СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 5–7 классов
Занятие 3
Творчество, которое объединяет
Дата проведения: 15 сентября.
Цели занятия: формирование ценностного отношения обучающихся к творчеству и понимания роли искусства в личностном становлении и духовном обогащении; поддержка мотивации к развитию собственных талантов; осознание значимости российской культуры как части мирового наследия.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству.
Основные смыслы
Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Существует множество возможностей для реализации творческого потенциала детей и взрослых.
Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка Петра Чайковского и Михаила Глинки, поэзия Александра Пушкина и романы Льва Толстого, произведения Федора Достоевского и Антона Чехова широко известны в десятках стран мира.
Музыка является одним из видов искусства, который сопровождает человека в течение всей жизни. Современная российская музыка развивается в различных жанрах и направлениях.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр видеороликов, выполнение интерактивного задания.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия с Евгением Егоровым.
Учитель: Сегодня у нас особая, вдохновляющая тема для разговора. Мы поговорим о творчестве. Это неотъемлемая часть жизни каждого человека, она объединяет людей. Через изобразительное искусство, музыку, литературу, мы можем чувствовать и переживать схожие эмоции, независимо от того, где родились и выросли.
Вопросы для обсуждения:
Как творчество влияет на нас?
Каких известных писателей, музыкантов, художников, современных артистов вы знаете?
Ответы обучающихся.
Учитель: Русская культура — это богатая сокровищница, в которой есть место гениальной классической музыке Чайковского и Рахманинова, пронзительной литературе Пушкина и Толстого, живописи Васнецова и Шишкина, уникальной архитектуре наших памятников, а также современному искусству (презентация к занятию, слайд 2). Произведения русского искусства вызывают интерес и вдохновляют людей всех возрастов и национальностей по всему миру.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, каждый ли из нас способен творить?
Какого человека можно считать творческим?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель: Творчество занимает особое место в жизни каждого человека, вне зависимости от профессии и уровня мастерства. Творить — это делать что-то осязаемое, то, что можно увидеть, услышать, потрогать, это дело, которым человек любит заниматься. И тогда такой труд — наивысшая радость, ведь он приносит много положительных эмоций.
Вопросы для обсуждения:
Какие ассоциации возникают у вас со словом творчество? Давайте я начну, а вы продолжите: художник, вдохновение, талант…
Какие чувства испытывает человек, когда занимается творчеством?
Ответы обучающихся.
Учитель: Творчество помогает находить решения самых разных задач и удовлетворять разнообразные потребности. Самое главное, что отличает творчество — это уникальность его результата. Казалось бы, простой предмет — русская матрешка. Её создали изначально как детскую игрушку-«укладку», отлично развивающую детскую моторику. Потребность была практической. Но в чём же творчество? В том, что эти куколки стали уникальны и неповторимы своей росписью, стилем, качеством, над которыми потрудились отечественные художники. Теперь матрешка — самый распространенный сувенир из России и символ русской культуры.
Вопросы для обсуждения:
Задумывались ли вы, что движет творческими людьми?
Почему нужно заниматься творчеством?
Ответы обучающихся.
Учитель: Современная русская культура активно развивается, в том числе и в музыкальной сфере. Музыка — это удивительное и многогранное искусство, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни. Мы встречаемся с ней ежедневно — в транспорте, магазинах, на концертах и культурных мероприятиях, а также в фильмах и театре. Один из хороших примеров сочетания современных трендов с сохранением национальной самобытности в традициях — Международный музыкальный конкурс «Интервидение».
Вопросы для обсуждения:
Слышали ли вы о международном конкурсе «Интервидение», который пройдет в Москве? Будете ли смотреть трансляцию?
Ответы обучающихся.
Учитель: Российское искусство сохраняет и активно продолжает традиции предшественников, и развивается в новых направлениях. Времена меняются, но музыка, как и прежде, остается главной объединяющей силой. Немногие знают, что «Интервидение» — не новый конкурс. Более того, у него богатая история. Впервые соревнование прошло в 1965-м году в Чехословакии и прекратилось после распада Советского Союза. Интересный факт — на конкурсе артисты исполняли песни не на одном языке, а каждый на своем родном.
По инициативе нашей страны этот конкурс вновь объединит десятки стран мира, где каждый артист покажет самобытность своего народа и познакомит зрителей со своей культурой и традициями.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему в конкурсе «Интервидение» каждый артист может петь на своем родном языке?
Почему современным артистам важно не только создавать новую музыку, но и продолжать традиции своих предшественников?
Ответы обучающихся.
Учитель организует просмотр видеоролика «Музыка, которая объединяет».
Учитель: Интервидение — это платформа для культурного обмена, укрепления взаимопонимания и доверия между народами, уважения к национальной самобытности и традициям стран- участниц. Россия становится связующим звеном между поколениями и народами. Участники конкурса представляют более 3 миллиардов человек, живущих в их странах. Даже если каждый третий житель этих стран посмотрит конкурс, то аудитория шоу составит миллиард человек! Нашу страну представит известный исполнитель Shaman. Следить за конкурсом и болеть за свою страну всей семьей — может стать замечательной традицией.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с главным продюсером музыкальных и развлекательных программ «Первого канала» Юрием Викторовичем Аксютой.
Вопросы для обсуждения:
Какую музыку слушаете вы?
Какие стихотворения известных отечественных поэтов были положены на музыку?
Расскажите, какие треки сейчас в вашем плейлисте?
Как в вашей семье происходит культурный обмен между вами и вашими родителями или бабушками и дедушками?
Есть ли песни, которые вы поете вместе с родными?
Ответы обучающихся.
Учитель: Желание выразить эмоции, стремление оставить память о себе, любовь к искусству и красоте, поиски смысла жизни, интерес к новому и неизведанному — вот неполный список причин для самовыражения. Иногда трудные жизненные обстоятельства становятся источником вдохновения. Люди начинают искать способы преодоления трудностей через творчество, создавая произведения, отражающие их внутренний мир и опыт.
Вопросы для обсуждения:
Вы сами когда-нибудь испытывали желание творить?
А что вдохновляет людей на творчество? (Природа, чувства, мечты, переживания, интересы)
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение интерактивного задания «Времена года».
Учитель: Занятия музыкой, игра на инструменте, пение, воспроизведение приятных и любимых треков — это не только приятно, но и полезно. Это развитие мозга, эстетического вкуса, расширение кругозора, формирование креативного мышления. Занимаясь музыкой, мы задействуем тело, слух, зрение, несколько видов памяти одновременно.
Вопросы для обсуждения:
Что для вас в музыке самое важное, что она вам дает?
Как музыка объединяет людей?
Пробовали ли вы самостоятельно писать музыку или сочинять песни?
Ответы обучающихся.
Учитель: Современная музыка в России активно развивается, и каждый из нас может внести свой вклад в будущее страны. Как вы думаете, нужно ли учиться, чтобы проявить свой талант, или достаточно просто желания и вдохновения?
Ответы обучающихся.
Учитель: В нашей стране есть разнообразные возможности для реализации ваших талантов. Творчеством можно заниматься не только самому дома — рисовать, разрабатывать дизайн одежды, синтезировать музыку, но и творить в коллективе единомышленников, перенимать опыт у профессионалов. В каждом регионе действуют детские школы искусств, центры дополнительного образования, секции и самые разнообразные кружки. Навигатор дополнительного образования на портале
«Госуслуги» позволяет школьникам и родителям с легкостью выбрать программы по интересам.
Вопросы для обсуждения:
Участвовали ли вы в творческих конкурсах, приходилось ли вам выступать?
В чем, по-вашему, вы талантливы?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Оно проявляется в самых разных сферах: от простого украшения дома до написания научных статей или создания художественных полотен. Каждому человеку присуще стремление выражать свои мысли, чувства и впечатления через какое-либо творческое проявление. Очень полезно находить время для занятия любимым делом, будь то рисование, музыка,
литература или кулинария. Эти занятия наполняют нас, развивают креативность и улучшают настроение. Возможностей для занятий искусством в России очень много. Сегодня у вас есть все условия, чтобы раскрыть свои таланты и внести вклад в развитие страны.
Вопросы для обсуждения:
Почему мы можем гордиться культурными достижениями России?
Почему для каждого из нас и для нашей страны так важно развивать свои способности и таланты?
Какие качества воспитывает в людях творчество?
Ответы обучающихся.
Постразговор
Что посмотреть
Симфоническая сказка Сергея Прокофьева в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР «Петя и волк» (мультфильм, 1976).
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
Официальный сайт «Интервидения» https://intervision.world
Проект «Музыка моей семьи». Создать музыкальный портрет своей семьи. Определить схожесть и различия в музыкальных вкусах представителей разных поколений.
Литературный вечер «Читаем стихи вместе» — внеурочное мероприятие для школьников и родителей, посвященное любимым стихотворениям о временах года или природе России.