Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей «Воскресенская кадетская школа» города Воскресенска Московской области
| УТВЕРЖДЕНА Приказом от 27.08.2020 № 160 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Друзья природы»
для 2 класса
Составитель
Коробёнкова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2020 год
Данная рабочая программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС) «Друзья природы» для 2 класса на 2020– 2021 учебный год составлена на основе типовой программы «Загадки природы» А. Н. Юшкова (Естествознание : 1 – 4 классы / под ред. А Н Юшкова. — М. : Вентана- Граф, 2018).
Программа разработаны в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области (МУ «Управление образования» Протокол № 1 от 08.04.2016)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Учебный план МБОУ-лицей «ВКШ» на 2020-2021 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ-лицей «ВКШ» на изучение программы отводится 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Форма организации: объединение.
Виды деятельности учащихся: познавательная.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;
какую пользу приносят представители животного мира;
некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Тематическое планирование
№ | Наименование модулей и тем | Количество часов | Номера уроков |
1. | Вводное занятие | 1 | №1 |
2. | «В гости к осени» | 13 | №2-№14 |
3. | «В гости к зиме» | 7 | №15-№21 |
4. | «В гости к весне» | 14 | №22-34 |
Итого | 34 часа | |
Содержание программы
«Мир, окружающий нас» (1 час)
Учитель говорит ученикам о роли природы в жизни человека, показывает слайды-фотографии с изображением объектов природы и рукотворного мира. Дети приводят свои примеры. Рассматривают модель глобуса, получают сведения о Земном шаре, о материках и океанах.
«Неживая и живая природа» (1 час)
Экскурсия по школьному участку. Приводятся примеры живой и неживой природы. Учитель играет с учениками в игру-предложения, в которой они должны будут определить живую и неживую природу. Рассказывается связь между ними, приводятся примеры.
«В гости к осени» (1 час)
Экскурсия по школьному участку. Дети говорят об осенних изменениях в природе, приводят конкретные примеры. Внимание уделяется растительному миру.
«В гости к осени» (1 час)
Занятие в школьном классе. Детям показывается презентация (короткий фильм) об осенних изменениях в жизни животных. Обсуждение данной темы.
«Разнообразие растительного мира» (1 час)
Экскурсия по школьному участку. Учитель знакомит детей с представителями растительного мира – травами, кустарниками и деревьями. Рассказывает об отличии их между собой. Ученики собирают упавшие листья, веточки елок для гербария.
«Разнообразие животного мира» (1 час)
Рассматриваются такие группы животных, как звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки. Их основные отличия между собой. Учитель проводит дидактическую игру «Рассели животных по домам».
«Что где растет? Кто где живет?» (1 час)
Рассматриваются животные и растения разных мест обитания, их приспособления к жизни в этих условиях. Ребята говорят примеры, рассматривают раздаточный материал.
«Дикорастущие и культурные растения» (1 час)
Рассматриваются дикорастущие и культурные растения. Дети используют раздаточный материал. Составляют небольшие рассказы об этих растениях.
«Дикие и домашние животные» (2 часа)
Учитель рассказывает про основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных. Проводит небольшое соревнование: дети разбиваются на 2 команды, 1 команда характеризует диких животных, другая домашних. Подводиться итог.
«Комнатные растения» (1 час)
Учитель показывает слайды о комнатных растениях. Идет опрос детей, какие комнатные растения они знают. Проводится игра: «Найди растение по карточке-определителю». Дети рисуют свой любимый комнатный цветок
«Разнообразие пород кошек и собак» (1 час)
Показывается презентация о разнообразии пород кошек и собак. Говорится о роли собак и кошек в жизни человека.
«Животные живого уголка» (1 час)
Дети рассматривают аквариумных рыбок, принесенных учителем. Каждый ребенок говорит о своем домашнем питомце.
«Твоя Красная книга» (1 час)
Знакомство с редкими видами животных и растений Красной книги, мерами по их охране. Рассматриваются причины сокращения числа видов растений и животных. Ребята высказывают свои рассуждения. Закрепляется итог конкурсом рисунков.
«В гости к зиме» (экскурсия) (1 час)
Экскурсия по школьному участку. Учитель рассказывает про изменения, которые произошли с приходом зимы. Проводится игра «Узнай птицу по описанию».
«Растения и животные зимой» (1 час)
Рассказывается о жизни растений и диких животных зимой.Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
Операция «Кормушка» (1 час)
Изготовление кормушек для птиц своими руками. Распределение кормушек на территории школы и парка
«Зима в лесу» (1 час)
Как пережидают зиму жители леса. Что едят и где зимуют его обитатели
Зимние атмосферные осадки. Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками (1 час)
Что такое снег. Почему он идет и откуда берется? Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками
Закаляемся зимой
Разработка режима дня школьника. Упражнения и зимние игры на свежем воздухе.
«Позади зима» (обобщающее занятие) (1 час)
Повторение пройденного материала. Игра «Счастливый случай» (ответы на вопросы о взаимосвязях живой и неживой природы зимой.
21.«Весенняя экскурсия» (1 час)
Сравнение весенних и зимних наблюдений за погодой, снегом, растениями, поведением птиц и животных. Определение правил поведения в природе весной.
22.«Деревья и кустарники весной» (1 час)
Экскурсия по школьному участку. Дети сравнивают деревья и кустарники замой и весной. Делают выводы. Конкурс рисунков
23. «О насекомых и немного — о нас с тобой» (1 час)
Беседа о жизни насекомых весной, их роли в природе и об их охране. Формулировка правил друзей природы («Не лови и не убивай насекомых», «Не разоряй муравейники» и т. д.)
24.«Птицы весной» (1 час)
Рассказ об изменениях в жизни зимующих птиц и возвращении перелетных птиц, гнездовании. Формулировка правил друзей природы («Не разоряй птичьи гнезда», «Не лови и не уноси здоровых птенцов» и др.
25. «Животные весной» (1 час)
Беседа о весенних изменениях в жизни зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей, размножении этих животных. Сравнение внешнего вида, стадий развития лягушки и жабы, ужа и змеи.Формулировка правил поведения в природе по отношению к животным («Не ловии не уноси домой здоровых детенышей», «Береги лягушек, жаб и их головастиков и др.
26. «Разнообразие животных» (1 час)
Знакомство с делением животных на группы по внешним признакам (пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, птицы, звери, насекомые, пауки, черви, моллюски, ракообразные, иглокожие). Выявление характерных отличий животных разных видов. Ребята высказывают свои рассуждения.
27.«Кто что ест?» (2 часа)
Деление животных на группы по типу питания: хищники, всеядные, насекомоядные, растительноядные. Определение приспособленности организмов животных к добыванию пищи, защите от врагов. Дети рассматривают раздаточный материал.
28.« Вода и жизнь» (1 час)
Знакомство со значением воды для всего живого на Земле. Приспособления некоторых животных к жизни в водной среде.(просмотр фильма). Определение неравномерности распределения воды по земной поверхности (самые засушливые и самые влажные места Земли). Раздаточный материал.
29. «Водоемы нашего края» (1 час)
Водоемы Земли (океаны, моря, реки, озера, болота, водохранилища, пруды, каналы), их обозначения на глобусе.(+ раздаточный материал).
30. «Растительный мир на территории нашей деревни» (1 час)
Проводится экскурсия близлежащие места. Ребята заносят данные в свои дневники наблюдений.
31. «Впереди лето» (1 час)
Рассказы-загадки о растениях. Изменения в живой и неживой природе с приходом лета. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
32.«Что мы узнали и чему научились за год?» (1 час)
Диагностика знаний и умений производится в игровой форме КВН.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Друзья природы»
на 2020 - 2021 учебный год.
2 класс
№ уроков по порядку | № уроков в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Вводное занятие (1 час) |
1. | 1. | «Мир, окружающий нас» | 01.09 – 04.09 | |
«В гости к осени» ( 13 часов) |
2. | | «Неживая и живая природа» | 07.09 –11.09 | |
3. | | «В гости к осени» (1-я экскурсия) | 14.09 – 18.09 | |
4. | | «В гости к осени» | 21.09 – 25.09 | |
5. | | «Разнообразие растительного мира» | 28.09 – 02.10 | |
6. | | «Разнообразие животного мира» | 12.10 – 16.10 | |
7. | | «Что где растет? Кто где живет?» | 19.10 – 23.10 | |
8. | | «Дикорастущие и культурные растения» | 26.10 – 30.11 | |
9. | | «Дикие и домашние животные» | 02.11 – 06.11 | |
10. | | «Дикие и домашние животные» | 09.11 – 13.11 | |
11. | | «Комнатные растения» | 23.11 – 27.11 | |
12. | | «Разнообразие пород кошек и собак» | 30.11 – 04.12 | |
13. | | «Животные живого уголка» | 07.12 –11.12 | |
14. | | «Твоя Красная Книга» | 14.12 – 18.12 | |
«В гости к зиме» (7 часов) |
15. | | «В гости к зиме» (экскурсия) | 21.12 – 25.12 | |
16. | | «Растения и животные зимой» | 28.12 – 31. 12 | |
17. | | Операция «Кормушка» | 11.01 – 15.01 | |
18. | | «Зима в лесу» | 18.01 – 22.01 | |
19. | | Зимние атмосферные осадки. Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками | 25.01 – 29.01 | |
20. | | Закаляемся зимой | 01.02 – 05.02 | |
21. | | «Позади зима» (обобщающее занятие) | 08.02 – 15.02 | |
«В гости к весне» (14 часов) |
22. | | «Весенняя экскурсия» | 22.02 – 26.02 | |
23. | | «Деревья и кустарники весной» | 01.03 – 05.03 | |
24. | | «О насекомых и немного — о нас с тобой» | 08.03 – 12.03 | |
25. | | «Птицы весной» | 15.03 – 19.03 | |
26. | | «Животные весной» | 22.03 – 26.03 | |
27. | | «Разнообразие животных» | 29.03 – 02.04 | |
28. | | «Кто что ест?» | 12.04 – 16.04 | |
29. | | «Кто что ест?» | 19.04 – 23.04 | |
30. | | « Вода и жизнь» | 26.04 – 30.04 | |
31. | | «Водоемы нашего края» | 03.05 – 07.05 | |
32. | | «Растительный мир на территории нашей деревни» | 10.05 – 14.05 | |
33. | | «Впереди лето» | 17.05 – 21.05 | |
34. | 14. | «Что мы узнали и чему научились за год?» | 24.05 – 31.05 | |
Итого по программе | 34 | | | |
выполнено | | | | |