муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»
Ростовской области
| | «Утверждаю» И.О.директора МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» Приказ от«___» _________20__г. № __ ______________ /______________/ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по информационным технологиям
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование, 1-а классы
Количество часов 33
Учитель Назарьева Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы (В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.) и авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)»
2016 - 2017 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Информационные технологии» для учащихся 1 классов разработана с учетом следующих нормативных актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.
Информатика. Учебник, 1-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч., М.: Баласс 2012, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
Информатика (Информатика в играх и задачах) Методич. рекоменд. для учителя по курсу информатики, М.: Баласс 2012, Козлова С. А., Рубин А. Г., Горячев А. В.
Цели изучения «Информационных технологий»:
- формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
- подготовка школьника к последующей профессиональной деятельности;
- овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
Задачи курса:
обучающие:
• формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
• знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
• приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
• формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении различных практических задач;
• формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
• формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
• формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотеках.
воспитательные:
• формировать умения описывать объекты реальной действительности, то есть представлять информацию о них различными способами;
• формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
• сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
развивающие:
• развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, то есть умения работать с информацией (правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой);
• содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности , что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
2. Предполагаемые результаты реализации программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника | |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- Познавательные универсальные действия
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов | |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий | |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства | |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию | |
кодировать и декодировать предложенную информацию | кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
- Регулятивные универсальные действия
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия | |
осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия | |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия | |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
- Коммуникативные универсальные действия
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы «Занимательная информатика» являются следующие знания и умения:
Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения знания:
- Название цветов, форм и размеров предметов, названия и последовательность чисел
- Владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия», «отрицание», «правда», «ложь», «древо», «графы»
Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения умений: выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; располагать предметы, объекты симметрично; находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.
3. Содержание программы
Содержание программы направленно на развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Настоящая образовательная программа дает возможность учащимся 1 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность настоящей образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРЕДМЕТОВ Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
2. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И ЕГО ОПИСАНИЕ Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
3.МНОЖЕСТВА Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. Действия с множествами.
4.ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчёт вариантов.
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина г. Шахты на изучение курса информационные технологии выделено в 1-х классах 33 час в год, 1 учебный час в неделю во внеурочное время
4. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Отслеживание результатов обученности обучающихся |
аудиторные | внеаудиторные |
| |
Отличительные признаки предметов |
1 | 7.09 | | Цвет предметов | 1 | | 1. Задание «Назови цвет». 2. Игра «Что такого цвета?» 3. Игра «Бывает – не бывает» (физпауза). 4. Загадки, задачи-шутки. 5. Работа в тетради | Исследовательская деятельность. |
2 | 14.09 | | Форма предметов | | 1 | 1. Игра «Назови цвет» (с мячом). 2. Игра «назови форму» (с мячом). 3. Игра «Что такой формы?». 4.Игра «Бывает – не бывает» (физпауза). 5. Загадки, задачи-шутки. | Исследовательская деятельность. |
3 | 21.09 | | Размер предметов | | 1 | 1. Игра «Кто большой?» 3. Задание: вставь пропущенные слова. 4. Игра «Карлики – Великаны» 7. Игра «Говори наоборот» (с мячом). 8. Загадки, задачи – шутки. | Исследовательская деятельность. |
4-5 | 28.09 05.10 | | Название предметов | 1 | 1 | 1. Игры: 1) Игра «Рыба, птица, зверь…»; 2) Игра «Цветок, дерево, фрукт, овощ…» 2. Игра «Найди лишнего». 3. Игра «Продолжи ряд». 4. Загадки, задачи – шутки. 5. Работа в тетради | Исследовательская деятельность. |
6-7 | 12.10 19.10 | | Признаки предметов | 1 | 1 | 1. Задание: Опиши предмет. 2.Задание: сравни предметы. 3. игра «Угадай предмет». 4. Игра «Бывает – не бывает» (физпауза). 5. Загадки, задачи – шутки. 6. Работа в тетради | Исследовательская деятельность. |
8-9 | 26.10 02.11 | | Состав предметов | 1 | 1 | 1. Задание: из чего состоит предмет. 2. Игра «Угадай предмет». 3. Игра «Найди отличия». 4. Загадки, задачи – шутки. 5. Работа в тетради | Исследовательская деятельность. |
План действий и его описание |
10 | 16.11 | | Понятия «равно», «не равно» | | 1 | 1. Игра «Покажем столько же». 2. Игра «Ночь». 3. Игра «Прыгни столько же» 4. Задачи – шутки. 5. Загадки. | Исследовательская деятельность. |
11 | 23.11 | | Отношения «больше» и «меньше» | | 1 | 1. Игра «Прыгни больше (меньше)» 2. Игра «Угадай – ка». 3. Игра «Закончи предложение». 4. Задачи – шутки, загадки. | Исследовательская деятельность. |
12 | 30.11 | | Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» | 1 | | 1. Повторение. 2. Игра «Зарядка» (физпауза). 3. Игры: а) «Нарисуй сверху (снизу)»; «Нарисуй справа (слева)». 4. Упражнения со счетными палочками. 5. Загадки, задачи – шутки 6. Работа в тетради . | Исследовательская деятельность. |
13 | 07.12 | | Действия предметов | | 1 | 1. Повторение. 2. Игра «Назови действия» (с мячом). 3. Игра «Бывает – не бывает» 4. Задание «Опиши предмет». 5. Задание «Угадай предмет». 6. Загадки, задачи – шутки. | Исследовательская деятельность. |
14-15 | 14.12 21.12 | | Последовательность событий | 1 | 1 | 1. Повторение. 2. Игры: а) «Кем (чем) будет..?»; б) «Кем (чем) был..?» 3. Задания в тетради. 4. Игра «Придумай продолжение». 5. Игра «Расскажи сказку». 6. Игра «Ухо – нос» 7. Загадки, задачи – шутки. | Исследовательская деятельность. |
16 | 28.12 | | Порядок действий | 1 | | 1. Игра «Выполни действия». 2. Задания в тетради. 3. Загадки. | Исследовательская деятельность. |
Приемы построения и описания моделей |
17 | 11.01 | | Цифры | | 1 | 1. Задание: «Придумай пример». 2. Игра «Убираем цифры». 3. Игра «Следующее (предыдущее) число» (с мячом). 4. Игра «Прыгни больше (меньше)» 5. Загадки, задачи – шутки. | Исследовательская деятельность. |
18 | 18.01 | | Возрастание, убывание | | 1 | 1. Игры. 2. Игра «Расставь по росту». 3. Игра «Угадайка». 4. Загадки. | Исследовательская деятельность. |
19 | 25.01 | | Множество и его элементы | | 1 | 1. Повторение. 2. Игры: а) «Рыба, птица, зверь…» (с мячом); б) «Цветок, дерево, фрукт, овощ…». 3. Игра «Назови множество». 4. Игра «Я знаю…». 5. Загадки, задачи – шутки. | Исследовательская деятельность. |
20 | 01.02 | | Способы задания множеств | 1 | | 1. Игра «перечисли множество». 2. Задания в тетради. 3. Игра «Назови множество». 4. Игра «Найди лишнего» (физпауза). 5. Загадки, задачи – шутки. | Исследовательская деятельность. |
21-22 | 08.02 22.02 | | Сравнение множеств | 1 | 1 | 1. Игра «Угадай-ка». 2. Задание «Сравни Множества». 3. Игра «Прыгни больше (меньше)» (физпауза). 4. Игра «Съедобное – несъедобное» (с мячом) 5. Задания в тетради. 6 Загадки. | Исследовательская деятельность. |
23-24 | 01.03 15.03 | | Отображение множеств | 1 | 1 | 1. Игра «Слово на букву…». 2. Игра «Слово, соберись». 3. Задания в тетради. 4. Загадки, задачи-шутки. | Исследовательская деятельность. |
25 | 22.03 | | Кодирование | 1 | | 1. Повторение. 2. Задания в тетради. 3. Игра «Выбираем капитана» (физпауза). 4. Игра «Слово на букву…» 5. Загадки, задачи-шутки. | Исследовательская деятельность. |
26 | 05.04 | | Симметрия фигур | 1 | | 1. игра «Зеркало» (физпауза). 2. Задания в тетради. 3. Задание: «Нарисуй сиссетричные фигуры» (на доске). 4. Задание: «Есть ли оси симметрии». 5. Загадки, задачи-шутки. | Исследовательская деятельность. |
Логические модели |
27 | 12.04 | | Отрицание | | 1 | 1. Игра «Говори наоборот» (с мячом). 2. Задание: «Найди противоположные свойства». 3. Игра «Сделай наоборот». 4. Игра «Говори наоборот» (с мячом). 5. Игра «Съедобное- несъедобное» 6. Игра «Найди себя». | Исследовательская деятельность. |
28-29 | 19.04 26.04 | | Понятия «истина» и «ложь» | 1 | 1 | 1. Задания в тетради 2. Игра «исправь ошибку». 3. Задание: «Дай истинное название». 4. Игра «Бывает- не бывает» 5. Задания: «Говори истину», «говори ложь». 6. Загадки. | Исследовательская деятельность. |
30 | 03.05 | | Понятие «дерево» | | 1 | 1. Игра «Выращивание дерева». 2. Задание 19 (а, б) в тетради. 3. Игра «Найди на дереве…» 4. Игра «Угадай, что загадали». 5. Загадки, задачи-шутки. | Исследовательская деятельность. |
31 32 | 10.05 17.05 | | Графы | 1 | 1 | 1. Задание: «Сосчитай пути». 2. Игра «Сколько путей?» 3. Задания в тетради 4. Игра «Составь меню». 5. Загадки. | Исследовательская деятельность. |
33 | 24.05 | | Комбинаторика | | 1 | 1. Игра «Угадай, сколько фишек в каждой руке». 2. Игра «Займи домик» 3. Игра «Карлики-Великаны» 4. Игра «Разложи квадраты». 5. Старинна народная задача «Галки и палки». 6. Загадки, задачи-шутки. | Исследовательская деятельность. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания научно-методического совета МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» от «___» _________ 20__г. №____ ___________ /_______________/ Подпись руководителя МО, ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Т. В. Астраханцева/ ФИО «___» _________20__г. |