I четверть
М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Э.Григ «Утро»
Какую «утреннюю» музыку ты знаешь? Кто её сочинил?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание №1. Нарисуй картину, созданную этой музыкой.
М.Глинка «Патриотическая песня»
А.Александров «Гимн России»
Гимн России.
1.Россия – священная наша держава. Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! | 2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Припев: 3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! |
М.Глинка опера «Жизнь за царя»
АРИЯ -_____________________________________________________
- Что можно узнать, слушая оперную арию?
___________________________________________________________
М.Мусоргский «Прогулка»
С.Прокофьев «Прогулка»
Рояль
| П. Чайковский «Детский альбом» С. Прокофьев «Детская музыка» |
Задание №2. Запиши все танцы и марши из «Детского альбома».
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание №3. Запиши все танцы и марши из «Детской музыки».
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
II четверть
Если у тебя живет В квартире кошка или кот, Предлагаю сей момент Провести эксперимент. Ласково скажи коту: «Я тебя сейчас побью, Ты зачем сметану съел, Убирайся, пока цел!» И увидишь ты как кот | И хвостом не поведет, Ну, а если это кошка, Замурлыкает немножко. А теперь что было силы Зарычи: «Какой ты милый!» В тот же миг и кот, и кошка Удерут через окошко. Что понял кот? Нотацию? Или интонацию? |
С.Прокофьев «Сказочка»
П.Чайковский «Нянина сказка»
Выразительная интонация____________________________
___________________________________________________
Изобразительная интонация__________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 4. Нарисуй сказку, которую рассказала музыка.
М.Мусоргский «Богатырские ворота»
С.Прокофьев «Вставайте, люди русские»
С.Прокофьев «Песня об Александре Невском»
Кто герои этой музыки?
_______________________________________________________________
М.Мусоргский «Великий колокольный звон»
Задание № 5. Передай в рисунке свои впечатления от музыки.
| П.Чайковский «В церкви» П.Чайковский «Молитва» Рождественское чудо Рождество Христово весь мир празднует. Взрослые и дети поют радостно: «Всему свету во спасенье Бог родился в Вифлееме». Принесём дары свои к вертепу: Чистые сердца и песню эту. Пусть рождественское чудо С нами следует повсюду. |
| Задание № 6. К.Сен-Санс – композитор из Франции изобразил разных зверей и птиц в своём цикле «Карнавал животных». Послушай музыку, узнай их и нарисуй. |
III четверть
Ты откуда, русская, Зародилась музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала? | Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – Уронили дудки. Пролетели гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну а песня? С песней На Руси родились. Г. Серебряков |
Фольклор (с английского – «народная мудрость) – произведения народного творчества.
Вариации – музыкальное произведение, состоящее из темы и ряда её изменённых повторений.
«Светит месяц»
«Камаринская»
Бояре, а мы к вам пришли Бояре, а мы к вам пришли! Молодые, а мы к вам пришли! Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли? Бояре, нам невеста нужна, Молодые, нам невеста нужна. Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила? | |
П.Чайковский «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» и «Вечер»
Задание № 7. Придумай и запиши веснянку – песенку - закличку.
______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
П.И.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»
С
.Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
С.Прокофьев балет «Золушка».
Балет – это музыкальный спектакль, где герои ___________________.
Задание № 8. Нарисуй Золушку так, как её изобразил в балете композитор.
М.Глинка Опера «Руслан и Людмила» Увертюра – вступление к опере. Первая песня Баяна. Марш Черномора. Лель таинственный. Заключительный хор. Задание № 9. Звучание какого народного инструмента напоминает аккомпанемент в песне Баяна? _____________________________ | |
Задание № 10. Напиши, какие народные инструменты ты знаешь.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Песня – спор Слова: В. Луговой, Музыка: Г. Гладков 1.Не бывает в наши дни чудес на свете! Для тех, кто не верит в них сам. Нет кощея: это знают даже дети! А сказки живут тут и там. Припев: Лукоморья нет на карте, Значит в сказку нет пути! Это присказка, не сказка, Сказка будет впереди. | 2.Есть на курьих ножках в сказке той избушка. Поверить в такое смешно! Там в царевну превращается лягушка. Что смысла в наш век лишено! Припев: 3.На вопросы нам наука даст ответы. А в лесу Белоснежка живёт. К дальним звёздам отправляются ракеты! Но есть и ковёр-самолёт. Припев: |
| С.Прокофьев «Болтунья» С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» Задание № 11. Запиши названия музыкальных инструментов, которые ты услышал. |
ПЕТЯ - ____________________________________________________________
ПТИЧКА -
__________________________________________________
УТКА - __________________________________________________
КОШКА -
_________________________________________________
ДЕДУШКА - _____________________________________________
ВОЛК - _____________________________________________________________
ОХОТНИКИ - _______________________________________________________
ВЫСТРЕЛЫ - ______________________________________________
Кто из героев тебе особенно понравился?
______________________________________________________________
Задание 12. Нарисуй героев сказки С. Прокофьева «Петя и волк».
IV четверть
| М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» Богатырские ворота. Балет невылупившихся птенцов. Избушка на курьих ножках. Лиможский рынок. Прогулка. | |
Задание № 13. Нарисуй одну из картинок из музыки М.П.Мусоргского.
| В. Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В. Моцарт Симфония №40, I часть В. Моцарт «Турецкий марш» или «Рондо в турецком стиле» |
Задание № 14. Какие чувства возникли у тебя, слушая музыку В. Моцарта? Передай свое настроение в изображении.
Песня "Без друзей никак нельзя" муз. Дубровина.
Есть друзья у воробья, есть у черепашки,
Есть хорошие друзья даже у букашки.
Крошка-мошка-муравей, почему он смелый?
У него полно друзей - муравейник целый.
Вы спросите карасей - караси ответят:
"Невозможно без друзей жить на белом свете!"
Бурый мишка-сибиряк говорил верблюду:
"Жить без друга? Как же так? Это очень худо".
Даже грозный царь зверей, даже лев гривастый
Заявляет: "Без друзей - это же ужасно"!
Береги своих друзей! Если друг с тобою -
Значит вдвое ты сильней и смелее втрое.
| И.С.Бах «За рекою старый дом» И.С.Бах «Волынка» И.С. Бах «Менуэт» | |
Менуэт – старинный французский танец.
Г.В.Свиридов «Тройка»
М.И.Глинка «Попутная песня»
Задание № 15. Какие чувства передаёт эта музыка? Что помогает услышать характер движения?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
ТЕМП- _________________________________________________________
ТЕМБР - ________________________________________________________
РИТМ - _________________________________________________________
ДИНАМИКА - ___________________________________________________
ЛАД - ___________________________________________________________
РЕГИСТР - ______________________________________________________
| Г.В.Свиридов «Осень» Г.В.Свиридов «Весна» |
Задание № 16. Что отличает эти пьесы: мелодия, темп, регистр, динамика, лад? Нарисуй иллюстрацию к музыке Г.Свиридова.
Напиши название и автора музыки, которая рисует картину природы.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Поём песни
Снежная песенка. К нам на новоселье жалует зима, А за ней веселье, смех и суета. Припев: А ну, снежок, а ну дружок, Лети не уставай. И двор, и дом, и все кругом Теплее укрывай. Нам всего милее зимние деньки: Снежные аллеи, лыжи и коньки. Припев: Белый снег мохнатый пляшет за окном. Мы о нем ребята песенку поем. Припев: Три зверолова. 1. Три смелых зверолова Охотились в лесах, Над ними полный месяц Сиял на небесах. «Смотрите, это месяц!» - Зевнув, сказал один. Другой сказал: «Тарелка!» А третий крикнул: «Блин!» 2. Три смелых зверолова Бродили целый день, А вечером навстречу К ним выбежал олень. Один сказал: «Ни слова, В кустарнике олень!» Другой сказал: «Корова!» А третий крикнул: «Пень!» 3. Три смелых зверолова Сидели под кустом, А кто-то на березе Помахивал хвостом. Один воскликнул: «Белка! Стреляй, чего глядишь!» Другой сказал: «Собака!» А третий крикнул: «Мышь!» Радуга. 1.С конопатым солнышком Дождь играет в прятки, В поле колокольчики Звенят на перебой,- Скачет день весенний Быстрою лошадкой Под цветастой радугой, Под цветной дугой! Припев: Раз, два – радуга! На небо дорожку расстелила нам. Раз, два – радуга! Побывать бы там. 2. Как ворота, радуга Подпирает небо, Небо разноцветное У нас над головой… Словно на качелях, Покататься мне бы Вот на этой радуге, Радуге цветной. Припев: 3.Солнечные зайчики Прыгают по стеклам, Девочки и мальчики Танцуют и поют, А посмотришь в небо Высоко – высоко, Как цветы волшебные Там радуги цветут. Припев: Вернусь, сказал солдат. 1.Вот трубы вновь трубят, Трубят поход. Вернусь сказал солдат И он придет. Сквозь пламя дым и гром, Всегда вперед. Но в свой родимый дом солдат придет. 2. Текут рекой в закат, За взводом взвод. Но слово дал солдат И он придет Продлится долгий путь Ни день, ни год, Но все ж когда-нибудь солдат придет! 3.Пусть он давным-давно Письма не шлет, Ты повторяй одно: Солдат придет. Вот станут дни теплей, Растает лед. Оставь открытой дверь, Солдат придет! Фруктовые часы. 1. На стене висят часы, Щелкают минуты, Вместо чисел у часов Ягоды и фрукты: Груши, вишни, виноград, Яблоко отличное… Сколько времени сейчас? -Пять минут клубничного. 2. Стрелки-ветки шелестят, Словно ждут чего-то, Служит гирею у них Чашечка компота. Капает прозрачный сок С персика тяжелого. А теперь который час? -Двадцать пять вишневого. 3. Неужели спать пора, И погасла лампочка? Значит, время подошло К половине яблочка. Я, пожалуй, отопью Капельку компота. Хорошо идут часы – Точная работа. Гимн гимназии. 1.С утра спешат мальчишки и девчонки, И малыши, и рослые юнцы В заветный дом знакомый всей Вагонке. Куда ходили мамы и отцы. Припев: Из средней школы вышла в свет Гимназия моя. И мы поем ей гимн-привет К ней чувства не тая. Для нас для всех здесь дом второй, Мы как одна семья. Учись, трудись, танцуй и пой, Гимназия моя! 2.Здесь всякий раз нас школа приглашает В уютный класс на каждом этаже. Познать себя и мир нам помогает, И выбрать дело жизни по душе. Припев: | Котенок и щенок. 1. В одной квартире жили Котенок и щенок, Приятелями были Котенок и щенок. Один – усатенький, Другой – мохнатенький, Приятелями были Котенок и щенок. 2. Но странную игрушку Внесли ребята в дом. Хвосты поджали дружно Котенок со щенком. Игрушка колкая, Зовется елкою, Иголки растопырив, Стоит в углу своем. 3. И вот на эту елку С зеленым хохолком Напали втихомолку Котенок со щенком. Зубами, лапами Ее царапали – И елку повалили Котенок со щенком. 4. Пришли ребята вскоре, А елка – на боку. Немало было горя Котенку и щенку. Их так нахлопали, Их так нашлепали… И было очень стыдно Котенку и щенку. 5. А елку нарядили, Гостей позвали в дом И даже пригласили Котенка со щенком. Один – усатенький, Другой – мохнатенький, Под елкой веселились Котенок со щенком. Мир. 1. Детство начинается с маминой улыбки, С колыбельной песни, с удивленных снов. Детство начинается с дедовой калитки, С новогодней елки, с самых первых слов. Припев: Я по вечерам люблю смотреть в окно, Даже если там уже темно, я верю: Солнышко проснется, мама улыбнется, Новый день начнется. 2. В детстве все сбывается, в детстве мы крылаты, Это только в детстве каждый может вдруг Над мостами невскими или над Арбатом, Не спросив у мамы, сделать первый круг. Припев: 3. В детстве близким кажется свет звезды далекой, Возле самых окон – стаи облаков. И с порога отчего все берет дорогу, Как большие реки – с чистых родников. Припев: Колдунье не колдуется. 1. Сидит колдунья дуется На целый белый свет: Колдунье не колдуется, И вдохновенья нет. Наколдовала к завтраку Из Африки банан, А появился – здрасьте вам! – Из Арктики буран. Припев: Ну что за невезение, Ну что за наказание – И даже вместо пения Выходит рисование. 2. Наколдовала к ужину В стаканчике пломбир, Но убедилась с ужасом: В стаканчике - кефир! И даже вместо курицы Выходит пистолет… Сидит колдунья, дуется На целый белый свет. Припев: Оловянный солдатик. 1. Жил солдатик оловянный, Охранял покой игрушек. Но подрос его царевич Белобрысый мальчуган. И солдатом настоящим Сам пошел под грохот пушек, Положив себе на память Друга детских лет в карман. 2. И однажды в городишке Загудело пламя грозно. И раздался в чьем-то доме Крик девчонки из окна. И солдат в огонь рванулся, Но, как видно, было поздно- Кровля пала, под собою Всех живых похороня. 3. Бушевало долго пламя, Но утихло на рассвете. И когда весь дым растаял В посветлевших небесах Над горячей грудой пепла Пролетел холодный ветер И на пепле засверкала Оловянная слеза. Весенняя. Приди, весна, и снова Пусть рощи оживут, Под шум ручья лесного Фиалки пусть цветут! Пускай нас с солнцем вместе Разбудит птичий гам. Мы станем бегать с песней По рощам и лугам. Хотим, чтоб рощи эти Цвели опять пышней. Веселый май, мы, дети, Зовем тебя скорей. Пусть солнце травы сушит, Сверкает тихий пруд, Пускай кричат кукушки И соловьи поют. |
Проверь себя
Контрольная работа №1
Тема: «Россия – Родина моя. День, полный событий».
Внимательно послушай музыкальное произведение и определи, к какому жанру его можно отнести: песня, танец или марш.
Подчеркни правильный ответ.
Назови музыкальное произведение такого же жанра, услышанное в классе.
______________________________________________________________
Помоги композиторам найти их музыку:
П.Чайковский С.Прокофьев М.Мусоргский | «Рассвет на Москве-реке» «Марш деревянных солдатиков» «Вечер» |
Назови другие музыкальные произведения этих композиторов.
П.Чайковский ________________________________
С.Прокофьев _________________________________
М.Мусоргский ________________________________
Назови, что является символами государства.
________________________________________________________________
Что в переводе с древнегреческого языка означает слово «гимн»?
________________________________________________________________
4.
| Назови фамилию и имя композитора, а также одно его произведение. _______________________________________________ _______________________________________________ |
Проверь себя
Контрольная работа №2
Тема: «О России петь – что стремиться в храм»
1.Найди в тексте все слова, относящиеся к звучащей музыке и подчеркни их (П.И.Чайковский «Колыбельная».)
Быстрая, неторопливая, стремительная, нежная, отрывистая, суетливая, певучая, звонкая, тяжелая, тихая, яркая, печальная.
Напиши автора и название музыкального произведения, в котором выражены такие же чувства.
________________________________________________________________
2. Помоги найти композиторам их музыку:
С.Прокофьев П.Чайковский М.Мусоргский | «Нянина сказка» «Богатырские ворота» «Песня об Александре» |
Назови другие музыкальные произведения этих композиторов.
С.Прокофьев __________________________________________
П.Чайковский _________________________________________
М.Мусоргский _________________________________________
Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну (подчеркни правильный ответ)
А) Благовест;
Б) Праздничный трезвон;
В) Набат.
Назови автора и музыку, в которой изображены движения героя.
_________________________________________________________________
4.
| Назови фамилию и имя композитора, а также одно его произведение. __________________________________________________ __________________________________________________ |
Проверь себя
Контрольная работа №3
Тема: «Гори, гори ясно» и «В музыкальном театре»
Произведения композиторов, музыка которых очень похожа на народные напевы, называется:
А) в народном стиле;
Б) в народном духе;
В) народная.
Помоги композиторам найти их музыку:
С. Прокофьев Снегурочка
М.Глинка Петя и волк
Н. Римский-Корсаков Лель таинственный
Назови другие музыкальные произведения этих композиторов.
С. Прокофьев________________________________________________
М. Глинка___________________________________________________
Н. Римский-Корсаков__________________________________________
В симфонии № 4 П.И.Чайковского звучит тема русской народной песни. Это: «Тонкая рябина», «Во поле береза стояла», «Ай, во поле липонька»? Подчеркни правильный ответ.
Кому из композиторов принадлежат следующие музыкальные произведения: «Марш Черномора», «Песня Баяна»? В каком большом произведении они звучат? ____________________________________
Назови автора сказки, ставшей основой этой оперы?
________________________________________________________________
Проверь себя
Контрольная работа №4
Тема: «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Сравни два музыкальных произведения, в каком ладу они написаны.
__________________________________________________
__________________________________________________
Назови музыкальное произведение, которое написано в минорном ладу.
___________________________________________________________
Помоги композиторам найти свою музыку.
«Балет невылупившихся птенцов» «За рекою старый дом» «Тройка» | И. Бах Г. Свиридов М.Мусоргский |
Назови другие произведения этих композиторов:
И.Бах _____________________________________
Г.Свиридов ________________________________
М.Мусоргский ______________________________
4. Послушай два произведения. Определи, какое из них сочинено композитором, а какое является народной музыкой. Как ты думаешь, о чём рассказывает музыка?
1)_______________________________________________________________
2)_______________________________________________________________
Какие картины художников, стихи могут сопровождать музыкальную речь этих произведений?
_________________________________________________________________
| Напиши имя композитора и название музыки, которую он написал. __________________________________________________ __________________________________________________ |
28