СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родники"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родники" по духовно- нравственному направлению 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Родники -2 кл»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хабарская средняя общеобразовательная школа № 1»



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР


________/ О.Н.Богданова/




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

«Хабарская СОШ № 1»


________/Н.Н.Коростелев /


от « »__________2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Родники»

духовно-нравственное направление

2 класс

2017-2018 г.г.






Составитель: С.Н. Лексина,

учитель начальных классов















с. Хабары

2017


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родники» для 1класса разработанана основе:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ №373 от 06.10.2009 Минобрнауки РФ)

  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  3. «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011;

Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность данной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.

Программа внеурочной деятельности – «Родники» - направлена на развитие творческих способностей детей и подростков, является модифицированной, адаптированной программой.

Начальным и надежным средством творческой активности детей и подростков является интерес к истории своего края, родословной своей семьи. Зачастую это лишь поверхностный интерес, точнее - любопытство. Но любопытство – неустойчиво. Важно суметь добиться того, чтобы оно переросло в любознательность, затем в увлеченность творческой самореализации. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс воспитания культурной личности определяется через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру.


Цель программы:

  • Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации в окружающем микромире, содействовать развитию обучающегося, достижению им определённого уровня образованности.



Задачи программы:

  • Воспитание любви к Малой Родине;

  • Экологическое воспитание;

  • Развитие логического мышления, речи памяти;

  • Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;

  • Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности, традиции своего народа.

Обязательным достижением поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с руководителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи обучающегося, обучающийся обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний(завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить обучающихся к восприятию материала следующей темы, применения технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Программа составлена на 1 год обучения, рассчитана на обучающихся 2-го класса. Количество часов, выделенных на изучение курса во 2 классе 34 ч, количество недельных часов – 1.При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него. Допускается изменение последовательности изучения разделов программы. Учитель оставляет за собой право проводить экскурсии в иные сроки, исходя из целесообразности, возможно на каникулах или в выходные дни.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Родники»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Личностные
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего села, Алтайского края, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме.


Тематический план 2 год


Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

аудиторных

внеаудиторных

1

Моя Родина - Россия

3

3


2

Мой край - Алтайский

8

8


3

Традиции нашего края

4

4


4

Наш друг - природа

11

9

2

5

Знаменитые люди Алтайского края

3

3


6

Колесо истории Алтайского края

4

4


7.

Обобщение

1

1




Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности программы «Родники» 2 год


Основные темы раздела

Основное содержание темы

Формы работы

Основные виды деятельности

1. Моя Родина – Россия 3 ч

1

1.1

Наша Родина Россия. Путешествие по карте России.

Познакомить с физической картой России.


Работа с картой России

2

1.2

История флага, герба и гимна России.

Изучить символы России, герб, гимн, флаг.

Формирование новых знаний

Выполнение рисунков геральдической символики страны

3

1.3

Символ России – берёза.

  1. Развивать познавательный интерес к изучению растений родного края

  2. Воспитывать любовь к родной природе, чувства патриотизма

  3. Прививать основы экологической культуры


Проект

Собрать материал о берёзе, узнать как используют берёзу в промышленности, быту, медицине; сделать подборку стихов, песен, поговорок, примет


2. Мой край – Алтайский 8 ч


4

2.1

Алтайский край – частица России.

Уметь определять геоположение Алтайского края на карте России.

Практикум

Учиться работать с картой.

5

2.2

Символика края.

Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба Алтайского края. Работа в парах.

Беседа.

Работа в парах

6

2.3

История создания Алтайского края

Дата и история образования Алтайского края. Символы края, значение символов, трудовые подвиги земляков в довоенный период.

Беседа. Просмотр презентаций


7

2.4

Наш край многонациональный

Выяснить, люди каких национальностей проживают на территории Алтайского края, их обычаи и традиции.

Презентация, поисковая работа

Работа с дополнительными источниками. Беседы с местными жителями. Оформление творческой работы «Наш многонациональный край»

8

2.5

Барнаул-столица Алтайского края.

Символы города. Названия районов города. Самый старый и самый молодой район. Занятия населения.

Урок путешествие

Заочная экскурсия по достопримечательным местам района.

9

2.6

Достопримечательности столицы.

Выяснить какие изменения претерпела столица за последнее десятилетие.

Практическая работа.

Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности города Барнаула».


10

2.7

Труд людей родного края, нашей местности.

Знакомство с крупными предприятиями края, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий.

Индивидуальная работа.

Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей.

11

2.8

Заочное путешествие по городам края

Города края, их история. Современные промышленные предприятия края, выпускаемая на них продукция.


Просмотр презентаций. Беседа


3.Традиции нашего края 4 ч

12

3.1

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки, приметы, обряды

Ознакомить детей с культурой края на примерах песен, танцев и игр.

Практическая работа: разучивание игр.

Работать по теме

13

3.2

Русская кукла, ее происхождение.

Познакомить детей с историей появления кукол, их ролью в жизни крестьян,


Беседа. просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

14

3.3

Изготовление русской куклы.

Научиться делать кукол из ткани.

Изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

Практическая работа

15

3.4

Народные праздники, их истоки. Новый год, Рождество.

Познакомиться с разнообразием народных праздников, узнать особенности.

Беседа. Практическая работа.

Изготовление новогодних масок


  1. Наш друг – природа 11 ч

16

4.1

Звери и птицы Алтайского края.

Ознакомиться с видовым разнообразием растений и животных лесов и степного края; с природоохранными мероприятиями.

Практическая работа

Изучить понятия: заповедник, заказник.

17

4.2

Разнообразие насекомых, земноводных, пресмыкающихся Алтайского края.

Фронтальная беседа о насекомых, земноводных и пресмыкающихся, обитающих на территории нашего края.

Исследовательская и практическая работы.

Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых, земноводных и пресмыкающихся

18

4.3

Ядовитые и лекарственные растения Алтайского края.



Просмотр презентации «Лекарственные травы». Нарисовать рисунок.

Поисковая работа. Творческая работа.

Работа с дополнительной литературой. Создание стенда «Зелёная аптека»

19

4.4

Поход в музей

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали..

Экскурсия

Наблюдения, обобщение и оформление материалов

20

4.5

Поход в музей.

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

Экскурсия

Наблюдения, обобщение и оформление материалов

21

4.6

Обь – красавица, труженица, кормилица.

Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реку Обь

Фронтальная беседа.


22

4.7

Красная книга Алтая.

Знакомство с «Красной книгой», заповедниками края, ленточным бором Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.


Беседа. Самостоятельная работа.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Кузбасса.

23

4.8

Полезные ископаемые нашего края.

Обучение умению находить и показывать на физической карте Алтайского края месторождения полезных ископаемых места и способы добычи.

Практическая работа: работа с картой.

Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны


24

4.9

Источники загрязнения Алтайского края и борьба с ними.

Познакомиться с источниками загрязнения почвы, воды, воздуха…

Занятие практикум

Узнать экологические проблемы края и пути их решения

25

4.10

Игра «Цветик семицветик»

Закрепление полученных знаний

Игра


26

4.11

Конкурс рисунков, творческих работ: стихов, рассказов, поделок. «Люби и знай свой край родной»


Работать по теме

Творческая работа




  1. Знаменитые люди Алтайского края 3 ч

27

5.1

Их именами гордится Алтай


Знакомство с людьми прославившие наш край

Поисково-творческая работа

Достижения земляков: М.Т. Калашникова,

Г.С. Титова, В.М. Шукшина, Т. Котовой,

А.Г. Смертина.

28

5.2

Их именами гордится Алтай


Знакомство с людьми прославившие наш край


Просмотр слайд-фильма с использованием фрагментов с  изображением  известных людей Алтая  (В.М Шукшин,  В.Золотухин, М. Евдокимов, А. Панкратов-Черный)

29

5.3

Современное искусство: художники, писатели, поэты современного Алтая.

Знакомство с писателями края

Беседа. Просмотр презентаций

Познакомиться с писателями и художниками земли Алтайской



6. Колесо истории Алтайского края 4ч


30

6.1

Великая Отечественная

война в истории нашего

края.


Беседа по содержанию.

Поисковая работа

Судьбы членов моей семьи в годы войны. Военные подвиги.

31

6.2

Военная слава Алтая


Труд наших земляков- взрослых и детей - в тылу. Военные подвиги героев, именами которых названы улицы Барнаула ( Н. Малахов, Г. Исаков, А. Матросов, А. Петров, А. Юрин, А. Чеглецов)


Поисковая работа


32


6.3

Алтай – орденоносный край!


Промышленность после войны.

Освоение целинных земель. Герои труда. Правительственные награды краю.

Поисковая работа. Проектная деятельность

Извлекать информацию из различных источников о наградах Алтайскому краю за помощь государству Узнать целинников нашего района.

33

6.4

Дети –войны кто они?

Встреча с очевидцами

Встреча

Узнать о жизни детей на плечи которых выпали лихие годы войны.

  1. Обобщение 1 ч.

34

7.1

Викторина «Знаешь ли ты свой край»

Систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Викторина. Презентация

Повторить и обобщить знания














Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Родники», 1 класс.



Основные темы раздела


Дата

По плану

По факту

1. Моя Родина – Россия 3 ч

1

1.1

Наша Родина Россия. Путешествие по карте России.



2

1.2

История флага, герба и гимна России.



3

1.3

Символ России – берёза.




2. Мой край – Алтайский 8 ч


4

2.1

Алтайский край – частица России.



5

2.2

Символика края.



6

2.3

История создания Алтайского края



7

2.4

Наш край многонациональный



8

2.5

Барнаул-столица Алтайского края.



9

2.6

Достопримечательности столицы.



10

2.7

Труд людей родного края, нашей местности.



11

2.8

Заочное путешествие по городам края



3.Традиции нашего края 4 ч

12

3.1

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки, приметы, обряды



13

3.2

Русская кукла, ее происхождение.



14

3.3

Изготовление русской куклы.



15

3.4

Народные праздники, их истоки. Новый год, Рождество.




  1. Наш друг – природа 11 ч

16

4.1

Звери и птицы Алтайского края.



17

4.2

Разнообразие насекомых, земноводных, пресмыкающихся Алтайского края.



18

4.3

Ядовитые и лекарственные растения Алтайского края.



19

4.4

Поход в музей



20

4.5

Поход в музей.



21

4.6

Обь – красавица, труженица, кормилица.



22

4.7

Красная книга Алтая.



23

4.8

Полезные ископаемые нашего края.



24

4.9

Источники загрязнения Алтайского края и борьба с ними.



25

4.10

Игра «Цветик семицветик»



26

4.11

Конкурс рисунков, творческих работ: стихов, рассказов, поделок. «Люби и знай свой край родной»





  1. Знаменитые люди Алтайского края 3 ч

27

5.1

Их именами гордится Алтай




28

5.2

Их именами гордится Алтай




29

5.3

Современное искусство: художники, писатели, поэты современного Алтая.








6. Колесо истории Алтайского края 4ч


30

6.1

Великая Отечественная

война в истории нашего

края.



31

6.2

Военная слава Алтая




32


6.3

Алтай – орденоносный край!




33

6.4

Дети –войны кто они?



  1. Обобщение 1 ч.

34

7.1

Викторина «Знаешь ли ты свой край»