СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "В мире эмоций и чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «В мире эмоций и чувств» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1 класса, увлекающихся искусством и художественно-творческой деятельностью. Программа направлена на развитие эмоциональной сферы.  В ходе совместных встреч дети знакомятся с эмоциями, учатся выражать их разными способами, знакомятся с социально-приемлемыми способами выражения негативных чувств, формируется положительная самооценка и отношение к сверстникам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "В мире эмоций и чувств"»

Министерство образования и молодежной политики свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Кафедра начального образования













Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«В мире эмоций и чувств»

Для обучающихся 1 класса

Срок реализации 1 год










Автор составитель:

Яковлева В.Д.














Екатеринбург

2023

Рабочая программа «В мире эмоций и чувств» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1 класса, увлекающихся искусством и художественно-творческой деятельностью. Программа направлена на развитие эмоциональной сферы.  В ходе совместных встреч дети знакомятся с эмоциями, учатся выражать их разными способами, знакомятся с социально-приемлемыми способами выражения негативных чувств, формируется положительная самооценка и отношение к сверстникам.

В современном мире развитие эмоциональной сферы младших школьников играет важную роль в процессе социализации и коммуникации ребёнка в мире сверстников и взрослых. Современные стандарты   образования уделяют особое внимание личностному развитию и психологической безопасности ребёнка. Гармоничное развитие личности невозможно без использования специальных методов и средств развития эмоциональной сферы. Не секрет, что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на нее.

Высказывание В.А. Сухомлинского описывает содержание программы: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Именно этот мир учителя должны открыть для них и помочь в развитии способностей учеников. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребенка». В данной программе используются арт-технологии, которые отвечают на все требования содержанию программы.

Новизной программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта творческой деятельности. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через использование арт-технологий для творческого, интеллектуального и эмоционального развития учащихся.

Проведение занятий с использованием арт-технологий - это мощный стимул в обучении и поститании. Использование арг-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на занятии силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Такие занятия будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что по этой программе могут заниматься дети младшего школьного возраста, данный возраст является наиболее благоприятным для развития творческо-интеллектуальных возможностей, расширения кругозора, получения опыта творческой деятельности; для формирования мотивации учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов обучающихся.

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства, способов художественной деятельности. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, художественными средствами различных видов искусства, выражать свои мысли через изобразительный, музыкальный, театральный, танцевальный образ и т. п.

Арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач с использованием различных видов искусств. Это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Актуальность данной технологии основана на том, что она создаёт условия для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности, творчества, обретения уверенности в себе и раскрепощенности.

Цель программы «В мире эмоций и чувств»: создание условий для развития эмоциональной сферы обучающихся 1 класса, способствующие к художественному творчеству и самореализации на основе системы развивающих занятий с использованием арт-технологий.

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширение знаний о различных художественных материалах и
    техниках изобразительной деятельности;
    освоение приёмов исполнительского мастерства в разных видах
    художественного творчества;

  • формирование умение осознанно использовать образно-
    выразительные средства разных видов искусства для решения творческой
    задачи;

  • формирование умений слушать,
    видеть, понимать
    и анализировать произведения искусства; правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в художественной деятельности;

  • овладение начальными технологическими знаниями, опытом
    практической деятельности по созданию личностно значимых объектов
    художественного труда;

  • формирование умения ориентироваться в информации разного
    вида;

  • формирование организационно-управленческих умений и
    навыков (планировать свою деятельность, определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место).

Развивающие:

  • формирование умения детей понимать и выражать собственное эмоциональное состояние через творчество;

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения, гармонизация эмоциональной сферы;

  • развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах;

  • формирование способов эффективного взаимодействия: умения сотрудничать, проявить инициативу;

  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;

  • снижение уровня тревожности, агрессивности, демонстративности, замкнутости.

Воспитательные:

  • воспитание стремления к творческой самореализации средствами
    художественной деятельности;

  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
    совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение со
    сверстниками в творческой деятельности (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать
    конфликтные ситуации);

  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия,
    аккуратности, уважительного отношения к людям и результатам их
    художественного труда;

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего
    мира, чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Общие психолого-педагогические принципы, на которых построена программа.

Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».

  • Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.

  • Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т.д.

  • Принцип оптимистического подхода в работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

  • Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, национального происхождения, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.

  • Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

  • Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

Программа выстроена в соответствии с принципами сохранения психофизиологического здоровья детей, каждое из направлений работы организуется педагогом в соответствии со стандартами дошкольного образования. Работа по программе ведется с учетом поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства. Психологическая безопасность детей обеспечена через индивидуальный подход, выстраивание содержания в соответствии с возрастом.

Таким образом психолого-педагогическая экологичность, то есть отсутствие риска причинения вреда детям обеспечена.

Принципы построения взаимодействия с родителями и педагогами

  • Принцип открытости: каждый родитель и педагог проинформированы о целях, содержании, методах реализации программы. Родители и педагоги могут принимать участие во встречах с детьми, являясь полноправными участниками образовательного процесса.

  • Принцип партнерских отношений: с педагогами и родителями ведется отдельная работа, направленная на повышение их психологической компетентности, развитие мотивации к дальнейшей совместной деятельности по созданию благоприятных условий для развития у детей эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.

  • Принцип активного участия: для достижения планируемых результатов необходимо активное участие педагогов и родителей, их внимательное отношение к вопросам развития эмоционального интеллекта у детей, а также к вопросам самосовершенствования и саморазвития. Помимо этого, родители и педагоги проводят анализ эффективности реализации развивающей программы, вносят свои замечания и предложения.

  • Принцип единства целей: все участники образовательного процесса стремятся к достижению одной цели – полноценному и счастливому проживанию ребенком периода дошкольного детства, для достижения которой необходим ряд условий, одним из которых является успешная социальная адаптация ребенка.

Методы и приёмы работы с детьми:

  • Словесные (рассказ, объяснения, инструктаж, беседа, сказка);

  • Наглядные (демонстрация, показ приемов работы, наглядные пособия, экскурсии, самостоятельное наблюдение учащихся).

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают атмосферу, способствуют творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Используютс методы контроля и самоконтроля (устный контроль, методы самоконтроля).
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские): индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра). В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия.

Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися, которые используются при реализации данной программы. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников - пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися.

Индивидуальная форма работы учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика. При групповой форме работы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях. Коллективная форма подразумевает работу учителя со всем классом целиком.

Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги. Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур. Смешанная форма используется, когда ученик приходит к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, создание собственных продуктов творчества и анализ материала через методику эмоционального рисования. Практическая направленность курса осуществляется через практические, игровые задания, выполнение которых содействует развитию у обучающихся творческого воображения, фантазии, цветовосприятия, образного мышления, пространственного мышления, колористического восприятия, навыков полноценного общения, эмоциональной отзывчивости, формированию эстетической культуры ребёнка. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Планируемые (ожидаемые, предполагаемые) воспитательные результаты освоения программы:

второй уровень воспитательного результата: получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, прежде всего к искусству, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне группы, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний и умений. С этой целью спланированы мероприятия: выезды в музей, экскурсии в мастерские, презентации художественных работ.

Данная программа разработана для детей 7-8 лет. Всего программа
содержит 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы один учебный год.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения курса:

  • получат возможность для формирования: ценностных ориентиров в области арт-технологий;

  • интереса к творчеству, представлений о позитивных проявлениях искусства в жизни;

  • духовных и эстетических потребностей;

  • таких качеств личности, как: трудолюбие, аккуратность, организованность, любознательность;

  • понимания возможности свободного творчества и выполнения
    творческих работ, реализации своих идей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные этапы работы;

  • планировать свои действия;

  • адекватно воспринимать оценку;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения и различных
    вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при
    выполнении коллективных творческих работ;

  • формулировать собственное мнение;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • полно и точно передавать партнеру необходимую информацию;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
    необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для решения
    различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

  • анализировать объекты, признаки объекта и их синтез;

  • выделять главное, существенные, проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии;

  • моделировать;

  • проводить наблюдения, высказывать умозаключения и делать выводы;

  • смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделения существенной информации из сообщений разных видов;

  • анализа художественной формы с выделением существенных и
    несущественных признаков.
































Учебно-тематический план

1 класс (34 часа – 1 час в неделю)

п/п

Тема

Кол-во часов

ЭОР

ЦОР

1.

Вводное занятие. Творчество. Арт-технологии

1



Раздел 1. Мир рисунков (5 ч.)

2.

Что такое изобразительное искусство?

1



3.

Нетрадиционные способы изображения. Рисуем пальцами

1



4.

Кляксография. Рисуем ватными палочками

1



5.

Строим картины из песка

1



6.

Экскурсия в музей изобразительных искусств

1



Раздел 2. Мир скульптора (5 ч.)

7.

Что такое скульптура?

1



8.

Создаем скульптуру из соленого теста

1



9.

Пластилинография

1



10.

Скульптура из глины

2



Раздел 3. Мир аппликаций (4 ч.)

11.

Что такое аппликация?

1



12.

Аппликация из круп

1



13.

Силуэтная аппликация

1



14.

Аппликация из ткани

1



Раздел 4. Мир сказок (4 ч.)

15.

Что такое сказка?

1



16.

Написание сказки

2



17.

Выступление. Показ сказки.

1



Раздел 5. Удивительный мир музыки (4 ч.)

18.

Что такое музыка?

1



19.

Музыкальный мир моих увлечений

1



20.

Музыкотерапия

1



21.

Поход в филармонию

1



Раздел 6. Удивительный мир театра (6 ч.)

22.

Что такое театр? Театрализация

1



23.

Подготовка спектакля (выбор темы, подготовка костюмов и декораций)

2



24.

Разучивание сценария

2



25.

Выступление

1



Раздел 7. Мир кино (4 ч.)

26.

Как создается кино?

1



27.

Создание ролика

2



28.

Просмотр работ

1



Итоговое занятие (1 ч.)










Содержание программы

Введение. (1 ч.). Творчество. Арт-технологии.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении практических занятий. Работа с понятиями: творчество, виды творчества, художественное творчество, арт-технологии. Нахождение сходств и различий между разными видами творчества.

Раздел 1. (5 ч.)

Тема 1. Что такое изобразительное искусство?

Вспоминаем понятия изобразительное искусство, виды искусства; произведения знаменитых художников в ходе выполнения вэб-квеста.

Тема 2. Рисуем пальцами. «Осенние пейзажи»

Техника рисования пальцами. Выбор осеннего пейзажа. Процесс

рисования.

Тема 3. Рисуем ватными палочками. «Дождливый день»

Техника рисования ватными палочками. Выбор картины по теме. Процесс рисования ватными палочками.

Тема 4. Рисуем кинетическим песком. Мои эмоции.

Техника рисования кинетическим песком. Выбор рисунка, показывающего эмоции в данный момент. Рисования кинетическим песком.

Тема 5. Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных

искусств.

Посещение музея изобразительных искусств. Знакомство с творчеством

различных художников и их произведениями.

Раздел 2. Удивительный мир скульптуры (5 ч.)

Тема 1. Что такое скульптура?

Проведение практического занятия по теме через прием «перевернутый класс». Учащиеся в группах готовят презентации о том, что такое скульптура, какие бывают скульптуры, знаменитые скульпторы.

Тема 2. Создаем скульптуру из соленого теста. Любимое животное.

Изучение техники лепки из соленого теста. Создание соленого теста.

Выбор животного. Процесс лепки.

Тема 3. Создаем скульптуру из воздушного пластилина. Мои пернатые

друзья.

Изучение техники лепки из воздушного пластилина. Выбор птицы для

скульптуры. Создание птицы из воздушного пластилина.

Тема 4. Создаем скульптуру из глины. Животные севера.

Изучение техники лепки глиной. Подготовка рабочего места. Выбор темы. Процесс лепки северного животного из глины.

Тема 5. Выставка скульптур.

Проведение выставки по темам. Представление учащимися своих работ родителям.

Раздел 3. Удивительный мир аппликаций (5 ч.)

Тема 1. Что такое аппликация?

Вспоминаем понятие «аппликация». Знакомство с видами аппликаций

и техниками ее выполнения.

Тема 2. Делаем аппликацию из гороха. Наступление зимы.

Знакомство с техникой «аппликация горохом». Беседа о зиме, ее

особенностях. Представление темы занятия. Создание аппликации из гороха.

Тема 3. Делаем силуэтную аппликацию. Дед Мороз и его помощники.

Изучение техники «силуэтная аппликация». Выбор силуэтов и героев

для аппликации. Создание работы.

Тема 4. Делаем накладную аппликацию из ткани. «Новогоднее дерево»

Знакомство с техникой «накладная аппликация». Выбор ткани. Создание шаблонов. Процесс создания аппликации.

Тема 5. Выставка работ.

Представление учащимися своих аппликаций на выставке работ.

Раздел 4. Удивительны мир сказок (5 ч.)

Тема 1. Что такое сказка? Какие бывают сказки.

Вспоминаем виды сказок: сказки, в которых главными героями являются животные, волшебные сказки и сказки о быте. Выполнения квеста по сказкам. Учащиеся в парах выполняют квест, в ходе которого вспоминают сказки русские народные и авторские сказки.

Тема 2. Структура написания сказки, выбор темы, выбор героев.

Учащиеся знакомятся со структурой написания сказки, с ее частями. Сказки начинаются со слов "жили - были", "в некотором царстве, в некотором государстве" и т.д. Выбирают тему своей сказки, продумывают сюжет сказки, а также главных героев через прием «Винегрет». Взаимодействуют с учителем при выборе сюжета.

Тема 3. Сочинения сказки.

Учащиеся в процессе всего занятия пишут сказку собственного сочинения, иллюстрируют ее, применяя технику по выбору, оформляют в виде книги.

Тема 4. Выступление. «Сказочный вечер».

Дети выступают перед одноклассниками, представляют получившиеся книги, читают свои сказки.

Раздел 5. Удивительный мир музыки (4 ч.)

Тема 1. Что такое музыка?

Учащиеся проговаривают, что музыка значит для них. Придумывают каждый свое определение. Вспоминают виды и жанры музыки (три кита в музыке: песня, танец, марш). Песенки-инсценировки. Знакомятся с известными композиторами и музыкантами различных эпох.

Тема 2. Музыкальный мир моих увлечений.

Прослушивание музыкальных композиций. Работа по методике «эмоциональное рисование» (учащиеся рисуют, передавая свои ощущения, возникшие при прослушивании конкретной музыки).

Тема 3. В гостях у филармонии.

Посещение филармонии.

Раздел 6. Удивительный мир театра (6 ч.)

Тема 1. Что такое театр?

Учащиеся знакомятся с понятием «театр», с его видами и особенностями создания театральных спектаклей, театральными профессиями

Тема 2. Выбор спектакля.

Учащиеся всей группой совместно с учителем выбирают вид театра: пальчиковый, кукольный, театр масок, теневой театр и т.д. Выбирают тему, на которую хотели бы инсценировать спектакль и сыграть в нем. Планируют деятельность, распределяют роли.

Тема 3. Подготовка костюмов и декораций.

На данном занятии учащиеся продумывают и разрабатывают костюмы к выступлению, а также необходимые декорации, музыкальное сопровождение. Данная работа проводится в группах. Каждая группа отвечает за отдельную часть так, что каждый учащийся включен в деятельность.

Тема 4. Разучивание сценария.

Репетиция. Учащиеся на протяжении двух занятий учат предоставленный каждому текст роли.

Тема 5. Выступление.

«Открываем двери театра». Контрольное занятие данного раздела. На выступление приглашаются родители, а также другие учащиеся начальной школы.

Раздел 7. Удивительный мир кино (4 ч.)

Тема 1. Как создается кино?

Учащиеся знакомятся с основными жанрами кино и особенностями их создания. Дети знакомятся с основными элементами монтажа видео. Учащиеся учатся с ними работать.

Тема 2. Создание ролика «Мы вами гордимся».

Учащиеся в группах продумывают ролик, связанный с 9 мая. В ролике необходимо представить информацию о знакомых ветеранах, их интервью или рассказ о них. На первом занятии дети составляют план (структуру ролика), на втором монтируют видео совместно с учителем.

Тема 3. Просмотр работ.

Устраивается вечер кино в кабинете или в актовом зале, на котором каждая группа презентует свой ролик. На просмотре работ возможно присутствие родителей и ветеранов.

Итоговое занятие. «Искусство в моей жизни».

Предполагается создание индивидуальных проектов учащихся, связанных с каким-либо видом художественной деятельности. Проект каждый учащийся выполняет самостоятельно. На занятии проводится защита своих работ.