ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерилки» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся в различных техниках декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с различными направлениями декоративно-прикладного творчества;
2. Познакомить с различными материалами и инструментами, необходимыми для работы в различных техниках;
3. Обучить учащихся различным техникам декоративно-прикладного творчества;
4. Приобщить учащихся к культуре и искусству, в том числе отечественным;
5. Формировать у учащихся высоких культурных и духовных ценностей и потребность в их дальнейшем обогащении;
6. Формировать у учащихся культуру общения, нравственное поведение, прививать нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
7. Развивать у учащихся способностей к самореализации в различных видах творчества, к объективной самооценке; формирование самоуважения;
8. Воспитывать ответственность, терпеливость, аккуратность, любовь к ручному труду, формировать способность и потребность к саморазвитию;
9. Развивать целеустремленность для успешного достижения поставленных целей;
10. Развивать творческий потенциал учащихся;
11. Развивать у учащихся творческое мышление, воображение, внимание, глазомер, мелкую моторику рук.
Общая характеристика учебного предмета
Декоративно-прикладное творчество – одно из любимых занятий детей и взрослых. Оно позволяет реализовать потребность человека к созиданию.
Во время знакомства с различными предметами декоративно-прикладного искусства у детей формируются представления о красоте, богатстве и разнообразии различных видов творчества. У них формируется эстетический вкус, правильные представления о гармоничном сочетании цвета, форм, размеров, текстуры материалов и др.
В процессе освоения различных техник ручного труда у детей развиваются глазомер, мелкая моторика рук, аккуратность, усидчивость, терпение. Они учатся овладению различными ручными инструментами, знакомятся с различными материалами, используемыми в работе. Также декоративно-прикладное творчество способствует развитию мышления учащихся.
Нравственное воспитание учащихся осуществляется в процессе общения, взаимопомощи и организации совместной работы. Процесс создания изделий ручного труда способствует формированию у детей таких волевых качеств, как целеустремленность, ответственность, сосредоточенность, потребность доводить начатое дело до конца.
Актуальность программы в том, что она знакомит детей с традициями декоративно-прикладного творчества предыдущих поколений. Она помогает освоению различных приемов и техник творческой деятельности, способствует развитию свободы творческого мышления учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа данного курса рассчитана на один год обучения. Во втором классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Предметные результаты:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
• сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
Аппликация из бумаги (17 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Симметричное вырезание. Выполнение работы по теме «Бабочки». Выполнение работы по теме «Листопад». Аппликация из кругов. Выполнение работы по теме «Снеговик». Выполнение работы по теме «Медвежонок». Геометрическая аппликация. Выполнение работы по теме «Игрушки». Обрывная аппликация. Выполнение работы по теме «Лес». Выполнение работы по теме «Котенок». Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Выполнение работы по теме «Чашка». Сюжетная аппликация на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Лепка из соленого теста (17 часов)
Знакомство с соленым тестом. Готовим тесто. Основные приемы лепки. Использование инструментов. Выполнение работы по теме «Хлебобулочные изделия». Выполнение панно «Рыбы». Выполнение панно «Сказочный домик». Выполнение работы по теме «Подсвечник». Выполнение работы по теме «Подвеска Сердце». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Учебно – методическое обеспечение:
1. Чаянова Г.Н. «Соленое тесто» - М., 2005г.
2.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». –М., 1995г.
3. Хоменко В.А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007г.
4.Хананова И.Н. «Соленое тесто» - М., 2006г.
5. Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
6. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
7. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому.
8. Галина Корнева « Играем вырезаем клеим» ( Санкт-Петербург Кристалл 2001)
9. Марина Левина « 365 веселых уроков труда» ( Рольф. Москва. 1999 г.)
10. М.А. Гусакова. Аппликация. Методическое пособие.
Материально – техническое обеспечение:
иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изделия, методику их изготовления),
коллекции и гербарии,
натуральные объекты,
учебные модели,
компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
презентации
компьютер + интерактивная доска
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование раздела | Часов |
1 | Аппликация из бумаги | 17 |
2 | Лепка из соленого теста | 17 |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Основные виды деятельности учащихся | Дата проведения |
Аппликация из бумаги (17 часов) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. | Теория: Знакомство с техникой «Аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. | |
2 | Симметричное вырезание. Выполнение работы по теме «Бабочки» | 1 | Знакомство с техникой «Симметричное вырезание». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Симметричное вырезание». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
3 | Выполнение работы по теме «Листопад» | 1 | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
4 | Аппликация из кругов. Выполнение работы по теме «Снеговик» | 1 | Знакомство с техникой «Аппликация из кругов». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Аппликация из кругов». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
5 | Выполнение работы по теме «Медвежонок» | 1 | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
6 | Геометрическая аппликация. Подготовка эскиза и деталей для аппликации «Игрушки» | 1 | Знакомство с техникой «Геометрическая аппликация». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Геометрическая аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
7 | Геометрическая аппликация. Выполнение работы по теме «Игрушки». Изготовление аппликации. | 1 | |
8 | Обрывная аппликация. Аппликация «Лес», подготовка эскиза и деталей. | 1 | Знакомство с техникой «Обрывная аппликация». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Обрывная аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
9 | Обрывная аппликация. Выполнение работы по теме «Лес». | 1 | |
9 | Аппликация «Котенок». Подготовка эскиза и деталей. | 1 | Практическая работа. Выполнение работы по теме «Котенок» | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
10 | Выполнение работы по теме «Котенок» | 1 | |
11 | Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Подготовка эскиза и деталей. | 1 | Знакомство с техникой «Мозаика». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Мозаика». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
12 | Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица» | 1 | |
13 | Выполнение работы по теме «Чашка». Подготовка эскиза и деталей. | 1 | Практическая работа. Выполнение работы по теме «Чашка» | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | |
14 | Выполнение работы по теме «Чашка». Изготовление аппликации. | 1 | |
15 | Сюжетная аппликация на свободную тему. Разработка эскиза. Подготовка деталей. | 1 | Выполнение аппликации на свободную тему в любой технике по выбору учащихся | Практика: Разработка эскиза. Подготовка деталей. Изготовление аппликации. | |
16 | Сюжетная аппликация на свободную тему. Изготовление аппликации. | 1 | |
17 | Подведение итогов. Выставка готовых изделий. | 1 | Выставка готовых работ учащихся. | Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. | |
Лепка из соленого теста (17 часов) |
18 | Знакомство с соленым тестом. | 1 | Знакомство с техникой. | Теория: Знакомство с техникой «Лепка из соленого теста». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Состав теста, классический рецепт теста, способы замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста. Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию. Хранение теста. | |
19 | Готовим тесто | 1 | Замешивание соленого теста. Подготовка инструментов для лепки. | Теория: Техника и порядок работы с тестом, инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий. Практика: Замешивание теста с добавками и без, количество воды необходимое для качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных цветовых гамм. | |
20 | Основные приемы лепки. Использование инструментов. Отработка основных приемов лепки. | 1 | Основа большинства элементов – шарик и колбаска. Использование ножа, ножниц, формочек для вырезания, штампов для создания текстуры и др. | Практика: Отработка основных приемов лепки. Использование различных инструментов в процессе работы. | |
21 | Основные приемы лепки. Использование инструментов | 1 | |
22 | Выполнение работы по теме «Хлебобулочные изделия». Изготовление изделий. | 1 | Изготовление миниатюрных хлебобулочных изделий | Практика: Изготовление миниатюрных хлебобулочных изделий (крендели, плюшки, пироги и др.). Окрашивание изделий | |
23 | Выполнение работы по теме «Хлебобулочные изделия». Окрашивание изделий. | 1 | |
24 | Выполнение панно «Рыбы». Подготовка шаблона. Вырезание панно из пласта теста по шаблону. | 1 | Изготовление панно с использованием инструментов | Практика: Подготовка шаблона. Вырезание панно из пласта теста по шаблону. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Окрашивание изделий. | |
25 | Выполнение панно «Рыбы». Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. | 1 | |
26 | Выполнение панно «Рыбы». Окрашивание изделий. | 1 | |
27 | Выполнение панно «Сказочный домик». Подготовка шаблона. Вырезание панно из пласта теста по шаблону. | 1 | Изготовление панно с использованием инструментов | Практика: Подготовка шаблона. Вырезание панно из пласта теста по шаблону. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Добавление объемных деталей. Окрашивание изделий. | |
28 | Выполнение панно «Сказочный домик». Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. | 1 | |
29 | Выполнение панно «Сказочный домик». Добавление объемных деталей. Окрашивание изделий. | 1 | |
30 | Выполнение работы по теме «Подсвечник». Лепка подсвечника. | 1 | Изготовление подсвечника | Практика: Лепка подсвечника. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Добавление объемных деталей. Окрашивание изделий | |
31 | Выполнение работы по теме «Подсвечник». Окрашивание изделия. | 1 | |
32 | Выполнение работы по теме «Подвеска Сердце». Лепка подвески. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. | 1 | Изготовление подвески | Практика: Лепка подвески. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Добавление объемных деталей. Окрашивание изделий. | |
33 | Выполнение работы по теме «Подвеска Сердце». Добавление объемных деталей. Окрашивание изделий. | 1 | |
34 | Подведение итогов. Выставка готовых изделий. | 1 | Выставка готовых работ учащихся. | Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. |