СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Основы биологии и экологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   учебной  дисциплины   разработана на основе   примерной рабочей программы  среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Основы биологии и экологии"»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»



колледж коммерции, технологий и сервиса



УТВЕРЖДЕНО

протокол заседания

ученого совета от 07.04.2020г., №8









рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Основы биологии и экологии
























Курск 2020



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы среднего профессионального образования по специальности: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.























Организация – разработчик: ФГБОУ ВО «Курский государственный университет».

Разработчик:

Сотникова М.В. – преподаватель колледжа коммерции, технологий и сервиса ФГБОУ ВО «Курский государственный университет».









СОДЕРЖАНИЕ

стр.



1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 3

2. Структура и содержание учебной дисциплины 9

3. Условия реализации учебной дисциплины 25

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной 28

дисциплины




























1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ»

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы биологии и экологии» предназначена для изучения основ биологии и экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО (ОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г.№2/16-з), предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание программы «Основы биологии и экологии» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Программа учебной дисциплины «Основы биологии и экологии» разработана в пределах освоения ОП СПО на базе основного общего образования, учитывая специфику программ подготовки специалистов среднего звена.


1.2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИИ»:

Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Основы биологии и экологии» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

Изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии ,физики, географии в основной школе.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научно картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы биологии и экологии» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).


1.3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Учебная дисциплина «Основы биологии и экологии» входит в общеобразовательный цикл учебного плана ППССЗ по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.


1.4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы биологии и экологии» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми прибиологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.



1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося                   204 час.

в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 136 час.;
самостоятельной работы     обучающегося                        58 час.;

консультации 10 час.;

практической работы обучающегося 22 час.



2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

204

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

136

в том числе:


Практические работы

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

Консультации

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы биологии и экологии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение


8


Содержание

6


1

Краткая история развития биологии. Методы исследований в биологии.



2

Общие закономерности биологии. Объект изучения биологии – живая природа. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей.

2

3

23

Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Многообразие живых организмов. Методы познания живой природы. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2



Самостоятельная работа обучающихся

Повторение школьного курса биологии

2


РАЗДЕЛ 1. УЧЕНИЕ

О КЛЕТКЕ




39



Тема 1.1. Строение клетки

















Содержание

16


1

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная

единица всех живых организмов

Краткая история изучения клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.



2




2



2




2


2





2

Химическая организация клетки

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.



2

3

Углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Функции углеводов и липидов в клетке.



Свойства и функции белков. Практическая работа «Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках»



4

Строение и функции клетки

Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.


2

5

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

2



Практические занятия

2


1

Разнообразие клеток в многоклеточном организме

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.




Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка реферата по теме:

  • Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

  • Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

  • Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

  • Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

  • Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток

  • Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

2. Нарисовать схемы строения растительной и животной клеток и основных

органоидов клетки.

4


Тема 1.2. Нуклеиновые кислоты


Содержание

6


1

Нуклеиновые кислоты

ДНК, РНК,АТФ. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с учебником

  2. Выполнение презентации по теме

2*1


Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Содержание

1 7


1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Биосинтез белка.

2


2

2

2


2

2

2

Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез


3

ДНК – носитель наследственной информации. Строение и функции хромосом.


4

Репликация ДНК. Ген. Генетический код.


5

Жизненный цикл клетки. Митоз

Типы деления клеток. Митотический цикл. Биологический смысл митоза.

2


Практические занятия

2


1

Генетический код.



Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка реферата по теме:

  • Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

  • Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

2. Изучение вопроса фотосинтез и хемосинтез.


3*2






РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ОРГАНИЗМОВ



20


Тема 2.1. Образование половых клеток, размножение.

Содержание

8


1


Организм – единое целое. Половое и бесполое размножение Многообразие

организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Образование половых клеток и оплодотворение.


2


2


3

2


Мейоз. Сущность мейоза. Два последовательных деления (мейоз1; мейоз2). Фазы

мейоза. Биологическое значение мейоза.

3


Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка реферата по теме:

  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

  • Половое размножение и его биологическое значение.

  • Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

4


Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма

Содержание

12


1




Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные

стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их

эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

2

2

2

Индивидуальное развитие человека. Причины нарушений в развитии организма.

2


3

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния

алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2



Практические занятия

2


1


Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных

(как доказательство их эволюционного родства).



Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка реферата по теме:

  • Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

  • Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

  • Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

  • Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

4


РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ


38


Тема 3.1. Основы генетики

Содержание

4

1


Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

2




2


2

2


Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное

скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола.

2

Тема

3.2.Наследственность и изменчивость




















Содержание

22



1

Хромосомная теория наследственности

Генетика пола. Сцепленное наследование.

2


2

2

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость.

Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции.

2

2

3

Виды мутаций. Геномные, хромосомные, генные. Причины мутаций.

2


4

Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости.

2


5

Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни, их профилактика.

2


6

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

2


Практические занятия

4


1

Решение генетических задач

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2




2


2

Анализ фенотипической изменчивости

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка реферата по теме:

  • Закономерности фенетической и генетической изменчивости.

  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

  • Драматические страницы в истории развития генетики.

  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

  • Центры многообразия и происхождения культурных растений.

  • Центры многообразия и происхождения домашних животных.

6

Тема 3.3. Основы селекции.

Биотехнологии

Содержание

12

1


Основы селекции. Учения Н.И.Вавилова Одомашнивание животных и выращивание

культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах

многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции:

гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции

культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

2

2

2

Основные достижения современной селекции

2


3



Биотехнология, ее достижения и перспективы развития

Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

2

2


Практические занятия

2


1

Изучение селекции растений и животных


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка реферата по теме:

  • Значение изучения предковых форм для современной селекции.

  • История происхождения отдельных сортов культурных растений.

  1. Работа с учебником, составление конспекта по вопросу «Хромосомная теория

наследственности».

3.Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

4





РАЗДЕЛ 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ


40


Тема 4.1.Эволюционные учения

Содержание

10


1



История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка

в развитии эволюционных идей в биологии. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

2


2

История развития эволюционных идей. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

2


3

Эволюционное учение Ч.Дарвина

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка рефератов по теме:

    • История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

    • «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

    • Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

    • Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

    • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

4


Тема4.2.Микроэволю ция. Макроэволюция.

Содержание

24


1

Микроэволюция

Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.

2



2




2


2


2


2


2

2


Концепция вида, его критерии

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

2

3


Естественный отбор

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2

4

Видообразование


5


Макроэволюция

Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы

устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.

2

6

Основные направления эволюционного процесса

Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов


Практические занятия

4


1

Изучение приспособленности организмов


2

Развитие органического мира

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

  1. Оформление опорного конспекта: волны жизни и современные представления о видообразовании.

3. Подготовка сообщений по вопросам: эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных; Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих. (Работа с дополнительной литературой)

8






Тема 4.3.Гипотезы происхождения жизни.

Содержание

6


1


Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека.

2


2



Практические занятия

2


1

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.



Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка презентации: Гипотезы происхождения жизни

2

3

РАЗДЕЛ 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА


14


Тема 5.1.Эволюция человека

Содержание

14


1

Антропогенез. Эволюция приматов.

2


2


Эволюция человека

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

2

2

3

Единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

2



Практические занятия

2


1


Описание особей одного вида по морфологическому критерию

Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной,

почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.







Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка рефератов по теме:

  • Современные представления о зарождении жизни.

  • Различные гипотезы происхождения.

  • Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

  • Ранние этапы развития жизни на Земле.

  • 2. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

4*3


РАЗДЕЛ 6 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.


32


Тема 6.1. Экология

Содержание

24


1







Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей

средой

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и

превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме:

конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены

экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.


2







2





2

Факторы среды. Понятие экологические факторы. Абиотические (климатические,эдафические,орографические,гидрографические,химические) факторы и биотические факторы.

2


3



Экологические системы

Основные представления об экосистеме. Экологические факторы, межвидовые

отношения. Пищевые цепи, экологические пирамиды

2

2

4

Взаимодействия в экосистеме. Симбиоз и его формы.

2


5

Природно-ресурсный потенциал. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

2


6

Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете. Охрана окружающей среды. Охрана атмосферы, гидросферы, литосферы, растительного и животного мира. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Экологический кризис. Принципы и правила охраны окружающей природной среды. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

2


7

Охрана природных ресурсов курской области. Перспективы развития.

2


8

Антропогенное воздействие на природу . Понятие «антропогенное загрязнение». Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.

2


9

Международное экологическое сотрудничество. История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.

2



Практические занятия

2


1

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности .Описание и практическое создание искусственной экосистемы

(напеример,пресноводный аквариум)

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-либо агроэкосистемы (например, пшеничного поля).



Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнение домашних заданий.

2.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

4


Тема 6.2. Биосфера

Содержание

2


1





Биосфера – глобальная экосистема

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в

биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей

среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Ноосфера.






2

Тема 6.3. Глобальные экологические проблемы

Содержание

6


1


Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как

теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Правила

поведения людей в окружающей природной среде.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка реферата по теме:

    • Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

    • Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

    • Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

    • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

    • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

4


РАЗДЕЛ 7.

БИОНИКА



11


Тема 7.1. Бионика

Содержание

10


1




Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее

особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование

для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми

системами.

4


2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме: Устойчивое развитие природы и общества.

3*4


Диф.зачет


2



Итого

204 часа




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ:

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины

мира и практической деятельности людей.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.

Получение представления о роли органических

и неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Обмен веществ и превращение

энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.

Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное развитие

организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с при чинами нарушений в развитии организмов.

Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие

человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Основы генетики

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное

скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола.

Закономерности наследственности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной

изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции

живого мира.

Получение представления о связи генетики и медицины.

Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

Изучение влияния алкоголизма, наркомании, куре ния на наследственность на видеоматериале.

Анализ фенотипической изменчивости. Выявление

мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Основы селекции. Биотехнологии

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым.

Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.

Умение разбираться в этических аспектах некоторых

достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.

Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные

этапы развития жизни на Земле. Эволюционные учения

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.

Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной

работы. Выявление черт приспособленности орга-

низмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

История развития

эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере зна-

комства с историей развития эволюционных идей

К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание

роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Развитие способности ясно и точно излагать свои

мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение

Микроэволюция

и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями,

подбор примеров того, что популяция —структурная

единица вида и эволюции.

Ознакомление с движущимися силами эволюции

и ее доказательствами.

Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.

Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой

и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на

организмы.

Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

Умение строить ярусность растительного сообщества,

пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера — глобальная

Экосистема

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Глобальные экологические проблемы

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.

Умение определять воздействие производственной

деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

Описание и практическое создание искусственной

экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач.

Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране

БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования

в хозяйственной деятельности людей морфо-

функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, ис-

пользуемые в строительстве

3. условия реализации программы дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.

Оборудование учебного кабинета:

- стол преподавателя – 1 шт.

- стул преподавателя – 1 шт.

- стол аудиторный двухместный – 1 шт.

- стулья аудиторные – 28 шт.

- стол 4-х местный – 8 шт.

- шкаф – 2 шт.


Технические средства обучения:

- персональный компьютер в сборе - 1 шт.

- проектор мультимедийный Infocus - 1 шт.

- интерактивная доска Interwrite - 1 шт.

- принтер лазерный Canon i-sensys LBP-3010B - 1шт.


Программное обеспечение:

- Microsoft Windows XP Professional Open License: 47818817;

- Microsoft Office Professional Plus 2007 Open Li-cense:43219389;

- 7-Zip Свободная лицензия GNU LGPL;

- Adobe Acrobat Reader DC Бесплатное программное обеспечение;

- Mozilla Firefox Свободное программное обеспечение GNU GPL и GNU LGPL;

- Google Chrome Свободная лицензия BSD.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст: электронный // ЭБС. 

  2. Курбатова Н.С. Общая биология [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ Курбатова Н.С., Козлова Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2019.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87078.html.— ЭБС «IPRbooks».



Дополнительная литература:

  1. Биология: для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник: гриф ФИРО / В.М. Кон-стантинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева, под ред. д-ра биол. на-ук, проф. В.М. Константинова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015 . – 320 с. – (Профессиональное образование).

  2. Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017.

  3. Паршутина Л.А. Естествознание. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.

  4. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. 2-е изд., М.: издательский центр «Академия», 2002 г.

  5. Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.



Интернет-ресурсы

  1. www. biology. asvu. ru (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).


  1. www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

  2. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

  3. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

  4. www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

  5. www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  6. www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  7. www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

  8. http://school – collection.edu.ru

  9. http://zbsusu.narod.ru/labor.html

  10. http://biology.ru

  11. obi.img.ras.ru - сайт "База знаний по биологии человека" 

  12. bio.fizteh.ru - Лекции по биологии

  13. informika.ru - электронный учебник "Биология"

  14. molbiol.edu.ru - сайт "Практическая молекулярная биология"

  15. bio.1september.ru - газета "Биология"

  16. nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира"

  17. ispu.ru – Экология. Курс лекций

  18. biodat.ru - BioDat - информационно-аналитический сайт о природе России и экологии.

  19. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

  20. www. biology. asvu. ru (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;


      • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;

      • Практические занятия;

      • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

      • Анализ работы учащегося с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.

  • Знать:


  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


- Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;

-Практические занятия;

-Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

-Выполнение тестовых заданий (дифференцированный зачет)




1 * 2 ч. консультации


2 * 2 ч. консультации


**

33 2 часа консультации

44 4 ч. консультации

1