СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать умение детей различать оптически сходные буквы В - Д на письме.

Просмотр содержимого документа
««Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях»»









Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во 2 классе

«Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях»







подготовила

учитель-логопед

Калугина Ирина Станиславна



Цель: Совершенствовать умение детей различать оптически сходные буквы В - Д на письме.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание прописных букв В и Д, выявить сходства и отличия.

  2. Тренировать учащихся в различении букв В и Д в изолированном написании, в слогах, словах и предложениях.

  3. Совершенствовать навык чтения и письма.

  4. Совершенствовать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  1. Активизировать внимание детей, настроить их на работу.

  2. Развивать слуховое внимание и восприятие.

  3. Развивать зрительное восприятие, пространственные представления.

  4. Развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.

  2. Формировать толерантное отношение к окружающим людям.


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационное начало занятия


Создает положительный настрой на урок

Психологический настрой.

  • Рада видеть вас на нашем занятии. Чем мы занимаемся на нем?

Добавьте слова.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.


Готовность учебных принадлежностей.


Регулятивные УУД

Учащиеся обеспечивают организацию своей учебной деятельности.

Мотивация.

Целеполагание

На столе разложены элементы букв – овалы, петли, крючки разных цветов. Перед каждым учащимся лежит лист белой бумаги.

Логопед: Ребята, если вы будете выполнять все мои указания, то сможете правильно назвать тему занятия.

- возьмите синий овал, положите его в правый верхний угол.

- возьмите синюю петлю положите её справа от овала, чтобы она была направлена вниз.

- какая буква у вас получилась?


- возьмите желтый овал, положите его в левый нижний угол.

- возьмите желтую петлю, положите её слева от овала, чтобы она была направлена вверх.

- какая буква у вас получилась?

- Кто сможет сказать тему нашего занятия?


Дети дети то что говорит логопед.





Буква Д прописная, строчная.











Буква В – прописная, строчная.


Тема занятия: Различаем буквы В и Д.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;


Уточнение сходства и отличия между буквами.

Назовите и покажите элемент, которым буквы В и Д похожи.

А петля у них похожа?

  • А чем же тогда буквы отличаются?





Логопед: Ребята, отгадайте отгадку.

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.

- Какая из букв похожа на дятла? Приклеим дятла – букву Д в тетрадь.

- А на что похожа буква В?

Приклеим вишенку - букву В в тетрадь.


Овал

да

у буквы Д петля расположена справа и направлена вниз, а у буквы В – петля слева и направлена вверх.

Дятел









Прописная буква Д накладывается на дятла.


Прописная буква В накладывается на вишенку.


Закрепление связи между звуком и буквой.

Ребята, какой звук мы обозначаем буквой В?

Дадим характеристику этому звуку. Для этого посмотрим, в каком же домике живет звук [В]






- Какой звук мы обозначаем буквой Д?




Звук [В]

Этот звук согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.





Звук [Д]

-Согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.


Совершенствование процессов фонематического анализа.

Учащимся предлагается сюжетная картинка - коллаж, на которой изображены предметы, в названии которых встречаются буквы В и Д. Учащиеся по очереди подходят к доске, называют какой-либо предмет, определяют, какой звук есть в этом слове, его место (начало, середина, конец), прикрепляют к этому предмету соответствующую магнитную букву.



Различение изолированных букв.

  1. Написание букв на магнитных досках.

  2. Работа на карточках.

Ребята, отгадайте загадку.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

На доске – дерево. Его ветви – ладошки с аппликаторами. Учащиеся подходят к дереву, прижимают ладони к ладошкам – аппликаторам, достаточно сильно нажимая на них. После такого массажа приступают к письменной работе на карточках.

Карточка 1. На карточке написан алфавит. Учащимся предлагается обвести в кружок букву Д синим карандашом, а букву В – желтым.

Карточка 2. Учащимся предлагается прописать строчные буквы В и Д по точкам. Совершенствование процессов анализа и синтеза.

Игра «Лото». Учащимся предлагаются карты лото со словами, содержащими звуки В и Д. Учащиеся называют слова и определяют, какой из заданных звуков есть в слове, затем закрывают картинку соответствующей буквой.


Логопед: Ребята, а теперь запишите буквы в тетрадь в той последовательности, в которой вы выложили их на карте лото.

Совершенствование прослеживающей функции глаза.

Над доской картинка бабушки, которая вяжет. На расстоянии от бабушки – клубочки. Логопед ведет палочкой, к которой прикреплена картинка котенка, от бабушки к клубкам, учащиеся следят за движением котенка.

Логопед:

Котик ниток клубок укатил в уголок,

Укатил в уголок котик ниток клубок.

Ребята, давайте проследим глазами, не поворачивая головы, за движением котика.






Дерево

Умение инициировать учебное взаимодействие:

Развитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи. Умение уверенно держаться во время выступления.





Регулятивные УУД




  1. Различение букв В и Д в слогах.

Логопед: Ребята, прочитайте слоги по таблице и составьте из них по два слова. Каждое слово запишите как математический пример.

Во + ро + на = Ворона

До + ро + га = Дорога


Ко + ро + ва =Корова

Ра + ду + га = Радуга

КО

ВА

РО

ДУ

ГА

РА

Ло + ша + ди = Лошади

Во + ро + та = Ворота

ЛО

ДИ

ША

РО

ТА

ВО


Во + ро + бей = Воробей

Ка + ран + даш = Карандаш

БЕЙ

ВО

РО

ДАШ

КА

РАН


Логопед: Ребята, сколько слогов получилось в каждом из ваших слов. (Три).

Обведите в получившихся словах букву Д – синим цветом, а букву В – желтым.



Познавательные УУД

Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации на основе внешних признаков или известных характерных свойств, создание собственных устных высказываний, отвечая на проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД

Учет позиции партнера по деятельности, согласование вариантов решения проблемы.

  1. Физкультминутка.

Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

Правой, левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче сделай.

А потом, а потом,

Даже щёчки мы побьём

Вверх ладошки!

Хлоп. хлоп!

По коленкам –шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Справа - можем,

слева – можем!

И крест накрест руки сложим!

И погладим мы себя.

Вот какая красота!





Различение букв В – Д в словах.

Ребята, скоро наступит весна, а вместе с ней и праздник – 8 марта! Давайте потренируемся составлять букеты. В вазу, находящуюся справа от вас будем ставить цветы, на которых написаны слова с буквой В, а слева – цветы, на которых написаны слова с букой Д.



Познавательные УУД

Применение полученных знаний.



Различение букв В и Д в предложении.

Ребята, нам с вами пришло необычное письмо. Но пока я вам готовилась об этом сказать, в форточку влетел воробей и уронил на письмо вазу с водой. Письмо промокло, и часть букв смылась. Если мы вернем буквы на место, то узнаем, где дедушка Грамотей спрятал для нас подарок.


«По…арок …ержит … руках …алентина И…ановна».



Подведение итогов занятия.

Какие буквы вы научились сегодня различать? .

- Какой элемент помогает нам различать эти буквы?

- Как расположена петля у буквы Д? (

- А у буквы В?

(В и Д)





(Петля).

Справа, вниз).

(слева, вверх).

Познавательные УУД

Применение полученных знаний.



Рефлексия

Как вы оцените свою работу на занятии.



- Ребята, которым было что-то не понятно на уроке, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.



Самооценка.

Мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый.

мне немного было не понятно, но я старался –желтый,

я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.

Познавательные УУД

Применение полученных знаний.

Контроль и оценка результатов деятельности.



Регулятивные УУД

Осознание качества и уровня усвоения материала, самоконтроль