2017-2018 г.г.
Составитель: С.Н. Лексина,
с. Хабары
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родники» для 1класса разработанана основе:
Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Начальным и надежным средством творческой активности детей и подростков является интерес к истории своего края, родословной своей семьи. Зачастую это лишь поверхностный интерес, точнее - любопытство. Но любопытство – неустойчиво. Важно суметь добиться того, чтобы оно переросло в любознательность, затем в увлеченность творческой самореализации. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс воспитания культурной личности определяется через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру.
Обязательным достижением поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
№ | № | Основные темы раздела | Основное содержание темы | Формы работы | Основные виды деятельности |
-
| 1. Моя Родина – Россия 3 ч |
1 | 1.1 | Наша Родина Россия. Путешествие по карте России. | Познакомить с физической картой России. | | Работа с картой России |
2 | 1.2 | История флага, герба и гимна России. | Изучить символы России, герб, гимн, флаг. | Формирование новых знаний | Выполнение рисунков геральдической символики страны |
3 | 1.3 | Символ России – берёза. | Развивать познавательный интерес к изучению растений родного края Воспитывать любовь к родной природе, чувства патриотизма Прививать основы экологической культуры | Проект | Собрать материал о берёзе, узнать как используют берёзу в промышленности, быту, медицине; сделать подборку стихов, песен, поговорок, примет |
| 2. Мой край – Алтайский 8 ч |
4 | 2.1 | Алтайский край – частица России. | Уметь определять геоположение Алтайского края на карте России. | Практикум | Учиться работать с картой. |
5 | 2.2 | Символика края. | Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба Алтайского края. Работа в парах. | Беседа. | Работа в парах |
6 | 2.3 | История создания Алтайского края | Дата и история образования Алтайского края. Символы края, значение символов, трудовые подвиги земляков в довоенный период. | Беседа. Просмотр презентаций | |
7 | 2.4 | Наш край многонациональный | Выяснить, люди каких национальностей проживают на территории Алтайского края, их обычаи и традиции. | Презентация, поисковая работа | Работа с дополнительными источниками. Беседы с местными жителями. Оформление творческой работы «Наш многонациональный край» |
8 | 2.5 | Барнаул-столица Алтайского края. | Символы города. Названия районов города. Самый старый и самый молодой район. Занятия населения. | Урок путешествие | Заочная экскурсия по достопримечательным местам района. |
9 | 2.6 | Достопримечательности столицы. | Выяснить какие изменения претерпела столица за последнее десятилетие. | Практическая работа. | Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности города Барнаула». |
10 | 2.7 | Труд людей родного края, нашей местности. | Знакомство с крупными предприятиями края, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. | Индивидуальная работа. | Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей. |
11 | 2.8 | Заочное путешествие по городам края | Города края, их история. Современные промышленные предприятия края, выпускаемая на них продукция. | Просмотр презентаций. Беседа | |
3.Традиции нашего края 4 ч |
12 | 3.1 | Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки, приметы, обряды | Ознакомить детей с культурой края на примерах песен, танцев и игр. | Практическая работа: разучивание игр. | Работать по теме |
13 | 3.2 | Русская кукла, ее происхождение. | Познакомить детей с историей появления кукол, их ролью в жизни крестьян, | Беседа. просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол. | Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. |
14 | 3.3 | Изготовление русской куклы. | Научиться делать кукол из ткани. | Изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»; | Практическая работа |
15 | 3.4 | Народные праздники, их истоки. Новый год, Рождество. | Познакомиться с разнообразием народных праздников, узнать особенности. | Беседа. Практическая работа. | Изготовление новогодних масок |
| Наш друг – природа 11 ч |
16 | 4.1 | Звери и птицы Алтайского края. | Ознакомиться с видовым разнообразием растений и животных лесов и степного края; с природоохранными мероприятиями. | Практическая работа | Изучить понятия: заповедник, заказник. |
17 | 4.2 | Разнообразие насекомых, земноводных, пресмыкающихся Алтайского края. | Фронтальная беседа о насекомых, земноводных и пресмыкающихся, обитающих на территории нашего края. | Исследовательская и практическая работы. | Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых, земноводных и пресмыкающихся |
18 | 4.3 | Ядовитые и лекарственные растения Алтайского края. | Просмотр презентации «Лекарственные травы». Нарисовать рисунок. | Поисковая работа. Творческая работа. | Работа с дополнительной литературой. Создание стенда «Зелёная аптека» |
19 | 4.4 | Поход в музей | Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.. | Экскурсия | Наблюдения, обобщение и оформление материалов |
20 | 4.5 | Поход в музей. | Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. | Экскурсия | Наблюдения, обобщение и оформление материалов |
21 | 4.6 | Обь – красавица, труженица, кормилица. | Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реку Обь | Фронтальная беседа. | |
22 | 4.7 | Красная книга Алтая. | Знакомство с «Красной книгой», заповедниками края, ленточным бором Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток. | Беседа. Самостоятельная работа. | Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Кузбасса. |
23 | 4.8 | Полезные ископаемые нашего края. | Обучение умению находить и показывать на физической карте Алтайского края месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. | Практическая работа: работа с картой. | Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны |
24 | 4.9 | Источники загрязнения Алтайского края и борьба с ними. | Познакомиться с источниками загрязнения почвы, воды, воздуха… | Занятие практикум | Узнать экологические проблемы края и пути их решения |
25 | 4.10 | Игра «Цветик семицветик» | Закрепление полученных знаний | Игра | |
26 | 4.11 | Конкурс рисунков, творческих работ: стихов, рассказов, поделок. «Люби и знай свой край родной» | Работать по теме | Творческая работа | |
| Знаменитые люди Алтайского края 3 ч |
27 | 5.1 | Их именами гордится Алтай | Знакомство с людьми прославившие наш край | Поисково-творческая работа | Достижения земляков: М.Т. Калашникова, Г.С. Титова, В.М. Шукшина, Т. Котовой, А.Г. Смертина. |
28 | 5.2 | Их именами гордится Алтай | Знакомство с людьми прославившие наш край | | Просмотр слайд-фильма с использованием фрагментов с изображением известных людей Алтая (В.М Шукшин, В.Золотухин, М. Евдокимов, А. Панкратов-Черный) |
29 | 5.3 | Современное искусство: художники, писатели, поэты современного Алтая. | Знакомство с писателями края | Беседа. Просмотр презентаций | Познакомиться с писателями и художниками земли Алтайской |
| 6. Колесо истории Алтайского края 4ч |
30 | 6.1 | Великая Отечественная война в истории нашего края. | Беседа по содержанию. | Поисковая работа | Судьбы членов моей семьи в годы войны. Военные подвиги. |
31 | 6.2 | Военная слава Алтая | Труд наших земляков- взрослых и детей - в тылу. Военные подвиги героев, именами которых названы улицы Барнаула ( Н. Малахов, Г. Исаков, А. Матросов, А. Петров, А. Юрин, А. Чеглецов) | Поисковая работа | |
32 | 6.3 | Алтай – орденоносный край! | Промышленность после войны. Освоение целинных земель. Герои труда. Правительственные награды краю. | Поисковая работа. Проектная деятельность | Извлекать информацию из различных источников о наградах Алтайскому краю за помощь государству Узнать целинников нашего района. |
33 | 6.4 | Дети –войны кто они? | Встреча с очевидцами | Встреча | Узнать о жизни детей на плечи которых выпали лихие годы войны. |
Обобщение 1 ч. |
34 | 7.1 | Викторина «Знаешь ли ты свой край» | Систематизации и обобщения знаний, закрепления умений | Викторина. Презентация | Повторить и обобщить знания |
№ | № | Основные темы раздела | Дата |
По плану | По факту |
-
| 1. Моя Родина – Россия 3 ч |
1 | 1.1 | Наша Родина Россия. Путешествие по карте России. | | |
2 | 1.2 | История флага, герба и гимна России. | | |
3 | 1.3 | Символ России – берёза. | | |
| 2. Мой край – Алтайский 8 ч |
4 | 2.1 | Алтайский край – частица России. | | |
5 | 2.2 | Символика края. | | |
6 | 2.3 | История создания Алтайского края | | |
7 | 2.4 | Наш край многонациональный | | |
8 | 2.5 | Барнаул-столица Алтайского края. | | |
9 | 2.6 | Достопримечательности столицы. | | |
10 | 2.7 | Труд людей родного края, нашей местности. | | |
11 | 2.8 | Заочное путешествие по городам края | | |
3.Традиции нашего края 4 ч |
12 | 3.1 | Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки, приметы, обряды | | |
13 | 3.2 | Русская кукла, ее происхождение. | | |
14 | 3.3 | Изготовление русской куклы. | | |
15 | 3.4 | Народные праздники, их истоки. Новый год, Рождество. | | |
| Наш друг – природа 11 ч |
16 | 4.1 | Звери и птицы Алтайского края. | | |
17 | 4.2 | Разнообразие насекомых, земноводных, пресмыкающихся Алтайского края. | | |
18 | 4.3 | Ядовитые и лекарственные растения Алтайского края. | | |
19 | 4.4 | Поход в музей | | |
20 | 4.5 | Поход в музей. | | |
21 | 4.6 | Обь – красавица, труженица, кормилица. | | |
22 | 4.7 | Красная книга Алтая. | | |
23 | 4.8 | Полезные ископаемые нашего края. | | |
24 | 4.9 | Источники загрязнения Алтайского края и борьба с ними. | | |
25 | 4.10 | Игра «Цветик семицветик» | | |
26 | 4.11 | Конкурс рисунков, творческих работ: стихов, рассказов, поделок. «Люби и знай свой край родной» | | |
| Знаменитые люди Алтайского края 3 ч |
27 | 5.1 | Их именами гордится Алтай | | |
28 | 5.2 | Их именами гордится Алтай | | |
29 | 5.3 | Современное искусство: художники, писатели, поэты современного Алтая. | | |
| 6. Колесо истории Алтайского края 4ч |
30 | 6.1 | Великая Отечественная война в истории нашего края. | | |
31 | 6.2 | Военная слава Алтая | | |
32 | 6.3 | Алтай – орденоносный край! | | |
33 | 6.4 | Дети –войны кто они? | | |
Обобщение 1 ч. |
34 | 7.1 | Викторина «Знаешь ли ты свой край» | | |