СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с берестой. Украшения из бересты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может применяться педагогами дополнительного образования, учителями при проведении занятий в объединениях.

Просмотр содержимого документа
«Работа с берестой. Украшения из бересты.»

План – конспект занятия


 

Тема занятия:    Работа с берестой. Украшение из бересты.

 

Цели занятия:

образовательное:

  • познакомить учащихся  с художественной обработкой бересты,

-    показать основные виды  декоративной обработки (прорезная береста,

     плетение из бересты, тиснение по бересте, роспись по бересте),

-    продемонстрировать готовые изделия, выполненные в разной технике, с

     разным декоративным решением.

  • формировать первоначальные умения работы с берестой:

     -    тиснение бересты по готовому орнаменту,

     -    резьба по бересте по готовому шаблону,

     -    приемы плетения.

развивающие:

  • развивать практические навыки умения в работе с берестой,

  • развивать такие качества как внимание, наблюдательность, аккуратность,

  • развивать детскую фантазию, творческое  мышление, приемы дизайна,

  • развивать умение анализировать делать выводы выделать главное.

воспитательные:

  • прививать любовь к народным промыслам

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного,

  • формировать навыки самостоятельной и коллективной работы.

  

Материально-техническое оснащение:

а) учебно-наглядные пособия:

-  набор инструментов для художественной обработки бересты;

-  фотографии готовых изделий из бересты;

-  раздаточный материал ( орнаменты

    для резьбы по бересте, схема плетения из бересты.)

б) оборудование, приспособления и инструменты:

-  нож-резак,

-  ножницы,

-  угольник, линейка, карандаш,

-  инструменты для тиснения,

в)  материалы:

                       -  заготовки из бересты.

 

 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

 

  1. Организационный момент                                                                                   2 мин.

  2. Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы         4 мин.

  3. Изложение нового материала: заготовка бересты, инструменты и

      виды  декоративной обработки                                                                           10 мин.

4.   Вводный инструктаж                                                                                              3 мин.

5.   Практическая работа                                                                                            16 мин.

6.   Подведение итогов                                                                                                 6 мин.

7.   Задание на дом                                                                                                       2 мин.

8.   Заключительный инструктаж, уборка рабочих мест                                     2 мин.

 

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1.                   Организационный момент.

 

2.                Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы.

 

Приблизительное содержание беседы.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Береза на Руси- это символ и поэтический образ страны. Она и грела, и лечила, и поила, и душу человека питала. Пожалуй на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором бы слагалось столько пословиц и поговорок ,пелось столько песен, воспевающих красоту и полезность помощницы-березы.

Много других замечательных деревьев растет в нашей стране. Но если все же малосведущий человек может спутать одно дерево с другим, то березу каждый узнает сразу .Во всем мире не сыщешь дерево с такой ослепительной белой корой. За эту-то белую кору и получило дерево свое название «береза». В индоевропейских языках корень «Бер» означает «светлый, ясный»..

Берестяной промысел известен на Руси издревле. Именно о нем сегодня пойдет речь у нас на уроке. Мы узнаем разные виды декоративной обработки бересты и их особенности и попробуем сами поработать с этим доступным для нас материалом.

 3.     Изложение нового материала.

 

Приблизительное содержание беседы.

Теперь мы с вами имеем представление о берестяном промысле и его разновидностях . Думаю, что красота берестяных изделий не оставила вас равнодушными.  А ведь материал для их изготовления так прост и так доступен. Именно за свои замечательные качества и полюбили бересту народные умельцы: легкая, пластичная, гибкая, прочная, не промокаемая, устойчивая к гниению, красивая и …дешевая.

Но если вы сегодня же отправитесь за берестой, то должен вас огорчить, у вас, скорее всего, ничего не получится. Лучшее время для заготовки бересты конец весны – начало лета. Тогда береста отделяется ровно и хорошо.

Заготовка бересты.

На березе делают разрез вдоль гладкой части ствола; края разреза слегка отгибаются ножом, а затем руками вся береста снимается вокруг ствола.

   

                 Но здесь мы должны задуматься…: а не навредит ли это живому дереву?

Я сталкивался, ребята, с разными мнениями на этот счет, но большинство берестянников уверяют, что умелые, аккуратные действия березе не навредят. Природа одарила березу как бы двойной корой: снимая верхний слой, другой остается невредимым и через некоторое время восстанавливает свои функции.

Но все-таки, на мой взгляд, лучше бересту собирать с деревьев, предназначенных для вырубки или уже со срубленных, тем более, что самая хорошая береста находится выше комля на некотором расстоянии от земли.

Итак, береста – вот она перед вами. Конечно,  нам не под силу создать нечто увиденное, это делали настоящие мастера своего дела. Но освоить первые приемы работы с этим природным материалом может каждый из нас и даже сегодня на уроке.

 

Береста по своим качествам бывает разная. По наблюдениям специалистов берестянников, качество ее зависит:

1)                 от возраста;

2)                 от местности, где растет березка;

3)                 от здоровья березы.

На молодых березках (3 -4  лет) бересты совсем не бывает. На березах 15 – 25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. Лучшая на средних березах, толщиной 75 – 100 см.

С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, со множеством мелких и крупных черточек.

На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с умеренно влажных  и тенистых мест.

Березы, пораженные болезнями, грибами и вредителями дают очень плохую бересту.

 

Виды технлогии бересты:

·        Тиснение бересты

·        Прорезная береста

·        Плетение из бересты

·        Роспись по бересте

 

Основными инструментами для всех видов работ с берестой являются нож-резак, ножницы, шило, тонкая деревянная лопаточка или деревянный нож.

Кроме этого для тиснения используются специальные инструменты – штампики.

А для оплетки краев пригодится инструмент – сечка, пробивающий дырки в бересте.

Для росписи набор инструментов ясен - кисть и краски. Однако, заметим, что используется небольшое количество цветов и фон чаще всего оставляют чистым, светлым, чтобы была видна фактура бересты.

 

Думаю, что настало время самим попробовать и поработать с берестой

4.                Водный инструктаж

 

5.             Практическая работа  

 

Красота и художественная ценность берестяного изделия зависят во многом от техники исполнения ,в которой большую роль играют навыки.

Для практической работы понадобиться: ножницы, клей «Титан», карандаш ,шаблон, технологическая карта.

Оберег- это своего рода талисман или предмет, которой оберегает человека от злых духов, нечистой силы и всяческих бед.

Перед началом работы бересту мы очищаем, расслаиваем. Эту процедуру удобнее выполнять при помощи тупой стороны ножа с овальным концом. Первым снимайте верхний слой. Он может состоять из двух-трех слоев, разъединять которые достаточно сложно.

Работать с режущими инструментами нужно очень аккуратно, не толкать друг друга, следить за движениями руки во время работы.

Попробуем сделать с вами бусинки с берестой на оберег.

Для этого мы возьмем шаблоны заготовок для нашего изделия, обведем на бересте. Бусинки изготавливаем из треугольных полосок бересты и скручиваем на стержне бусину. Кончик треугольника подклеиваем.

После склеивания все бусинки поочередно нанизываем на нитку. У нас получится бусы.

Молодцы, хорошо справились с заданиями.

               В ходе выполнения практической работы педагог поясняет основные приемы, направляет работу, но не мешает детскому творчеству и поощряет все виды оригинальности и  индивидуальности в работах учащихся.

 

6.          Подведение итогов

 

              В процессе подведения итогов можно еще раз рассмотреть коллекцию берестяных изделий, повторяя с учащимися в ходе беседы, виды  художественной обработки.

-молодцы ребята, все справились с целью нашего урока: научились изготовлять бусинки из бересты.

 

7.          Задание на дом.

 

              В качестве домашнего задания можно предложить кроссворд  по рассмотренной на уроке теме, самостоятельно сделать дома бусинку                                                               

 

8.Уборка рабочего места.