СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки финансовой грамотности» для учащихся 5-6-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы курса финансовой грамотности для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы Е.А. Вигдорчик  Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»»




Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки финансовой грамотности» для учащихся 5-6-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы курса финансовой грамотности для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Рабочая программа рассчитана на использование учебника: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 35 часов в год при 1 часе в неделю.











  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания:

– осознание роли основ финансовой грамотности в познании окружающего мира;

– освоение системы знаний о доходах, расходах, рисках, личных финансах, на основе которых формируется экономический образ мышления учащихся;

– использование полученных умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.



























  1. Содержание курса внеурочной деятельности



Раздел 1. Доходы и расходы семьи (13 часов).

Введение. «Финансовая грамотность в современном мире»; Эвристическая беседа «Насколько важны деньги»; Познавательная беседа «История денег – история человечества». Творческое задание «Виды денег». Практикум «Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме». «Почему деньги теряют свою покупательную способность?»; «Доходы семьи». Творческое задание «Описывать и сравнивать доходы семьи»; «Расходы семьи». Практикум «Расчет расходов семьи на условных примерах»; Творческое задание «Что позволяет семье снизить расходы»; Познавательная беседа «Семейный бюджет»; Практикум «Составление бюджета семьи на условных примерах».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).

Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни»; Дискуссия «Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?». Деловая игра «Страхование».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей семье». Познавательная беседа «Социальные выплаты». Мини-исследование «Социальные пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Познавательная беседа «Банки. Виды банков. Банковские услуги»; Практикум «Вклады (депозиты)». Практикум «Кредит». Деловая игра «Сохранение вашего богатства»; Мини-исследование «Профессии банковской сферы». Мини-исследование «Банковская карта: плюсы и минусы»; Дискуссия «Значение работы банков для потребителей»; Интерактивная беседа «Собственный бизнес»; Мозговой штурм «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Практикум «Разработка бизнес-плана». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Дискуссия «Благотворительность. Кому нужна благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

Защита проектов по курсу «Финансовая грамотность».









3.Тематическое планирование

Название темы


Количество часов

1

Раздел 1. Доходы и расходы семьи


13

2

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься


4

3

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют


5

4

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье


11

5

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность


1

Итого


34











Приложение


Календарно-тематическое планирование


п/п


Название темы


Количество

часов

Дата

Примечание

П

Ф

1

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Финансовая грамотность в современном мире

1

06.09



2

Насколько важны деньги

1

13.09




3

История денег – история человечества

1

20.09




4

Виды денег

1

27.09




5

Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме

1

04.10



6

Почему деньги теряют свою покупательную способность

1

11.10




7

Доходы семьи

1

18.09





8

Доходы семьи

1

25.10




9

Расходы семьи


1

08.11



10

Расчет расходов семьи на условных примерах

1

15.11





11

Что позволяет семье снизить расходы

1

22.11





12

Семейный бюджет

1

29.11





13

Составление бюджета семьи на условных примерах


1

06.12







14

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.


Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1




13.12








15

Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни

1

20.12





16

Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?

1

27.12





17

Страхование

1

17.01






18

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Налоги. Виды налогов

1

24.01




19

Налоги в моей семье

1

31.01





20

Социальные выплаты


1

07.02




21

Социальные пособия в моей семье

1

14.02





22

Государство – это мы

1

21.02







23

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Банки. Виды банков. Банковские услуги

1

28.02







24

Вклады (депозиты)

1

06.03





25

Кредит

1

13.03






26

Сохранение вашего богатства

1

20.03






27

Профессии банковской сферы

1

03.04





28

Банковская карта: плюсы и минусы

1

10.04







29

Значение работы банков для потребителей

1

17.04





30

Собственный бизнес



1

24.04




31

Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана

1

08.05







32

Валюта разных стран

1

15.05





33

Благотворительность. Кому нужна благотворительность. Личный финансовый план


1

22.05






34

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность.

Финансовая грамотность


1

28.05


























Лист коррекции


Дата

Содержание изменений



Причина

Примечание






















































11