СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
___________ Л.А. Шуплецова
Приказ от «___» _________2017 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Литература
8 класс
Учитель
русского языка и литературы
О.С. Грязных
2017-2018 учебный год
Шадринск
Составитель О.С. Грязных.
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
Рабочая учебная программа по ЛИТЕРАТУРЕ в 8 классе рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы от «…….» …………………………. 2017года, протокол заседания №.
Рабочая учебная программа по ЛИТЕРАТУРЕ в 8 классе принята на ИМС от «…….» …………………………. 2017 года, протокол заседания №…….
Учебная рабочая программа по литературе 8 класса составлена в соответствии с примерной программой на основе Федерального компонента государственного стандарта за 2004 год.
Программа рекомендована к реализации ____________________(С.В. Кузнецова)
Статус документа
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Шадринска на 2017/2018 учебный год
Примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации, 2005 года
«Программы общеобразовательных учреждений . Литература 5-11 классы под редакцией В Я Коровиной» - М.: Просвещение,2006г.
Учебная программа конкретизирует содержание блоков, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень терминов теории литературы.
Рабочая учебная программа выполняет основные функции:
- информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании , общей стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета.
-организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Учебная программа включает разделы:
Пояснительную записку
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учебно- тематический план
Содержание тем учебного курса литературы
Контроль уровня обученности
Информационные источники
Описание необходимого материально- технического, учебно- методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Приложение (календарно- тематическое планирование и КИМ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний, и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Новизна учебной программы
Новизна учебной программы представлена в компетентностном подходе к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В работу на уроках включены как творческие задания, так и задания поисковые, исследовательские, что способствует глубокому вдумчивому восприятию литературных произведений.
Место литературы в базисном учебном плане
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- М: «Просвещение», 2010 г и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) – 8 класс. Учебный год по Базисному плану МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» составляет 34 учебных недель (8 класс). Срок реализации программы – 1 год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРЫ ЗА КУРС
8 КЛАССА
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен
знать/понимать
Образную природу словесного искусства
Содержание и историческую основу произведений;
Черты литературных направлений;
Основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов
Систему художественных образов изучаемых произведений;
Позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
Основы сценического поведения героев в произведениях;
Содержание критических статьей к изучаемому произведению;
Приемы анализа прозаического и поэтического текста;
Приемы сопоставительного и сравнительного анализа текста.
уметь
Составлять тезисы и планы прочитанных произведений;
Владеть различными видами пересказа;
Воспринимать и анализировать художественный текст;
Определять род и жанр произведения;
Определять тематику и проблематику произведений;
Выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать
цитатный материал, редактировать написанное;
Участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
Выявлять авторскую позицию;
Выделять смысловые части произведения;
Давать характеристику героев;
Сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;
Выражать свое отношение к поступкам героев;
Строить устные и письменные высказывания;
Характеризовать особенности сюжета и композиции произведения;
Глубоко анализировать художественный текст;
Анализировать изобразительно-выразительные средства;
Самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения;
Писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи;
Перефразировать мысль;
Владеть монологической и диалогической речью;
Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;
Использовать различные виды пересказа и чтения;
Владеть основными видами публичных выступлений;
Осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров;
Проводить информационно- смысловой анализ текста;
Найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи (Р\Р) | Внеклассное чтение | Контрольные работы |
Введение. Вводный инструктаж | 1 | - | - | - |
Устное народное творчество | 3 |
|
|
|
Древнерусская литература | 2 |
| 1 |
|
Литература XVIII века | 4 | 1 |
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 31 | 3 | 2 | 1 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 19 | 1 | 6 | 1 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 7 |
|
|
|
Обобщающий урок | 1 |
|
|
|
| 68 | 5 |
| 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ литературные произведения, | СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» |
Русский фольклор Народные песни, загадки, пословицы, поговорки1.
Древнерусская литература Три произведения разных жанров по выбору. Русская литература XVIII века Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль». Русская литература XIX века И.А. Крылов Четыре басни по выбору. А.С. Пушкин Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» . «Маленькие трагедии» (одна трагедия по выбору) (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). Роман «Капитанская дочка» . Повесть «Пиковая дама» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри». Н.В. Гоголь Комедия «Ревизор» . Повесть «Шинель» Н.С. Лесков Одно произведение по выбору. Л.Н. Толстой Один рассказ по выбору.
Русская литература ХХ века И.А. Бунин Рассказа по выбору. А.И. Куприн Одно произведение по выбору. А.А. Блок С.А. Есенин М.М. Зощенко Два рассказа по выбору. А.Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору). А.П. Платонов Один рассказ по выбору. РУССКАЯ ПРОЗА второй половины ХХ века В.П.Астафьев. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Н.М.Рубцов. Стихотворения. Зарубежная литература У. Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта». Сонеты. Два сонета по выбору. Ж.-Б. Мольер Одна комедия по выбору. Дж.Свифт,. В.Скотт. | Введение (1ч) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Устное народное творчество. Народные песни, загадки, пословицы, поговорки. (3ч) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Из древнерусской литературы (2ч) Произведения разных жанров древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления). Из литературы XVIII века (4ч) Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленноть комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении. Из литературы XIX века (31ч) Иван Андреевич Крылов. Басни. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Повесть «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. Комедия «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Повесть «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Из русской литературы XX века (19ч) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженности и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. Поэма «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. Стихотворения. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Из зарубежной литературы (7ч) Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Читаем летом. Рекомендации. |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.Закон Российской Федерации об образовании.
2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (БУП 2004).
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783).
2.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной.
3.Локальные акты МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Шадринска:
Устав МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4».
Положение о внутришкольном контроле.
Положение о рабочей учебной программе.
Положение о текущем контроле.
Для учителя:
1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009
2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999
3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002
4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008
5. Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990
6. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.
7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
9. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.
Для учащихся:
1.Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.
2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.
3.Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM / Сост, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2003.
Интернет – ресурсы:
Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения
http://www.school.mos.ru/
Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.
http://www.debryansk.ru/~lpsch/
Раздел по литературе Новосибирской образовательной сети.
http://www.websib.ru/noos/literature/index.html
Информационные материалы по русскому языку и литературе.
http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm
Развитие орфографической зоркости учащихся
http://gramota.direktor.ru
Урок литературы: проблемы, методы, подходы
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html
Опорный орфографический компакт по русскому языку
http://yamal.org/ook/
Литература: универсальная энциклопедия
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm
Толковый словарь крылатых выражений
http://www.comics.ru/dic/
Образовательный сектор. Литература и русский язык.
http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml
Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.
http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid
Образовательный портал «Учеба».
http://www.posobie.ru/
Сайт Федерации Интернет образования.
http://teacher.fio.ru/index.php?c=61
Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».
http://lit.1september.ru/
Сайт «Кабинет русского языка и литературы»
http://ruslit.ioso.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | ||
Основная школа | Старшая школа | |||
Базовый уровень | Профильный уровень | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1.1 | Стандарт основного общего образования по литературе | Д | | |
1.2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) | | Д | |
1.3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) | | | Д |
1.4 | Примерная программа основного общего образования по литературе | Д | | |
1.5 | Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе | | Д | |
1.6 | Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе | | | Д |
1.7 | Авторские программы по литературе | Д | Д | Д |
1.8 | Учебник-хрестоматия по литературе. 8 кл. | К |
|
|
1.9 | Дидактические материалы по всему курсу литературы | Ф | Ф | Ф |
1.10 | Художественная литература | Д | Д | Д |
1.11 | Методические пособия по литературе для учителя | Д | Д | Д |
1.12 | Справочно-энциклопедическая литература (Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога, Лермонтовская, Пушкинская энциклопедии и проч.) | Д | Д | Д |
2 | ||||
2.1 | Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы | Д/Ф | Д/Ф | |
2.2 | Портреты писателей (русских и зарубежных) | Д | Д | |
2.3 | Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.) | Д/Ф | Д/Ф | |
2.4 | Альбомы раздаточного изобразительного материала | Д | Д | |
3 | ||||
3.1 | Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы и электронные учебники | Д/П | Д/П | |
3.2 | Электронные библиотеки по всему курсу литературы. Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях. | Д | Д | |
4 | ||||
4.1 | Видеофильмы по основным разделам курса литературы | Д | Д | |
4.2 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе | Д | Д | |
4.3 | Слайды (диапозитивы) по литературе | Д | Д | |
5 | ||||
5.1 | Мультимедийный компьютер | д | д | |
5.2 | Мультимедиапроектор | Д | Д | |
5.3 | Средства телекоммуникации | Д | Д | |
5.4 | Сканер | Д | Д | |
5.5 | Принтер лазерный | Д | Д | |
5.6 | Копировальный аппарат | Д | Д | |
5.7 | Диапроектор или оверхэд (графопроектор) | Д | Д | |
5.8 | Экран на штативе или навесной | Д | Д | |
5.9 | Видеоплейер,DVD-плейер (видеомагнитофон) | Д | Д | |
5.10 | Телевизор | Д | Д | |
5.11 | Аудио-центр. | Д | Д | |
6 | ||||
6.1 | Аудиторная доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч. |
|
| |
6.2 | Компьютерный стол |
|
| |
6.3 | Ящики для хранения таблиц |
|
| |
6.4 | Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) |
|
| |
6.5 | Штатив для карт и таблиц |
|
| |
6.6 | Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) |
|
|
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.)
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Тема. Основное содержание | Дата | Вид урока | Примене-ние ИКТ | Требования обученности | Д/з |
I четверть Введение | ||||||
1 | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. |
| Беседа. Тестирование |
| - кратко повторить изученное в предыдущих классах; - обозначить цель курса литературы 8 кл.; ознакомить учеников со структурой учебника. |
|
Устное народное творчество | ||||||
2 | УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорного произведения. |
| Рассказ учителя. Беседа
|
| - ознакомить с народными лирическими песнями; - развивать творческие способности учащихся. | Сочинить частушку |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы. |
| Беседа |
| - раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; - сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора. | Доклад учеников о Пугачеве и Ермаке |
Из древнерусской литературы | ||||||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития |
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Презента-ция | - развитие понятия о древнерусской литературе; - расширение представления об особенностях житийного жанра; - ознакомление с текстом «Повести о житии… Александра Невского». - показ идейно – художественное своеобразие «Повести о житии… Александра Невского»; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи и выразительного чтения; - реализация межпредметных связей с изобразительным искусством. |
|
5 | «Щемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, Сатирический пафос произведения. Особенности поэтики |
| Урок внеклассного чтения |
| - показать идейно – художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций. |
|
Из русской литературы XVIII века | ||||||
6 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - ознакомление учеников с биографией и творчеством Фонвизина; - ознакомление с исторической основой комедии «Недоросль»; - ознакомление с понятием классицизм; - развитие навыка выразительного чтения. |
|
7 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении |
| Практикум | Видефильм (сцены) | - проследить, как раскрываются характеры героев; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи; - познакомить с основными правилами классицизма в драматическом произведении |
|
8 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 — 2 произведений) |
| Урок развития речи |
| - обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников. | Сочинение |
Из русской литературы XIX века | ||||||
9 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков |
| Рассказ учителя. Беседа. (Урок – викторина) | Презента-ция | - расширение знаний учеников о баснописце и его баснях; - развитие анализа текста, выразительного чтения. | Наизусть одну из басен |
10 | И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. |
| Урок внеклассного чтения |
| - развитие представлений о басне, морали, аллегории; - развитие навыка анализа текста и выразительного чтения. |
|
11 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева |
| Рассказ учителя. Практикум | Фрагмент из фильма «Покоре-нии Сибири Ермаком» | - ознакомление учеников с личностью К.Ф.Рылеева; - понятие о жанре думы; - показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе; - развитие навыка анализа текста, выразительного чтения. |
|
12 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы |
| Рассказ учителя. Беседа | Презента-ция | - расширение представления учеников о личности А.С.Пушкина как историка; - разноплановость содержания стихотворения «Туча»; - основные темы и мотивы лирики Пушкина; -выявление особенностей поэтической формы лирики поэта |
|
13 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) |
| Семинар |
| - повторение и обобщение изученного в 6-7 классах |
|
14 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора |
| Рассказ учителя. Беседа |
| -познакомить с историей заглавия; -выявить отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания | Рассказ ученика |
15 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; - жанровое своеобразие повести;
|
|
16 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич |
| Беседа. Обучение устному рассказу | Видеофрагменты | -истоки формирования личности Петра Гринёва; - путь духовного становления Гринёва; - развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
|
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина |
| Беседа |
| - раскрытие смысла названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина; -развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал. |
|
18 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке |
| Беседа. Практикум |
| - раскрытие образа Пугачева; - лексическое значение устаревших слов; - развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
|
19 | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» |
| Урок развития речи |
| - историческая правда и художественный вымысел в романе; выявление различия авторской позиции в «Кап.дочке» и «Истории Пугачевского бунта»; - дать начальные представления об историзме, реализме, романе; -обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников | Сочинение |
20 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - место повести в контексте творчества Пушкина; - смысл названия повести и эпиграфа к ней; - композиция повести, система образов-персонажей; -выявление значения образа Петербурга; - идейно-композиционная функция фантастики |
|
21 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина |
| Урок контроля (Урок-викторина) |
| -хорошее знание текстов и ориентирование в лирике и прозе поэта, владение терминологией |
|
II четверть | ||||||
22 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах) |
| Рассказ учителя. Семинар | Презен-тация | - ознакомление учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; обобщение ранее изученного. |
|
23 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы |
| Беседа |
| - развитие навыка анализа текста, характеристики героев, выявление способов раскрытия образа главного героя поэмы;
|
|
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы |
| Практикум |
| - выявление структурных особенностей произведения, показ их взаимосвязи; -развитие навыка анализа текста, -иметь первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте. | Отрывок из поэмы наизусть |
25 | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри» |
| Урок развития речи |
| - развитие навыка выразительного чтения, анализа текста; уметь работать с критической литературой, писать сочинение. | Сочинение |
26 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 — 7 классах) |
| Рассказ учителя. Семинар | Презента-ция | - углубления знаний учеников о творческой биографии писателя; закрепление знаний о драматическом роде литературы |
|
27 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - знакомство с понятием социальной комедии; - знание истории создания и истории постановки комедии; -выявление отношения современной писателю критики, общественности к комедии |
|
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе |
| Беседа. Практикум | Видеофрагменты | - углубление понятия о сатире и её средствах; -развитие навыка анализа текста, характеристики героев, навыков выразительного чтения; закрепление знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими; развитие творческих способностей учеников; - развитие навыка рецензирования, монологической речи. |
|
29 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление |
| Практикум | Видеофрагменты | - развитие навыка анализа текста, характеристики героев, навыка выразительного чтения. - развитие навыка рецензирования, монологической речи. |
|
30 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») |
| Урок развития речи |
| - развитие навыка анализа текста, выделение композиционных элементов, монологической речи; обобщение материала предыдущих уроков; -умение писать сочинение. | Сочинение |
31 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - расширение знания учеников о взглядах Н.В. Гоголя; показ связи его творчества с историей; углубление понятия о русском национальном характере; совершенствование навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании |
| Практикум | Видеофрагмент | - совершенствование навыка характеристики героя, выразительного чтения, пересказа; -развитие представлений о «маленьком человеке» в литературе
|
|
33 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя,основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - знакомство учеников с биографией и творчеством Салтыкова – Щедрина; - напоминание об особенности жанра сказки в творчестве писателя; -расширение представления о сатирической направленности произведений писателя. |
|
34 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению |
| Урок развития речи |
| - показ своеобразия историзма Салтыкова – Щедрина; развитие навыка анализа текста, пересказа и выразительного чтения; - умение писать сочинение | Сочинение |
35 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина |
| Урок контроля |
| -хорошее знание текстов, терминологии; -умение обобщить и систематизировать пройденный материал |
|
III четверть | ||||||
36 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - расширение знаний учеников о биографии писателя; показ своеобразия историзма Н.С. Лескова; определение нравственных проблем рассказа; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения. |
|
37 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа |
| Рассказ учителя. Беседа | Презента-ция | - расширение знаний учеников о биографии писателя; показ своеобразия историзма Толстого; ознакомление учеников с историей создания рассказа «После бала»; определение социально – нравственных проблем рассказа; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения. |
|
38 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа |
| Практикум |
| - помощь ученикам при выявлении особенности рассказа, писательского замысла; развитие навыка анализа текста. |
|
39 | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» |
| Урок внеклассного чтения |
| - выявление идеи произведения; развитие навыка анализа текста, характеристики героев; обучение ведению диспута. |
|
40 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчев, А.А. Фета, А.Н. Майкова. |
| Урок внеклассного чтения |
| - показ значения образов природы в творчестве поэтов; поддержка интереса к поэзии, помощь в выражении зрительного образа при чтении стихотворений, понятие идеи, настроения, чувства поэтов; развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста. | 1-2 стихотворе-ния наизусть |
41 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - расширение представления учеников о личности А.П. Чехова; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
Из литературы XX века | ||||||
42 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика |
| Рассказ учителя. Беседа | Презента-тация | Расширение представления учеников о личности И.А. Бунина; показ особенностей его творческой индивидуальности; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
43 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле |
| Рассказ учителя. Беседа |
| -расширение представлений учеников о личности и творчестве А.П. Куприна; -выявление нравственных проблем рассказа «Куст сирени»; -развитие навыка работы с текстом. |
|
44 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л.Н.Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна |
| Урок развития речи |
| - развитие навыка анализа текста, выделение композиционных элементов, монологической речи; обобщение материала предыдущих уроков; -умение писать сочинение. | Сочинение |
45 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению |
| Рассказ учителя. Беседа | Презента-ция | - краткое ознакомление учеников с личной и творческой биографией А.А. Блока; показ особенностей его подхода к истории; развитие навыка выразительного чтения. |
|
46 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - расширение представлений учеников о личной и творческой биографии Есенина; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста |
|
47-48 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению |
| Урок развития речи |
| -развитие навыка монологической речи; -умение обобщать и систематизировать пройденный материал; -умение писать сочинение.
| Сочинение |
49 | И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству |
| Рассказ учителя. Беседа | Презента-ция | - краткое ознакомление учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
|
50 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни» |
| Урок внеклассного чтения |
| - приобщение учеников к восприятию сатиры и юмора; умение понимать юмор и сатиру в художественном произведении; показать, как создают юмористические и сатирические произведения; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. | Доклад ученика |
51 | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» |
| Рассказ учителя. Беседа | Презента-ция | - краткое ознакомление учеников с биографией и творчеством М.А. Осоргина; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
|
52 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина |
| Урок контроля |
| -умение обобщать и систематизировать материал, выделять главное; знание терминологии |
|
IV четверть | ||||||
53 | А. Т, Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками |
| Рассказ учителя. Беседа | Презента-ция | -краткое ознакомление учеников с вехами жизненного и творческого пути Твардовского; создание эмоционального фона для восприятия поэмы, показ роли поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотрение особенности жанра и сюжета; восприятие понятия о народности в литературе; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
54 | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского |
| Обучение устному рассказу |
| - выявление определяющих качеств Василия Тёркина; развитее навыка ведения монологической речи, анализа поэтического текста; |
|
55 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме |
| Практикум |
| - слежение, как в поэме сочетаются героика и юмор; авторские отступления как элемент композиции; развитие навыка анализа поэтического текста | Отрывок из поэмы наизусть |
56 | А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа |
| Урок внеклассного чтения | Видеофрагменты | -углубление знаний учеников о личности и творческой биографии А.П. Платонова; раскрытие нравственного смысла рассказа; определение роли художественных приёмов; развитие навыков анализа художественного текста. |
|
57 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») |
| Урок развития речи Литературно – музыкальная композиция |
| - рассказ о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показ, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялось с глубоко личными переживаниями, помощь в понимании пафоса поэзии военных лет, развитие навыка выразительного чтения. | Выучить стихи (подготовить устный рассказ) |
58 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
59 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века» |
| Урок развития речи |
| -развитие навыка анализа поэтического текста, умения писать сочинение | Сочинение |
60-61 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды |
| Уроки внеклассного чтения (Урок – концерт) | Муз.диск | - понятие о поэтическом языке; помощь в осмыслении почитанного; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. | Выучить стихи (выразитель-ное чтение) |
Из зарубежной литературы | ||||||
62 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» |
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Презентация | - краткое представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, знакомство с биографией и творчеством Шекспира; выявление основных проблем трагедии «Ромео и Джульетта»; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
63 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии |
| Практикум |
| - представление о жанре лирической поэзии сонете, -тематика, «вечные проблемы» |
|
64-65 | Ж. -Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии |
| Рассказ учителя. Беседа |
| - знакомство с биографией и творчеством Мольера; выявление основных проблем комедии «Мещанин во дворянстве»; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
66 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества |
| Урок внеклассного чтения | Видеофрагменты | - краткое ознакомление учеников с биографией и творчеством Свифта; выявление глубинного содержания его романа; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
67 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман |
| Урок внеклассного чтения | Видеофрагменты | - расширение понятия о жанре исторического романа; знакомство с Вальтером Скоттом как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе; развитие навыка анализа текста. |
|
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето |
| Урок-зачет (Урок-игра) |
| - проверка знаний и умений учеников; обобщение изученного |
|
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.