СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннная разработка предназначена учителям музыки для организации работы с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

Направления и формы работы с одаренными детьми Руководитель РМО учителей музыки и изобразительного искусства: Степанова Елена Алексеевна

Направления и формы работы с одаренными детьми

Руководитель РМО учителей музыки и изобразительного искусства: Степанова Елена Алексеевна

   Только эмоциональное пробуждение разума даёт положительные результаты в работе с детьми.  В.А.Сухомлинский

Только эмоциональное пробуждение разума даёт положительные результаты в работе с детьми. В.А.Сухомлинский

называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Способности называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Талант высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.  Гениальность

называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Способности

называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Талант

высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. 

Гениальность

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей - эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;  - способность к переживанию в форме музыкальных образов;  - способность к творческому восприятию музыки;   - музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;  - ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;   - чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.  Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей

- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; 

- способность к переживанию в форме музыкальных образов; 

- способность к творческому восприятию музыки; 

- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; 

- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность

Одарённость - это

Одарённость - это

Одарённые дети  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность;  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. имеют доминирующую активную познавательную потребность;  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Дети с высоким общим уровнем развития Дети с признаками специальной умственной одарённости Учащиеся, не достигающие успехов в учении, но обладающие незаурядными умственными способностями

Одарённые дети

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Дети с высоким общим уровнем развития

Дети с признаками специальной умственной одарённости

Учащиеся, не достигающие успехов в учении, но обладающие незаурядными умственными способностями

Принципы в работе с одарёнными детьми

Принципы в работе с одарёнными детьми

Учитель должен уметь:

Учитель должен уметь:

ФГОС предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;   учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;   обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов

ФГОС предполагает

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
  • обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов
Цель Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей.

Цель

  • Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей.
Задачи выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету; использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках музыки и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Задачи

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках музыки и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Направления работы диагностика – изучение личности учащихся. работа со способными и одаренными учащимися на уроках музыки, на занятиях факультативов, в творческих объединениях; внеклассная работа.

Направления работы

  • диагностика – изучение личности учащихся.
  • работа со способными и одаренными учащимися на уроках музыки, на занятиях факультативов, в творческих объединениях;
  • внеклассная работа.
Методы, применяемые для развития музыкальных способностей  метод наблюдения за музыкой;  метод сопереживания;  метод моделирования художественного творческого процесса;    метод интонационно стилевого постижения музыки.

Методы, применяемые для развития музыкальных способностей

  • метод наблюдения за музыкой;
  • метод сопереживания;
  • метод моделирования художественного творческого процесса;

 

  • метод интонационно стилевого постижения музыки.
Методы творческого характера

Методы творческого характера

Формы работы классно-урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; нетрадиционные формы уроков; кружковая работа; организация временных групп; свободное самообразование; проведение предметных недель; дискуссии; конкурсы и викторины; фестивали детского творчества.

Формы работы

  • классно-урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • кружковая работа;
  • организация временных групп;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • дискуссии;
  • конкурсы и викторины;
  • фестивали детского творчества.
Виды музыкальной деятельности Исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое и сольное пение); Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; Игра на музыкальных инструментах; Инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес; Освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи; Импровизации (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая); Создание мини-сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах.

Виды музыкальной деятельности

  • Исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое и сольное пение);
  • Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес;
  • Освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи;
  • Импровизации (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая);
  • Создание мини-сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах.
Содержание программы  1. Диагностика учащихся  Пение   1. Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звукам природы и голосам животных) Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация Средний уровень – образная звукоимитация Низкий уровень – отказ 2. Вопросно-ответные интонации   Высокий уровень – использование 1-2 звуков  Средний уровень – на одном звуке  Низкий уровень – проговаривание ответа   

Содержание программы 1. Диагностика учащихся

Пение

  1. Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звукам природы и голосам животных)

Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация

Средний уровень – образная звукоимитация

Низкий уровень – отказ

2. Вопросно-ответные интонации

 

Высокий уровень – использование 1-2 звуков 

Средний уровень – на одном звуке 

Низкий уровень – проговаривание ответа

  

Игра на музыкальных инструментах 1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира Высокий уровень – тембровое соответствие Низкий уровень – тембровое несоответствие 2) Выразительная импровизация  Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие Средний уровень – ритмическое разнообразие Низкий уровень – ритмическое однообразие

Игра на музыкальных инструментах

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

Высокий уровень – тембровое соответствие

Низкий уровень – тембровое несоответствие

2) Выразительная импровизация

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие

Средний уровень – ритмическое разнообразие

Низкий уровень – ритмическое однообразие

РИТМ 1) Ритмизирование стихов хлопками Высокий уровень – точно Средний уровень - 1-2 ошибки Низкий уровень – отказ 2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками Высокий уровень – точно Средний уровень – 1-2- ошибки Низкий уровень - беспорядочный ритм

РИТМ

1) Ритмизирование стихов хлопками

  • Высокий уровень – точно
  • Средний уровень - 1-2 ошибки
  • Низкий уровень – отказ

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками

  • Высокий уровень – точно
  • Средний уровень – 1-2- ошибки
  • Низкий уровень - беспорядочный ритм
движение   1. Соответствие движения темпу и характеру музыки  Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу  Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа 2) Создание динамического образа Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога   Низкий уровень – отказ

движение

 

1. Соответствие движения темпу и характеру музыки

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа

2) Создание динамического образа

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога

 

Низкий уровень – отказ

2. Работа со способными и одаренными детьми задания на развитие ладового чувства – музыкально-слуховых представлений – развитие чувства ритма; музыкальнотерапевтические распевания на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания; задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся; задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности.

2. Работа со способными и одаренными детьми

  • задания на развитие ладового чувства – музыкально-слуховых представлений – развитие чувства ритма;
  • музыкальнотерапевтические распевания на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания;
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;
  • задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности.
3. Внеклассная работа 3.  Внеклассная работа с учащимися  – создание постоянных ( кружок) и временных групп (группы по подготовке к конкурсам, фестивалям, концертам) с учетом интересов учащихся.

3. Внеклассная работа

  • 3.  Внеклассная работа с учащимися  – создание постоянных ( кружок) и временных групп (группы по подготовке к конкурсам, фестивалям, концертам) с учетом интересов учащихся.
Критерии эффективности Высокий уровень познавательного интереса к предмету. Отсутствие неуспевающих по предмету.  Учащиеся становятся победителями и призерами районных и областных конкурсов.

Критерии эффективности

  • Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  • Отсутствие неуспевающих по предмету.

  • Учащиеся становятся победителями и призерами районных и областных конкурсов.

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.  Можно лишь создать атмосферу,  способствующую развитию человека.   К. Роджерс    Спасибо за внимание!

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. К. Роджерс Спасибо за внимание!