СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор задания №18 ЕГЭ математика базового уровня

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит разбор задания № 18 ЕГЭ по математике базового уровня. Для самостоятельной работы приведены задания из открытого банка заданий ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Разбор задания №18 ЕГЭ математика базового уровня»

Подготовка к ЕГЭ 2025 год задание 18 Базовый уровень

Подготовка к ЕГЭ 2025 год

задание 18

Базовый уровень

 В спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень) в качестве проверяемого результата обучения применительно к заданию 18 указывается « Умение выполнять вычисление значений и преобразования выражений, решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства» Уровень сложности — базовый. Максимальный балл за выполнение задания — 1. Примерное время выполнения задания выпускником (мин.) — 8.  В подготовке к ЕГЭ по математике важны все три составляющие: знание теории; наличие практических навыков решения задач разных типов; умение увидеть решение и использовать знания из разных разделов для решения поставленной задачи

В спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень) в качестве проверяемого результата обучения применительно к заданию 18 указывается « Умение выполнять вычисление значений и преобразования выражений, решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства»

Уровень сложности — базовый.

Максимальный балл за выполнение задания — 1.

Примерное время выполнения задания выпускником (мин.) — 8.

В подготовке к ЕГЭ по математике важны все три составляющие:

  • знание теории;
  • наличие практических навыков решения задач разных типов;
  • умение увидеть решение и использовать знания из разных разделов для решения поставленной задачи
ТОЧКИ ЧИСЛА А log 2  10 В 2) 7/3 3) √26 С D 4) (3/5) -1

ТОЧКИ

ЧИСЛА

А

  • log 2  10

В

2) 7/3

3) √26

С

D

4) (3/5) -1

Алгоритм выполнения: Проанализировать рядом с каким из целых чисел стоит данная точка. Проанализировать на каком интервале лежат числа из правого столбца. Сравнить полученные интервалы и поставить в соответствие. Решение: Рассмотрим точку А. Ее значение больше 1 и меньше 2. Рассмотрим точку B. Ее значение больше 2 и меньше 3. Рассмотрим точку С. Ее значение больше 3 и меньше 4. Рассмотрим точку D. Ее значение больше 5 и меньше 6. Вспомним что такое логарифм.

Алгоритм выполнения:

  • Проанализировать рядом с каким из целых чисел стоит данная точка.
  • Проанализировать на каком интервале лежат числа из правого столбца.
  • Сравнить полученные интервалы и поставить в соответствие.

Решение:

  • Рассмотрим точку А. Ее значение больше 1 и меньше 2.
  • Рассмотрим точку B. Ее значение больше 2 и меньше 3.
  • Рассмотрим точку С. Ее значение больше 3 и меньше 4.
  • Рассмотрим точку D. Ее значение больше 5 и меньше 6.
  • Вспомним что такое логарифм.
Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x. log a   x  =  b , где  a  — основание,  x  — аргумент,  b  — собственно, чему равен логарифм. В нашем случае а = 2, x = 10. То есть нас интересует число 2 b  = 10. 2 3  = 8 и 2 4  = 16, следовательно, b лежит в промежутке от 3 до 4. ЧИСЛА log 2  10 2) 7/3 3) √26 4) (3/5) -1 Следовательно, 7/3 больше 2 и меньше 3 . Рассмотрим √26. √25 = 5, √36 = 6. Значит, √26 больше 5 и меньше 6. То есть (3/5) -1  больше 1 и меньше 2. Ответ: 4213.

Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x.

log a   x  =  b , где  a  — основание,  x  — аргумент,  b  — собственно, чему равен логарифм.

В нашем случае а = 2, x = 10.

То есть нас интересует число 2 b  = 10. 2 3  = 8 и 2 4  = 16, следовательно, b лежит в промежутке от 3 до 4.

ЧИСЛА

  • log 2  10

2) 7/3

3) √26

4) (3/5) -1

Следовательно, 7/3 больше 2 и меньше 3 .

Рассмотрим √26. √25 = 5, √36 = 6. Значит, √26 больше 5 и меньше 6.

То есть (3/5) -1  больше 1 и меньше 2.

Ответ: 4213.

ОТВЕТ: 1342

ОТВЕТ: 1342

ОТВЕТ: 1423

ОТВЕТ: 1423

ОТВЕТ: 2143

ОТВЕТ: 2143

ОТВЕТ: 1432

ОТВЕТ: 1432

ОТВЕТ: 3412

ОТВЕТ: 3412

g(x), f(x) f(x) ≥g(x), f(x)≤ g(x)  Решения неравенства- это значения переменной, обращающие его в верное числовое неравенство. Решить неравенство- значит найти все решения или доказать, что их нет . " width="640"

Неравенства

Неравенство- это соотношения вида

f(x)g(x), f(x)

f(x) ≥g(x), f(x)≤ g(x) 

Решения неравенства- это значения переменной, обращающие его в верное числовое неравенство.

Решить неравенство- значит найти все решения или доказать, что их нет .

Виды неравенств и способы их решения 1. Линейные неравенства и системы неравенств 2. Квадратные неравенства 3. Неравенства высших степеней 4. Рациональные неравенства 5. Иррациональные неравенства 6. Показательные, логарифмические неравенства и системы неравенств

Виды неравенств и способы их решения

1. Линейные неравенства и системы неравенств

2. Квадратные неравенства

3. Неравенства высших степеней

4. Рациональные неравенства

5. Иррациональные неравенства

6. Показательные, логарифмические неравенства и системы неравенств

Виды неравенств - Линейные - Квадратные  _ + +

Виды неравенств

- Линейные

- Квадратные

_

+

+

Виды неравенств - Рациональные   _  _ + +

Виды неравенств

- Рациональные

_

_

+

+

Виды неравенств - Содержащие чётную степень - Содержащие нечётную степень

Виды неравенств

- Содержащие чётную степень

- Содержащие нечётную степень

Виды неравенств - Иррациональные (корень чётной степени)  - Иррациональные (корень нечётной степени)

Виды неравенств

- Иррациональные (корень чётной степени)

- Иррациональные (корень нечётной степени)

Виды неравенств - Показательные

Виды неравенств

- Показательные

Виды неравенств - Логарифмические -  Тригонометрические Решаем неравенства, используя тригонометрическую окружность, либо с помощью графика соответствующей функции

Виды неравенств

- Логарифмические

- Тригонометрические

Решаем неравенства, используя тригонометрическую окружность, либо с помощью графика соответствующей функции

Равносильность неравенств Перенос члена неравенства (с противоположным  знаком) из одной части неравенства в другую; 2. Умножение (деление) обеих частей неравенства  на положительное число; 3. Применение правил умножения многочленов и  формул сокращённого умножения; 4. Приведение подобных членов многочлена; 5. Возведение неравенства в нечётную степень;  6. Логарифмирование неравенства  т.е замена этого неравенства  неравенством

Равносильность неравенств

  • Перенос члена неравенства (с противоположным

знаком) из одной части неравенства в другую;

2. Умножение (деление) обеих частей неравенства

на положительное число;

3. Применение правил умножения многочленов и

формул сокращённого умножения;

4. Приведение подобных членов многочлена;

5. Возведение неравенства в нечётную степень;

6. Логарифмирование неравенства

т.е замена этого неравенства неравенством

Равносильность неравенств на некотором множестве чисел Возведение неравенства в чётную степень; Потенцирование неравенства; 3. Умножение обеих частей неравенства на функцию; 4. Применение некоторых формул (логарифмических, тригонометрических и др.)

Равносильность неравенств

на некотором множестве чисел

  • Возведение неравенства в чётную степень;
  • Потенцирование неравенства;

3. Умножение обеих частей неравенства на функцию;

4. Применение некоторых формул (логарифмических, тригонометрических и др.)

Методы решения неравенств  функциональный алгебраический графический  геометрический

Методы решения неравенств

функциональный

алгебраический

графический

геометрический

Алгебраические методы решения неравенств Сведение неравенства к равносильной  системе или совокупности систем  Метод замены  Разбиение области определения  неравенства на подмножества

Алгебраические методы

решения неравенств

  • Сведение неравенства к равносильной

системе или совокупности систем

  • Метод замены

  • Разбиение области определения

неравенства на подмножества

Алгоритм выполнения 1. Решаем по очереди каждое из неравенств (А–Г). При необходимости (для наглядности) отображаем полученное решение на координатной прямой. 2.Записываем результаты в форме, которая предложена в столбце «Решения». Находим соответствующие пары «буква–число». А. 2 –х+1   –x+1   –1  → –x+1  2. Ответ: х ϵ (2; +∞). Получаем: А–3. Б.     Корни в данном случае – это х=4 и х=5. Имеем в виду, что неравенство строгое, т.е. значения корней в промежуток для ответа не включаем. В точке х=5 перехода знака не происходит, т.к. по условию (х–5) дано в квадрате. Поскольку нам нужен промежуток, где х Соответственно, имеем: Б–4.

Алгоритм выполнения

1. Решаем по очереди каждое из неравенств (А–Г). При необходимости (для наглядности) отображаем полученное решение на координатной прямой.

2.Записываем результаты в форме, которая предложена в столбце «Решения». Находим соответствующие пары «буква–число».

А. 2 –х+1   –x+1   –1  → –x+1 2. Ответ: х ϵ (2; +∞). Получаем: А–3.

Б.  

Корни в данном случае – это х=4 и х=5. Имеем в виду, что неравенство строгое, т.е. значения корней в промежуток для ответа не включаем. В точке х=5 перехода знака не происходит, т.к. по условию (х–5) дано в квадрате. Поскольку нам нужен промежуток, где х

Соответственно, имеем: Б–4.

1 → log 4 x log 4 4 → x 4. Т.е.: х ϵ (4; +∞). Ответ: В–1. Г. (х–4)(х–2) Неравенство дано квадратное, его корни – х=2 и х=4. Для получения промежутков с положительными и отрицательными значениями схематически изображаем параболу, пересекающую координатную прямую в точках корней. Промежуток «внутри» параболы отрицательный, промежутки «вне» ее положительны. Т.к. в неравенстве дано « Ответ: Г–2. " width="640"

В. log 4 x 1 → log 4 x log 4 4 → x 4. Т.е.: х ϵ (4; +∞). Ответ: В–1.

Г. (х–4)(х–2)

Неравенство дано квадратное, его корни – х=2 и х=4. Для получения промежутков с положительными и отрицательными значениями схематически изображаем параболу, пересекающую координатную прямую в точках корней. Промежуток «внутри» параболы отрицательный, промежутки «вне» ее положительны. Т.к. в неравенстве дано «

Ответ: Г–2.

0 →  x   1. Объединяем полученный промежуток с ОДЗ, получаем: x ϵ (1; 3). Это соответствует решению №3. Ответ:  А–3 . ОДЗ не дает ограничений Тогда в результате имеем: х ϵ (1; +∞). Ответ:  Б–2 . Для решения требуется взять промежутки с положительным знаком. ОДЗ: х≠3. Получаем: х ϵ (1; 3)ᴗ(3; +∞). Ответ:  В–4 . х 2  – 4 х  + 3 0 → ( x –1)( x –3) 0. Применив метод интервалов, получим: ОДЗ не дает ограничений. Значит, х ϵ (–∞; 1)ᴗ(3; +∞). Ответ:  Г–1 . " width="640"

Алгоритм выполнения

  • Решаем последовательно неравенства А–Г, учитывая ОДЗ.
  • По результату (полученному простейшему неравенству) находим соответствующее графическое решение из правого столбца.
  • log 2  ( x –1) x –1) x –1 x  х –1 0 →  x   1.

Объединяем полученный промежуток с ОДЗ, получаем: x ϵ (1; 3). Это соответствует решению №3. Ответ:  А–3 .

ОДЗ не дает ограничений

Тогда в результате имеем: х ϵ (1; +∞). Ответ:  Б–2 .

Для решения требуется взять промежутки с положительным знаком. ОДЗ: х≠3. Получаем: х ϵ (1; 3)ᴗ(3; +∞). Ответ:  В–4 .

х 2  – 4 х  + 3 0 → ( x –1)( x –3) 0. Применив метод интервалов, получим:

ОДЗ не дает ограничений. Значит, х ϵ (–∞; 1)ᴗ(3; +∞). Ответ:  Г–1 .

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

ОТВЕТ: 3241

ОТВЕТ: 3241

ОТВЕТ: 2431

ОТВЕТ: 2431

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Задание № 18 БУ

Сведение неравенства к равносильной совокупности систем неравенств

Сведение неравенства к равносильной

совокупности систем неравенств

Решите  неравенство

Решите неравенство

Решите  неравенство Решение

Решите неравенство

Решение

Квант №10 1990 г. “ Некоторые полезные логарифмические соотношения”  Если  Аналогично можно доказать , что если

Квант №10 1990 г.

Некоторые полезные логарифмические соотношения”

Если

Аналогично можно доказать , что если

Ответ

Ответ

Метод «рационализации» Заменяемое выражение  Используемое  выражение  Решите неравенство

Метод «рационализации»

Заменяемое выражение

Используемое выражение

Решите неравенство

Решите неравенство Решение.

Решите неравенство

Решение.

Домашнее задание: задание №18 в сборнике ЕГЭ варианты №1-10

Домашнее задание:

задание №18

в сборнике ЕГЭ

варианты №1-10

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!