Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию культуры ЗОЖ.
Наша школа ответственно и продуктивно выполняет функции, которые возложены на неё государством и обществом.
Все дети разные и в работе по профилактике вредных привычек и формирование культуры здорового образа жизни, стандарта работы нет. Каждый классный руководитель применяет в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации.
В своей работе я использую следующие приемы и методы:
Индивидуальные: такие как беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.
Групповые: такие как советы дел, творческие группы, органы самоуправления.
Коллективные: такие как коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, слёты, соревнования, привлекает к общешкольным акциям.
При этом в работе необходимо учитывать, что:
ребёнок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;
нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми) имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
в своей работе нужно ориентироваться на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.
В моей работе можно выделить три основных направления работы по профилактике:
1)воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.
2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек. Реализуя работу в данном направлении, в школе проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:
Физкультминутки на каждом уроке
Ежедневная утренняя гимнастика
Динамические паузы, проводимые на каждом уроке
День здоровья
День профилактики, беседы с социальным педагогом и психологом
Тематические классные часы
Круглые столы
Акции “Поговорим о правильном питании”
Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
Ролевые игры
Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”
Участие в спортивных мероприятиях.
3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.
4) Работа с родителями - здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями учащихся. Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ, с участием специалистов КДН, психологов, медицинских работников, социального педагога. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Я посещаю семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи.
Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
–проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
–исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
–не беседуйте в присутствии учащихся, требуйте конфиденциальной встречи;
–не предъявляйте претензии к родителям;
–всячески подчёркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
–советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;
Посещая регулярно семьи учащегося, я накапливаю ценный материал, изучаю взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем я добиваюсь, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании учащихся моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя. Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.
Профилактика вредных привычек эффективна, повышения качества ЗОЖ, если:
• Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе.
• Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения.
• В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.