РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания педагогического совета от . №____ |
на заседании МС
от №_____ | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А.И.Колдунова ________С.Н. Ходункова Приказ от №________
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Монастырщинская средняя школа
имени А.И.Колдунова
Рабочая программа секции «Футбол» Класс_2,3,4,5 Уровень общего образования: начальное, основное Учитель _Романов Николай Васильевич Срок реализации программы, учебный год_2018 - 2019 Количество часов по учебному плану -6 Планирование составлено на основе программы «Физическая культура 1-4, 5-9 классы» В.И. Лях,2016г., М. Просвещение, Программа Г.А. Колодницкого, В. С.Кузнецова, М. В. Маслова. Внеурочная деятельность. Футбол. - Москва, «Просвещение», 2011
Рабочую программу составил Романов Н.В. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса «Футбол» позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программа создана на основе курса обучения игре в футбол.
Программа решает основные задачи физического воспитания:
укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;
воспитание у школьников морально-нравственных качеств;
развитие основных двигательных качеств.
Материал программы дается в четырех разделах:
1. Основы знаний
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная подготовка
4. Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний обучающихся о собственном организме, гигиенических требованиях, избранном виде спорта, о возможностях человека.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и другие необходимые действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по футболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности обучающихся.
Выполнение задач обучения зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения.
Учебно-тренировочные занятия по «Футболу» проводятся 3 раз в неделю по 2 часа. Планирование занятий строится на основе учебных материалов, изложенных в данной программе. При планировании учитываются местные климатические условия.
Численный состав группы 15-20 человек.
Время занятия – 45 мин.
Основные задачи группы новичков:
Решаются определённые задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма;
привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;
участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
Ожидаемые результаты курса по спортивно-оздоровительному направлению «Футбол»
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол, привитие любви к спортивным играм.
1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе;
2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
1. об особенностях зарождения, истории футбола;
2. о физических качествах и правилах их тестирования;
3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятии футболом и правила его предупреждения;
4. уметь организовать самостоятельные занятия футболом, а также, с группой товарищей;
5. организовывать и проводить соревнования по футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.
Учащиеся должны уметь:
1. выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
2. владеть тактико – техническими приемами футбола;
3. знать основы судейства.
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьных соревнованиях. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные упражнения.
№ | Контрольные упражнения | Возраст (лет) |
9 | 10 |
1 | Бег 30 м (с) | 5,6 | 5,3 |
2 | Бег 300 м (с) | 72 | 61 |
3 | 6 – минутный бег (м.) | 1050 | 1150 |
4 | Прыжок в длину с места (см.) | 145 | 160 |
5 | Бег 30 м. с ведением мяча (с.) | 7,0 | 6,5 |
6 | Удар по мячу ногой на дальность (м.) | 25 | 35 |
7 | Жонглирование мячом (количество ударов) | 7 - 8 | 10 |
8 | Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий.) | 4 - 3 | 4 |
9 | Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.) | 12,0 | 11,5 |
10 | Бросок мяча рукой на дальность (м.) | 6 - 7 | 9 |
Результаты освоения курса «Футбол»
Программа курса «Футбол» предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы курса внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Содержание занятий
1. История возникновения футбола.
Футбол — одна из самых популярных командных игр в мире. География игры с мячом: страны Древнего Востока (Египет, Китай), Греция, Рим, Франция, Италия, Англия.
Откуда пошло название игры «футбол». Где и когда разработаны первые правила игры в футбол. Создание первых футбольных клубов.
Официальные международные правила игры в футбол (размер игрового поля, размер ворот, размер мяча, игра вратаря и др.).
2. Правила безопасности во время занятий юных футболистов
Правила поведения учащихся во время занятий, при передвижении к месту соревнований и обратно. Причины, приводящие к травматизму. Наиболее типичные травмы футболистов. Профилактика травматизма: разминка, соблюдение требований к местам проведения занятий, инвентарю, одежде и обуви. Действия учителя в обеспечении безопасности занятий по футболу.
3. Правила игры в футбол (основные понятия)
Игровое поле (размеры, игровая поверхность, линии на поле, зоны и места). Ворота (размеры). Мяч (размеры, стандарты). Участники игры (состав команды, основной состав, запасные игроки, капитан команды, судьи). Игровая форма. Замена игроков. Игровое время. Перерывы и задержки. Поведение игроков (честная игра, нарушения и санкции). Победитель и проигравший в игре, ничейный результат.
4. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю и оборудованию
Подбор одежды и обуви для факультативных занятий с учетом их сезонности. Использование одежды и обуви только для спортивных занятий. Периодичность стирки спортивной одежды. Спортивная форма и обувь для участия в соревнованиях по футболу. Мячи, стойки для обводки, ворота стандартные и нестандартные, тренажеры для развития физических качеств – требования и противопоказания к их использованию.
5. Техническая подготовка
Ведение мяча одной ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение мяча попеременно правой и левой ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение одновременно двух мячей.
Передачи мяча правой и левой ногой.
Жонглирование мячом одной ногой, попеременно правой и левой ногами.
Остановка катящегося мяча правой и левой ногой.
Остановка ногой летящего мяча.
Удары по неподвижному мячу серединой подъема, внутренней стороной стопы, носком с попаданием в ворота.
Игра вратаря: ловля и отбивание мяча руками стоя на месте и в движении, ловля мяча руками в падении, введение мяча в игру броском одной рукой, ударом ногой по неподвижному мячу и после набрасывания.
Эстафеты с ведением и передачами мяча.
Конкурсы: с ударами по воротам «Кто точнее»; с ударами по неподвижному мячу и после набрасывания «Кто дальше».
Игры в «Лабиринт».
Введение мяча в игру броском двумя руками из-за боковой линии.
Игра в футбол по упрощенным правилам.
6. Физическая подготовка
Комплексы общеразвивающих упражнений без мяча и с мячом.
Комплексы упражнений без мяча и с мячом, направленных на развитие:
координационных способностей;
быстроты;
ловкости;
точности движений и передач мяча;
гибкости и подвижности в коленных и тазобедренных суставах;
игровой выносливости;
точности ударов по воротам.
7. Подвижные игры и эстафеты
пятнашки с мячом;
лабиринт (с мячом и без мяча);
змейка;
бег по ломаной кривой;
челночный бег;
эстафета с ведением двух мячей;
эстафета с ударами по воротам.
8. Игра в футбол малыми составами
Игра 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4 игрока на малых площадках с использованием маленьких (хоккейных) ворот.
9. Контрольные испытания
Тестирование уровня физической подготовленности:
бег 30м с высокого старта;
челночный бег 7х50м;
прыжок в длину с места;
бег по ломаной кривой 30м.
Тестирование уровня специальной подготовленности:
ведение мяча 30м с обводкой стоек;
челночный бег с мячом;
удар по неподвижному мячу на дальность;
жонглирование мячом (ногами и головой).
Календарно – тематический план
спортивной секции «Футбол» (3 – 5 классы)
№ | Дата | Тематика занятий |
1 | | Техника безопасности на занятиях по футболу. |
2 | | Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю и оборудованию. |
3 | | Техническая подготовка Обучение передаче мяча. |
4 | | Обучение остановке мяча. |
5 | | Обучение остановке мяча. |
6 | | Обучение передаче мяча. |
7 | | Обучения передаче мяча |
8 | | Обучения передаче мяча |
9 | | Обучения передаче мяча |
10 | | Обучения передаче мяча |
11 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег - остановка |
12 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка - поворот |
13 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка – поворот на 1800 - ускорение |
14 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка – поворот на 1800 - ускорение |
15 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка – поворот на 1800 - ускорение |
16 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом – ускорение. |
17 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом – ускорение. |
18 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом – ускорение. |
19 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом – ускорение. |
2021 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок |
22 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок |
23 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок |
24 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок |
25 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок |
26 | | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок |
27 | | Остановка выпадом после бега. |
28 | | Бег от одного ориентира к другому с остановкой. |
29 | | Бег от одного ориентира к другому с остановкой. |
30 | | Бег от одного ориентира к другому с остановкой. |
31-33 | | Виды бега. Бег в среднем темпе, приставным, скрестным шагом. |
34 | | Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу |
35-37 | | Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу с места и разбега. |
38-43 | | Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу с прямого разбега |
44-47 | | Удар по неподвижному мячу с прямого разбега в парах |
48-53 | | Передачи мяча партнеру с 2-3 шагов разбега. |
54-57 | | Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10м |
58-61 | | Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы |
62-66 | | Удары в цель по мячу, катящемуся сбоку, навстречу(после передачи партнером) |
67-73 | | Передача мяча в парах , двигаясь параллельно линии поля |
74-84 | | Совершенствование навыков остановке мяча |
85-89 | | Обучение остановки мяча бедром. |
90-93 | | Ведение мяча по прямой линии в ходьбе и медленном беге. |
94-97 | | Ведение мяча по коридору шириной 1м, поочередно левой – правой ногой. |
98-102 | | Ведение мяча по кругу |
103-106 | | Ведение мяча змейкой |
107-111 | | Ведение мяча по «восьмерке» |
112-116 | | Ведение мяча в челночном беге |
117-120 | | Ведение и передача мяча |
121-124 | | Эстафеты с ведением мяча и обводкой опорных стоек |
125-130 | | Выбивание мяча ударом ногой |
131-135 | | Ловля катящегося мяча вратарем |
136 - 140 | | Передача мяча во встречных колоннах |
141-147 | | Передача мяча в треугольнике со сменой мест. |
148-153 | | Передача мяча в парах. |
154-165 | | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
166-171 | | Индивидуальные тактические действия игрока Игра 1*1 |
172-174 | | Групповые тактические действия. Игра 2 против одного |
175-178 | | Групповые тактические действия. Игра 3 против 1 |
179 -183 | | Игра 3 против одного в одни ворота |
184-188 | | Игра три против двух. |
189-193 | | Игра два против двух |
194-196 | | Игра два против двух с ударом по воротам |
197-203 | | Игра три против трех с ударом по воротам |
204-207 | | Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание. |
208-212 | | Обманные движения (финты). |
213-216 | | Учебная игра. |
Список литературы
Программа Г. А.Колодницкого, В. С.Кузнецова, М. В. Маслова. Внеурочная деятельность. Футбол. - Москва, «Просвещение», 2011
Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.