Сценарий
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 8–9 классов
Занятие 3
Творчество, которое объединяет
Дата проведения: 15 сентября.
Цели занятия: формирование ценностного отношения обучающихся к творчеству и понимания роли искусства в личностном становлении и духовном обогащении; поддержка мотивации к развитию собственных талантов; осознание значимости российской культуры как части мирового наследия.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству.
Основные смыслы
Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Существует множество возможностей для реализации творческого потенциала детей и взрослых.
Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка Петра Чайковского и Михаила Глинки, поэзия Александра Пушкина и романы Льва Толстого, произведения Федора Достоевского и Антона Чехова широко известны в десятках стран мира.
Музыка является одним из видов искусства, который окружает человека в течение всей жизни. Современная российская музыка развивается в различных жанрах и направлениях.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием презентации и видеоматериалов.
Комплект материалов:
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр и обсуждение видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап: просмотр и обсуждение видеоролика, беседа.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Просмотр и обсуждение видеоролика-анонса занятия с Евгением Егоровым.
Учитель: Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека, радость от этого процесса помогает ощущать полноту жизни. Творчество помогает человеку выражать свои чувства, мысли и идеи, создавать что-то новое и оригинальное, важное для людей, это особый язык, благодаря которому идеи и эмоции приобретают форму и могут быть поняты другими.
Вопросы для обсуждения:
Какова роль творчества в жизни людей?
Какого человека можно назвать творческим?
Как творчество помогает выражать внутренний мир человека?
Какие произведения искусства вы считаете яркими примерами творческого вдохновения?
В каких творческих направлениях вы бы хотели попробовать себя?
Ответы обучающихся.
Учитель организует практическое задание «Превращение»
(см. Приложение 1)
Учитель: Наверное, с раннего детства, каждый из вас был знаком с матрешками, расписной посудой и деревянными ложками. Народное творчество отражало традиции и мировоззрение, передавалось из поколения в поколение, стало фундаментом классического искусства и культуры России. Русская культура — это богатое и многогранное наследие, которое формировалось на протяжении веков и вобрало в себя множество традиций, обычаев, духовных ценностей. В её основе лежат народные промыслы, устные сказания и легенды, классическое искусство.
Вопросы для обсуждения:
Какие предметы народного искусства еще вы знаете?
Почему предметы российского народного искусства популярны среди иностранцев?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель: Русское искусство — это часть нашей культуры, в которой соединились народные традиции и великие произведения мастеров, новаторство и творческих поиск современных деятелей искусства. Это музыка Петра Чайковского и Михаила Глинки, поэзия Александра Пушкина и романы Льва Толстого, картины Ильи Репина, Исаака Левитана — всё, что отражает душу и историю России.
Вопросы для обсуждения:
Почему русская культура является величайшей культурой в мире?
Почему важно сохранять и приумножать русскую культуру?
Как сегодня развивается русская культура и музыка в частности?
Слышали ли вы о международном конкурсе «Интервидение», который пройдет в Москве?
Ответы обучающихся.
Учитель: Российское искусство сохраняет и активно продолжает традиции предшественников, и развивается в новых направлениях. Времена меняются, но музыка, как и прежде, остается главной объединяющей силой. Немногие знают, что «Интервидение» — не новый конкурс. Более того, у него богатая история. Впервые соревнование прошло в 1965-м году в Чехословакии и прекратилось после распада Советского Союза. Интересный факт — на конкурсе артисты исполняли песни не на одном языке, а каждый на своем родном. И сегодня этот конкурс вновь объединит десятки стран мира, где каждая страна покажет свою самобытность и познакомит зрителей со своей культурой и традициями. По инициативе нашей страны этот конкурс вновь объединит десятки стран мира, где каждый артист покажет самобытность своего народа и познакомит зрителей со своей культурой и традициями.
Вопросы для обсуждения:
Вы бы хотели принять участие в таком конкурсе? Если да, какую песню выбрали бы для выступления? Объясните почему.
Почему важно сохранять музыкальные традиции каждой страны? Как конкурс помогает сохранить национальную самобытность?
Зачем организуют международные конкурсы вроде «Интервидения»? Что они дают зрителям, участникам и странам?
Какой вклад вносят культурные мероприятия, подобные «Интервидению», в формирование положительного имиджа страны на международной арене?
Учитель организует просмотр видеоролика «Музыка, которая объединяет».
Учитель: В этом году в «Интервидении» примут участие молодые музыканты и исполнители из Бразилии, Китая, Сербии, Саудовской Аравии, ЮАР и многих других стран. Известные артисты встретятся на одной сцене, чтобы вдохновлять, объединять мир и сближать миллионы сердец. Участники конкурса представляют более 3 миллиардов человек, живущих в их странах. Если каждый третий житель этих стран посмотрит конкурс, то аудитория шоу составит миллиард человек! Нашу страну представит известный исполнитель Shaman. Следите за конкурсом 20 сентября и болейте за свою страну всей семьей!
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с главным продюсером музыкальных и развлекательных программ «Первого канала» Юрием Викторовичем Аксютой.
Вопросы для обсуждения:
Почему важно для молодых исполнителей делиться своим искусством с участниками из разных стран?
Как участие в международных конкурсах может повлиять на развитие творческих способностей и карьеру музыканта?
Учитель: Музыка — это удивительное и многогранное искусство, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни. Мы встречаемся с ней ежедневно — в транспорте, магазинах, на концертах и культурных мероприятиях, а также в фильмах и театре. Музыка влияет на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье, формирует эстетических вкус. Это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий.
Сейчас и в музыке, и в литературе особенно развивается тема фольклора и русской культуры. Многие болгары популяризируют стиль русской деревни. И феномен популярной сейчас Надежды Кадышевой как раз заключается в использовании народных элементов в музыке, фольклорных мотивов и ярких стилизованных костюмов. Также активно развивается творчество и новых поколений исполнителей.
Вопросы для обсуждения:
Какова роль музыки в вашей жизни?
Какую музыку вы любите слушать?
Какие музыкальные направления сейчас популярны?
Почему сейчас активно развивается музыка с национальным колоритом?
Почему песни прошлых десятилетий снова становятся популярными среди молодежи?
Пробовали ли вы самостоятельно писать музыку или сочинять песни?
Учитель: В нашей стране существуют большие возможности для реализации творческого потенциала. Творчеством можно заниматься не только самому дома — рисовать, разрабатывать дизайн одежды, синтезировать музыку, но и в коллективе единомышленников, перенимать опыт у профессионалов.
Сегодня каждый школьник может активно развивать свои таланты в центрах дополнительного образования, кружках и секциях. Навигатор дополнительного образования на портале «Госуслуги» позволяет школьникам и родителям с легкостью выбрать программы по интересам. С 14 лет можно оформить Пушкинскую карту для бесплатного посещения театров, кинотеатров, музеев и филармонии. Свой потенциал можно реализовать на фестивалях «Таврида.АРТ», национальном чемпионате творческих компетенций Artmasters, творческих проектах «Движения Первых» и многих других.
Вопросы для обсуждения:
Как творческие проекты могут помочь познакомиться с новыми людьми и найти друзей?
Назовите виды творчества, которыми увлекаетесь лично вы или ваши друзья. Чем они привлекательны для вас?
Для чего существует Навигатор дополнительного образования на портале «Госуслуги»? Пользовались ли вы этим ресурсом?
Расскажите, какие культурные места вашего города вы знаете и куда бы пошли в первую очередь, имея Пушкинскую карту?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Многогранная культура России — это ключ к пониманию того, как формировалась национальная идентичность российского народа на протяжении столетий. Мы знакомимся с великими произведениями литературы, музыки, живописи, которые отражают наше историческое наследие, мировоззрение и духовные ценности народов России. Они продолжают вдохновлять и объединять миллионы людей не только в России, но и во всём мире. Каждый из нас может приобщиться к музыкальной культуре России и стать ее частью, развивая свои таланты.
Вопросы для обсуждения:
Какие традиции связаны с искусством и творчеством у вас в семьях?
Какие произведения русской культуры для тебя самые впечатляющие и почему?
Почему важно сохранять и изучать русскую культуру в современном мире?
Ответы обучающихся.
Пост разговор
Что почитать
Кандаурова Л. «Как слушать музыку»
Корсакова М.Н. «Мозг и музыка. Как чувства проявляют себя в музыке и почему ее понимание доступно всем»
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
https://intervision.world
Artmasters https://artmasters.ru
Проекты арт-кластера для реализации творческого потенциала «Таврида.АРТ» https://tavrida.art
Проект «Музыка моей семьи». Создать музыкальный портрет своей семьи. Определить схожесть и различия в музыкальных вкусах представителей разных поколений.
Литературный вечер «Читаем стихи вместе» — внеурочное мероприятие для школьников и родителей, посвященное любимым стихотворениям о временах года или природе России.
Приложение 1
Практическое задание «Превращение»
Дорисуйте элементы, не допуская повторения идей. Объедините фигуры, нарисуйте объекты внутри или постройте предметы вокруг фигур.
Такая разминка позволит активировать мозговую деятельность перед написанием сочинения, песни и рассказа, заучиванием стихотворения.