Разноуровневые карточки по теме «Правописание корней» Безударные гласные в корне, проверяемые и не проверяемые ударением
1. Прил...скать с...баку, раск...лить ск...вороду, юный зап...вала, ув...дание л...ствы, высокое загр...ждение, л...чебное г...лодание, д...лекая ст...рона, отк...затъся от услуг, зач...рованный взгляд (18 слов).
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы.
• Выделите главное слово в словосочетании.
** Задание 2-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, укажите в скобках проверочные слов.
• Выпишите выделенные слова, укажите рядом антонимы.
*** Задание 3-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, выписав сначала словосочетания сущ. + прил., а затем гл. + сущ.
• Запишите собственные словосочетания с тремя первыми главными словами (приласкать, раскалить, запевала).
Волосы разе...ваются, промышленность разе...вается, посв...тить себя музыке, посв...тить ф...нариком, соблюдать ч...стоту, ч...стота радиоволн, прож...вать колбасу, проживать по адресу, подр...жать старшим, др...жать от холода, ув...дать друга, ув...дать от жары.
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня.
• В словах первого ряда выделите корень.
** Задание 2-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня.
• Обозначьте главное слово во всех словосочетаниях.
*** Задание 3-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня.
• Рядом с главными запишите проверочные, ориентируясь на контекст.
3.. Прим...рять друзей, прим...рятъ к...стюм, пос.деть от горя, пос.деть на лавке, сл...пить глаза, сж..маться в комок, скр...пить печатью, скр...петь на морозе, пол...скать белье, пол...скать котенка.
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня.
• Подберите синонимы к выделенным словам.
** Задание 2-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня.
• Сверху над всеми глаголами укажите спряжение.
*** Задание 3-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня, выделите корень.
• Составьте и запишите простое предложение со словом печать, уточнив его значение по словарю.
4. Б...p...бa, б...р...здитъ, б...р...на, в...с...лить, в..л...сок, г...в...рить, г...л...ва, д...р...вянный. д...р...гой, з..л..неть, з...рк..ла, з..л...той, к..л...сок, м..л...дой, в...р...на, х...л...да, л...ш...диный.
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в слова с двумя безударными гласными в корне.
• Сделайте морфемный разбор выделенных слов.
** Задание 2-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в слова с двумя безударными гласными в корне.
• Составьте сочетания с любыми четырьмя словами глаг. + сущ.
*** Задание 3-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы в слова с двумя безударными гласными в корне, выделите в них корень.
• Составьте со словом бороздить простые предложения с учетом прямых и переносного значений, справьтесь в толковом словаре.
Разноуровневые карточки по теме «Синонимы и антонимы» Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
В. Белинский
Задание 1.
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
С. Михалков
* Задание 1-го уровня
• Подчеркните в тексте синонимы.
• В первой и второй строках выделите в с ювах приставки.
** Задание 2-го уровня
• Подчеркните синонимы в тексте и с помощью словаря объясните, что объединяет данные слова.
• Во всех словах, где это возможно, выделите приставки.
*** Задание 3-го уровня
• Подчеркните синонимы в тексте и укажите, что объединяет данные слова и в чем их различие.
• Обозначьте в словах орфограмму «Приставки пре- и при-».
Задание 2.
Арктика уже (не) белая пустыня. На побережье Ледовитого океана выр...сли морские порты, города и поселки. С каждым годом дв...жение по Северному морскому пути ст...новится все ож...вленнее.
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы.
• Объясните значение выделенного слова.
** Задание 2-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы и обозначьте часть слова с пропуском (морфему).
• Есть ли у слов порт и путь синонимы?
*** Задание 3-го уровня
• Сделайте орфографический разбор слов с пропущенными буквами.
• Есть ли у слов порт и путь синонимы и антонимы?
Задание 3.
Мы сидели у порожка —
Я, сестра, Щенок и Кошка.
Заглянула к нам Корова,
Села рядом, что ж такого!
Потеснились мы немножко —
Я, сестра, Щенок и Кошка.
Задала вопрос сестренка:
— Ты куда идешь, Буренка?
— Я сейчас пойду направо...
Там растут густые травы...
А потом пойду налево.
Там цветет душистый клевер.
И сказал Щенок несмело:
— Что потом ты будешь делать?
— А потом отправлюсь к речке:
Там тенистые местечки.
С. Прокофьева, Г. Сатир
* Задание 1-го уровня
• Подберите синонимы к словам потеснились и несмело.
• Составьте словосочетания со словом густые с учетом его многозначности.
** Задание 2-го уровня
• Подберите синонимы к выделенным словам.
• Составьте с двумя антонимами простые предложения.
*** Задание 3-го уровня
• Подберите синонимы к словам потеснились, рядом, несмело.
• Подберите к выделенным словам антонимы. К каким из них можно подобрать синонимы?
Задание 4.
Вьюга
Забелели постели,
Задымились снега,
Захрустели метели
И помчались в бега.
Побежали по кругу,
Словно кто-то их гнал. ...
Я декабрьскую вьюгу
С младенчества знал.
А. Прокофьев
Вьюга Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взвей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи —
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
С. Михалков
* Задание 1-го уровня
• Подчеркните все «зимние» слова как члены предложения в стихотворении С. Михалкова.
• Найдите в тексте синонимы к слову вьюга.
** Задание 2-го уровня
• Подчеркните синонимы в первом предложении стихотворения С. Михалкова.
• Есть ли в стихотворении А. Прокофьева синонимы?
*** Задание 3-го уровня
• Найдите и выпишите синонимы к слову вьюга сначала в первом, затем во втором стихотворении.
• Есть ли что-то общее в использовании языковых средств У А. Прокофьева и С. Михалкова?
Задание 5.
а) Огонь, осень, пламя.
б) Алфавит, азбука, чистописание.
в) Шалун, конница, кавалерист.
г) Бросать, кидать, прыгать.
* Задание 1-го уровня
• Выделите слово «третье лишнее» в любых двух рядах.
• В каком словаре следует искать информацию о слове алфавит!
** Задание 2-го уровня
• Выделите слово «третье лишнее» во всех рядах, имея в виду, что объединение двух слов в каждой из групп связано с одним и тем же явлением лексики.
• Объясните значение выделенных слов. К какому словарю следует обратиться в случае необходимости?
*** Задание 3-го уровня
• Выделите слово «третье лишнее» во всех рядах, имея в виду, что объединение двух слов в каждой из групп связано с одним и тем же явлением лексики.
• Составьте самостоятельно словарную статью к слову чистописание.
Задание 6.
Гном и белка
Маленький гном —
Старый житель лесной
Сел на грибок
Под зеленой сосной,
Сел и глядит —
Удивляется!
Кто это сверху
Бросается?..
Шишки летят,
А сквозь ветки блестит
Черный глазок, —
Это белка шалит!
«Полно, шалунья,
Достанется!..
Так уж за мной не останется ...
Влезу на елку,
Сейчас накажу,
Острый репейник
На хвост посажу».
Белка смеется:
«Умаешься!
Разве за мной
Угоняешься?..»
Г. Галина
* Задание 1-го уровня
• Подберите к выделенным словам из первой строфе синонимы.
• Объясните значение слова гном.
** Задание 2-го уровня
• Подберите ко всем выделенным словам антонимы.
• К слову шалунья подберите синоним. Составьте с ним простое предложение.
*** Задание 3-го уровня
• К выделенным словам подберите синонимы и антонимы.