СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности ( духовно – нравственное направление) «Родник» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Родник" 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности ( духовно – нравственное направление) «Родник» 2 класс»













Рабочая программа

внеурочной деятельности

( духовно – нравственное направление)

«Родник»

2 класс






Составитель: Базулина А. В.

учитель начальных классов







2019 г.

Пояснительная записка.

Нормативно- правовой и документальной основой программы курса внеурочной деятельности по предмету «Родник» являются:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Родник» разработана для занятий с учащимися 2 класса. Программа рассчитана на один год, 1 час в неделю. Всего: 34 часа.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип патриотического воспитания учащихся. В программе внеурочной деятельности «Родник» значительное место уделяется изучению родного края.

 "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". 

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.

В программе внеурочной деятельности значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом родного края, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Целью данной программы является

 Формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

задачи:

Образовательные:

- умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

Развивающие:

- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

 -формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.  

Воспитательные:

-воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”;

-воспитание интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;


Особенности программы: новизна программы состоит в том, что

Рязанский край богат на исторические события, в связи с этим материалы подобраны по нескольким познавательным направлениям с учётом таких тем как празднование в 2019-2020 году 75-летия Победы и 78-й годовщины освобождения Михайлова в ходе битвы за Москву. Программа занятий включает изучение геральдики Рязанского края, герба Михайловского района, биографий многих выдающихся личностей Рязанской земли.

 Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки). 

Основные формы и методы организации занятий 

Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами, что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.  

 Для реализации программы применяются следующие  методы : наглядный, словесный, практический.  
Наглядный метод   
- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- наблюдения; 
- экскурсий по селу, целевые прогулки; 
Словесный метод  
- чтение стихотворений; 
- беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
- ответы на вопросы педагога, детей; 
- сообщение дополнительного материала; 
- рассматривание наглядного материала; 
Практический метод  
- проведение экскурсии различной направленности; 

-участие в акциях, конкурсах различной направленности.

 Связь содержания программы с учебными предметами

 Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). 
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической. 
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала. 
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий. 
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире. 
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной. 
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы. 
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).  Занимающиеся  непосредственно

 Планируемые результаты освоения программы  внеурочной деятельности

 знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места села; название главной площади села; дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг района; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.





 Личностные результаты:             

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                         

  3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                       

  4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире                                                                                                                       

 5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                               

  6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

 8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

  9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                     10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                    

 Метапредметные                                                                                                  

  1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            

 2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера;                         

 3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                  

  4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                

 5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

 6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                              

  7)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                               

 10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              

 11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 

  Ожидаемые результаты обучения:                                                                                          

 1.    Возрастет интерес к истории, краеведению.                                                                                                               2.    Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой

родине;                                  

  3.    Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.                                                

 Формы подведения итогов

 Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:

 Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального);

 Участие в социальных акциях;

 Отчеты по экскурсиям, практическим работам;  Защита проектов

Содержание тем курса

 

Тема 1:    Введение  (1ч)

  История изучения края.

 Тема 2:“ Род и  родословная ”.(3 ч)

 - Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители.

- Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

 -Моя родословная - нарисовать родословное древо.

 Тема 3: “Дом, в котором я живу ”.(2 ч )

 -Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

-Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

 

Тема4“Мояулица”.(1ч)                                                                                   -Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов.

 Тема 5:“Наша школа”. (2 ч)

 - Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

 -Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.

 Тема 6: “ Почему мое село так называется? ”.(3 ч)

-Экскурсия  по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.   

-  Творческая работа «Загадочный мир названий»

 Происхождение и объяснение наиболее значимых названий . Легенды и предания. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками.

 Тема 7: “Мир живой  природы нашего края”.(6  ч)

 -Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Рязанского края. 

 Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

 -Памятники природы Михайловского района.

 -Климат

 Климатическая область расположения села; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

 Практические работы:

 Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды;

 Практические занятия:

 - разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

 а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

 б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

 Тема 8: “ Народный календарь”.(2ч)

 Изучение быта и культуры наших предков ,связанный   со сменой сезонов. Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем) узнаем старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды ,знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники.

 Тема 9:“Что дает наш край стране”.(2 ч)

 Знакомство с сельским хозяйством Михайловского района, его предприятиями, их история.

  Тема 10:“Наш край богат талантами”.(3 ч)

 Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие Рязанский край.

  Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)

 Форма занятия: музейный урок,  беседа.

 События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

 Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

 Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

  Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Моей семьи война коснулась ”.

 Тема 12: “Герб района”.(2 ч)

 Лекция по геральдике.

Творческая работа по созданию символа (герба) своего посёлка.


Тема 13:“Красная книга родного края”.(3 ч)

 Творческая работа-создание Красной книги Михайловского района.

 





































Тематический  план

 

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2.Род и родословная

1

2

 

-

3

3 . Дом, в котором я живу

1

1

 

 

2

4. Моя улица

 

 

1

-

1

5. Наша школа

 

1

1

 

2

6. Почему мое село так называется?

1

1

1

 

3

7. Мир живой природы родного края

2

3

1

-

6

8. Народный календарь

1

1

 

-

2

9. Что дает наш край стране?

 

1

1

 

2

10. Наш край богат талантами

1

 

1

1

3

11. Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

1

1

1

4

12. Герб села,района

1

1

 

 

2

13. Красная книга родного края.

1

1

1

 

3

Всего часов:

11

13

8

2

34

 















Календарно-тематическое планирование       

 

   

№п\п

Тема урока

Дата проведения

1

Введение.  История изучения края.


2

Род и  родословная.

Подготовка к выставке фотографий «Старая фотография рассказала»


3

Род и  родословная

Оформление фотовыставки «Старая фотография рассказала»


4

Род и  родословная

Составить родословное древо.


5

Дом, в котором я живу

Рисунок дома


6

Дом, в котором я живу

Изготовление проекта дома своей мечты из пластилина


7

Моя улица

Экскурсия по улицам п.Заря


8

Наша школа

Знакомство с историей школы, экскурсия по школе


9

Наша школа

Исследовательская работа

Знаменитые выпускники


10

Почему мое село так называется?

Экскурсия по п.Заря, сбор сведений


11

Виртуальное путешествие по Михайлову Почему мое село так называется?


12

Почему мое село так называется?

Знакомство с архитектурными памятниками п.Заря и г. Михайлова


13

Мир живой природы родного края

Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Рязанской области


14

Мир живой природы родного края

Заповедники Рязанской области, охраняемые зоны Михайловского района


15

Мир живой природы родного края

Практическая работа определение средней температуры


16

Мир живой природы родного края

Уход за цветами в классе


17

Мир живой природы родного края

Изготовление кормушек для птиц


18

Мир живой природы родного края

Беседа о вреде для деревьев во время сбора берёзового сока


19

Народный календарь

Знакомство с фольклорными праздниками Рязанского края


20

Народный календарь

Подготовка доклада о народных праздниках


21

Что дает наш край стране?

Изучение книги Бучнева «Земля Михайловская»


22

Что дает наш край стране?

Изучение книги Бучнева «Земля Михайловская»


23

Наш край богат талантами

Творчество А.Корнеева работа с литературой



24

Наш край богат талантами

Знакомство с творчеством В.Агапкина



25

Наш край богат талантами

Знакомство с творчеством С.П. Бауловой


26

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Изучение книги Бучнева « Михайлов в 41»

История освобождения г. Михайлова


27

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Изучение книги Бучнева « Михайлов в 41»


28

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Встреча с труженицей тыла Чугунковой Л.Г


29

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Экскурсия к местам боевой славы поселения


30

Герб села, района

Беседа о геральдике


31

Герб села, района

Знакомство с гербом, флагом поселения


32

 Красная книга родного края.

Знакомство с красной книгой Рязанской области


33

Составление красной книги Михайловского района


34

Красная книга родного края.

Составление красной книги Михайловского района