Направления и формы работы с одаренными детьми
Руководитель РМО учителей музыки и изобразительного искусства: Степанова Елена Алексеевна
Только эмоциональное пробуждение разума даёт положительные результаты в работе с детьми. В.А.Сухомлинский
называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Способности
называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
Талант
высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Гениальность
Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей
- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;
- способность к переживанию в форме музыкальных образов;
- способность к творческому восприятию музыки;
- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность
Одарённость - это
Одарённые дети
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Дети с высоким общим уровнем развития
Дети с признаками специальной умственной одарённости
Учащиеся, не достигающие успехов в учении, но обладающие незаурядными умственными способностями
Принципы в работе с одарёнными детьми
Учитель должен уметь:
ФГОС предполагает
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
- обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов
Цель
- Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей.
Задачи
- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках музыки и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Направления работы
- диагностика – изучение личности учащихся.
- работа со способными и одаренными учащимися на уроках музыки, на занятиях факультативов, в творческих объединениях;
- внеклассная работа.
Методы, применяемые для развития музыкальных способностей
- метод наблюдения за музыкой;
- метод моделирования художественного творческого процесса;
- метод интонационно стилевого постижения музыки.
Методы творческого характера
Формы работы
- классно-урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- нетрадиционные формы уроков;
- кружковая работа;
- организация временных групп;
- свободное самообразование;
- проведение предметных недель;
- дискуссии;
- конкурсы и викторины;
- фестивали детского творчества.
Виды музыкальной деятельности
- Исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое и сольное пение);
- Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
- Игра на музыкальных инструментах;
- Инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес;
- Освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи;
- Импровизации (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая);
- Создание мини-сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах.
Содержание программы 1. Диагностика учащихся
Пение
1. Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звукам природы и голосам животных)
Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация
Средний уровень – образная звукоимитация
Низкий уровень – отказ
2. Вопросно-ответные интонации
Высокий уровень – использование 1-2 звуков
Средний уровень – на одном звуке
Низкий уровень – проговаривание ответа
Игра на музыкальных инструментах
1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира
Высокий уровень – тембровое соответствие
Низкий уровень – тембровое несоответствие
2) Выразительная импровизация
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие
Средний уровень – ритмическое разнообразие
Низкий уровень – ритмическое однообразие
РИТМ
1) Ритмизирование стихов хлопками
- Высокий уровень – точно
- Средний уровень - 1-2 ошибки
- Низкий уровень – отказ
2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками
- Высокий уровень – точно
- Средний уровень – 1-2- ошибки
- Низкий уровень - беспорядочный ритм
движение
1. Соответствие движения темпу и характеру музыки
Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа
2) Создание динамического образа
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога
Низкий уровень – отказ
2. Работа со способными и одаренными детьми
- задания на развитие ладового чувства – музыкально-слуховых представлений – развитие чувства ритма;
- музыкальнотерапевтические распевания на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания;
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;
- задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности.
3. Внеклассная работа
- 3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных ( кружок) и временных групп (группы по подготовке к конкурсам, фестивалям, концертам) с учетом интересов учащихся.
Критерии эффективности
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
- Отсутствие неуспевающих по предмету.
- Учащиеся становятся победителями и призерами районных и областных конкурсов.
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. К. Роджерс Спасибо за внимание!