МОБУ СОШ №19
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
для 2 «Г» класса
количество часов в год 60ч.
количество часов в неделю 2 ч.
Учитель: Бережная О.Ю.
г-к.Сочи.2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» для 2 класса разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Раменской средней общеобразовательной школы №5 с учетом Примерной программы начального общего образования и авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л. В. «Занимательный русский язык» М.: Издательство РОСТ, 2012.
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Согласно учебному плану на изучение курса «Занимательный русский язык» отводится во 2 классе 60 часов в год.
Рабочая программа ориентирована на авторскую программу Мищенковой Л. В. «Занимательный русский язык», 2012 г. Срок реализации учебной программы – 4 года.
Учебно-методическое обеспечение
1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л. В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л. В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
Обучающийся научится:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Содержание учебного курса
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами – неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически - поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Формы организации внеурочной деятельности | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
1 | Знакомство с тетрадью. Что мы знаем о звуках и буквах. | Круглый стол | 1 | 02.10 | | |
2 | Что мы знаем о звуках и буквах. | Занятие-путешествие | 1 | 04.10 | | |
3-4 | Что такое лексика? | Занятие-игра | 2 | 07.10 | | |
Викторина | 16.10 | | |
5-6 | Однозначные и многозначные слова | Круглый стол | 2 | 18.10 | | |
Конкурс | 21.10 | | |
7 | Игротека | Занятие-игра | 1 | 23.10 | | |
8-9 | Слова - богатыри | Викторина | 2 | 25.10 | | |
Занятие-путешествие | 30.10 | | |
10 | Слова – наоборот (антонимы) | Викторина | 1 | 01.11 | | |
11-12 | Пословица недаром молвится | Конкурс | 2 | 08.11 | | |
Занятие-игра | 13.11 | | |
13-14 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | Круглый стол | 2 | 15.11 | | |
Викторина | 27.11 | | |
15 | Игротека | Занятие-игра | 1 | 29.11 | | |
16 | И снова пословицы … | Практическое занятие | 1 | 04.12 | | |
17-18 | Играем со словарными словами | Викторина Занятие-путешествие | 2 | 06.12 | | |
11.12 | | |
19-20 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | Практическое занятие | 2 | 13.12 | | |
Занятие-игра | 18.12 | | |
21-22 | Анаграммы | Практическое занятие | 2 | 20.12 | | |
Круглый стол | 23.12 | | |
23 | Игротека | Практическое занятие | 1 | 25.12 | | |
24-25 | Секреты некоторых букв | Занятие-путешествие | 2 | 27.12 | | |
Викторина | 10.01 | | |
26-27 | Шарады, анаграммы, метаграммы. | Круглый стол | 2 | 15.01 | | |
Занятие-игра | 17.01 | | |
28 | Ещё раз о синонимах, антонимах | Занятие-путешествие | 1 | 22.01 | | |
29 | Игротека | Викторина | 1 | 24.01 | | |
30-31 | Слова, обозначающие предметы. | Занятие-игра | 2 | 29.01 | | | |
Ролевая игра | 31.01 | | | |
32-33 | Слова, обозначающие действие. | Занятие-игра | 2 | 05.02 | | |
Занятие-путешествие | 07.02 | | |
34-35 | Слова, обозначающие признаки. | Круглый стол | 2 | 12.02 | | |
14.02 | | |
36 | Игротека | Занятие-путешествие | 1 | 19.02 | | |
37-38 | Текст. Тема. Главная мысль. | Занятие-игра | 2 | 21.02 | | |
Викторина | 26.02 | | |
39-40 | Заголовок - всему голова. | Круглый стол | 2 | 28.02 | | |
Конкурс | 04.03 | | |
41-42 | Работаем с фразеологизмами. | Занятие-путешествие | 2 | 06.03 | | |
Викторина | 11.03 | | |
43-44 | Игротека | Занятие-игра | 2 | 13.03 | | |
Викторина | 18.03 | | |
45-46 | И снова пословицы | Конкурс | 2 | 20.03 | | |
Занятие-игра | 25.03 | | |
47-48 | Ещё раз о фразеологизмах | Круглый стол | 2 | 27.03 | | |
Круглый стол | 08.04 | | |
49-50 | Русские народные загадки | Занятие-путешествие | 2 | 10.04 | | |
Занятие-игра | 15.04 | | |
51-52 | Игротека | Викторина | 2 | 17.04 | | |
Круглый стол | 22.04 | | |
53-54 | И снова словарные слова | Конкурс | 2 | 24.04 | | |
Занятие-путешествие | 27.04 | | |
55-57 | Учимся различать части речи. | Викторина | 3 | 02.05 | | |
Занятие-игра | 06.05 | | |
Викторина | 08.05 | | |
58-60 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | Конкурс | 3 | 13.05 | | |
Круглый стол | 15.05 | | |
Занятие-путешествие | 20.05 | | |
61 | Игротека | Занятие-игра | 1 | 22.05 | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
8