Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей «Воскресенская кадетская школа» города Воскресенска Московской области
| УТВЕРЖДЕНА Приказом от 27.08.2020 № 160 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Библиотечный час»
для 2 класса
Составитель
Коробёнкова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2020 год
Данная рабочая программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС) «Библиотечный час» для 2 класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основе типовой программы «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2018).
Программа разработаны в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области (МУ «Управление образования» Протокол № 1 от 08.04.2016)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Учебный план МБОУ-лицей «ВКШ» на 2020-2021 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ-лицей «ВКШ» на изучение программы отводится 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Форма организации: объединение.
Виды деятельности учащихся: познавательная.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты:
1) выразительно читать тексты и вести беседу о прочитанном;
определять тему и главную мысль произведений;
делать выводы из прочитанного;
создавать словесную картину;
выразительно читать стихотворения;
формулировать и высказывать своё мнение;
выбирать и обосновывать нужную информацию;
фантазировать и творчески мыслить.
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование модулей и тем | Количество часов | Номера уроков |
1. | Книга, здравствуй | 3 | 1-3 |
2. | Книгочей-любитель чтения. | 2 | 4-5 |
3. | Книги о твоих ровесниках | 6 | 6-11 |
4. | Крупицы народной мудрости. Книги сборники. | 4 | 12-15 |
5. | Писатели-сказочники. | 4 | 16-19 |
6. | Книги о детях. | 4 | 20-23 |
7. | Самые добрые сказки. | 4 | 24-27 |
8. | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 2 | 28-29 |
9. | Защитникам Отечества посвящается. | 2 | 30-31 |
10. | По страницам любимых книг. | 2 | 32-33 |
11. | Летнее чтение | 1 | 34 |
Содержание программы
Раздел 1. Книга, здравствуй. Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Раздел 2. Книгочей — любитель чтения. Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Раздел 3. Книги о твоих ровесниках. Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Раздел 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Раздел 5. Писатели-сказочники. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Раздел 6. Книги о детях. Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Раздел 7. Старые добрые сказки. Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Раздел 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Раздел 9. Защитникам Отечества посвящается. Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Раздел 10. По страницам любимых книг. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Раздел 11. Задание на лето. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Библиотечный час»
на 2020 - 2021 учебный год.
2 класс
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема занятия | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Книга, здравствуй (3 часа) | | | 24.10-28.10 |
1 | 1 | Роль книги в жизни человека. | 01.09-04.09 | |
2 | 2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси | 07.09-11.09 | |
3 | 3 | Структура книги (элементы книги). | 14.09-18.09 | |
Книгочей – любитель чтения (2 часа) |
4 | 1 | Экскурсия в библиотеку (городскую). | 21.09-25.09 | |
5 | 2 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 28.09-02.10 | |
Книги о твоих ровесниках (6 часов) |
6 | 1 | Выставка книг о детях. Структура книги. | 12.10-16.10 | |
7 | 2 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 19.10-23.10 | |
8 | 3 | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 26.10-30.10 | |
9 | 4 | Книги Н. Носова. Типы книг. | 02.11-06.11 | |
10 | 5 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 09.11-13.11 | |
11 | 6 | Герои детских книг. Библиотечный стенд | 23.11-27.11 | |
Крупицы народной мудрости. Книги сборники (4 часа) |
12 | 1 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 30.11-04.12 | |
13 | 2 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 07.12-11.12 | |
14 | 3 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 14.12-18.12 | |
15 | 4 | Скороговорки и чистоговорки | 21.12-25.12 | |
Писатели – сказочники (4 часа) |
16 | 1 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 28.12-31.12 | |
17 | 2 | Писатели-сказочники | 11.01-15.01 | |
18 | 3 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 18.01-22.01 | |
19 | 4 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок» | 25.01-29.01 | |
Книги о детях (4 часа) |
20 | 1 | Книги о детях. Выставка книг | 01.02-05.02 | |
21 | 2 | Герои книг В. Осеевой | 08.02-15.02 | |
22 | 3 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 22.02-26.02 | |
23 | 4 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы | 01.03-05.03 | |
Самые добрые сказки (4 часа) |
24 | 1 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители | 08.03-12.03 | |
25 | 2 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 15.03-19.03 | |
26 | 3 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок. | 22.03-26.03 | |
27 | 4 | Народные сказки на страницах детских журналов | 29.03-02.04 | |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь(2 часа) |
28 | 1 | Книги о семье. | 12.04-16.04 | |
29 | 2 | Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 19.04-23.04 | |
Защитникам Отечества посвящается (2 часа) |
30 | 1 | Книги о защитниках Отечества. | 26.04-30.04 | |
31 | 2 | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 03.05-07.05 | |
По страницам любимых книг (2 часа) |
32 | 1 | Библиотечный урок «Хвала книге». | 10.05-14.05 | |
33 | 2 | По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 17.05-21.05 | |
Летнее чтение (1 час) |
34 | 1 | Летнее чтение | 24.05-31.05 | |
Итого | часов | |
по программе | 34 | |
выполнено | | |