Рабочая программа
внеурочной деятельности
( духовно – нравственное направление)
«Родник»
2 класс
Составитель: Базулина А. В.
учитель начальных классов
2019 г.
Пояснительная записка.
Нормативно- правовой и документальной основой программы курса внеурочной деятельности по предмету «Родник» являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Родник» разработана для занятий с учащимися 2 класса. Программа рассчитана на один год, 1 час в неделю. Всего: 34 часа.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип патриотического воспитания учащихся. В программе внеурочной деятельности «Родник» значительное место уделяется изучению родного края.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.
В программе внеурочной деятельности значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом родного края, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Целью данной программы является
Формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
задачи:
Образовательные:
- умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.
Развивающие:
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
-формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Воспитательные:
-воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”;
-воспитание интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
Особенности программы: новизна программы состоит в том, что
Рязанский край богат на исторические события, в связи с этим материалы подобраны по нескольким познавательным направлениям с учётом таких тем как празднование в 2019-2020 году 75-летия Победы и 78-й годовщины освобождения Михайлова в ходе битвы за Москву. Программа занятий включает изучение геральдики Рязанского края, герба Михайловского района, биографий многих выдающихся личностей Рязанской земли.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Основные формы и методы организации занятий
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами, что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Для реализации программы применяются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- наблюдения;
- экскурсий по селу, целевые прогулки;
Словесный метод
- чтение стихотворений;
- беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- сообщение дополнительного материала;
- рассматривание наглядного материала;
Практический метод
- проведение экскурсии различной направленности;
-участие в акциях, конкурсах различной направленности.
Связь содержания программы с учебными предметами
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки). Занимающиеся непосредственно
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места села; название главной площади села; дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг района; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Ожидаемые результаты обучения:
1. Возрастет интерес к истории, краеведению. 2. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой
родине;
3. Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального);
Участие в социальных акциях;
Отчеты по экскурсиям, практическим работам; Защита проектов
Содержание тем курса
Тема 1: Введение (1ч)
История изучения края.
Тема 2:“ Род и родословная ”.(3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
- Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 3: “Дом, в котором я живу ”.(2 ч )
-Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
-Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема4“Мояулица”.(1ч) -Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов.
Тема 5:“Наша школа”. (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.
Тема 6: “ Почему мое село так называется? ”.(3 ч)
-Экскурсия по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
- Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых названий . Легенды и предания. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками.
Тема 7: “Мир живой природы нашего края”.(6 ч)
-Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Рязанского края.
Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
-Памятники природы Михайловского района.
-Климат
Климатическая область расположения села; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы:
Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды;
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
Тема 8: “ Народный календарь”.(2ч)
Изучение быта и культуры наших предков ,связанный со сменой сезонов. Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем) узнаем старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды ,знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники.
Тема 9:“Что дает наш край стране”.(2 ч)
Знакомство с сельским хозяйством Михайловского района, его предприятиями, их история.
Тема 10:“Наш край богат талантами”.(3 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие Рязанский край.
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)
Форма занятия: музейный урок, беседа.
События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Моей семьи война коснулась ”.
Тема 12: “Герб района”.(2 ч)
Лекция по геральдике.
Творческая работа по созданию символа (герба) своего посёлка.
Тема 13:“Красная книга родного края”.(3 ч)
Творческая работа-создание Красной книги Михайловского района.
Тематический план
Тема | Количество часов | всего часов |
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия |
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
2.Род и родословная | 1 | 2 | | - | 3 |
3 . Дом, в котором я живу | 1 | 1 | | | 2 |
4. Моя улица | | | 1 | - | 1 |
5. Наша школа | | 1 | 1 | | 2 |
6. Почему мое село так называется? | 1 | 1 | 1 | | 3 |
7. Мир живой природы родного края | 2 | 3 | 1 | - | 6 |
8. Народный календарь | 1 | 1 | | - | 2 |
9. Что дает наш край стране? | | 1 | 1 | | 2 |
10. Наш край богат талантами | 1 | | 1 | 1 | 3 |
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
12. Герб села,района | 1 | 1 | | | 2 |
13. Красная книга родного края. | 1 | 1 | 1 | | 3 |
Всего часов: | 11 | 13 | 8 | 2 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п\п | Тема урока | Дата проведения |
1 | Введение. История изучения края. | |
2 | Род и родословная. Подготовка к выставке фотографий «Старая фотография рассказала» | |
3 | Род и родословная Оформление фотовыставки «Старая фотография рассказала» | |
4 | Род и родословная Составить родословное древо. | |
5 | Дом, в котором я живу Рисунок дома | |
6 | Дом, в котором я живу Изготовление проекта дома своей мечты из пластилина | |
7 | Моя улица Экскурсия по улицам п.Заря | |
8 | Наша школа Знакомство с историей школы, экскурсия по школе | |
9 | Наша школа Исследовательская работа Знаменитые выпускники | |
10 | Почему мое село так называется? Экскурсия по п.Заря, сбор сведений | |
11 | Виртуальное путешествие по Михайлову Почему мое село так называется? | |
12 | Почему мое село так называется? Знакомство с архитектурными памятниками п.Заря и г. Михайлова | |
13 | Мир живой природы родного края Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Рязанской области | |
14 | Мир живой природы родного края Заповедники Рязанской области, охраняемые зоны Михайловского района | |
15 | Мир живой природы родного края Практическая работа определение средней температуры | |
16 | Мир живой природы родного края Уход за цветами в классе | |
17 | Мир живой природы родного края Изготовление кормушек для птиц | |
18 | Мир живой природы родного края Беседа о вреде для деревьев во время сбора берёзового сока | |
19 | Народный календарь Знакомство с фольклорными праздниками Рязанского края | |
20 | Народный календарь Подготовка доклада о народных праздниках | |
21 | Что дает наш край стране? Изучение книги Бучнева «Земля Михайловская» | |
22 | Что дает наш край стране? Изучение книги Бучнева «Земля Михайловская» | |
23 | Наш край богат талантами Творчество А.Корнеева работа с литературой | |
24 | Наш край богат талантами Знакомство с творчеством В.Агапкина | |
25 | Наш край богат талантами Знакомство с творчеством С.П. Бауловой | |
26 | Наш край в годы Великой Отечественной войны Изучение книги Бучнева « Михайлов в 41» История освобождения г. Михайлова | |
27 | Наш край в годы Великой Отечественной войны Изучение книги Бучнева « Михайлов в 41» | |
28 | Наш край в годы Великой Отечественной войны Встреча с труженицей тыла Чугунковой Л.Г | |
29 | Наш край в годы Великой Отечественной войны Экскурсия к местам боевой славы поселения | |
30 | Герб села, района Беседа о геральдике | |
31 | Герб села, района Знакомство с гербом, флагом поселения | |
32 | Красная книга родного края. Знакомство с красной книгой Рязанской области | |
33 | Составление красной книги Михайловского района | |
34 | Красная книга родного края. Составление красной книги Михайловского района | |