Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Согласовано» заместитель директора по УВР / / ФИО «___» 2020г. | «Утверждено» Приказ № __________ от «__»___________2020г. директор _____________/______________ ФИО |
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Happy English»
2 класс
Направление: Общеинтеллектуальное
Составитель:
Санникова Василина Андреевна,
учитель английского языка.
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Happy English» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта примерной программы основного общего образования по английскому языку.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Happy English» носит общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для обучающихся 2 классов МАОУ «СОШ №3» на основе:
ФГОС НОО второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника;
на основе примерной программы начального общего образования по иностранному языку;
рабочей программы курса английского языка для 2-4 классов общеобразовательных школ под редакцией Биболетовой М.З., Трубаневой Н. Н. и др. к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Особенности организации процесса реализации внеурочного курса
Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе.
Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п. Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Место внеурочного курса
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Изучение второго (английского) языка в рамках внеурочной деятельности позволит обеспечить развитие поликультурной компетенции обучающихся на материале разных иностранных языков.
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Рабочая программа внеурочного курса нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подхода к обучению английскому языку. В качестве цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами внеурочного курса. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
Это должно обеспечить культуроведческую направленность внеурочной деятельности, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Целью данного курса является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке, как основе национального самосознания.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении обучающихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт обучающихся.
Задачи курса также:
I. Познавательный аспект:
познакомить детей со странами изучаемого языка (названия стран их столицы);
способствовать приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект:
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
формировать фонетические и лексические навыки посредством использования игр.
III. Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими).
Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Курс внеурочной деятельности «Happy English» для обучающихся 2 классов рассчитан на 1 час в неделю, что соответствует 34 часам в год, которые позволяют формировать воспитательную и информативную ценность обучения иностранному языку, проявляясь во вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. Календарно – тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №3».
Структура курса
Программа состоит из 34 учебных часов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач. По данной программе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется буквам и звукам, расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов. Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на занятиях английского языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности. Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, парная, групповая. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, изобразительной, физической и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов, занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Место проведения занятий
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
изобразительная деятельность;
постановка драматических сценок;
прослушивание песен и стихов;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком.
Личностные результаты
Под личностными результатами освоения внеурочного курса понимается система ценностных отношений учащихся к себе, другим ученикам, самому учебному процессу и его результату. Личностными результатами изучения английского языка в начальной школе являются:
формирование гражданской идентичности личности;
формирование доброжелательности, уважения и толерантности к другим странам и народам;
формирование готовности и способности к саморазвитию;
формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе и иностранного, как основного средства общения между людьми.
Метапредметные результаты
Под метапредметными результатами освоения курса понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметными результатам изучения языка являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими;
развитие коммуникативных способностей, расширение лингвистического кругозора школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения внеурочного курса «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на английском языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации данной программы обучающиеся должны:
Знать/понимать:
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях;
получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, мир, знания).
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся
в результате занятий
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Формы учета знаний, умений;
системы материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения обучающихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способом определения результативности программы является: диагностика, проводимая в конце раздела в виде естественно-педагогического наблюдения.
Форма подведения итогов
Итоговой работой по завершению каждой темы могут являться сценические постановки, игры, конкурсы.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Знакомство с английским языком. Интернациональные слова. | 1ч | |
2 | Буквы «А, В, С». Названия животных. | 1ч | |
3 | Аудирование диалога «Спортивный праздник». | 1ч | |
4 | Буквы «D, E,F». Глагол «уметь». | 1ч | |
5 | Буквы «G, H, I». Новый артист – знакомство. | 1ч | |
6 | Буквы «J, K, L». Аудирование диалога «Алиса в гостях у артистов». | 1ч | |
7 | Буквы «M, N, О». Школьные принадлежности. | 1ч | |
8 | Чтение гласной «А» в закрытом слоге. | 1ч | |
9 | Буквы «T, U, V». Праздник осени. | 1ч | |
10 | Буквы «W, X, Y». Чтение гласной «Е» в закрытом слоге. | 1ч | |
11 | Буква «Z». Поход в зоопарк. | 1ч | |
12 | Лексика по теме «Моя семья». | 1ч | |
13 | Домашние животные – короткий рассказ. | 1ч | |
14 | Чтение гласной «I» в закрытом слоге. | 1ч | |
15 | Аудирование текста «Ферма Джона». | 1ч | |
16 | Лексика по теме: Мои спортивные увлечения. | 1ч | |
17 | Игра – викторина «Алфавит». | 1ч | |
18 | Лексика по теме «Где ты живешь». Диалог – расспрос. | 1ч | |
19 | Чтение гласных в открытом слоге. | 1ч | |
20 | Описание внешности и характера. | 1ч | |
21 | Чтение гласной «О» в закрытом слоге. | 1ч | |
22 | Считаем животных. | 1ч | |
23 | Правила чтения буквы «С». | 1ч | |
24 | Описание внешности друга | 1ч | |
25 | Формы глагола «быть» в настоящем времени. | 1ч | |
26 | Чтение гласной «Y» в закрытом и открытом слоге. | 1ч | |
27 | Выражения несогласия. Этикетный диалог. | 1ч | |
28 | Буквосочетание «th». | 1ч | |
29 | Артикли в английском языке. | 1ч | |
30 | Личные местоимения. | 1ч | |
31 | Порядок слов в предложении. | 1ч | |
32 | Буквосочетания «sh, ch». | 1ч | |
33 | Обобщение правил чтения. | 1ч | |
34 | Детские стихи. Конкурс «Я умею читать». | 1ч | |
Предметное содержание, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные ФГОС НОО, примерной программой по иностранному языку.
Для обеспечения успешного выполнения программы используются следующие материально-технические ресурсы:
дидактический материал, наглядность (рисунки, фото, картинки, карточки и др.);
мультимедиа, а также цветная бумага, карандаши, альбомы, раскраски по темам, мяч, мягкие игрушки.
Список литературы
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2011г.- 223с.-(стандарты второго поколения).
2. Биболетова М.З. и др. Enjoy English-2: книга для учителя/М.З. Биболетова.-Обнинск: Титул, 2013г.
3. . Биболетова М.З. и др. Рабочая программа курса английского языка к «УМК» «Английский с удовольствием»/Enjoy English для 2-4 кл.- Обнинск: Титул, 2013 г.