СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана на основе примерной программы Г.А. Ворониной в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании Заместитель директора Директор МБОУ СШ №1

педагогического совета по ВР

Протокол №1 от 29.08.2019г. __________/Л.И.Кривовяз/ _____________/А.А.Казаков/

Приказ № 63/1 о-д

от 29.08.2019г.







Рабочая программа


внеурочной деятельности


«Подвижные игры»


Возраст детей – 9 - 11 лет


Срок реализации 2019 – 2020г.


Маменков Алексей Анатолье6вич – учитель физической культуры








Демидов

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Подвижные игры» для 4 класса разработана на основе примерной программы Г.А. Ворониной  в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» - приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

- приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"; - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;

- Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;

Актуальность данной программы заключается в том, что подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.  Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Новизна: Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.


Цель программы сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.


Задачи:

  • - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;

  • - выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и  подвижных играх;

  • - учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации  отдыха,      повышения работоспособности  и укрепления здоровья;

  • -развивать умения ориентироваться в пространства;

  • - развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

  • -создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • - развивать активность и самостоятельность;

  • -обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,  применению их в различных по сложности условиях.


Программа рассчитана на детей 9 – 11лет. Она имеет физкультурно-спортивную направленность.

Место курса в учебном плане внеурочной деятельности

Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 4 классе – 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40-45 минут.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

➢ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

➢ Проговаривать последовательность действий на уроке.

➢ Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану

. ➢ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

➢ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

➢ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1. Познавательные УУД:

➢ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

➢ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ➢ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

➢ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

➢ Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД:

➢ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

➢ Слушать и понимать речь других.

➢ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

➢ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Формы проведения занятий:

  • подвижных игр,

  • народных оздоровительных игр,

  • прогулок,

  • спортивно-оздоровительных часов,

  • физкультурных праздников,

  • спортивных соревнований.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

При проведении занятий можно выделить два направления: 

оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.



Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество часов

Теория

Практика

1

Основы знаний о народной подвижной игре

4

1

3

2

Игры на свежем воздухе

8


8

3

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

1


4

Игры – эстафеты

8


8

5

Зимние забавы

8


8

6

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств

7


7

7

Подвижные игры. Основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры

14


14

8

Подвижные игры разных народов

14


14

9

Итоговые занятия

2


2


Всего:

66

2

64





КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата


Введение. Основы знаний о народной  подвижной игре.

4


1

Что такое народная игра?  Познакомить с историей народной подвижной  игры. Понятие правил игры.  Пятнашки.

1


2

Пятнашки. Фанты.

1


3

Салки. Кошки – мышки.

1


4

Горелки. Блуждающий мяч.

1



Игры на свежем воздухе.

8


5-6

Русские народные игры. «Ловушка».

2


7-8

«Волк во рву», «Гуси – гуси»

2


9-10

Групповые игры. «Охотник и сторож»

2


11-12

Групповые игры.  «Карусель», «Совушка»

2



Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1


13

Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек

1



Игры-эстафеты.

8


14-15

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

2


16-17

Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

2


18-19

Эстафеты с бегом и прыжками.

2


20-21

Эстафеты с преодолением препятствий.

2



Зимние забавы

8


22

Зимой на воздухе. «Городки».

1


23-24

Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов»

2


25-26

Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров»

2


27-28

Эстафета на санках

2


29

Лыжные гонки

1



Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

7


30-31

Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»

2


32-33

Упражнения со скакалками

2


34

Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

1


35-36

Упражнения с обручами

2



Подвижные игры,  основанные на элементах гимнастики с основами акробатики,  легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

14


37

Подвижные игры с элементами лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета».

1


38

«День и     ночь», «Попади в ворота»

1


39-40

Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору»,

 «Совушка»

2


41-42

Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «Чехарда», «Тараканьи бега», «Заяц без логова».

2


43-44

Подвижные игры с элементами легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»

2


45-46

Подвижные игры с элементами легкой атлетики: «Два мороза», «Невод»

2


47-48

Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и   утки»

2


49-50

Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Поймал – садись», «Перестрелка», «Два огня».

2



Подвижные игры разных народов.

14


51-52

Игры русского народа.  «Гуси-лебеди»,  

«Обыкновенные жмурки».

2


53-54

Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки».

2


55-56

Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

2


57

Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

1


58

Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».     

1


59

Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». 

1


60

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».  

1


61-62

Игры чувашского народа.  «Хищник в море»,  «Рыбки».     

2


63-64

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»   

2



Итоговые занятия

2


65

Спортивные эстафеты «Преодоление полосы препятствий».

1


66

Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

1



ИТОГО:

66







ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 1990.

  2. Г.А. Воронина.  Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников». Киров, КИПК и ПРО, 2007

  3. В.К. Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980

  4. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М.  Просвещение, 1977г.