спирты. Строение молекул одноатомных спиртов. Принципы номенклатуры ИЮПАК для одноатомных спиртов. Понятие о функциональной группе. Физические свойства одноатомных спиртов. Химические свойства одноатомных спиртов: кислотные свойства - реакции с активными металлами (на примере натрия). Основные свойства - реакции с галогеноводородами. Реакции межмолекулярной и внутримолекулярной дегидратации спиртов. Понятие о простых эфирах. Полное окисление спиртов. Получение спиртов: гидратация алкенов, гидролиз моногалогенпроизводных алканов водным раствором щелочи. Применение одноатомных спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. 2.Многоатомные спирты. Физические свойства этиленгликоля и глицерина. Химические свойства: реакции с натрием, галогеноводородами, азотной кислотой. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение многоатомных спиртов. Понятие о гормонах. Тестостерон, прогестерон - производные спирта сложного строения - холестерина. Фенолы. Строение молекулы фенола. Физические свойства фенола. Химические свойства фенола: реакции бензольного кольца - бромирование, нитрование; реакции гидроксильной группы - взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия. Получение фенола: из каменно-угольной смолы; гидролизом галогенпроизводных бензола. Качественная реакция на фенол с бромной водой, хлоридом железа (III). Применение фенола. 3. Альдегиды. Строение молекул альдегидов на примере метаналя и этаналя. Номенклатура ИЮПАК для альдегидов. Физические свойства альдегидов. Химические свойства альдегидов: реакции окисления – реакции «серебряного зеркала». Реактив Толленса. Реакция с гидроксидом меди (II). Реакции присоединения - каталитическое восстановление водородом до спиртов. Методы получения: окисление спиртов, алкенов. Применение альдегидов. 4.Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот на примере муравьиной и уксусной кислот. Номенклатура ИЮПАК карбоновых кислот и их тривиальные названия. Физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот: реакции с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями более слабых кислот. Реакции этерификации. Специфические свойства карбоновых кислот. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Хлорирование уксусной кислоты. Получение одноосновных карбоновых кислот: окисление алканов, спиртов, альдегидов, реакции солей карбоновых кислот с более сильной кислотой (серной). Применение карбоновых кислот. Понятие о лекарственных препаратах на примере ацетилсалициловой кислоты, нитроглицерина и т.д. 5.Сложные эфиры. Жиры. Принципы номенклатуры ИЮПАК для сложных эфиров. Гидролиз сложных эфиров водой и раствором щелочи. Сложные эфиры в природе. Жиры. Классификация жиров. Строение жиров. Реакция щелочного гидролиза жиров - образование мыла. Гидрирование ненасыщенных жиров. 6.Углеводы. Классификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза. Строение молекулы глюкозы (открытая форма). Понятие о циклической форме глюкозы (а- и Р-глюкоза). Физические свойства глюкозы. Химические свойства открытой формы глюкозы: реакции окисления - реакция «серебряного зеркала», реакция с гидроксидом меди (II). Реакция восстановления водородом. Брожение: спиртовое, молочнокислое. Качественные реакции на глюкозу. Дисахариды. Сахароза. Физические свойства. Реакция кислотного гидролиза сахарозы. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. Различие строения молекул крахмала и целлюлозы. Физические свойства крахмала и целлюлозы. Химические свойства: гидролиз крахмала и целлюлозы. Качественная реакция на крахмал. Применение углеводов. 7. Волокна - натуральные, синтетические и искусственные. Контрольная работа. Расчетные задачи: Определение органического вещества по расчетам связанным с уравнением реакции, записанным в общем виде. |
Самостоятельная работа обучающихся - Составление схемы: применения уксусной кислоты. - Дать характеристику роли жиров в жизненных процессах организма человека. - Составление уравнений реакций. - Составление схемы-классификации углеводов. - Охарактеризуйте роль жиров в жизненных процессах организма человека. - Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. | | |
Тема 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ | Содержание учебного материала | 8/2 | |
1.Получение анилина из нитробензола по реакции Зинина. Применение аминов. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура аминокислот. Физические свойства аминокислот. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений на примере глицина (реакции с щелочами, кислотами, спиртами). Образование пептидов. Понятие о витаминах. 2.Белки. Строение молекул белков. Классификация белков. Физические свойства белков. Качественные реакции белков: биуретовая и ксантопротеиновая реакции. Гидролиз белков. Денатурация белков. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Подготовка сообщения «Органическая химия – созидатель или разрушитель?». - Дать характеристику биологической роли белка. - Подготовка презентации «Проблемы искусственного синтеза белка». - Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. - Решить задачу по образцу. - Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя | | |
Тема 5. ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ В ХИМИИ | Содержание учебного материала | 5/1 |
1.Химический элемент. Современная модель строения атома. Атомное ядро. Заряд ядра. Нуклиды. Изотопы. Распределение электронов в атоме. Атомные орбитали, их формы в пространстве. 2.Закон сохранения массы. Закон постоянства состава. Периодический Закон Д.И. Менделеева. Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура и виды (короткопериодная и длиннопериодная). Семейства химических элементов. Искусственно полученные элементы. | !,2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Проработать текст учебника и ответить на контрольные вопросы. - Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. - Решение задач по образцу (индивидуальные задания). | | |
Тема 6. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА | Содержание учебного материала | 6/2 |
1.Вещества атомные, молекулярные, ионные. Кристаллические решетки. Химическая связь. Ковалентная связь и ее виды. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Ионная связь как частный случай ковалентной связи. Металлическая связь. Водородная связь: внутримолекулярная и межмолекулярная. Зависимость физических свойств вещества от наличия водородных связей. 2.Формы молекул в пространстве. Гибридизация атомных орбиталей: sр, sр2, sр3. Зависимость геометрического строения молекулы от гибридизации центрального атома на примерах: sр3-гибридизации - молекулы метана, аммиака, воды; sр2-гибридизации - молекулы этилена, хлорида бора; зр-гибридизации - молекулы ацетилена, оксида углерода (IV). Валентный угол. Длина связи. | 1,2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Выполнение тестов. - Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. | | |
Тема 7. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ | Содержание учебного материала | 8/4 |
1.Классификация химических реакций по различным признакам: по тепловому эффекту, по обратимости, по изменению степеней окисления элементов, по числу и составу исходных веществ и продуктов. Окислительно-восстановительные реакции. Теория электролиза. Электролиз расплавов и водных растворов солей бескислородных и кислородсодержащих кислот. 2.Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций. Понятие об энергии активации. Катализ. Химическое равновесие: условие его возникновения и способы его смещения. Демонстрации лабораторных опытов. Сравнение скорости разложения пероксида водорода при использовании разных катализаторов (оксид марганца (IV), иодид калия, медный купорос и т.д.). Самостоятельная работа обучающихся -выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; -подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; | 1,2 |
Тема 8. РАСТВОРЫ | Содержание учебного материала 1.Классификация дисперсных систем на грубодисперсные и тонкодисперсные (коллоидные и истинные растворы). Различия между коллоидным и истинным раствором. Процесс растворения в воде молекулярных и ионных соединений. Электролитическая диссоциация. Кислоты, щелочи и соли в свете электролитической диссоциации. Степень диссоциации электролита. Водородный показатель - рН. Реакции ионного обмена. Гидролиз органических и неорганических веществ. Демонстрации лабораторных опытов. Определение рН среды при помощи универсального индикатора. Самостоятельная работа обучающихся -выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; -подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; | 6/2 | |
Тема 9. МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ | Содержание учебного материала 1.Общая характеристика металлов по строению атома и положению в Периодической Системе. Общие физические и химические свойства металлов. Ряд активности металлов. 2.Способы получения металлов: восстановление оксидов металлов, электролиз. Сплавы металлов. 3.Оксиды и гидроксиды металлов. Химические свойства основных оксидов и гидроксидов. Изменение свойств оксидов и гидроксидов металлов в зависимости от степени окисления металла (переход от основных свойств к кислотным) - на примере соединений марганца или хрома. 4.Применение металлов и их соединений. Природные соединения металлов. Демонстрации лабораторных опытов. Сравнение химической активности металлов в реакциях с кислотами. Получение гидроксида металла и изучение его свойств. Окрашивание пламени солями металлов. Самостоятельная работа обучающихся. -выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; -подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; | 10/2 | 1,2 |
Тема 10. НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ | Содержание учебного материала 1.Общая характеристика неметаллов по строению атома и положению в Периодической Системе. Изменение кислотных свойств неметаллов в группах. 2.Физические свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов. Летучие водородные соединения неметаллов. Сравнение свойств летучих водородных соединений неметаллов 2 периода. Кислотные оксиды и их химические свойства. 3.Кислоты. Химические свойства кислот. Кислоты-окислители. Специфические свойства концентрированной серной и азотной кислот. Применение неметаллов и их соединений. Соединения неметаллов в природе. Демонстрации лабораторных опытов. Сравнение химических свойств органических и неорганических кислот. 4.Практическая работа 2. Экспериментальные задачи по темам «Металлы и их соединения», «Неметаллы и их соединения». 5.Контрольная работа. Самостоятельная работа обучающихся. -выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; -подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; | 12/4 | 2 |
ВСЕГО 99
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-программного обеспечения;
- химические реактивы, химическая посуда, нагревательные приборы.
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
- таблица растворимости кислот, солей и оснований
Технические средства обучения:
аудиовизуальные, компьютерные, телекоммуникационные.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г, химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2016г.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г, химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2016г.
3. Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие. 10-11 классы. М.: «Дрофа», 2010г.
Дополнительные источники
1. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Тренин В.И., химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений(базовый уровень). – М.: Дрофа, 2009г.
2. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений базовый уровень). – М.: Дрофа, 2009г.
Перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет
1. http://school-collection.edu.ru/. - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
Перечень Web-сайтов, рекомендуемых для использования в работе:
1. http//www.chem.msu.su/rus/school/ - сайт журнала «Химия: методика преподавания в школе»
2. http://www.chem.msu.su/rus/school/ - школьные учебники по химии для 8-11 классов общеобразовательной школы
3. http://c-books.narod/ru- литература по химии
4. http://experiment.edu.ru/catalog.asp- естественнонаучные эксперименты
5. chem.msu.su –портал фундаментального химического образования России 6.alhimik.ru – образовательный сайт по химии
http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://www.ikt.ru
http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Зачет выставляется обучающимся, имеющим положительные оценки по всем лабораторным работам, прошедшим тестирование и выполнившим творческие работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: | |
| Проверка и анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ. |
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; | Оценка освоенных умений в ходе фронтального опроса и опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных домашних заданий Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий Оценка освоенных умений в ходе опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных домашних заданий Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий |
________________________________ Экспертная оценка выполненных лабораторных работ Анализ выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества. ________________________________ Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, логико-дидактических структур Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий |
Обучающийся должен знать: | |
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; природные источники углеводородов и способы их переработки; вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства; | Экспертная оценка выполненных логико-дидактических структур фронтальный опрос в форме химического диктанта. Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий ________________________________ Проверка письменных домашних заданий Анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ ________________________________ Экспертная оценка выполненных логико-дидактических структур Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, логико-дидактических структур, презентаций. Анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ. Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий |
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
9