СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Друзья природы» для 2 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС)  «Друзья природы» для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Друзья природы» для 2 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей «Воскресенская кадетская школа» города Воскресенска Московской области





УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 27.08.2020 № 160











Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Друзья природы»

для 2 класса

















Составитель

Коробёнкова Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов













г. Воскресенск

2020 год

Данная рабочая программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС) «Друзья природы» для 2 класса на 2020– 2021 учебный год составлена на основе типовой программы «Загадки природы» А. Н. Юшкова (Естествознание : 1 – 4 классы / под ред. А Н Юшкова. — М. : Вентана- Граф, 2018).

Программа разработаны в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редак­ции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области (МУ «Управление образования» Протокол № 1 от 08.04.2016)

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

  • Учебный план МБОУ-лицей «ВКШ» на 2020-2021 учебный год.


В соответствии с учебным планом МБОУ-лицей «ВКШ» на изучение программы отводится 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Форма организации: объединение.

Виды деятельности учащихся: познавательная.



Результаты освоения программы по внеурочной деятельности


Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • формирование коммуникативных навыков





Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

  • планета Земля - наш большой дом;

  • Солнце - источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе;

  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

  • человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

  • различия съедобных и несъедобных грибов;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;






Тематическое планирование


Наименование модулей и тем

Количество часов

Номера уроков

1.

Вводное занятие

1

№1

2.

«В гости к осени»

13

№2-№14

3.

«В гости к зиме»

7

№15-№21

4.

«В гости к весне»

14

№22-34

Итого

34 часа







Содержание программы


  1. «Мир, окружаю­щий нас» (1 час)

Учитель говорит ученикам о роли природы в жизни человека, показывает слайды-фотографии с изображением объектов природы и руко­творного мира. Дети приводят свои примеры. Рассматривают модель глобуса, получают сведения о Земном шаре, о материках и океанах.


  1. «Неживая и жи­вая природа» (1 час)

Экскурсия по школьному участку. Приводятся примеры живой и неживой природы. Учитель играет с учениками в игру-предложения, в которой они должны будут определить живую и неживую природу. Рассказывается связь между ними, приводятся примеры.


  1. «В гости к осени» (1 час)

Экскурсия по школьному участку. Дети говорят об осенних изменениях в природе, приводят конкретные примеры. Внимание уделяется растительному миру.


  1. «В гости к осени» (1 час)

Занятие в школьном классе. Детям показывается презентация (короткий фильм) об осенних изменениях в жизни животных. Обсуждение данной темы.


  1. «Разнообразие растительного мира» (1 час)

Экскурсия по школьному участку. Учитель знакомит детей с представителями растительного мира – травами, кустарниками и деревьями. Рассказывает об отличии их между собой. Ученики собирают упавшие листья, веточки елок для гербария.


  1. «Разнообразие животного мира» (1 час)

Рассматриваются такие группы животных, как звери, птицы, рыбы, насекомые и пау­ки. Их основные отличия между собой. Учитель проводит дидактическую игру «Рассели живот­ных по домам».


  1. «Что где растет? Кто где живет?» (1 час)

Рассматриваются животные и растения разных мест обита­ния, их приспособления к жизни в этих условиях. Ребята говорят примеры, рассматривают раздаточный материал.

  1. «Дикорастущие и культурные растения» (1 час)

Рассматриваются дикорастущие и культурные растения. Дети используют раздаточный материал. Составляют небольшие рассказы об этих растениях.

  1. «Дикие и до­машние живот­ные» (2 часа)

Учитель рассказывает про основные признаки и отличительные особенности диких и домашних живот­ных. Проводит небольшое соревнование: дети разбиваются на 2 команды, 1 команда характеризует диких животных, другая домашних. Подводиться итог.


  1. «Комнатные ра­стения» (1 час)

Учитель показывает слайды о комнатных растениях. Идет опрос детей, какие комнатные растения они знают. Проводится игра: «Найди растение по карточке-определителю». Дети рисуют свой любимый комнатный цветок


  1. «Разнообразие пород кошек и собак» (1 час)

Показывается презентация о разнообразии пород кошек и собак. Говорится о роли собак и кошек в жизни человека.


  1. «Животные жи­вого уголка» (1 час)

Дети рассматривают аквариумных рыбок, принесенных учителем. Каждый ребенок говорит о своем домашнем питомце.


  1. «Твоя Красная книга» (1 час)

Знакомство с редкими видами животных и растений Красной книги, мерами по их охране. Рассматриваются причины сокращения числа видов ра­стений и животных. Ребята высказывают свои рассуждения. Закрепляется итог конкурсом рисунков.


  1. «В гости к зиме» (экскурсия) (1 час)

Экскурсия по школьному участку. Учитель рассказывает про изменения, которые произошли с приходом зимы. Проводится игра «Узнай птицу по описанию».


  1. «Растения и жи­вотные зимой» (1 час)

Рассказывается о жизни растений и диких животных зимой.Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.


  1. Операция «Кормушка» (1 час)

Изготовление кормушек для птиц своими руками. Распределение кормушек на территории школы и парка


  1. «Зима в лесу» (1 час)

Как пережидают зиму жители леса. Что едят и где зимуют его обитатели


  1. Зимние атмосферные осадки. Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками (1 час)

Что такое снег. Почему он идет и откуда берется? Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками


  1. Закаляемся зимой

Разработка режима дня школьника. Упражнения и зимние игры на свежем воздухе.



  1. «Позади зима» (обобщающее занятие) (1 час)

Повторение пройденного материала. Игра «Счастливый случай» (ответы на во­просы о взаимосвязях живой и неживой природы зимой.


21.«Весенняя экскурсия» (1 час)

Сравнение весенних и зимних наблюде­ний за погодой, снегом, растениями, пове­дением птиц и животных. Определение правил поведения в при­роде весной.

22.«Деревья и кустарники весной» (1 час)

Экскурсия по школьному участку. Дети сравнивают деревья и кустарники замой и весной. Делают выводы. Конкурс рисунков

23. «О насекомых и немного — о нас с тобой» (1 час)

Беседа о жизни насекомых весной, их роли в природе и об их охране. Формулировка правил друзей природы («Не лови и не убивай насекомых», «Не разоряй муравейники» и т. д.)

24.«Птицы весной» (1 час)

Рассказ об изменениях в жизни зимую­щих птиц и возвращении перелетных птиц, гнездовании. Формулировка правил друзей природы («Не разоряй птичьи гнезда», «Не лови и не уноси здоровых птенцов» и др.

25. «Жи­вотные весной» (1 час)

Беседа о весенних изменениях в жизни зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей, раз­множении этих животных. Сравнение внешнего вида, стадий раз­вития лягушки и жабы, ужа и змеи.Формулировка правил поведения в приро­де по отношению к животным («Не ловии не уноси домой здоровых детенышей», «Бе­реги лягушек, жаб и их головастиков и др.

26. «Разнообразие животных» (1 час)

Знакомство с делением животных на группы по внешним признакам (пре­смыкающиеся, земноводные, рыбы, пти­цы, звери, насекомые, пауки, черви, мол­люски, ракообразные, иглокожие). Выявление характерных отличий жи­вотных разных видов. Ребята высказывают свои рассуждения.

27.«Кто что ест?» (2 часа)

Деление животных на группы по типу питания: хищники, всеядные, насекомо­ядные, растительноядные. Определение приспособленности орга­низмов животных к добыванию пищи, за­щите от врагов. Дети рассматривают раздаточный материал.

28.« Вода и жизнь» (1 час)

Знакомство со значением воды для всего живого на Земле. Приспособления некоторых животных к жизни в водной среде.(просмотр фильма). Определение неравномерности распре­деления воды по земной поверхности (са­мые засушливые и самые влажные места Земли). Раздаточный материал.

29. «Водоемы на­шего края» (1 час)

Водоемы Земли (океаны, моря, реки, озера, болота, водохранилища, пруды, каналы), их обозначения на глобусе.(+ раздаточный материал).

30. «Растительный мир на территории нашей деревни» (1 час)

Проводится экскурсия близлежащие места. Ребята заносят данные в свои дневники наблюдений.

31. «Впереди лето» (1 час)

Рассказы-загадки о растениях. Изменения в живой и неживой приро­де с приходом лета. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

32.«Что мы узнали и чему научи­лись за год?» (1 час)

Диагностика знаний и умений производится в игровой форме КВН.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Друзья природы»

на 2020 - 2021 учебный год.

2 класс


уроков по порядку

уроков в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Вводное занятие (1 час)

1.

1.


«Мир, окружаю­щий нас»

01.09 – 04.09



«В гости к осени» ( 13 часов)

2.

«Неживая и жи­вая природа»

07.09 –11.09


3.

«В гости к осени»

(1-я экскурсия)

14.09 – 18.09


4.

«В гости к осени»


21.09 – 25.09


5.


«Разнообразие растительного мира»

28.09 – 02.10


6.


«Разнообразие животного мира»

12.10 – 16.10


7.

«Что где растет? Кто где живет?»

19.10 – 23.10


8.

«Дикорастущие и культурные растения»

26.10 – 30.11


9.

«Дикие и до­машние живот­ные»

02.11 – 06.11


10.

«Дикие и до­машние живот­ные»

09.11 – 13.11


11.



«Комнатные ра­стения»

23.11 – 27.11


12.


«Разнообразие пород кошек и собак»

30.11 – 04.12


13.


«Животные жи­вого уголка»

07.12 –11.12


14.

«Твоя Красная Книга»

14.12 – 18.12



«В гости к зиме» (7 часов)

15.

«В гости к зиме» (экскурсия)

21.12 – 25.12


16.

«Растения и жи­вотные зимой»

28.12 – 31. 12


17.

Операция «Кормушка»

11.01 – 15.01


18.

«Зима в лесу»

18.01 – 22.01


19.

Зимние атмосферные осадки. Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками

25.01 – 29.01


20.

Закаляемся зимой


01.02 – 05.02



21.


«Позади зима»

  1. (обобщающее занятие)

08.02 – 15.02


«В гости к весне» (14 часов)

22.


«Весенняя экскурсия»

22.02 – 26.02



23.


«Деревья и кустарники весной»

01.03 – 05.03


24.


«О насекомых и немного — о нас с тобой»

08.03 – 12.03



25.



«Птицы весной»

15.03 – 19.03


26.




«Жи­вотные весной»

22.03 – 26.03


27.




«Разнообразие животных»

29.03 – 02.04


28.



«Кто что ест?»

12.04 – 16.04


29.

«Кто что ест?»

19.04 – 23.04


30.




« Вода и жизнь»

26.04 – 30.04


31.



«Водоемы на­шего края»

03.05 – 07.05


32.

«Растительный мир на территории нашей деревни»


10.05 – 14.05


33.


«Впереди лето»

17.05 – 21.05


34.

14.

«Что мы узнали и чему научи­лись за год?»


24.05 – 31.05


Итого

по программе



34



выполнено