СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь для внеаудиторной работы по дисциплине "Основы патологии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит материал для работы самостоятельно на  занятии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для внеаудиторной работы по дисциплине "Основы патологии"»



Рабочая тетрадь

Дисциплина: «Основы патологии»


ФИ, группа____________________________________________________

____________________________________





Содержание практических занятий :

Тема 1. Содержание и задачи дисциплины. Понятие о болезни


Тема 2 . Повреждения. Нарушение обмена веществ в организме и его тканях


Тема 3. Компенсаторные и защитно-приспособительные процессы организма


Тема 4. Общие реакции организма на повреждение


. Тема 5. Патология кровообращения и лимфообращения


Тема 6. Гипоксия


Тема 7. Воспаление


Тема 8. Нарушения теплового баланса организма. Лихорадка.

Тема 9. Патология иммунной системы


Тема 10. Опухоли


План занятия:

1

Организационный этап, приветствие, отметка присутствующих. Оценка внешнего вида студентов и соблюдение формы одежды.

2 мин.

2.

Вводное слово преподавателя, сообщение темы и цели занятия. Раскрытие актуальности темы.

5 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний

15 мин.

4.

Сообщение плана самостоятельной работы студентов, основных этапов.

5 мин.

5.

Самостоятельная работа студентов

45 мин.

6.

Контроль конечного уровня знаний.

15 мин.

7.

Подведение итогов и задание на дом.

3 мин.







Задания способствуют более высокому уровню овладения следующими умениями, знаниями, профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Формируемые компетенции:

ОК 1 – 5, 8, 9;

ПК 1.1 – 1.3;

ПК 2.1 – 2.8;

ПК 3.1 – 3.3.








Практическое занятие 1.

ТЕМА : СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ.

Студент должен:

уметь:

- определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека;

знать:

- общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;

- структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.


Задание 1.

Заполните таблицу этиологические патогенные факторы и повреждения.


Патогенный фактор

Вид повреждения


Механический




Термический

  • действие высоких температур

  • действие низких температур


Ионизирующее излучение

(радиация)



Химический

  • местное действие

  • общее действие




Биологический


Задание 3.

Запишите значение терминов:

термин

определение

Биопсия


Биоптат


Этиология


Патогенез


Морфогенез


Симптом


Синдром


Патогенный


Рецидив


Ремиссия


Реконвалесценция


Реабилитация







Решите ситуационные задачи:

Задача № 1. К ребенку, посещающему детский сад, был вызван на дом врач. При осмотре, доктор обнаружил на волосистой части головы, на кожных покровах, на видимых слизистых оболочках следующие элементы: розовые пятна, пузырьки, эрозии, корочки.

1. Назовите период инфекционного заболевания у данного пациента.

2. Перечислите периоды в течение инфекционного заболевания.

Задача № 2. У студента, страдающего язвенной болезнью желудка, после нарушения диеты, а также стрессовой ситуации во время сессии, появились сильные боли в эпигастральной области, рвота «кофейной гущей», слабость, головокружение.

1. Какие периоды в течение хронического заболевания выделяют?

2. Какой период развился у пациента?

3. Назовите времена года характерные для данного периода.

Задача № 3. При медицинском осмотре у пациентки в молочной железе пропальпировали плотное безболезненное образование. Регионарные лимфатические узлы не увеличены.

1. Какой метод исследования необходим для установления диагноза?

2. Назовите методы патологической анатомии.


Практическое занятие № 2.

ТЕМА: ПОВРЕЖДЕНИЯ. НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ И ЕГО ТКАНЯХ

Студент должен:

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме, механизмы клеточного и внеклеточного развития дистрофий.

Знать: основные признаки дистрофий, некроза; патогенез основных патологических процессов в тканях и организме в целом при нарушениях белкового, углеводного, липидного обменов.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки разных видов дистрофий на микропрепаратах, решать задачи.



Задание № 1

Заполните таблицу «Паренхиматозные дистрофии»

Знать строение клетки и тканей




Причина

Макроскопические изменения

Микроскопические изменения

Зернистая








Гиалиново-капельная








Гидропическая








Роговая












Жировая







Углеводная










Задание № 2

Таблица «Мезенхимальные дистрофии»


название

Микроскопические изменения

Макроскопические изменения

Прогноз (обратима или необратима)

Мукоидное набухание









Фибриноидное набухание









Гиалиноз










Амилоидоз











Задание № 3

Таблица «Желтухи»


название

Причины

механизм

Проявления

Надпеченочная

( второе название -….

















Печеночная


















Подпеченочная



















Задание № 4

Таблица «Отеки»


Вид отека

механизм

Локализация,

особенности

Сердечные






Почечные






Кахектические






Аллергические








Травматические






Токсические






Воспалительные






Задание 5

Схема микроскопических изменений в клетке при некрозе





норма

Задание № 6

Запишите значение нижеперечисленных терминов:


термин

определение

1.Альтерация


2. Дистрофия


3. Атрофия


4. Гипотрофия


5.Инфильтрация


6.Паренхима


7.Мезенхима


8.Диспротеиноз


9.Липидоз


10.Глюкопротеиды


11.Гемосидерин


12.Кахексия


13.Индурация


14. Билирубин


15.Холемия


16.Меланоз


17.Невус


18.Альбинизм


19.Лейкодерма


20. Конкременты


21.Ацидоз


22. Алкалоз


23.Гипергидратация


24.Гипогидратация


25.Анасарка


26.Асцит


27.Гидроторакс


28.Гидроперикард


29.Гангрена


30.Секвестр


31.Инфаркт


32.Детрит


Решить ситуационные задачи:

Задача № 1 Больной 72 лет поступил в хирургическое отделение с клиникой острого живота. В ходе операции обнаружены багрово-синюшные петли тонкой кишки. При ревизии органов брюшной полости отмечено отсутствие пульсации сосудов брыжейки.

1. Какой патологический процесс развился в кишечнике?

2. Опишите морфологическую разновидность изменений кишечника.

3. Назовите возможные причины развития этой патологии.

Задача № 2. У больного хроническим гломерулонефритом с нефротическим синдромом в течение длительного времени в моче опреде ляется белок до 20 г в сутки.

1. Какие виды паренхиматозной белковой дистрофии можно обнаружить в эпителии канальцев проксимальных и дистальных отделов в пунктате почки этого больного?

2. Обратимы ли эти виды дистрофии?

3. Какова их микроскопическая и ультраструктурная характеристика?

Задача № 3 Больная с ожирением, развившимся вследствие неподвижного образа жизни и употребления большого количества пищи, богатой жирами и углеводами, жалуется на чувство тяжести в правом подреберье, иногда тошноту и горечь во рту. Пальпируется увеличенная печень.

1. Какой процесс развился в печени?

2. Каковы морфогенетические механизмы его развития?

3. Какие микроскопические изменения можно обнаружить в пунктате печени у этой больной?



Практическое занятие 3.

ТЕМА : КОМПЕНСАТОРНЫЕ И ЗАЩИТНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА.


Студент должен:

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме.

уметь: пользоваться медицинской терминологией, решать ситуационные задачи;

знать: механизмы, стадии развития, защитно-приспособительных и компенсаторных реакций организма.


Задание 1.

Таблица «Гипертрофия и гиперплазия»

Вид гипертрофии

Примеры

1.рабочая компенсаторная







2.викарная





3.нейрогуморальная




4.регенерационная





Задание 2.

Запишите значение терминов:

термин

определение

1.Адаптация


2.Регенерация


3.Реституция


4.Субституция


5. Гиперкератоз


6. Гипертрофия


7. Гиперплазия


8. Акромегалия


9. Струма


10. Организация


11. Инкапсуляция.


12. Петрификация


13. Оссификация


14. Компенсация


Решить ситуационные задачи:

Задача 1.

При вскрытии трупа мужчины 56 лет, умершего от сердечной недоста-точности, обнаружено значительное утолщение стенки правого желудочка до 1 см при массе сердца 460 г. Отмечена дилятация полостей правого предсердия и желудочка.

1.Какой патологический процесс в сердечной мышце.

2. Укажите его разновидность с учетом патогенеза.

3. Назовите стадию патологического процесса.

4. Какие микроскопические изменения сердечной мышцы могут под-твердить данную стадию процесса.

5. При каких заболеваниях могут развиться указанные изменения сердца?

Задача 2 Больному в возрасте 47 лет была удалена почка по поводу злокачественной опухоли. Через полгода после операции состояние мужчины стабилизировалось.

1. Объясните сущность изменений в оставшейся почке.

2. Классифицируйте общепатологический процесс.

3. Опишите макроскопический вид почки.

4. Какие общепатологические процессы развиваются в сосудисто-нервном пучке удаленной почки.




Практическое занятие 4.


ТЕМА : ОБЩИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ПОВРЕЖДЕНИЕ

Студент должен:

Представлять: общую характеристику, патогенез и изменение со стороны органов, всего организма при экстремальных состояниях.

Знать: общую характеристику, патогенез и изменение со стороны органов, всего организма и компенсаторные реакции при экстремальных состояниях.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять патогенез и признаки поражения органов и всего организма при экстремальных состояниях, решать задачи.

Задание 1

Заполнить таблицу: «Стресс»

стадия

Изменения в работе организма

механизмы

Исходы

1. стадия тревоги
























2.стадия резистентности



























3.стадия истощения
















Задание 2

Заполните таблицу «Шок»

Виды шока

Патогенез

особенности

1.травматический












2.ожоговый










3 кардиогенный











4.гемолитический










5.гемотрансфузионный










6.токсический











7.анафилактичес-кий










8.психогенный










Задание 3

Заполнить таблицу «Кома»


Виды комы

Причины, механизмы

Особенности

1. уремическая








2.печеночная








3.диабетическая







4.гипогликемическая







5 гипертермическая







6 алкогольная







7 гипоксемическая








Задание 4

Запишите значение терминов:


термин

определение

1.Резистентность


2.Токсемия


3. Анафилаксия


4.Гемотрансфузия


5.Гипергликемия


6.Гипогликемия


7.Коллапс


8.Уремия


9.Гипоксия


10.Гипоксемия


11.Респираторный


12.Гипертермия


13.Гемолиз


14.Кардиогенный





Решить ситуационные задачи:

Задача № 1

После дорожно-транспортного происшествия по скорой помощи был доставлен в клинику больной С., 36 лет, с переломами нижних конечностей и кровопотерей. Пациент находился в речевом и двигательном возбуждении. При осмотре: кожные покровы и видимые слизистые оболочки бледные, зрачки расширены, ладони холодные, дыхание частое, тахикардия.

Диагноз: Травматический шок.

Вопросы:

1. Дайте определение «шок».

2. В какие фазы развивается шок?

3. В какой фазе шока находится больной?

Практическое занятие 5.


ТЕМА: РАССТРОЙСТВА КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ

Студент должен:

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме при нарушении периферического крово - и лимфообращения, а также при явлениях ишемии, тромбоза и эмболии.

Знать: основные причины, механизм развития и признаки нарушения периферического крово- и лимфообращения, ишемии, тромбоза и эмболии.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки нарушения кровообращения и лимфообращения, решать задачи.


Задание № 1

Таблица «Сравнительная характеристика нарушений периферического кровообращения»

показатель

Артериальная гиперемия

Венозная гиперемия

Ишемия

Состояние сосудов







Объем протекающей крови






Скорость кровотока






Кровенаполнение сосудов






Цвет органа или ткани






Температура на поверхности






Образование тканевой жидкости






Питание тканей








Задание № 2

Заполните таблицу «Эмболия»

Вид эмболии

Причины

Ход эмбола

(по току крови или против тока крови)

Исходы

1.воздушная








2. газовая







3.эмболия инородными телами







4.микробная






5.жировая






6.тканевая






7 парадоксальная






8 ретроградная







Задание № 3

Задача

Указать на рисунке 1. движение эмбола по току крови, на рисунке 2. движение эмбола против тока крови. (синим и красным цветом)



Схема системы кровообращения

Рис.1 Рис.2






Задание 4.

Запишите значение терминов:

термин

определение

1.Гемодинамика


2.Анастомоз


3.Микроциркуляция


4.Гиперемия


5.Ишемия


6.Колатерали


7.Шунты


8.Цианоз


9.Аритмия


10.Гипотония


11.тромбоз


12.Эмболия


13.Тургор


14.Гипокинезия


15.Стаз


16.Индурация


17 Ангиоспазм


18.Обтурация


19.Компрессия


20.Агрегация


21.Адгезия


22.Гемокоагуляция


23.Антикоагулянты


24.Фибриноген


25 Фибринолиз


26 Васкуляризация


27 Сладж


28.Облитерация


Решить ситуационные задачи:

Задача № 1.

Больная 67 лет, была доставлена в больницу по скорой помощи с переломом бедренной кости. После наложения гипса больной был рекомендован постельный режим. Через несколько дней при попытке встать с постели больная умерла. Причина смерти - эмболия.

1. Что такое эмболия?

2. Назовите классификацию эмболий по происхождению.

3. Какая эмболия вызвала смерть больной? - жировая - тромбоэмболия - эмболия малого круга кровообращения.


Задача № 2.

Больной страдает ревматическим пороком сердца. В клинике выра-жены явления хронической сердечной недостаточности – одышка, цианоз, отеки нижних конечностей, при пальпации обнаружено увеличение печени. При кашле выделяется мокрота с бурым оттенком.

1. О каком нарушении кровообращения идет речь?

2. Какие макроскопические изменения могут быть обнаружены на вскрытии в легких?

3. Какие микроскопические изменения могут быть обнаружены в легких?

4. Какой процесс активирует функцию фибробластов при хроническом венозном застое в легком?











Практическое занятие 6.



ТЕМА: Гипоксия .

Студент должен:

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме при гипоксии.

уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки разных видов гипоксии, решать задачи;

знать: основные типы гипоксии; их патогенез, структурно-функциональные расстройства при гипоксии, морфологию гипоксии, адаптивные реакции при гипоксии.


Рассмотрите схему, разберите механизмы различных типов гипоксий.

Задание 1

Объясните схему типов гипоксий


Объясните схему типов гипоксий _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________












Задание 2.

Заполнить таблицу «Гипоксии»


Вид гипоксии

Причины

проявления

1.экзогенная (внешняя)






Острая гипоксия










2. дыхательная






3.гемодинамическая






Хроническая гипоксия

4. гемическая





5.тканевая





.


Задание 3

Компенсаторно-приспособительные реакции при гипоксии


Срочные

долговременные















Задание 4

Записать значение терминов:

термины

определение

1.Гипоксия


2. Гипоксемия


3. Гиперкапния


4.Асфиксия


5.Аспирация


6.Карбогемо-глобин


7. Анемия


8.Эритроцитоз


9.Пневмоторакс


10. Эмфизема


11. Пневмосклероз


12.Диспноэ


13.Апноэ


14.Инспирация


15.Экспирация


16.Респираторный


17.Пневмония


Решить ситуационные задачи:

Задача № 1.

Геолог в составе экспедиции прибыл в высокогорную местность для изыскательных работ. На 2-й день пребывания на высоте 3000 м появилась симптоматика, характерная для горной болезни и свидетельствующая о развитии гипоксии: головная боль, одышка, потеря аппетита, общая слабость, бессонница.

1. Каковы причины и характер гипоксии, развившейся у участника экспедиции?

2. Каковы факторы, обусловившие появление одышки в данном случае?

Подготовить доклад или презентацию на тему: «Гипоксия»












































Практическое занятие 7.

ТЕМА: ВОСПАЛЕНИЕ

Студент должен:

Представлять: основные признаки воспаления в клетках и тканях, медиаторы воспаления, патогенез сосудистых нарушений и фазы воспаления (альтерация, экссудация, пролиферация).

Знать: основные признаки воспаления в клетках и тканях, медиаторы воспаления, патогенез сосудистых нарушений и фазы воспаления (альтерация, экссудация, пролиферация).

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки воспаления на микропрепаратах, рассказать общие и местные признаки воспаления, решать задачи.


Задание № 1

Заполнить таблицу «Воспаление»

стадия

механизм

местные проявления

1.альтерация









2. экссудация









3. пролиферация










Задание № 2

Заполнить таблицу «Виды экссудата»


Вид экссудата

состав

Исход (что происходит с экссудатом)

1. серозный





2. катаральный





3. фибринозный




4. гнойный





5. геморрагический





6 гнилостный






Задание № 3

Отметить особенности специфического воспаления на примере таких заболеваний, как туберкулез и сифилис:


особенности

ТВС

Сифилис

1. специфический возбудитель




2. течение





3. форма воспаления





4. основной элемент воспаления





5.исходы







6. формирование иммунитета




Задание № 4


Напишите 5 признаков местного воспаления:

1 ._________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.___________________________


Задание № 5

Запишите значение терминов:

термин

определение

1.нормергия


2.гиперергия


3.гипергия


4.альтерация


5.медиаторы


6.экссудация


7.гиперемия


8.стаз


9.экссудат


10.транссудат


11.инфильтрат


12.пролиферация


13.лейкоцитоз


14.геморрагия


15.диапедез


16.абсцесс


17.флегмона


18.фурункул


19.карбункул


20.эмпиема


21.свищ


22склерозиование


23.гранулема


24.рецидив


25.ремиссия



Решить ситуационные задачи:

Задача №1. В затылочной области головы у юноши 16 лет образовался резко бо-лезненный участок кожи с напряжением тканей, затруднением движений шеи. При осмотре кожа выбухает, резко гиперемирована, в центре опре-деляется желтоватый участок в виде углубленного стержня.

1. Назовите общепатологический процесс.

2. Классифицируйте его по характеру реакции тканей.

3. Перечислите возможные исходы процесса.

Задача №2. Больной 25 лет, поступил в клинику с приступом болей в животе, которые возникли внезапно и сопровождались однократной рвотой. При обследовании: боль локализуется в правой подвздошной области, носит постоянный характер. При пальпации в правой подвздошной области локальное напряжение мышц брюшной стенки, при надавливании на брюшную стенку и отрыве руки от нее возникает резкая болезненность (положительный симптом Щеткина-Блюмберга). Температура тела 37,5° С. Клинический диагноз: Острый аппендицит.

1. К какому типовому процессу относится данное заболевание?

2. Какие этиологические факторы вызывают данное заболевание?





































Практическое занятие 8.

ТЕМА : НАРУШЕНИЯ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА ОРГАНИЗМА. ЛИХОРАДКА.

Студент должен:

уметь: пользоваться медицинской терминологией, решать ситуационные задачи и определять виды лихорадки;

знать: основные признаки патологические процессы в органах, системах и в целом организме при нарушении процессов терморегуляции.

Задание 1.

Заполнить таблицу «Гипертермия»


стадия

Теплопродукция

Теплоотдача

Температура тела

Проявления

Компенсация










Субкомпенсация










Декомпенса-ция












Задание 2

Заполнить таблицу «Гипотермия»


стадия

теплопродукция

Теплоотдача

Температура тела

Проявления

Компенсация













Субкомпенсация











Декомпенсация














Задание 3

Заполнить таблицу «Лихорадка»


стадия

теплопродукция

теплоотдача

Температура тела

Проявления

1 стадия подъема
















2 стадия стояния

















3 стадия снижения


















Задание 4

Определите тип лихорадки (рис.1-7) и вид снижения температуры (рис.8-9):



Задание 5

Сравните лихорадку с гипертермией:



лихорадка

Гипертермия

1.реакция организма

(физиологическая, патологическая, активная, пассивная)










2.состояние системы терморегуляции

(нарушение, активизация и пр.)










3.зависимость от внешней температуры













Задание 6

Записать значение терминов


термин

определение

1.радиация


2.конвекция


3.кондукция


4.гипертермия


5. гипотремия


6.экзогеная


7.эндогенная


8.пирогены


9.субфебрильная


10.фебрильная


11.гектическая


12.ремиттирующая



Решить ситуационные задачи:

Задача №1. Больной С., 30 лет, обратился к врачу с жалобами на чувство холода, ломоту в суставах, головную боль, боль в горле. Ухудшение состояния после контакта с больным ОРВИ родственником. При осмотре: температура тела 39,2°С, кожные покровы при пальпации холодные, вид напоминает "гусиную кожу", гиперемия глотки. Клинический диагноз: Острое респираторное заболевание.

1. Укажите причину возникновения лихорадки.

2. Какие стадии лихорадки Вам известны?

3. Какие изменения возникают в системах организма при лихорадке

4. Каково значение лихорадки для организма?

Практическое занятие 9.

ТЕМА : ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ.

Студент должен:

уметь:

- определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека;

знать:

- общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;

- структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.


Задание №1

Органы иммунной системы

Обозначьте под стрелками название органа.




Задание №2

Записать значение терминов

термин

определение

1. антиген


2. антитело


3. вакцина


4. сыворотка


5. нейтрофилы


6.лимфоциты


7.толерантность


8.аллергия


9.анафилаксия


10.сенсибилизация


11.резистентность



Решите ситуационные задачи:

Задача 1.

К фельдшеру обратился мужчина 32 лет, с жалобами на сильный кожный зуд, появление волдырей по всему телу. Заболевание связывает с употреблением рыбы. Болен 2-й день. Объективно: температура 37,10С. Состояние удовлетворительное. Кожа гиперемированная, по всей поверхности тела определяется волдырная сыпь разного размера, возвышающаяся над поверхностью кожи. Дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные, ЧСС 72 в мин. АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено. Диагноз: Крапивница.

1.Дайте определение крапивницы

2.Назовите стадии аллергической реакции

Задача 2.

Молодая женщина обратилась к фельдшеру здравпункта с жалобами на выраженный, плотный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, повышение температуры до 380. Это состояние развилось через 30 мин. после применения краски для волос. Объективно: на лице значительно выраженный отек, глаза почти закрыты, язык не умещается во рту. Пульс 110 уд./мин. АД 150/90 мм. рт.ст.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Патогенетические основы этого патологического состояния.


Задача 3. Пациенту, 35 лет, назначено амбулаторное лечение ампициллином на фельдшерско-акушерском пункте. Через несколько минут после в/м введения ампициллина пациент стал жаловаться на общую слабость, прилив крови к лицу (―как бы обдало жаром‖), головную боль, нарушение зрения, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/50 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин. Одышка экспираторного характера.

1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2.Характерный признак шока

Практическое занятие 10.

ТЕМА : ОПУХОЛИ

Представлять: общую характеристику, патогенез, строение, формы роста и классификацию опухолей; микроскопичное строение опухолей; процесс метастазирования и рецидива опухоли; влияние опухоли на организм.

Знать: классификацию, патогенез, стадии опухолевого процесса, характеристику доброкачественных и злокачественных опухолей.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки опухолевого процесса, решать задачи.


Задание № 1

Заполнить таблицу «ВИДЫ АТИПИЗМА»


Вид атипизма

Характеристика

Тканевый







Клеточный








Биохимический







Иммунологический







Функциональный








Задание №2

сравнить между собой доброкачественные и злокачественные опухоли:


Признак

доброкачественные

Злокачественные

Степень атипизма





Характер роста



Степень дифференцировки



Метастазирование





Рецидивирование




Влияние на организм











Задание № 3

Предопухолевые состояния:


Факультативные

Облигатные
















Задание № 4

Заполнить таблицу:

Доброкачественные опухоли

Злокачественные опухоли

ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ

опухоли из покровного эпителия

Название

характеристика

название

характеристика
















опухоли из железистого эпителия








МЕЗЕНХИМАЛЬНЫЕ

Опухоли из волокнистой соединительной ткани










Опухоли из жировой ткани









Опухоли из мышечной ткани













Опухоли из хрящевой ткани










Опухоли из костной ткани











Опухоли из сосудов













ИЗ МЕЛАНИНОБРАЗУЮЩЕЙ ТКАНИ









Задание № 5

Записать значение терминов

термин

определение

1.Онкология


2.Неоплазма


3.Бластома


4.Паренхима


5.Атипизм


6.Анаплазия


7.Экспансивный рост


8.Инвазивный рост


9.Экзофитный


10.Эндофитный


11.Малигнизация


12.Метастазирование


13.Рецидив


14.Кахексия


15.Канцерогены


16.Мутация


17.Полип


18.Папиллома


19.Аденома


20.Аденокарцинома


21.Фиброма


22.Фибросаркома


23.Липома


24.Миома


25.Лейомиома


26.Рабдомиома


27.Хондрома


28.Хондросаркома


29.Остеома


30.Остесаркома


31.Ангиома


32.Гемангиома


33.Меланома


34.Невус




Решить ситуационные задачи:

Задача №1.

Больная 60 лет, обратилась с жалобами на появления уплотнения в области левой молочной железы. При осмотре. При пальпации левой молочной железы обнаружен очаг уплотнения в толще железы. Над уплотнением кожа морщинистая. Обнаружены выделения из соска буроватого цвета. Сосок втянут. Проведена пункция и гистологическое исследование выявленного узла. Диагноз: Рак молочной железы.

1. Из каких клеток (эпителиальных или соединительно-тканных) развивается рак?

2. Назовите факторы риска, способствующие развитию злокачественной опухоли.

3. Что такое инвазивный рост опухоли?

4. Что такое метастазирование?

5. Какие опухоли (доброкачественные или злокачественные) метастазируют?

Задача №2.

Мужчина 29 лет заметил, что имевшееся много лет пигментное об-разование кожи спины увеличилось в размерах, появились «корочка» на поверхности, кровоточивость. Произведено иссечение пораженного участка. При патогистологическом исследовании выявлено изъязвление эпидермиса, разрушение базального слоя, замещение его крупными полиморфными клетками, диффузно прорастающими все слои кожи до жировой клетчатки. Клетки опухоли содержат большое количество бурых зерен, во многих клетках определяются патологические митозы.

1. Определите вид опухоли.

2. Какой тип роста опухоли характерен?

3. Укажите пути метастазирования.

Задача №3.

Больной 60 лет обратился к врачу с жалобами на появление крови в моче в конце мочеиспускания. При обследовании в мочевом пузыре обна-ружен узел опухоли, имеющей сосочковое строение, кровоточащий. При патогистологическом исследовании биоптата выявлены мелкие сосочковые разрастания, покрытые переходным эпителием, частично некроти-зированные. Строма сосочков полнокровна, с воспалительным инфиль-тратом.

1. Назовите вид опухоли.

2. Какие вторичные спонтанные изменения развились в опухолевой ткани?

3. Опишите изменения в моче больного.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ОСНОВАМ ПАТОЛОГИИ

Сестринское дело.

  1. Патология: понятие, разделы патологии, методы патанатомии и патфизиологии.

  2. Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии.

  3. Этиология: определение, причины и их классификация.

  4. Патогенез: определение, ведущие звенья патогенеза.

  5. Болезнь: определение, периоды болезни.

  6. Понятие о симптомах и синдромах. Виды симптомов.

  7. Исходы болезни.

  8. Определение смерти. Фазы смерти.

  9. Виды смерти. Трупные изменения.

  10. Реактивность: понятие, виды реактивности, формы реактивности.

  11. Воспаление: определение, причины, местные и общие признаки воспаления, значение для организма.

  12. Стадии воспаления: альтерация, экссудация, пролиферация.

  13. Формы воспаления: альтеративное, экссудативное, пролиферативное. Примеры. Виды экссудатов. Понятие о банальном и специфическом воспалении.

  14. Лихорадка – определение, причины, виды лихорадки.

  15. Стадии лихорадки. Изменения теплового баланса в организме в разные стадии лихорадки. Значение лихорадки.

  16. Артериальная гиперемия: определение, причины, виды, признаки, значение для организма

  17. Венозная гиперемия: определение, признаки, причины, значение для организма.

  18. Ишемия: определение, причины, виды, признаки, исходы.

  19. Тромбоз: определение, виды тромбов по составу и по отношению к сосудистой стенке

  20. Тромбоз: причины образования тромбов. Исходы тромбоза.

  21. Инфаркт: определение, причины, виды, исходы.

  22. Эмболия: определение, виды эмболий, причины, исходы.

  23. Стресс: определение, стадии, значение.

  24. Шок: определение, виды, причины, их вызывающие, стадии шока.

  25. Кома: определение, механизмы, виды.

  26. Компенсация: понятие, механизм, стадии, виды.

  27. Гипертрофия как механизм компенсации: определение, виды, значение.

  28. Регенерация: определение, виды. Физиологическая регенерация.

  29. Репаративная регенерация: определение, виды. Патологическая регенерация: причины, варианты дисрегенерации.

  30. Трансплантация: определение, виды, методы преодоления трансплантационного иммунитета.

  31. Дистрофии – определение, классификация дистрофий.

  32. Нарушение жирового обмена: общее ожирение, ожирение сердца, атеросклероз.

  33. Нарушение углеводного обмена. Гипо- и гипергликемия. Сахарный диабет и его признаки

  34. Некроз: определение, причины, признаки, формы, исходы

  35. Гангрена – особая форма некроза, виды. Профилактика пролежней.

  36. Атрофия: определение, физиологическая и патологическая атрофия, общая и местная (виды) атрофия

  37. Опухоли: определение, внешний вид, виды атипизма, рост опухолей, влияние опухоли на организм.

  38. Теории возникновения опухолей.

  39. Характеристика злокачественных опухолей.

  40. Характеристика доброкачественных опухолей.

27