Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»
426052, УР, г. Ижевск, м-н Липовая роща, Вараксинский бульвар, 1а, тел., факс 545-254,
адрес e-mail: [email protected]
Принято на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета Директор МБОУ «СОШ №26 с
Протокол №_____ от углубленным изучением
«___» _________20 г. отдельных предметов»
___/ ___________________/
Приказ № __________ от
«___» _______________20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-оздоровительной направленности
"Веселые игры"
Возраст обучающихся: с 1- 4 класс
Срок реализации: 3 года
Составитель: Мельникова
Наталья Михайловна,
учитель физической культуры
высшей категории.
г. Ижевск, 20__ год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- рабочей программы по физической культуре 1-4 классы, А.П. Матвеев
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010г;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ .
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
Программа «Веселые игры» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа реализуется в МБОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» и служит для организации дополнительного образования младших школьников.
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа.
Подвижные игры на улице являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Целесообразность программы «Веселые игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Занятия проводятся на улице (спортивной площадке), в спортивном зале.
Программа дополнительного образования детей «Веселые игры» направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Цель программы: достижение всестороннего развития личности ребенка, на основе физического развития, укрепления здоровья, освоения культурного наследия русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
Формирование интереса к народному творчеству.
Расширение кругозора младших школьников.
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Развивающие:
Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
Развитие активности, самостоятельности, ответственности;
Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, учащиеся 1- 4 классов (7 – 11 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 3 года обучения с поэтапным возрастанием физической нагрузки в зависимости от года обучения, возрастных и психологических особенностей детей:
1 год обучения – 4 часа в неделю, в год 144 часа;
2 год обучения – 6 часов в неделю, в год 216 часов;
3 год обучения – 6 часов в неделю, в год 216 часов.
Формы занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая.
Продолжительность занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.
2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.
2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.
В работе с детьми соблюдаются следующие принципы:
- принцип эмоционального комфорта – создание на занятиях атмосферы, помогающей развитию способностей каждого ребенка, раскрытию творческого потенциала;
- принцип личностно – ориентированного стиля с учащимися;
- принцип сотрудничества – формирование новых знаний, умений в ходе совместной работы.
Для успешного освоения программы используются различные формы и методы работы на занятиях:
- методы формирования поведения и деятельности (упражнения, игры);
- методы формирования чувств, стимулирующие методы (поощрения, одобрения, контроль).
- игровые методы – разучивание, отработка игровых навыков.
Занятие имеет ритуал приветствия, разучивание различных упражнений, игр, ритуал прощания. Наполняемость кружка 15 человек. По типу программа является комплексной, так как предусматривает определенные соединения различных областей: общефизической, строевой, игровой, а так же основ безопасности жизнедеятельности в особых условиях. По виду – модифицированной, так как разработана на основе типовых программ, но допускается возможность ее корректировки по содержанию в зависимости от конкретных учебно–познавательных ситуаций, тем, режима занятий, выполняемых задач и т.д.
Способы проверки результативности.
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- личные достижения учащихся.
- спортивные соревнования.
- зачеты по нормативам.
Усвоение учащимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:
- предварительного: проводится тестирование физических данных учащихся;
- текущего: в конце каждого раздела разученных игр проводятся эстафеты, старты, соревнования на которых дети показывают полученные знания, физические умения по заданной теме. Дети оценивают результаты свои, товарищей, объясняют, что получается, а над чем ещё надо поработать.
Главное – дети получают моральное и физическое удовлетворение оттого, что их успехи ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
- итогового: участие в спортивных соревнованиях.
Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности обучающихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с учителями, воспитателя группы продлённого дня, родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность учащихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком.
Результат реализации программы «Веселые игры»:
Универсальные учебные действия (УУД) | Результат |
Личностные | - мотивационная основа на занятия подвижными играми; -учебно-познавательный интерес к занятиям. |
Регулятивные | -умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств; - планировать свои действия при выполнении упражнений с предметами и без и условиями их реализации; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий. |
Познавательные | - осуществлять анализ выполненных действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий в играх - выражать творческое отношение к игровому процессу. повышение физической подготовленности, накопление двигательного опыта, знаний о народных игах и способах осуществления на практике. |
Коммуникативные | - уметь слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении о правилах и приемах игры. -проявлять положительные качества личности в процессе игровой деятельности(смелость, волю, решительность, активность и инициативность) -проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр; -проявлять доброжелательность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности; |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры.
Учебный план по программе «Веселые игры» для начальных классов (на 1-й год)
№ | Год обучения | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | 1 | 144 | В процессе занятий | 144 |
Всего | 144 | 144 |
Учебный план по программе «Веселые игры» для начальных классов
(на 2-й и 3-й год)
№ | Год обучения | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | 1 | 216 | В процессе занятий | 216 |
Всего | 216 | 216 |
Учебно-тематический план на 1-й год обучения.
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. Вводное занятие. | 2 | 2 | | Лекция | |
1.1 | Знакомство. Требования, правила поведения на занятиях. | 1 | 1 | | Лекция | Правила техники безопасности и ОТ. |
1.2 | Правила техники безопасности и ОТ. План работы на первый год обучения. Вводный инструктаж по охране труда. | 1 | 1 | | Лекция | Правила техники безопасности и ОТ. |
2. | Раздел 2. Игры для формирования правильной осанки. | 10 | | 10 | | |
2.1 | Правила игр. Игры « Замри», «Исправить осанку». | 2 | В процессе занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.2 | «Совушка», «Слушай внимательно», «Кач-кач», «Паучки и птички» | 2 | В процессе | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.3 | «Ходим в шляпах», «Чья лошадка быстрее», | 2 | занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.4 | «Морская фигура», «Кораблики», «Рыбки и акулы» | 2 | В процессе | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.5 | «Мышки и кошки», «Солдатики и куклы», «Ежики и лиса» | 2 | занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
3. | Раздел 3. Общеразвивающие игры. | 24 | | 24 | | |
3.1 | «Отгадай чей голосок» , «Вызов номеров» , «Эстафета зверей». | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.2 | «Два Мороза», «Белые медведи», «Есть или нет» | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
3.3 | «Салки-ноги от земли», «Пишущая машина», «Руки –ноги». | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.4 | «Дружные звери», «Внимательные матрешки», | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
3.5 | «Кто во что одет», «Передай позу», | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
4. | Раздел 4. Наступила осень. | 14 | | 14 | | |
4.1 | Скачи, скачи, мячик. «Снайпер» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра, соревнование. | Знание правил игры |
4.2 | «Футбол» | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра, соревнование. | Знание правил игры |
4.3 | «Пионербол» | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
5. | Раздел 5. Игры с метанием и ловлей, передачей мяча. | 24 | | 24 | | |
5.1 | «Метко в цель», «Мяч соседу», «10 передач», | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Метание малого мяча в цель. |
5.2 | «Мяч на полу» , «Гонка мячей» , «Играй, играй, мяч не теряй» | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Передачи мяча |
5.3 | «Охотники и утки» , «Передал, садись», «У кого меньше мячей» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Передачи мяча |
5.4 | «Передача мячей в колоннах», «Снайпер», «Салки с мячами» | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Передачи мяча |
5.5 | Эстафеты (с предметами и без предметов) | 4 | В процессе занятий | 4 | Соревнование. | Выполнение точных передач мяча. |
6. | Раздел 6. Введение. История возникновения и развития лыжного спорта. | 2 | 2 | | | |
6.1 | Знакомство. Требования, правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и ОТ. | 2 | 2 | | Лекция. | Правила техники безопасности и ОТ. |
7. | Раздел 7. Мороз и солнце-день чудесный. | 12 | | 12 | | |
7.1 | Зимние забавы. Игры со снежками. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
7.2 | Штурм зимней крепости. | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
7.3 | Катание на лыжах. | 2 | В процессе занятий | 2 | Соревнование. | Норматив 1 км на время. |
8. | Раздел 8. День здоровья. | 6 | | 6 | | |
8.1 | «Волшебная страна эстафет». | 2 | В процессе занятий | 2 | Эстафеты | Выполнение и знание правил |
8.2 | Соревнования по «Снайперу» | 4 | | 4 | Соревнования. | Выполнение и знание правил |
9. | Раздел 9. Мои любимые игры. | 24 | | 24 | | |
9.1 | Игры без музыки и под музыку. Каждый проводит сам любимую игру. | 24 | В процессе занятий | 24 | Игра | Знание правил игры. |
10. | Раздел 10. Игры с мячом. | 24 | | 24 | | |
10.1 | С волейбольным мячом. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.2 | С футбольным мячом. | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры. |
10.3 | С баскетбольным мячом. | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры. |
10.4 | С малыми мячами. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.5 | Эстафеты с разными мячами. | 4 | В процессе занятий | 4 | Соревнование | Знание правил соревновании. |
11 | Раздел 11. Итоговое занятие. | 2 | | 2 | | |
11.1 | Игры с мячом на свежем воздухе. | 2 | В процессе занятий | 2 | | Знание правил игры. |
| Итого: | 144 ч | 4 ч | 140 ч | | |
Учебно-тематический план на 2-й год обучения.
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. Вводное занятие. | 2 | 2 | | Лекция | |
1.1 | Знакомство. Требования, правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и ОТ. План работы на первый год обучения. Вводный инструктаж по охране труда. | 2 | 2 | | Лекция | Правила техники безопасности и ОТ. |
2. | Раздел 2. Игры для формирования правильной осанки. | 10 | | 10 | | |
2.1 | Правила игр. Игры « Замри», «Исправить осанку». | 2 | В процессе занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.2 | «Совушка», «Слушай внимательно», «Кач-кач», «Паучки и птички» | 2 | В процессе | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.3 | «Ходим в шляпах», «Чья лошадка быстрее», | 2 | занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.4 | «Морская фигура», «Кораблики», «Рыбки и акулы» | 2 | В процессе | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.5 | «Мышки и кошки», «Солдатики и куклы», «Ежики и лиса» | 2 | занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
3. | Раздел 3. Общеразвивающие игры. | 28 | | 28 | | |
3.1 | «Отгадай чей голосок» , «Вызов номеров» , «Эстафета зверей». | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.2 | «Два Мороза», «Белые медведи», «Есть или нет» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.3 | «Салки-ноги от земли», «Пишущая машина», «Руки –ноги». | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.4 | «Дружные звери», «Внимательные матрешки», | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.5 | «Кто во что одет», «Передай позу», | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
4. | Раздел 4. Наступила осень. | 16 | | 16 | | |
4.1 | Скачи, скачи, мячик. «Снайпер» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра, соревнование. | Знание правил игры |
4.2 | «Футбол» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра, соревнование. | Знание правил игры |
4.3 | «Пионербол» | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
5. | Раздел 5. Игры с метанием и ловлей, передачей мяча. | 30 | | 30 | | |
5.1 | «Метко в цель», «Мяч соседу», «10 передач», | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Метание малого мяча в цель. |
5.2 | «Мяч на полу» , «Гонка мячей» , «Играй, играй, мяч не теряй» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Передачи мяча |
5.3 | «Охотники и утки» , «Передал, садись», «У кого меньше мячей» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Передачи мяча |
5.4 | «Передача мячей в колоннах», «Снайпер», «Салки с мячами» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Передачи мяча |
5.5 | Эстафеты (с предметами и без предметов) | 6 | В процессе занятий | 6 | Соревнование. | Выполнение точных передач мяча. |
6. | Раздел 6. Введение. История возникновения и развития лыжного спорта. | 2 | 2 | | | |
6.1 | Знакомство. Требования, правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и ОТ. | 2 | 2 | | Лекция. | Правила техники безопасности и ОТ. |
7. | Раздел 7. Мороз и солнце-день чудесный. | 14 | | 14 | | |
7.1 | Зимние забавы. Игры со снежками. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
7.2 | Штурм зимней крепости. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
7.3 | Катание на лыжах. | 2 | В процессе занятий | 2 | Соревнование. | Норматив 1 км на время. |
8. | Раздел 8. День здоровья. | 6 | | 6 | | |
8.1 | «Волшебная страна эстафет». | 2 | В процессе занятий | 2 | Эстафеты | Выполнение и знание правил |
8.2 | Соревнования по «Снайперу» | 4 | | 4 | Соревнования. | Выполнение и знание правил |
9. | Раздел 9. Мои любимые игры. | 26 | | 26 | | |
9.1 | Игры без музыки и под музыку. Каждый проводит сам любимую игру. | | В процессе занятий | | Игра | Знание правил игры. |
10. | Раздел 10. Игры с мячом. | 28 | | 28 | | |
10.1 | С волейбольным мячом. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.2 | С футбольным мячом. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.3 | С баскетбольным мячом. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.4 | С малыми мячами. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.5 | Эстафеты с разными мячами. | 4 | В процессе занятий | 4 | Соревнование | Знание правил соревновании. |
11 | Раздел 11. Эстафеты. | 10 | | 10 | | |
11.1 | Проводить эстафеты с различным инвентарем, в смешанных группах или отдельно мальчики и девочки. | 6 | В процессе занятий | 6 | Эстафеты - соревнования | Знание и соблюдение правил эстафеты. |
11.2 | Эстафеты по маршрутным листам, на время или на качество. | 4 | В процессе занятий | 4 | Эстафеты - соревнования | Знание и соблюдение правил эстафеты. |
12. | Раздел 12. Изучение правил соревнований. | 6 | 6 | | | |
12.1 | Изучить правила соревнований, повторить, закрепить. | 6 | 6 | | Лекция, беседа. | Знать правила соревнований. |
13. | Раздел 13. Анализ выступления на соревнований. | 4 | 2 | 2 | | |
13.1 | Сделать анализ выступления на соревнований, разобрать что получилось, а что нет. | 2 | 2 | | Беседа | Уметь признавать ошибки. |
13.2 | Рассмотреть ошибки и исправить их. | 2 | | 2 | Показ | Уметь признавать ошибки и исправлять их. |
14. | Раздел 14. Круговые тренировки. | 18 | | 18 | | |
14.1 | Выполнение упражнений на все группы мышц. | 6 | В процессе занятий | 6 | Тренировка | Выполнение упражнений. |
14.2 | Применяется выполнение упражнений – в облегченных условиях, нормальных условиях | 6 | В процессе занятий | 6 | Тренировка | Выполнение упражнений. |
14.3 | Применяется выполнение упражнений – по времени, количеству раз, и т. д. | 6 | В процессе занятий | 6 | Тренировка | Выполнение упражнений. |
15. | Раздел 15. Легкая атлетика. | 12 | | 12 | | |
15.1 | Бег на короткие дистанции, на средние дистанции | 4 | В процессе занятий | 4 | Зачет | Зачет |
15.2 | метание гранаты на дальность, в цель. | 4 | В процессе занятий | 4 | Зачет | Зачет |
15.3 | Прыжки в длину с места. | 4 | В процессе занятий | 4 | Зачет | Зачет |
16. | Раздел 16. Правила по охране труда (инструктажи). | 2 | 2 | | | |
16.1 | Правила поведения и охрана труда при занятиях; Правила поведения при занятиях на улице; | 2 | 2 | | Лекция | Знать правила ТБ и ОТ. |
17 | Раздел 17. Итоговое занятие. | 2 | | 2 | | |
17.1 | Игры с мячом на свежем воздухе. | 2 | В процессе занятий | 2 | Игры | Знание правил игры. |
| Итого: | 216 ч | 14 ч | 202 ч | | |
Учебно-тематический план на 3-й год обучения.
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. Вводное занятие. | 2 | 2 | | Лекция | |
1.1 | Знакомство. Требования, правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и ОТ. План работы на первый год обучения. Вводный инструктаж по охране труда. | 2 | 2 | | Лекция | Правила техники безопасности и ОТ. |
2. | Раздел 2. Игры для формирования правильной осанки. | 10 | | 10 | | |
2.1 | Правила игр. Игры « Замри», «Исправить осанку». | 2 | В процессе занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.2 | «Совушка», «Слушай внимательно», «Кач-кач», «Паучки и птички» | 2 | В процессе | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.3 | «Ходим в шляпах», «Чья лошадка быстрее», | 2 | занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.4 | «Морская фигура», «Кораблики», «Рыбки и акулы» | 2 | В процессе | 2 | Игра | Знание правил игры |
2.5 | «Мышки и кошки», «Солдатики и куклы», «Ежики и лиса» | 2 | занятий | 2 | Игра | Знание правил игры |
3. | Раздел 3. Общеразвивающие игры. | 28 | | 28 | | |
3.1 | «Отгадай чей голосок» , «Вызов номеров» , «Эстафета зверей». | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.2 | «Два Мороза», «Белые медведи», «Есть или нет» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.3 | «Салки-ноги от земли», «Пишущая машина», «Руки –ноги». | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.4 | «Дружные звери», «Внимательные матрешки», | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
3.5 | «Кто во что одет», «Передай позу», | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
4. | Раздел 4. Наступила осень. | 16 | | 16 | | |
4.1 | Скачи, скачи, мячик. «Снайпер» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра, соревнование. | Знание правил игры |
4.2 | «Футбол» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра, соревнование. | Знание правил игры |
4.3 | «Пионербол» | 4 | В процессе занятий | 4 | Игра | Знание правил игры |
5. | Раздел 5. Игры с метанием и ловлей, передачей мяча. | 30 | | 30 | | |
5.1 | «Метко в цель», «Мяч соседу», «10 передач», | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Метание малого мяча в цель. |
5.2 | «Мяч на полу» , «Гонка мячей» , «Играй, играй, мяч не теряй» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Передачи мяча |
5.3 | «Охотники и утки» , «Передал, садись», «У кого меньше мячей» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Передачи мяча |
5.4 | «Передача мячей в колоннах», «Снайпер», «Салки с мячами» | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Передачи мяча |
5.5 | Эстафеты (с предметами и без предметов) | 6 | В процессе занятий | 6 | Соревнование. | Выполнение точных передач мяча. |
6. | Раздел 6. Введение. История возникновения и развития лыжного спорта. | 2 | 2 | | | |
6.1 | Знакомство. Требования, правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности и ОТ. | 2 | 2 | | Лекция. | Правила техники безопасности и ОТ. |
7. | Раздел 7. Мороз и солнце-день чудесный. | 14 | | 14 | | |
7.1 | Зимние забавы. Игры со снежками. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
7.2 | Штурм зимней крепости. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры |
7.3 | Катание на лыжах. | 2 | В процессе занятий | 2 | Соревнование. | Норматив 1 км на время. |
8. | Раздел 8. День здоровья. | 6 | | 6 | | |
8.1 | «Волшебная страна эстафет». | 2 | В процессе занятий | 2 | Эстафеты | Выполнение и знание правил |
8.2 | Соревнования по «Снайперу» | 4 | | 4 | Соревнования. | Выполнение и знание правил |
9. | Раздел 9. Мои любимые игры. | 26 | | 26 | | |
9.1 | Игры без музыки и под музыку. Каждый проводит сам любимую игру. | | В процессе занятий | | Игра | Знание правил игры. |
10. | Раздел 10. Игры с мячом. | 28 | | 28 | | |
10.1 | С волейбольным мячом. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.2 | С футбольным мячом. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.3 | С баскетбольным мячом. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.4 | С малыми мячами. | 6 | В процессе занятий | 6 | Игра | Знание правил игры. |
10.5 | Эстафеты с разными мячами. | 4 | В процессе занятий | 4 | Соревнование | Знание правил соревновании. |
11 | Раздел 11. Эстафеты. | 10 | | 10 | | |
11.1 | Проводить эстафеты с различным инвентарем, в смешанных группах или отдельно мальчики и девочки. | 6 | В процессе занятий | 6 | Эстафеты - соревнования | Знание и соблюдение правил эстафеты. |
11.2 | Эстафеты по маршрутным листам, на время или на качество. | 4 | В процессе занятий | 4 | Эстафеты - соревнования | Знание и соблюдение правил эстафеты. |
12. | Раздел 12. Изучение правил соревнований. | 6 | 6 | | | |
12.1 | Изучить правила соревнований, повторить, закрепить. | 6 | 6 | | Лекция, беседа. | Знать правила соревнований. |
13. | Раздел 13. Анализ выступления на соревнований. | 4 | 2 | 2 | | |
13.1 | Сделать анализ выступления на соревнований, разобрать что получилось, а что нет. | 2 | 2 | | Беседа | Уметь признавать ошибки. |
13.2 | Рассмотреть ошибки и исправить их. | 2 | | 2 | Показ | Уметь признавать ошибки и исправлять их. |
14. | Раздел 14. Круговые тренировки. | 18 | | 18 | | |
14.1 | Выполнение упражнений на все группы мышц. | 6 | В процессе занятий | 6 | Тренировка | Выполнение упражнений. |
14.2 | Применяется выполнение упражнений – в облегченных условиях, нормальных условиях | 6 | В процессе занятий | 6 | Тренировка | Выполнение упражнений. |
14.3 | Применяется выполнение упражнений – по времени, количеству раз, и т. д. | 6 | В процессе занятий | 6 | Тренировка | Выполнение упражнений. |
15. | Раздел 15. Легкая атлетика. | 12 | | 12 | | |
15.1 | Бег на короткие дистанции, на средние дистанции | 4 | В процессе занятий | 4 | Зачет | Зачет |
15.2 | метание гранаты на дальность, в цель. | 4 | В процессе занятий | 4 | Зачет | Зачет |
15.3 | Прыжки в длину с места. | 4 | В процессе занятий | 4 | Зачет | Зачет |
16. | Раздел 16. Правила по охране труда (инструктажи). | 2 | 2 | | | |
16.1 | Правила поведения и охрана труда при занятиях; Правила поведения при занятиях на улице; | 2 | 2 | | Лекция | Знать правила ТБ и ОТ. |
17 | Раздел 17. Итоговое занятие. | 2 | | 2 | | |
17.1 | Игры с мячом на свежем воздухе. | 2 | В процессе занятий | 2 | Игры | Знание правил игры. |
| Итого: | 216 ч | 14 ч | 202 ч | | |
Программный материал по «Веселым играм».
Основная направленность | Содержание. |
На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве | Охотники и утки. Кошки-мышки. У ребят порядок строгий, салки, у медведя во бору |
На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | С кочки на кочку, хитрая лиса, волк во рву, «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Борьба за мяч», «Перестрелка», эстафеты с мячом, «Гонки с мячом». |
На закрепление и совершенствование на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | Ищи своего командира, кто лишний, быстро по своим местам, метко в цель, мяч соседу, пробеги и не сбей |
На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и владении мяча | Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге |
На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | «у ребят порядок строгий» «Мяч водящему» «Подвижная цель» «Чай, чай выручай» «Школа мяча» «Мяч соседу» «Попади в обруч» |
На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями | «Борьба за мяч» «Перестрелка» |
На знание о физической культуре | Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности |
Самостоятельные занятия | Броски, ловля и передача мяча, удары и остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами |
Календарный учебный график.
Год обучения: с 1 сентября по 25 мая |
Год обучения | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Всего учебных недель | Всего часов по программе |
Недели обучения | 03.09 – 09.09.18 | 10.09 – 16.09.18 | 17.09 – 23.09.18 | 24.09 – 30.09.18 | 01.10 – 07.10.18 | 08.10 – 14.10.18 | 15.10 – 21.10.18 | 22.10 – 28.10.18 | 29.10 – 04.11.18 | 05.11 - 11.11.18 | 12.11 -18.11.18 | 19.11 -25.11.18 | 26.11 -02.12.18 | 03.12 -09.12.18 | 10.12 – 16.12.18 | 17.12 -23.12.18 | 24.12 -30 12.18 | 14.01 – 20.01.19 | 21.01 -27.01.19 | 28.01 -03.02.19 | 04.02 -10.02.19 | 11.02 -17.02.19 | 18.02 -24.02.19 | 25.02 -03.03.19 | 04.03 -10.03.19 | 11.03 -17.03.19 | 18.03 -24.03.19 | 25.03 -31.03.19 | 01.04 -07.04.19 | 08.04 - 14.04.19 | 15.04 - 21.04.19 | 22.04 – 28.04.19 | 29.04 – 05.05.19 | 06.05 – 12.05.19 | 13.05 -19. 05.19 | 20.05 – 25.05.19 | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 36 |
1-ый год обучения. | Контроль | Знание инструктажа | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Знание инструктажа | Соблюдение правил | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Соблюдение правил | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил | Уметь играть по правилам | Правила | | |
Практика | - | Игра | Игра | Игра | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | Игра | Соревнования | Игра | Игра | Игра | Игра | Эстафеты | - | Соревнования | Игра | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | Игра | Игра | Эстафета | Соревнования | Игра | Игра | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | | 140 |
Теория | Инструктаж | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Инструктаж | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила эстафеты | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Подведение итогов. | | 4 |
2-ой год обучения | Контроль | Знание инструктажа | Знание правил игры | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Знание правил игры | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание инструктажа | Соблюдать правила | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Знание правил игры | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Выполнение упражнении | Выполнение упражнении | Выполнение упражнении | Выполнение упражнении | Зачет | Зачет | Зачет | Знание правил игры | |
Практика | - | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | Эстафета | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | Эстафета | Игра | Соревнование | Игра | - | Соревнование | Игра | Эстафета | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | Игра | Игра | Игра | тренировка | тренировка | тренировка | тренировка | Бег | Метание | Прыжки | Игра | 202 |
Теория | Инструктаж | Правила игры | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Правила игры | Правила эстафеты | Правила игры | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Правила игры | Правила эстафеты | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Инструктаж | Правила соревновании | Правила игры | Правила эстафеты | Правила игры | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила тренировки | Правила тренировки | Правила тренировки | Правила тренировки | Нормативы | Нормативы | Нормативы | Подведение итогов | 14 |
3 –ий год обучения. | Контроль | Знание инструктажа | Знание правил игры | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Знание правил игры | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание инструктажа | Соблюдать правила | Знание правил игры | Уметь соревноваться | Знание правил игры | Знание правил игры | Соблюдать правила | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Знание правил игры | Выполнение упражнении | Выполнение упражнении | Выполнение упражнении | Выполнение упражнении | Зачет | Зачет | Зачет | Знание правил игры | |
Практика | - | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | Эстафета | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | Эстафета | Игра | Соревнование | Игра | - | Соревнование | Игра | Эстафета | Игра | Игра | Соревнование | Игра | Игра | Игра | Игра | Игра | тренировка | тренировка | тренировка | тренировка | Бег | Метание | Прыжки | Игра | 202 |
Теория | Инструктаж | Правила игры | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Правила игры | Правила эстафеты | Правила игры | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Правила игры | Правила эстафеты | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Инструктаж | Правила соревновании | Правила игры | Правила эстафеты | Правила игры | Правила игры | Правила соревновании | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила игры | Правила тренировки | Правила тренировки | Правила тренировки | Правила тренировки | Нормативы | Нормативы | Нормативы | Подведение итогов | 14 |
Проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
Нормативы | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" |
1 | Бег 30 м (сек.) | м | 6,0 | 6,6 | 7,1 | 5,7 | 6,2 | 6,8 | 5,4 | 6,0 | 6,6 |
д | 6,3 | 6,9 | 7,4 | 5,8 | 6,3 | 7,0 | 5,5 | 6,2 | 6,8 |
2 | Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" - без учета времени) | м | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
д | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Челночный бег 3х10 м (сек.) | м | 9.1 | 10.0 | 10.4 | 8.8 | 9.9 | 10.2 | 8.6 | 9,5 | 9.9 |
д | 11.2 | 11.7 | 9.7 | 9.3 | 10.3 | 10.8 | 9,1 | 10,0 | 10,4 |
4 | Прыжок в длину с места (см) | м | 150 | 130 | 115 | 160 | 140 | 125 | 165 | 155 | 145 |
д | 140 | 125 | 110 | 150 | 130 | 120 | 155 | 145 | 135 |
5 | Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см) | м | | | | | | | 90 | 85 | 80 |
д | | | | | | | 80 | 75 | 70 |
6 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | м | 70 | 60 | 50 | 80 | 70 | 60 | 90 | 80 | 70 |
д | 80 | 70 | 60 | 90 | 80 | 70 | 100 | 90 | 80 |
7 | Отжимания (кол-во раз) | м | 10 | 8 | 6 | 13 | 10 | 7 | 16 | 14 | 12 |
д | 8 | 6 | 4 | 10 | 7 | 5 | 14 | 11 | 8 |
8 | Подтягивания (кол-во раз) | м | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 1 | 5 | 3 | 1 |
9 | Метание мяча 150 гр (м) | м | 15 | 12 | 10 | 18 | 15 | 12 | 25 | 18 | 15 |
д | 12 | 10 | 8 | 15 | 12 | 10 | 18 | 15 | 12 |
10 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | д | 23 | 21 | 19 | 25 | 23 | 21 | 28 | 25 | 23 |
м | 28 | 26 | 24 | 30 | 28 | 26 | 33 | 30 | 28 |
Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение(тест) | Возраст | уровень |
мальчики | девочки |
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
1 | Скоростные | Бег 30м | 7 8 9 10 | 7.5 7.1 6.8 6.6 | 7.3-6.2 7.0-6.0 6.7-5.7 6.5-5.6 | 5.6 5.4 5.1 5.0 | 7.6 7.3 7.0 6.6 | 7.5-6.4 7.2-6.2 6.9-6.0 6.5-5.6 | 5.8 5.6 5.3 5.2 |
2 | Координационные | Челночный бег 3х10 | 7 8 9 10 | 11.2 10.4 10.2 9.9 | 10.8-10.3 10.0-9.5 9.9-9.3 9.5-9.0 | 9.9 9.1 8.8 8.6 | 11.7 11.2 10.8 10.4 | 11.3-10.6 10.7-10.1 10.3-9.7 10.0-9.5 | 10.2 9.7 9.3 9.1 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | 7 8 9 10 | 100 110 120 130 | 115-135 125-145 130-150 140-160 | 155 165 175 185 | 90 100 110 120 | 110-130 125-140 135-150 140-155 | 150 155 160 170 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег | 7 8 9 10 | 700 750 800 850 | 730-900 800-950 850-1000 900-1050 | 1100 1150 1200 1250 | 500 550 600 650 | 600-800 650-850 700-900 750-950 | 900 950 1000 1050 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя | 7 8 9 10 | 1 1 1 2 | 3-5 3-5 3-5 4-6 | 9 7.5 7.5 8.5 | 2 2 2 3 | 6-9 6-9 6-9 7-10 | 11.5 12.5 13.0 14.0 |
6 | Силовые | Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) на | 7 8 9 10 | 1 1 1 1 | 2-3 2-3 3-4 3-4 | 4 4 5 5 | | | |
низкой перекладине (девочки) | 7 8 9 10 | | | | 2 3 3 4 | 4-8 6-10 7-11 8-13 | 12 14 16 18 |
Список литературы.
1. «555 замечательных игр и игровых сценариев для школьников» 2001.
2.В.И.Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре» 1-4 класс.
3.И.А.Чаленко. «Современные уроки физкультуры в начальной школе». 2003.
4.Ахметова Э. И. Физкультура в первом классе: Поурочные планы. Второе полугодие – Волгоград: Издательство «Учитель» 2004г.
5. Дружинина О.Ю. Конспекты уроков аэробики для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Учебно – методическое пособие, УдГУ – Ижевск, 2008
6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана; Авт-сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М.: Физкультура и спорт. 1998
7. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. Учебное пособие. Ижевск, Издательский дом «Удмуртский университет» 1999
8.Сидоров А.А. Прохорова М.В. Синюхин Б.Д. Педагогика. Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура»
9.Смирнова Л.А. Общеобразовательные упражнения для младших школьников. - М.: Гуманит. изд. ценрт ВЛАДОС, 2002
10. Щенникова А.Г. Аэробика в школе. Учебно – методическое пособие. УдГУ – Ижевск 2008
11. Физическая культура. 1 – 11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
12. Общеобразовательные программы. Физическое воспитание учащихся 1 – 11 классов. Москва «Просвещение» 1996 МОРФ
13.Рабочая программа учителя физической культуры. Министерство образования и науки Удмуртской республики. Ижевск 2005
14. Рабочие программы Физическая культура. А.П.Матвеев 1-4 классы: М. «Просвещение»,2011