МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Шолоховского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО Руководитель МС _____________________ С,И. Романова Протокол № от «__» __________2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ____________________ Чукарина Т.В. Приказ №___ От «__»____________2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______________________ С.И. Романова Приказ №___ От «__»______________2023 г. |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Футбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8 – 12 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Количество часов: 102
Разработчик: Одинцов И.А.- учитель физической культуры
ст. Базковская
год
1 Пояснительная записка
Основным преимуществом дополнительного образования является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе обучающиеся получают объём знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию физической, социальной, духовной одаренности могут способствовать занятий в системе дополнительного образования.
Рабочая программа «Футбол» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Образовании Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся от 31 июля 2020 г.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Устав МБОУ «Базковская СОШ».
Направленность программы– физкультурно-спортивная.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, отличительная особенность программы, адресат, уровень, объём и срок освоения, особенности реализации программы, формы обучения.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается интерес подрастающего поколения к различным видам спорта, в то время как реализация программы данной направленности в системе дополнительного образования способствует физическому совершенствованию учащихся, приобщению к здоровому образу жизни, воспитанию спортивного резерва нации, направлена на обеспечение духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся.
Новизна программа отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, а именно:
- дополнительные общеобразовательные программы должны быть вариативными, что связанно с обеспечением разнообразия дополнительного образования исходя из запросов, интересов и жизненного самоопределения детей;
- качественного дополнительного образования для разных социальных групп, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от территории их проживания должно быть доступным;
- инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися;
- в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта необходимо создать условия для вовлечения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, развивать командные и индивидуальные виды деятельности, способствующие физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему воспитанию детей.
Учитывая специфику дополнительного образования, Программа позволяет охватывать значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя при этом посильные требования в процессе обучения. Программа позволяет заняться футболом с «нуля».
Педагогическая целесообразность программы – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в научно-практической деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие творческих способностей личности. Создаёт условия для полноценного развития творческих способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям.
Отличительная особенность программы: является упор на обучение и совершенствование технических приемов и тактических действий, развитие физических способностей, формирование знаний по теории и методике игры в футбол, что позволяет достигнуть более высокого результата. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.
Адресат: Дополнительная общеобразовательная программа «Футбол» рассчитана на 1 год обучения. Для успешного освоения программы численность обучающихся в объединении должна оставлять 17-20 человек. Возраст обучающихся 8- 12 лет. На обучение по данной Программе зачисляются все желающие заниматься данным видом спорта и не имеющих медицинских противопоказаний, на основании заявления родителей (законных представителей).
Уровень: стартовый
Объём и срок освоения: краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа имеет базовый уровень, тематический план на количество занятий – 102 часа в год. Режим: 1 год обучения – 1 раза в неделю по 1 часу и 1 раз в неделю 2 часа; продолжительность занятия 45 минут с установленным перерывом в соответствии с СанПин.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная
Формы подведения итогов реализации: контрольные испытания, соревнования.
Цели, задачи и планируемые результаты программы.
Цель – создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей посредством приобщения к регулярным занятиям футболом, формирование навыков здорового образа жизни, приобщение к регулярным занятиям спортом.
Задачи:
Образовательные задачи:
ознакомление с видом спорта футбол, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые во время тренировочного процесса;
Развивающие задачи:
укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
способствовать разностороннему физическому развитию, укреплять здоровье, закаливать организм;
целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;
расширять спортивный кругозор.
Воспитательные задачи:
формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи обучающихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: будут сформированы внутренняя позиция обучающегося в области физической культуры, адекватная мотивация к занятиям физической культурой и спортом, ориентация на здоровый образ жизни
Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
приобретут теоретический знания об истории развития футбола; о режиме дня, закаливании организма, здоровом образе жизни; о требованиях к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; о требованиях техники безопасности при занятиях футболом.
Предметные результаты: характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
излагать факты истории развития футбола, характеризовать его роль и значение в жизнедеятельности человека;
технически правильно осуществлять двигательные действия, меняющиеся в футболе‚ использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
соблюдать требования техники безопасности на занятиях футбола;
знать терминологию и правила игры в футбол;
соблюдать правила игры;
регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований.
2 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | | Количество часов | Форма контроля, аттестации |
Теория | Практика | Всего |
Раздел 1 Теория |
1.1 | Тема: Развитие футбола в России и за рубежом. | 1 | - | 1 | опросы |
1.2 | Тема: Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Спортивный массаж. | 1 | - | 1 | опросы |
1.3 | Тема: Правила игры. Организация и проведение соревнований. | 1 | - | 1 | опросы |
1.4 | Тема: Гигиенические знания и навыки. | 1 | - | 1 | опросы |
1.5 | Тема: Влияние физических упражнений на организм занимающихся. | 1 | - | 1 | опросы |
| | 6 | | 6 | |
Раздел 2 Практика |
2.1 | Общая физическая подготовка | - | 36 | 36 | Игры, соревнования |
2.2 | Специальная физическая подготовка | - | 16 | 16 | Игры, соревнования |
2.3 | Техническая подготовка | - | 20 | 20 | Игры, соревнования |
2.4 | Тактическая подготовка | - | 18 | 18 | Игры, соревнования |
2.5 | Учебные и тренировочные соревнования | - | 4 | 4 | Товарищеские встречи, игры, соревнования школьного и муниципального уровня |
2.6 | Контрольные испытания | - | 2 | 2 | Контрольные испытания |
Итого: | 6 | 96 | 102 | |
2.2. Содержание учебного плана
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт.
Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.
Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
-методы упражнений;
-игровой;
-соревновательный;
-круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
-в целом;
-по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Содержание программы. Физическая подготовка
(для всех групп занимающихся)
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения.
Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления. Направление движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях — наклоны, повороты туловища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами— броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2—4 кг).
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Акробатические упражнения.
Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты.
Игры с мячом;
игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения.
Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500 м.
Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста).
Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
Метания.
Гимнастические упражнения.
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца;
опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития силы.
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).
В упоре лежа хлопки ладонями.
Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты.
Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях).
Бег с изменением направления (до 180°). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. д. Челночный бег 2x10 м, 4X5 м, 4X10 м, 2X15 м и т. п. Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. Бег боком и спиной вперед (на 10-20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками, стоящими или медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Переменный и повторный бег с мячом.
Двусторонние игры. Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин., например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге).
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега — выпадом, прыжком и переступанием.
Техника и тактика игры
Техника игры.
Удары по мячу ногой. Удары подъемом (внешней, внутренней частью и серединой), стопой (внутренней и внешней стороной) по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу Удары пяткой (назад) по катящемуся мячу. Резаные удары (внутренней и внешней частью подъема по катящемуся вперед, навстречу и сбоку мячу). Удары с полулета (всеми способами). Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с разбега по летящему с различной скоростью и траекторией мячу. Удары вниз и верхом, вперед, в стороны и назад (по ходу полета мяча), посылая мяч на короткое и среднее расстояние с пассивным и активным сопротивлением, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара. Резаные удары боковой частью лба. Перевод мяча лбом. Удары на точность.
Остановка мяча.
Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом на 90° (в зависимости от расположения игроков противника и создавшейся игровой обстановки). Остановка грудью летящего мяча с поворотом на 90°. Остановка опускающегося мяча бедром и лбом. Остановка изученными способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с разных расстояний и направлений; на высокой скорости движения с последующим ударом или рывком.
Ведение мяча.
Ведение серединой подъема, носком и внутренней стороной стопы. Ложные движения (финты). При ведении имитировать остановку мяча подошвой или удар пяткой назад (без касания или с касанием мяча подошвой) и рывком вперед уйти с мячом. Быстро отвести мяч подошвой ноги под себя — уйти с мячом вперед. Быстро отвести мяч ногой под себя — повернуться и уйти с мячом в сторону или назад. При ведении неожиданно остановить мяч, оставив его партнеру, находящемуся за спиной, и уйти без мяча вперед, увлекая за собой соперника («скрещивание»). Ложная передача мяча партнеру.
Отбор мяча.
Отбор мяча у соперника накладыванием стопы на мяч, выполняя ложные движения и вызывая противника на определенные действия с мячом с целью его отбора.
Вбрасывание мяча.
Вбрасывание из-за боковой линии с места - положения, параллельного расположению ступней ног. Вбрасывание мяча изученными способами с разбега: на точность и дальность (по коридору шириной 2—3 м). Техника игры вратаря. Ловля в броске мяча, летящего в сторону от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен. Ловля катящегося в сторону мяча в броске. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением и в броске. Ловля опускающихся и прыгающих мячей. Отбивание ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих в сторону от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен. Отбивание ладонями, пальцами рук катящегося мяча в броске. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу на точность и дальность. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на дальность и точность. Выбивание мяча с рук и с полулета на точность и дальность. Выбивание мяча с земли и с рук на дальность и точность.
Тактика игры.
В нападении. Освобождение из-под опеки противника для получения мяча. Единоборство с соперниками, применяя обводку и ложные движения. Взаимодействие с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве защитников соперника, используя короткие и средние передачи. Атака со сменой и без смены мест флангом и через центр. «Скрещивание» и игра «в стенку». Тактические комбинации при выполнении стандартных положений.
В защите. Персональная опека и комбинированная оборона. Подстраховка и помощь партнеру. Действия при отражении атаки соперника при равном соотношении сил и при его численном преимуществе. Взаимодействие с вратарем. Выбор позиции и страховка партнера при атаке
противника флангом и через центр. Организация оборонительных действий при введении мяча в игру из стандартных положений.
Тактика вратаря. Организация построения «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот. Игра на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей. Руководство партнерами по обороне. Комбинации с защитниками при введении мяча в игру ударом от ворот.
Судейская практика. Судейская практика проводится в ходе учебных игр.
Соревнования
При подготовке юных футболистов по программе, предусматривается проведение соревнований:
1. Внутригрупповые. Проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, учебные игры по футболу.
2. Межгрупповые
3. Районные
3 Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема секционных занятий | Количество часов | Дата проведения |
1 | Т/Б и правила поведения на спортивной площадке и в спортивном зале. Подвижные игры с элементами футбола. | 1 | 06.09 |
2 | Правила игры. Подвижные игры с элементами футбола. | 2 | 07.09 |
3 | Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты. | 1 | 13.09 |
4 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. | 2 | 14.09 |
5 | Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой. | 1 | 20.09 |
6 | Ведение мяча с обводкой стоек. Понятие о травмах, их причины и профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Правильный рацион дня по питанию. | 2 | 21.09 |
7 | Совершенствование ведения мяча с обводкой стоек. | 1 | 27.09 |
8 | Челночный бег, совершенствование комбинаций из техники передвижений. | 2 | 28.09 |
9 | Передача мяча и остановка мяча в парах на месте. | 1 | 04.10 |
10 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной и подошвой. | 2 | 05.10 |
11 | Совершенствование передачи мяча и остановки мяча в парах на месте. | 1 | 11.10 |
12 | Эстафеты с ведением мяча. | 2 | 12.10 |
13 | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. | 1 | 18.10 |
14 | Совершенствование ударов по мячу, остановки мяча. | 2 | 19.10 |
15 | Игра в квадрате. | 1 | 25.10 |
16 | Ввод мяча в игру. | 2 | 26.10 |
17 | Ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам. | 1 | 08.11 |
18 | Т/Б по футболу. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника и ударом по воротам. | 2 | 09.11 |
19 | Ведение мяча с активным сопротивлением защитника и ударом по воротам. | 1 | 15.11 |
20 | Эстафеты с ведением мяча. | 2 | 16.11 |
21 | Совершенствование остановки мяча внутренней стороной стопы и подошвой. | 1 | 22.11 |
22 | Остановка катящего мяча внешней стороной стопы. Уход за инвентарем и оборудованием. Выбор экипировки и уход за ней. | 2 | 23.11 |
23 | Остановка мяча грудью. | 1 | 29.11 |
24 | Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы. | 2 | 30.11 |
25 | Совершенствование остановки мяча. | 1 | 06.12 |
26 | Совершенствование культуры передачи мяча и остановки мяча в парах, тройках. | 2 | 07.12 |
27 | Жонглирование мячом. | 1 | 13.12 |
27 | Совершенствование передачи мяча на месте и в движении. Состав команды. Продолжительность матча. | 2 | 14.12 |
29 | Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема. | 1 | 20.12 |
30 | Удар по неподвижному мячу внешней частью подъема. | 2 | 21.12 |
31 | Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком. | 1 | 27.12 |
32 | Т/Б. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. | 2 | 28.12 |
33 | Удар по летящему мячу серединой подъема. | 1 | 10.01 |
34 | Удар по мячу серединой лба. | 2 | 11.01 |
35 | Совершенствование ударов по летящему мячу. | 1 | 17.01 |
36 | Игра в тройках с последующим ударом по воротам. | 2 | 18.01 |
37 | Обводка с помощью обманных движений (финтов). | 1 | 24.01 |
38 | Совершенствование техники обводки. | 2 | 25.01 |
39 | Умение найти свободное пространство и занять его. | 1 | 31.01 |
40 | Совершенствование техники открывания. Игра без мяча. | 2 | 01.02 |
41 | Игра вратаря. Ловля катящегося мяча. | 1 | 07.02 |
42 | Ловля мяча, летящего навстречу. | 2 | 08.02 |
43 | Ловля мяча сверху в прыжке. | 1 | 14.02 |
44 | Отбивание мяча кулаком в прыжке. | 2 | 15.02 |
45 | Игра в защите. Отбор мяча ударом ногой. | 1 | 21.02 |
46 | Отбор мяча перехватом. | 2 | 22.02 |
47 | Отбор мяча корпусом. | 1 | 28.02 |
48 | Отбор мяча в подкате. | 2 | 29.02 |
49 | Совершенствование техники отбора мяча. | 1 | 06.03 |
50 | Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. | 2 | 07.03 |
51 | Розыгрыш свободного удара. | 1 | 13.03 |
52 | Розыгрыш штрафного удара. | 2 | 14.03 |
53 | Т/Б. Розыгрыш углового удара. | 1 | 20.03 |
54 | Совершенствование розыгрыша стандартов. | 2 | 21.03 |
55 | Эстафеты на развитие скоростных способностей. | 1 | 03.04 |
56 | Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 2 | 04.04 |
57 | Игра в «Стенку». | 1 | 10.04 |
58 | Совершенствование игры в «стенку». | 2 | 11.04 |
59 | Тактика игры. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3. | 1 | 17.04 |
60 | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | 2 | 18.04 |
61 | Судейская практика. Судейство игры в футбол. | 1 | 24.04 |
62 | Подстраховка игроков. | 2 | 25.04 |
63 | Учебная игра с тактическими задачами. | 2 | 02.05 |
64 | Игра в квадрате с минимальным касанием мяча. | 1 | 08.05 |
65 | Двусторонняя учебная игра с разбором ошибок. | 1 | 15.05 |
66 | Пробитие 11 метрового удара. Совершенствование розыгрыша стандартов. Учебная игра | 2 | 16.05 |
67 | Товарищеская встреча по футболу | 1 | 22.05 |
68 | Контрольные испытания | 2 | 23.05 |
102 |
3.2. Оценочные материалы
Система контроля программы:
повседневное систематическое наблюдение;
текущий контроль активности и мотивации занимающихся;
участие в контрольных тестированиях;
участие в товарищеских встречах и соревнованиях различного уровня;
отслеживание динамики овладения программным материалом.
Комплекс контрольных испытаний
№ | Контрольные упражнения | |
1 | Бег 30 м с ведением мяча (сек) | 6,7 |
2 | Удар по мячу на дальность сумма ударов правой, левой ногой | 22 |
3 | Вбрасывание мяча рукой на дальность (м) | 8 |
4 | Удар по мячу на точность (число попаданий) | 3 |
5 | Жонглированием мячом (кол-во раз) | 5 |
3.3. Методическое обеспечение ДОП
Основная форма организации занятий по футболу – учебно-тренировочное занятие.
Занятие проводится с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий.
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи. К предстоящей необходимо психологически подготовить обучающихся, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность.
Учебная работа по программе проводится в форме теоретических и практических занятий. Теоретическая часть – это программный материал по теории футбола: правила поведения, основы гигиены, влияние физических упражнений на организм человека, техника и тактика футбола и т.п. На практических занятиях обучающиеся овладевают основами техники футбола. Программная методика обучения опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности. Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов. Во время обучения движениям меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации: от простого к сложному, и отражают разные формы и уровни обучения. Программа предусматривает групповые и парные задания, цель которых помочь уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности.
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
3.4. Материально-техническое обеспечение
МБОУ «Базковская СОШ» имеет необходимые материально-технические условия реализации этапов спортивной подготовки:
1) ворота футбольные;
2) футбольные мячи;
3) насос ручной, иглы;
4) держатель для мяча;
5) гимнастические скамейки;
6) маты гимнастические;
7) стенка гимнастическая;
8) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг;
9) скакалки;
10) свисток;
Кадровое обеспечение
Педагог, имеющие профильное среднее-специальное и высшее образование в области физической культуры и спорта.
3.5. Список литературы
1.Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки техники игры головой (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112 с.
2.Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки «техники реализации стандартных положений» (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 128 с.
3.Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112 с.
4.Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 80 с.
5.Голомазов С.В. Футбол. Универсальная техника атаки (Текст): Уч.- методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.: ТВТ
Дивизион, 2006. – 80 с.
6.Искусство подготовки высококлассных футболистов (Текст): Науч.- методич.пособие/ Под.ред.проф.Н.М.Люкшинова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. – 432 с.
7.Перепекин В.А. Восстановление работоспособности футболистов. – 2-е изд. – М.: Олимпия Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. – 112с. 34
8.Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет/ Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. – М.: Граница, 2008 – 272 с.
9.Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов (Текст): Уч.- методич.пособие/В.Н. Селуянов, С.К.Сарсания, К.С. Сарсания. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 192 с.
10.Футбол. Учебная программа для спортивных школ.
11.Чирва Б.Г. Футбол. Базовые элементы тактики зонного прессинга (текст): Уч. методич. пособие/Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 80 с.
12.Чирва Б., Голомазов С. Футбол. Игровые упражнения при сближенных воротах для обучения игре в штрафной площади футболистов 11-15 лет: Методические разработки для тренеров. Выпуск 22. – М., РГУФК, 2004. – 35 с.
13.Чирва Б.Г. Футбол. Методика совершенствования «техники эпизодов игры» (текст): Уч. методич. пособие/Б.Г. Чирва. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112 с.
14.Швыков И.А. Подготовка вратарей в футбольной школе. – 2-е изд. – М.: Олимпия Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. – 96 с., ил.
Перечень интернет ресурсов
Министерство спорта РФ www.minsport.gov.ru
Минпросвещения РФ https://edu.gov.ru
Российская федерация футбола http://www.rfs.ru
Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
2. Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 1978.
3. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.
5. Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1979.
6. Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.