МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании Заместитель директора Директор МБОУ СШ №1
педагогического совета по ВР
Протокол №1 от 29.08.2019г. __________/Л.И.Кривовяз/ _____________/А.А.Казаков/
Приказ № 63/1 о-д
от 29.08.2019г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
Возраст детей – 9 - 11 лет
Срок реализации 2019 – 2020г.
Маменков Алексей Анатолье6вич – учитель физической культуры
Демидов
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Подвижные игры» для 4 класса разработана на основе примерной программы Г.А. Ворониной в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» - приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"; - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;
- Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;
Актуальность данной программы заключается в том, что подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Новизна: Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространства;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Программа рассчитана на детей 9 – 11лет. Она имеет физкультурно-спортивную направленность.
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности
Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 4 классе – 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40-45 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
➢ личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
➢ метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
➢ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
➢ Проговаривать последовательность действий на уроке.
➢ Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану
. ➢ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
➢ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
➢ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
➢ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
➢ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ➢ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
➢ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
➢ Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД:
➢ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
➢ Слушать и понимать речь других.
➢ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
➢ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Формы проведения занятий:
подвижных игр,
народных оздоровительных игр,
прогулок,
спортивно-оздоровительных часов,
физкультурных праздников,
спортивных соревнований.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Основы знаний о народной подвижной игре | 4 | 1 | 3 |
2 | Игры на свежем воздухе | 8 | | 8 |
3 | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 | 1 | |
4 | Игры – эстафеты | 8 | | 8 |
5 | Зимние забавы | 8 | | 8 |
6 | Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств | 7 | | 7 |
7 | Подвижные игры. Основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры | 14 | | 14 |
8 | Подвижные игры разных народов | 14 | | 14 |
9 | Итоговые занятия | 2 | | 2 |
| Всего: | 66 | 2 | 64 |
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата |
| Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. | 4 | |
1 | Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Понятие правил игры. Пятнашки. | 1 | |
2 | Пятнашки. Фанты. | 1 | |
3 | Салки. Кошки – мышки. | 1 | |
4 | Горелки. Блуждающий мяч. | 1 | |
| Игры на свежем воздухе. | 8 | |
5-6 | Русские народные игры. «Ловушка». | 2 | |
7-8 | «Волк во рву», «Гуси – гуси» | 2 | |
9-10 | Групповые игры. «Охотник и сторож» | 2 | |
11-12 | Групповые игры. «Карусель», «Совушка» | 2 | |
| Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 | |
13 | Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек | 1 | |
| Игры-эстафеты. | 8 | |
14-15 | Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». | 2 | |
16-17 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | 2 | |
18-19 | Эстафеты с бегом и прыжками. | 2 | |
20-21 | Эстафеты с преодолением препятствий. | 2 | |
| Зимние забавы | 8 | |
22 | Зимой на воздухе. «Городки». | 1 | |
23-24 | Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов» | 2 | |
25-26 | Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров» | 2 | |
27-28 | Эстафета на санках | 2 | |
29 | Лыжные гонки | 1 | |
| Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 7 | |
30-31 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча» | 2 | |
32-33 | Упражнения со скакалками | 2 | |
34 | Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. | 1 | |
35-36 | Упражнения с обручами | 2 | |
| Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры. | 14 | |
37 | Подвижные игры с элементами лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета». | 1 | |
38 | «День и ночь», «Попади в ворота» | 1 | |
39-40 | Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка» | 2 | |
41-42 | Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «Чехарда», «Тараканьи бега», «Заяц без логова». | 2 | |
43-44 | Подвижные игры с элементами легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву» | 2 | |
45-46 | Подвижные игры с элементами легкой атлетики: «Два мороза», «Невод» | 2 | |
47-48 | Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» | 2 | |
49-50 | Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Поймал – садись», «Перестрелка», «Два огня». | 2 | |
| Подвижные игры разных народов. | 14 | |
51-52 | Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». | 2 | |
53-54 | Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». | 2 | |
55-56 | Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». | 2 | |
57 | Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» | 1 | |
58 | Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки». | 1 | |
59 | Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». | 1 | |
60 | Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек». | 1 | |
61-62 | Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». | 2 | |
63-64 | Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча» | 2 | |
| Итоговые занятия | 2 | |
65 | Спортивные эстафеты «Преодоление полосы препятствий». | 1 | |
66 | Праздник здоровья и подвижной народной игры. | 1 | |
| ИТОГО: | 66 | |
ЛИТЕРАТУРА
Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Г.А. Воронина. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников». Киров, КИПК и ПРО, 2007
В.К. Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980
В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.