СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «основы экономики»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным общеобразовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «основы экономики»»

6

Приложение 2.5.

к ППРКС по профессии

15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
















Рабочая ПРОГРАММа

учебной дисциплины

ОП.06 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»





























2023г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Основы экономики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 5.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016 г.



Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)


Разработчик:

преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142 Головин В.Д.








































СОДЕРЖАНИЕ


1.

Аннотация к программе учебной дисциплины

ОП.06 «Основы экономики»


4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре программы

4

1.3.

Требование к результатам освоения учебной дисциплины

4

1.4.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

5

1.5.

Форма аттестации

5

2.

Содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

9

3.1.

Материально-техническое обеспечение обучения

9

3.2.

Информационное обеспечение обучения

9

3.3.

Общие требования к организации образовательного процесса

10

3.4.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

10

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10





































1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ

учебной дисциплины ОП. ОП.05 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»


1.1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», сроком обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входит в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение.

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.


1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.


В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;

  • применять на практике нормы антикоррупционного законодательства.

знать:

  • общие принципы организации производственного и технологического процесса;

  • механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;

  • цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли;

  • основы предпринимательской деятельности;

  • основы финансовой грамотности.


Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК), общие (ОК) компетенции и личностные результаты (ЛР):


Код

Наименование компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 13

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

ЛР 14

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки – 48 часов в том числе:

самостоятельной работы обучающихся – 12 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов.


1.5. Форма аттестации

Дифференцированный зачет







2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала учебного материала

и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1.

2.

3.

4.

5.

Введение.

Что такое экономика.

Теоретические занятия:

  1. Содержание дисциплины и ее задачи. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

1

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР10, ЛР13, ЛР14

Тема 1.

Экономические системы.

Теоретические занятия:

  1. Понятие и типы экономической системы

  2. Роль государства в экономике.

2

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР7, ЛР9,

Самостоятельная работа:

  1. Законспектировать определение «Экономика, экономическая система, типы экономической системы.

  2. Изучить роль государства в экономике».

2



Тема 2.

Взаимодействие спроса и предложения.

Механизм ценообразования.

Теоретические занятия:

  1. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения.

  2. Цены в рыночной экономике.

  3. Правовое поле потребителя в экономике.

3

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР7, ЛР13, ЛР14

Самостоятельная работа:

  1. Изучить, что такое «Спрос. Закон спроса. Предложения. Закон предложения».

  2. Цены в рыночной экономике. Потребитель в экономике.

2



Тема 3.

Предпринимательская деятельность.

Теоретические занятия:

  1. Сущность и форма предпринимательства.

2. Виды организаций. Конкуренция и монополия. Маркетинг.

3. Финансирование предпринимательства.

3

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14

Самостоятельная работа:

1. Сущность и формы предпринимательства. Виды организаций.

2. Конкуренция и монополия, маркетинг; процесс и результаты деятельности.

2



Тема 4.

Приватизация в России.

Теоретические занятия:

  1. Понятие приватизации, ее элементы.

  2. Процесс и результат деятельности предприятия.

2

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13,

Самостоятельная работа:

  1. Изучить результат деятельности предприятий после приватизации.

1



Тема 5.

Современный рынок труда.

Теоретические занятия:

  1. Понятие рынка труда (трудовая биржа).

  2. Формы и системы заработной платы, критерии дифференциации ставок заработной платы.

  3. Финансовая система государства, налоги.

3

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР10, ЛР13, ЛР14

Самостоятельная работа:

1. Изучить, что такое денежная система и ее структура, эволюция форм денег.

1



Тема 6.

Основные фонды.

Теоретические занятия:

  1. Основные производственные фонды. Понятие износа основных фондов.

  2. Показатели использования основных фондов.

2

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР13, ЛР14

Самостоятельная работа:

  1. Изучить основные производственные фонды. Виды оценок основных фондов.

  2. Износ основных фондов. Амортизации основных фондов.

  3. Показатели использования основных фондов.

3



Тема 7.

Оборотные средства предприятий.

Теоретические занятия:

  1. Структура и источники оборотных средств предприятий.

  2. Оборачиваемость оборотных средств.

  3. Источники формирования оборотных средств.

3

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР9, ЛР13, ЛР14

Самостоятельная работа:

1. Структура оборотных средств.

1



Тема 8.

Труд и заработная плата.

Теоретические занятия:

  1. Производственный персонал и текучесть кадров.

  2. Мотивация труда и ее производительность.

  3. Форма и система оплаты за труд.

3

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14

Тема 9.

Издержки производства.

Цена и ценообразование.

Теоретические занятия:

  1. Понятие сущности и издержек производства.

  2. Виды издержек производства.

3. Себестоимость продукции.

4. Элементы затрат на производство.

5. Резервы снижения себестоимости.

6. Цена и ценообразование.

6

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14

Тема 10.

Планирование деятельности предприятия.

Теоретические занятия:

  1. Сущность и виды планирования.

  2. Стратегическое планирование.

  3. Бизнес – план.

3

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14

Тема 11.

Прибыль и рентабельность.

Теоретические занятия:

1. Доход и прибыль предприятия.

2. Рентабельность предприятия.

2

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР7, ЛР9, , ЛР13, ЛР14

Тема 12. Антикоррупционная политика.

Теоретические занятия:

1. Основы антикоррупционной политики.

2. Антикоррупционное законодательство и противодействие коррупции.

2

1

ОК 1 - ОК 6

ЛР13, ЛР14

Дифференцированный зачет

1

3


Теоретических занятий

36


Всего учебных занятий:

36

Самостоятельная работа

12

Всего объем образовательной нагрузки:

48


Примечание к таблице:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование)

3. Условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение обучения


Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета теоретического обучения (возможно: основы правоведения, охрана труда, безопасность жизнедеятельности).


Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий по разделу «Экономика»;


Технические средства обучения:

  • компьютер (для преподавателя);

  • принтер;

  • цифровой видео проектор, экран, ноутбук,;

  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;

  • комплект учебно-методической документации;

  • учебные видеоматериалы


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Солодская Н.В. Основы экономики: учебник/Солодкая Н.В. - 4-е изд.,- Москва: КноРус, 2021 – ISBN 978-5-406-02366-2

  2. Соколова С.В. Экономика организации: учебник/ С.В. Соколова - 5-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8641-8

  3. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие/Л.Н. Череданова - 19-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8397-4

  4. Котерова Н.П. Экономика организации: учебное пособие/Н.П. Котерова - 13-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8929-7

  5. Пукалина Н.Н. Экономика отрасли: учебник/Н.Н. Пуклина - 1-е изд.,- Москва: Академия, 2019 – ISBN 978-5-4468-7337-1

  6. Вирина Н.Е. Основы экономики строительства: учебник/ Н.Е. Вирина - 2-е изд.,- Москва: Академия, 2018 – ISBN 978-5-4468-7413-2


Дополнительные источники:

1. Оскорбина С.Н., Лукина И.В. Основы экономических знаний: уч. Пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.

3. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.

4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

5. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

6. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.

7. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.

Интернет ресурсы:

  1. Библиотека экономики - http://www.finansy.ru

  2. Библиотека экономической литературы - http://business.kulichki.net

  3. Литература по экономике - http://www.economka.ru

  4. Экономические игры онлайн на сервере «РосБизнесКонсалтинг» - http://online.rbc.ru


3.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.


3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии 5.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»,. Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, проверочных работ, тестирований, а также зачёта.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:

общие принципы организации производственного и технологического процесса;

Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы.

«Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок.

«Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;

цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли;

основы предпринимательской деятельности;

основы финансовой грамотности.

Умения:

находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;

Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы.

«Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок.

«Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

применять на практике нормы антикоррупционного законодательства.


Личностные результаты:

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

Оценивать поступки;

прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

объяснять оценки поступков;

объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми;

объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера;

– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

– свои наиболее заметные достижения;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур;

осуществлять добрые дела;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.