Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки финансовой грамотности» для учащихся 5-6-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы курса финансовой грамотности для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Рабочая программа рассчитана на использование учебника: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 35 часов в год при 1 часе в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания:
– осознание роли основ финансовой грамотности в познании окружающего мира;
– освоение системы знаний о доходах, расходах, рисках, личных финансах, на основе которых формируется экономический образ мышления учащихся;
– использование полученных умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (13 часов).
Введение. «Финансовая грамотность в современном мире»; Эвристическая беседа «Насколько важны деньги»; Познавательная беседа «История денег – история человечества». Творческое задание «Виды денег». Практикум «Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме». «Почему деньги теряют свою покупательную способность?»; «Доходы семьи». Творческое задание «Описывать и сравнивать доходы семьи»; «Расходы семьи». Практикум «Расчет расходов семьи на условных примерах»; Творческое задание «Что позволяет семье снизить расходы»; Познавательная беседа «Семейный бюджет»; Практикум «Составление бюджета семьи на условных примерах».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).
Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни»; Дискуссия «Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?». Деловая игра «Страхование».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей семье». Познавательная беседа «Социальные выплаты». Мини-исследование «Социальные пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Познавательная беседа «Банки. Виды банков. Банковские услуги»; Практикум «Вклады (депозиты)». Практикум «Кредит». Деловая игра «Сохранение вашего богатства»; Мини-исследование «Профессии банковской сферы». Мини-исследование «Банковская карта: плюсы и минусы»; Дискуссия «Значение работы банков для потребителей»; Интерактивная беседа «Собственный бизнес»; Мозговой штурм «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Практикум «Разработка бизнес-плана». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Дискуссия «Благотворительность. Кому нужна благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Защита проектов по курсу «Финансовая грамотность».
3.Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи | 13 |
2 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 4 |
3 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 5 |
4 | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 11 |
5 | Раздел 5. Что такое финансовая грамотность | 1 |
| Итого | 34 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | Примечание |
П | Ф |
1 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи Финансовая грамотность в современном мире | 1 | 06.09 | | |
2 | Насколько важны деньги | 1 | 13.09 | | |
3 | История денег – история человечества | 1 | 20.09 | | |
4 | Виды денег | 1 | 27.09 | | |
5 | Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме | 1 | 04.10 | | |
6 | Почему деньги теряют свою покупательную способность | 1 | 11.10 | | |
7 | Доходы семьи | 1 | 18.09 | | |
8 | Доходы семьи | 1 | 25.10 | | |
9 | Расходы семьи | 1 | 08.11 | | |
10 | Расчет расходов семьи на условных примерах | 1 | 15.11 | | | |
11 | Что позволяет семье снизить расходы | 1 | 22.11 | | | |
12 | Семейный бюджет | 1 | 29.11 | | | |
13 | Составление бюджета семьи на условных примерах | 1 | 06.12 | | | |
14 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 | 13.12 | | | |
15 | Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни | 1 | 20.12 | | | |
16 | Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни? | 1 | 27.12 | | | |
17 | Страхование | 1 | 17.01 | | | |
18 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Налоги. Виды налогов | 1 | 24.01 | | | |
19 | Налоги в моей семье | 1 | 31.01 | | | |
20 | Социальные выплаты | 1 | 07.02 | | | |
21 | Социальные пособия в моей семье | 1 | 14.02 | | | |
22 | Государство – это мы | 1 | 21.02 | | | |
23 | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Банки. Виды банков. Банковские услуги | 1 | 28.02 | | | |
24 | Вклады (депозиты) | 1 | 06.03 | | | |
25 | Кредит | 1 | 13.03 | | | |
26 | Сохранение вашего богатства | 1 | 20.03 | | | |
27 | Профессии банковской сферы | 1 | 03.04 | | | |
28 | Банковская карта: плюсы и минусы | 1 | 10.04 | | | |
29 | Значение работы банков для потребителей | 1 | 17.04 | | | |
30 | Собственный бизнес | 1 | 24.04 | | | |
31 | Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана | 1 | 08.05 | | | |
32 | Валюта разных стран | 1 | 15.05 | | | |
33 | Благотворительность. Кому нужна благотворительность. Личный финансовый план | 1 | 22.05 | | | |
34 | Раздел 5. Что такое финансовая грамотность. Финансовая грамотность | 1 | 28.05 | | | |
Лист коррекции
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
11