СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 2 класс. По учебнику Критская Е.Д. , Сергеева Г.П.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Класс: 2

Тема полугодия (четверти): «Россия – Родина моя»

Тип урока: Урок углубления темы

Тема урока: «Фортепиано»

Цель: познакомить обучающихся с музыкальным инструментом «фортепиано»;

Задачи:

образовательные:  расширить знания о музыкальных инструментах,

объяснить значения слов: форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;

развивающие: развивать навыки музыкального восприятия, воображения, развивать творческие способности, музыкальный и ритмический слух;

воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке, потребность в общении с искусством, эстетические чувства

Музыкальный материал: «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский; «Марш» С. Прокофьев; «Моя Россия», «Осенняя песенка» Струве.

Оборудование: Музыкальный центр, компьютер с колонками, фортепиано.

Ход урока

Этап, музыкальный материал

Деятельность учителя

Действия учеников

Примечания

I.Орг. момент

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами разберем новую тему урока «Фортепиано».

Обучающиеся приветствуют учителя


II.Слушание музыки

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский; «Марш» С. Прокофьев; «Моя Россия», «Осенняя песенка» Струве.


Сейчас прозвучало произведение, которое вы уже слышали. Вы его узнали? Как оно называется? Кто его сочинил? (Ответы детей)
Давайте представим себя игрушками: девочки – куклами, мальчики – барабанщиками. Я буду руководить парадом. Приготовились – марш! А теперь послушайте второй марш. Его сочинил Сергей Прокофьев. Послушайте начало марша. Что вы в нем услышите?

Верно. Это прозвучало вступление к маршу. В нем действительно бьется пульс марша. Те, кто внимательно вслушается во вступление, тот сможет точно начать маршировку в тот момент, когда появится основная мелодия марша. Проверим, все ли из вас внимательные слушатели. Встали у своих стульев, вы начнете маршировать с левой ноги.

-Молодцы! Почти все из вас, верно услышали начало марша после вступления. А теперь я буду изменять звучание марша, а вы будете откликаться на эти изменения. А вступление к маршу мне поможет исполнить барабанщик (приглашается один из учащихся для игры на барабане). Молодцы!
Введение в тему урока.
- Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во все мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у многих из нас он есть и дома. Музыкальные пьесы, которые мы с вами услышали, тоже были исполнены на этом инструменте!

- Да, это фортепиано!

Кто из вас знает, как появился этот инструмент?

Когда и кем он был изобретён? - Чтобы узнать всё это, мы отправимся с вами в далёкое прошлое. Я вам расскажу где, когда и кем был изобретен этот инструмент, какие инструменты помогли в создании фортепиано. Ведь оно возникло не сразу, у него была длинная и интересная история рождения.

А началось это очень давно, еще 600 лет назад. Именно тогда, музыкальные мастера изобрели такой инструмент клавикорд (иллюстрации). Клавикорд еще не был похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук клавикорда был мягкий и нежный, и легкого прикосновения к клавише было достаточно, что бы извлечь звук. Всем был хорош клавикорд, но вот беда – его звучание было таким тихим, что его почти не было слышно.

Поэтому вскоре на смену клавикорду пришел клавесин( показ иллюстрации). Чем отличался он от клавикорда? Изменилась форма, а вместо одной клавиатуры стали делать 2-3, чтобы усилить звук. Но и это не помогало. С какой бы силой исполнитель не нажимал на клавишу, звук все равно оставался тихим и однообразным.

А почему же звук на клавесине не был громким? Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась к клавише, цепляло пером (воронье), но оно было слабым и непрочным, часто ломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко.

И только в 1709г. итальянский мастер Кристофори заменил перья на деревянные палочки-молоточки. И звук стал не щипком, а при помощи молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получается громкий – форте ( показ на фортепиано), а слабо ударишь – тихий –пиано. А если соединишь эти два слова: форте и пиано, то получится название инструмента – фортепиано.

А теперь послушайте как звучит фортепиано в отличии от клавесина. (Прослушивание)

- Итак: фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским, это слово на итальянском языке звучит как рояль (показ иллюстрации).

Но рояль был слишком громоздким. Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Поэтому очень скоро придумали (изобрели) маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое».

Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас. А сейчас дадим слово Фортепиано!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.











Звучит вступление к «Маршу» Прокофьева.












Исполнение детьми.


III.Вокально-хоровая работа

«Моя Россия»

«Осенняя песенка»

Распевание, ритмические задания.
Разучивание «Осенней песенки». Показ движений.
Эмоциональное исполнение с солистами песни «Моя Россия» Струве.

Музыкальная игра.

Класс делится на 2 команды (команда мальчиков и девочек)
Я показываю картинку с изображением музыкального инструмента или слушание звука инструмента, а ученики отгадывают название инструмента.


Обучающиеся исполняют песни.






Дети выполняют


IV.Рефлексия

Вы все сегодня активно работали. Скажите, чем вам понравилось сегодняшнее путешествие?

Чем вам запомнилось больше всего наше занятие?

Нарисуйте смайлик настроений.

Будем практиковать еще такую форму работы?

-игрой и пением песен;



-игрой-путешествием;


-Дети рисуют смайлик;

-да;


V.Подведение итогов

-3 основных муз. жанра;
- какие инструменты относятся к фортепиано; почему;
- что такое форте и пиано;
- что означают слова «рояль» и «пианино». Спасибо за урок. Домашнее задание. Выучить тексты песен

Дети отвечают на вопросы учителя.


Анализ урока

Класс был очень активный и с большим удовольствием выполняя задания, которые предлагал учитель. Для того, чтобы класс не вышел из под контроля, учитель держал дисциплину на одном уровне – в этом проявлялось воспитательное влияние личности учителя.

Время урока было рационально использовано, так как все запланированное рассматривалось и ничего не упускалось.